Дело № 2-3346/2022
УИД: 55RS0001-01-2022-004962-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 04 августа 2022 года
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Беккер Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой И.В.,
при участии истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО5, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной ИФНС № 8 по Омской области о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию на период нахождения в отпуске, морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 8 по Омской области (далее – ответчик) о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках в 2019, 2020, 2021 годах в размере 71 832 руб. 51 коп., компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере 86 281 руб. 29 коп., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 463 руб. 31 коп., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., в обоснование требования указав, что с ДД.ММ.ГГГГ принята в МИФНС России № 6 по Омской области на должность государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела контрольной работы (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Трудовые отношения с МИФНС России № 6 по Омской области длились до ДД.ММ.ГГГГ. На основании Приказа начальника МИФНС № 6 от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт с истцом расторгнут и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). На основании приказа руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Омской области №@ от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 6 по Омской области реорганизована в форме присоединения к Инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска, а Инспекция федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска переименована в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № 8 по Омской области. При увольнении работодателем начислена и выплачена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 124605,20 рублей, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 7132,30 рублей, что отражается в карточке-справке за 2021, представленной в Письме МИФНС России № 8 по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ. В рассматриваемый период истцу производились выплаты средств материального стимулирования. Факт получения указанных сумм и их размер подтверждается карточкой-справкой. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2018-2021 годы, а также при расчете компенсаций при увольнении истца в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск. Не включение в расчет произведенных выплат является незаконным. При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередных отпусков в 2018-2021 годах, компенсация за неиспользованный отпуск и четырехмесячное денежное содержание, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования в соответствии со следующими расчетами.
Расчет 1. Истцу подлежали выплаты при сокращении по формуле: Денежное содержание + Дополнительные выплаты / 12 = выплата при сокращении за 1 месяц х 4 (месяца) = компенсация при сокращении.
Денежное содержание включает: оклад за классный чин + оклад + ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия + ежемесячное денежное поощрение + ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет + районный коэффициент на зарплату.
Дополнительные выплаты включают: премии месячные с учетом районного коэффициента + материальную помощь к отпуску с учетом районного коэффициента+ материальное стимулирование.
Денежное содержание составляет: 5075+1694+1015+3553+5075+2461,80=18873,80 рублей.
Дополнительные выплаты 406173,80 руб., в том числе премия месячная 112045 руб. (4927+16412+16412+32500+5075+6769+13538+16412), материальная помощь к отпуску 6 769 руб., единовременная выплата к отпуску 13 538 руб., средства материального стимулирования (премия по приказу) 258 844 руб. (49925+17869+25 000+15000+35000+35700+27350+7000+26000), районный коэффициент на премии 11931,75 руб. (739,05+2461,80+2461,80+761,25+1015,35+2030,70+2461,80), районный коэффициент на единовременную выплату 2030,70 руб., районный коэффициент на материальную помощь к отпуску 1015,35 руб.
Выходное пособие при сокращении подлежащее выплате = (18873,80+(406173,80/12))х4=(18873,80+33847,82)х4=52721,62х4=210886,48 руб.
Таким образом, истцу фактически перечислено 124605,20 рублей, невыплаченная компенсация при сокращении составляет 86352,76 рублей.
Расчет 2. Компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 7 дней по формуле: (18873,80+406173,80/12)/29,3х7=52721,62/29,3х7=12595,61.
Работодателем истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 7132,30 рублей, в связи с чем, недоплата, по расчетам истца, составила 5463,31.
Расчет 3. Сумма отпускных с учетом сумм материального стимулирования за 2020-2021 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 день)) по формуле: (денежное содержание на дату «события» + дополнительные выплаты/12)/29,3 х количество дней отпуска = сумма отпускных. Денежное содержание: 5075 + 1694 + 1015 + 3553 + 5075 + 2461,80 = 18873,80 руб.; дополнительные выплаты: 315656,80 руб., в том числе премия: 110769,35 руб. (15136,35 + 4927 + 16412 + 16412+32500+5075+6769+13538), материальная помощь к отпуску 6769 руб., единовременная выплата к отпуску 13538 руб., средства материального стимулирования 169 794 руб. (49925 + 17869 + 25000+15000+35000+35700+27350+27000), районный коэффициент на премии 11740,40 руб. Сумма отпускных составляет: (18873,80 + 315656,80/12) / 29,3 х 21 = 45178,53 / 29,3 х 21 = 32380,52. Фактически было начислено 21309,33 руб., недоначисленная и невыплаченная сумма отпускных составляет 11071,20 руб.
4 Расчет сумм отпускных с учетом сумм материального стимулирования за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней) фактически начислено 16 500 руб. 16 коп., недоплачено 10 039 руб. 60 коп. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней) отпуска начислено 24 721 руб. 84 коп., недоплачено 16 926 руб. 86 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней) отпуска фактически начислено 13 459 руб. 88 коп., недоплачено 6 833 руб. 33 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней) отпуска фактически начислено 17 858 руб. 10 коп., недоплачено 12 197 руб. 70 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 9 дней) отпуска фактически начислено 8 491 руб. 50 коп., недоплачено 5 777 руб. 89 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 14 дней) отпуска фактически начислено 13 554 руб. 66 коп., недоплачено 8 985 руб. 93 коп.
Истцу о нарушении ее прав стало известно в момент получения денежных средств при увольнении из налогового органа. О том, что спорные суммы не были выплачены и не были начислены, истцу стало известно после полного анализа расчетных документов. Поскольку расчетные документы, отражающие полный расчет произведенных выплат получены только ДД.ММ.ГГГГ, истец полагает, что причина пропуска срока обращения в суд за судебной защитой нарушенного права является уважительной и подлежит восстановлению. Суммы материального стимулирования были необоснованно исключены из расчета денежного содержания, чем ответчик причинил нравственный страдания, то есть моральный вред, выразившийся в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Бездействием ответчика нарушены имущественные права в виде несвоевременного получения установленных законом сумм в полном объеме, в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Омской области задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках в 2019, 2020, 2021 годах в размере 71 832 руб. 51 коп., компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 86 281 руб. 29 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 463 руб. 31 коп., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
В ходе судебного заседания истец уточнила исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просила суд взыскать с ответчика компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 86 281 руб. 29 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 463 руб. 31 коп., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске в 2021 году в размере 12 249 руб. 30 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Уточнения судом приняты.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика –ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ принята в МИФНС России № 6 по Омской области (в настоящее время МИФНС России № 8 по Омской области) на должность старшего государственного налогового инспектора в отдел контрольной работы.
В соответствии со служебным контрактом, карточками-справками, штатным расписанием ФИО1 установлено следующее денежное содержание: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад); месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячное денежное поощрение; районный коэффициент 1,15.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, ФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная пунктом 3.1. части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 124605,20 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 7 дней в сумме 7 132 рублей 30 копеек.
При расчете среднего заработка для выплаты ФИО1 указанных компенсаций, а также денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске, не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ФИО1 в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемым за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного гражданского служащего для компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением, а также при расчете денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Федерального закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 приведенного выше Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила исчисления денежного содержания).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил исчисления денежного содержания).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил исчисления денежного содержания).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В материалы дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ представлены приказы Федеральной налоговой службы о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, принятые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда
Данными приказами начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации предоставлено право принятия решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
В целях реализации приказов Федеральной налоговой службы Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области приняты приказы об утверждении общего рейтингового балла и о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, которыми начальникам (исполняющим обязанности начальников) территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Омской области поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа, в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций.
В соответствии с приказами Управления Федеральной налоговой службы по Омской области Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области приняты приказы об утверждении коэффициентов приоритетности направления работ и материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 6 по Омской области производила начисление и выплату государственным гражданским служащим материального стимулирования в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что, материальное стимулирование выплачено ФИО1 в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства Российской Федерации, в силу чего указанные суммы следует учитывать в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Указанный вывод в полном объеме согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, в соответствии с которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5,5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, с учетом проверки расчета и контррасчета, представленного ответчиком, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, так компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы с учетом средств материального стимулирования по карточке-справке (ф. 0504417) за 2021 и 2020, по дате увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, за период 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по формуле: (денежное содержание на дату «события» + дополнительные выплаты / 12) х 4 месяца = компенсация при сокращении в размере четырехмесячного денежного содержания, с учетом денежного содержания: должностной оклад + оклад за классный чин + ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе + ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы + ежемесячное денежное поощрение + районный коэффициент для всех составляющих денежного содержания;
дополнительных выплат: премии месячные с учетом районного коэффициента + материальная помощь к отпуску с учетом районного коэффициента + единовременная выплата к отпуску с учетом районного коэффициента + средства материального стимулирования (премии по приказу), составляет:
Денежное содержание: (5075 + 1694 + 1015 + 3553 + 5075 + 2461,80)= 18873,80 рублей.
Дополнительные выплаты: 406173,80 рублей в том числе:
- премия месячная 4927 + 16412 + 16412 + 32500 + 5075 + 6769 + 13538 + 6412 = 112045 руб.
- материальная помощь к отпуску 6769 рублей.
- единовременная выплата к отпуску 13538 рублей.
- средства материального стимулирования 49925 + 17869 + 25 000 + 15000 + 27 000 + 25 000 + 25 700 + 27 350 + 26 000 = 258844 руб.
- районный коэффициент на премии месячные, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску 739,05 + 2461,80 + 2461,80 + 2030,70 + 1015,35 + 761,25 + 1015,35 + 2030,70 + 2461,80 = 14 977,80 рублей.
Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при сокращении составляет: 18 873,80 + (406173,80 / 12) = 52721,62 х 4 = 210886,48 рублей.
В соответствии с п. 8 Правил №ФИО1 начислено 124 605 руб. 20 коп. рубля, с учетом сумм материального стимулирования могло быть начислено 210 886 руб. 48 коп., разница в сумме 86 352,76 рубля.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск исчисленный инспекцией в соответствии с п. 6 Правил № 562 без учета сумм материального стимулирования составил 7 132 руб. 30 коп.
Суд, соглашается в указанной части с представленным контррасчетом компенсации за неиспользованный отпуск с учетом сумм материального стимулирования ответчика.
Основание: карточки-справки (ф. 0504417) за 2021 и 2020 годы.
Дата увольнения ДД.ММ.ГГГГ.
Период расчета 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Формула: (денежное содержание на дату «события» + дополнительные выплаты / 12) / 29,3 х количество дней компенсация за неиспользованный отпуск.
Количество дней неиспользованного отпуска 7.
Денежное содержание: должностной оклад + оклад за классный чин + ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе + ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы + ежемесячное денежное поощрение + районный коэффициент для всех составляющих денежного содержания;
Дополнительные выплаты: премии месячные с учетом районного коэффициента + материальная помощь к отпуску с учетом районного коэффициента + средства материального стимулирования (премии по приказу).
Денежное содержание: 18 873,80 руб. (расчет 1).
Дополнительные выплаты: 390 605, 10 руб. в том числе:
- премия месячная 4927 + 16412 + 16412 + 32500 + 5075 + 6769 + 13538 + 16412 =112045 руб.
- материальная помощь к отпуску 6769 рублей.
- средства материального стимулирования 49 925 + 17 869 + 25 000 + 15 000 + 27 000 + 35 700 + 27 350 + 26 000 = 258 844 руб.
- районный коэффициент 739,05 + 2 461,80 + 2 461,80 + 1 015,35 + 761,25 + 1015,35 + 2030,70 + 2461,80 = 12 947,10 руб.
Компенсация за неиспользованный отпуск составляет: 18 873,80 + (390605,10 / 12) = 51 424,23 / 29,3 = 1 755,09 х 7 = 12 285,63 рублей.
В соответствии с п. 6 Правил №ФИО1 было начислено 7 132,30 рублей с учетом сумм материального стимулирования могло быть начислено 12 285,63 руб., разница составляет 5 153,33 руб.
Инспекцией произведен расчет отпускных в 2021 году в соответствии с п. 6 Правил № 562 без учета сумм материального стимулирования, который составил: 21 309,33 рублей по приказу от ДД.ММ.ГГГГ№.
По карточке-справке (ф. 0504417) за 2021 и 2020 годы.
В 2021 году на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу предоставлен отпуск в количестве 21 календарного дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Период расчета 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Формула: (денежное содержание на дату «события» + дополнительные выплаты / 12) / 29,3 х количество дней = сумма отпускных.
Денежное содержание: должностной оклад + оклад за классный чин + ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе + ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы + ежемесячное денежное поощрение + районный коэффициент для все составляющих денежного содержания;
Дополнительные выплаты: премии месячные с учетом районного коэффициента + материальная помощь к отпуску с учетом районного коэффициента + средства материального стимулирования (премии по приказу).
Денежное содержание: (5075 + 1694 + 1015 + 3553 + 5075 + 2461,80) = 18873,80 руб.
Дополнительные выплаты: 319813,10 рубля в том числе:
- премия месячная 15136,35 + 4927 + 16412 + 16412 + 32 500 + 5 075 + 6 769+ 13 538 = 110769,35 рублей.
- материальная помощь к отпуску 6769 рублей.
- средства материального стимулирования 19 725 + 49925 + 17869 + 25 000 + 15 000 + 27000 + 35 000 = 189 519 рублей.
- районный коэффициент 2 270,45 + 739,05 + 2461,80 + 2461,80 + 1015,35 + 761,25 + 1015,35 + 2030,70 = 12 755,75 рублей.
Расчет отпускных составил бы: 18 873,80 + (319813,10 / 12) = 45 524,89 / 29,3 = 1 553,75 х 21 = 32 628,75 руб.
В соответствии с п. 6 Правил №ФИО1 начислено 21 309,33 руб., с учетом сумм материального стимулирования могло быть начислено 32 628,75 руб., разница – 11 319,42 руб.
Истцу предоставлялся отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплата отпускных производилась не позднее: ДД.ММ.ГГГГ.
Требование истца в данной части подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Годичный срок следует исчислять с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ).
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В данном случае нормы, закрепленные в Федеральном законе № 79-ФЗ, приоритетны перед теми, что утверждены в положениях ТК РФ (ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Соответственно, выплата отпускных производилась не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
О произведенных выплатах и их составе истец был осведомлен в день их получения. Препятствия для обращения в суд за разрешением спора о неполной выплате отпускных отсутствовали.
Следовательно, срок, в течение которого истец имел право обратиться в суд с иском о взыскании недополученных, по его мнению, отпускных за 2021 год, истек ДД.ММ.ГГГГ (иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ) – в годичный срок, подлежат удовлетворению.
Суд считает, что требование о взыскании компенсации морального вреда, при установленных выше частичных нарушениях трудовых прав истца, подлежит удовлетворению в порядке ст. 237 ТК РФ, с учетом требований соразмерности, разумности и справедливости, объему нарушенных прав работника сумме в размере 5 000 рублей. В остальной части требования отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области в пользу ФИО2 недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 86 281 руб. 28 коп. (без учета вычета НДФЛ), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5 153 руб. 33 коп. (без учета вычета НДФЛ), недоплаченный отпускные за период отпуска в 2021 году в размере 11 319 руб. 42 коп. (без учета вычета НДФЛ), а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Беккер
Мотивированное решение составлено 11 августа 2022 года.