ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3347/18 от 22.08.2018 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

дело

Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

Нальчикский городской суд КБР в составе - председательствующего Сарахова А.А., при секретаре Бабугоеве И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 и ФИО5 действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Местной Администрация г.о. Нальчика, Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Кабардино- Балкарской Республики КБР опризнании бездействия Местной администрации г.о. Нальчика, выразившегося в несвоевременном восстановлении по включению семьи истца ФИО4, ФИО5, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017году, незаконным; возложении на Министерство строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Кабардино - Балкарской Республики обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты истцам ФИО4, ФИО5, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

у с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование которого указали, что Постановлением Местной администрации г.о. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4, и его семья составом 4 человека был признан нуждающимся в жилых смещениях и включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под .

Постановлением Местной администрации г.о. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 в составе пяти человек была исключена из списка молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2017 году.

Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истцов были удовлетворены в полном объеме, которым постановлено: «Признать незаконным Постановление местной администрации г.о. Нальчик за от 30.05.2017г в части исключения семьи ФИО4 в составе пяти человек из списка молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2017 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Обязать местную администрацию г.о. Нальчик восстановить семью ФИО4 в составе пяти человек- его с супругой и детей списке молодых семей, желающих получить социальную выплату на приобретения жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2017 году с 13.10.2014г.

Апелляционным определением Верховного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ было остановлено: Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Местной администрации г.о. Нальчика без удовлетворения.

Во исполнении Решения Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением местной администрации г.о. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 была восстановлена в списке молодых семей- участниц основного мероприятия программы «Обеспечение жильем молодых семей» с момента признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из ответа Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО4 следует, что Местной администрацией г.о. Нальчика после проведения перерегистрации граждан, состоящих на учете, в министерство был направлен список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году письмо от ДД.ММ.ГГГГ), где их семья не значилась, соответственно, снований для рассмотрения выдачи свидетельства у министерства не было.

Также в вышеуказанном ответе указано, что на обращение местной администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу дополнительной выдачи в 2017 года свидетельства о праве на получение социальной выплаты семье ФИО4, был направлен ответ об отсутствии таковой возможности в связи с тем, что лимит бюджетных средств по выданным свидетельствам был исчерпан в полном объеме.

Так Местная администрация г.о. Нальчика до исключения семьи ФИО4 из списка молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2017 году нарушила права истцов направив письмо от ДД.ММ.ГГГГ под , в котором семья истца ФИО4 не значилась, хотя семья ФИО4 была исключена из вышеуказанного списка на основании Постановления Местной администрации г.о. Татьчика от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы считают, что вышеуказанными действиями ответчика Местной администрации г.о. Нальчика были нарушены их права, в связи с чем, истцы не по своей вине не попали в списки желающих получить социальную выплату.

Ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является гарантия судебной защиты (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».2

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы». Указанная программа также включила в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и правила реализации подпрограммы.

В соответствии с пунктом 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно данного пункта Правил, понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

В соответствии с п. 7 Правил порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2008г. -ПП утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее Порядок).

Согласно указанному Порядку формирование списка молодых семей - участниц подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления сельского или городского поселения (городского округа), уполномоченным на реализацию подпрограммы в муниципальном образовании Кабардино-Балкарской Республики (далее уполномоченный орган).

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется уполномоченным органом в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участницы подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.

В силу п. 13 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики представляют в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверенные и обобщенные списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-ПП утвержден порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Согласно пункту 13 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики представляют в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверенные и обобщенные списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участников указанной подпрограммы, и признавая тем самым их право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично - правовое обязательство по ее социальной поддержке, то не допускается произвольного отказа от него.

Исходя из вышеизложенного истцы не могли не по своей вине реализовать свои права по получению социальной выплаты для приобретения жилья, при этом не только не отказывались от своего права на получение социальной выплаты, а уже второй раз обратились в суд с целью восстановления незаконно нарушенных их прав, истцы считают, что факт незаконного и необоснованного исключения их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2017 году повлекло за собой судебные разбирательства, которые лишили истцов возможности получить свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2017 году, в связи с чем, исковые требования истцов обоснованы и подлежат удовлетворению.

Истцы в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика - Местной администрации г.о Нальчик ФИО7, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что решение Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, было ответчиком исполнено своевременно. Во исполнение данного решения, Местная администрация г.о Нальчик ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес Министерства строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства КБР письмо со рассмотрении вопроса о возможности выдачи истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2017 году.

Представитель ответчика - Министерства строительства, жилищно -коммунального и дорожного хозяйства КБР ФИО8, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил в удовлетворении иска отказать. Суду пояснил, что Местной администрацией г.о. Нальчика после проведения перерегистрации граждан, состоящих на учете, в адрес министерства был направлен список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году письмо от ДД.ММ.ГГГГ), где семья истцов не значилась, соответственно, снований для рассмотрения выдачи свидетельства у министерства не было. Дополнительно выдать в 2017 года истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты не представлялось возможным в связи с тем, что лимит бюджетных средств по выданным свидетельствам был исчерпан в полном объеме.список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году был уже сформирован ДД.ММ.ГГГГ. т.е., еще до вступления указанного решения суда в законную силу. Указанные действия Министерства по не выдаче истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2017 году, а также по исключению их семьи из списка участников мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» и программы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с достижением ФИО5 возраста 36 лет, не признаны незаконными, в связи с чем, возложить на него какие-либо обязанностя нельзя.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска.

Согласно материалам дела, Постановлением Местной администрации г.о. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4, и его семья составом 4 человека был признан нуждающимся в жилых смещениях и включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» под .

Постановлением Местной администрации г.о. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 в составе пяти человек была исключена из списка молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2017 году.

Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истцов были удовлетворены в полном объеме, которым постановлено: «Признать незаконным Постановление местной администрации г.о. Нальчик за от 30.05.2017г в части исключения семьи ФИО4 в составе пяти человек из списка молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2017 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Обязать местную администрацию г.о. Нальчик восстановить семью ФИО4 в составе пяти человек - его с супругой и детей списке молодых семей, желающих получить социальную выплату на приобретения жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2017 году с 13.10.2014г.

Апелляционным определением Верховного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ было остановлено: Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Местной администрации г.о. Нальчика без удовлетворения.

Во исполнение Решения Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением местной администрации г.о. Нальчика от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 была восстановлена в списке молодых семей - участниц основного мероприятия программы «Обеспечение жильем молодых семей» с момента признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из указанного следует, что Местная администрация своевременно приняла меры по исполнению вышеуказанного судебного акта и восстановлению семьи истцов в списке молодых семей - участниц основного мероприятия программы «Обеспечение жильем молодых семей» с момента признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в этой части у суда нет.

Из ответа Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО4 следует, что Местной администрацией г.о. Нальчика после проведения перерегистрации граждан, состоящих на учете, в министерство был направлен список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году письмо от ДД.ММ.ГГГГ), где семья ФИО10 не значилась, соответственно, снований для рассмотрения выдачи свидетельства у министерства не было. В настоящее время отсутствует возможность выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты в связи с тем, что лимит бюджетных средств по выданным свидетельствам был исчерпан в полном объеме. Дальнейшее участие семьи в указанной программе не возможно, поскольку ФИО5 уже достигла возраста 36 лет.

Из представленных ответчиками документов следует, что список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году был уже сформирован ДД.ММ.ГГГГ. то есть, еще до вступления указанного решения суда в законную силу.

Указанные действия Министерства по не выдаче истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2017 году, а также по исключению их семьи из списка участников мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» и программы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с достижением ФИО5 возраста 36 лет, не признаны незаконными, в связи с чем, возложение на него каких-либо обязанностей невозможно.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что истцами избран неверный способ защиты своих прав, поскольку им необходимо было ставить вопрос о возмещении причиненных убытков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО4 и ФИО5 действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Местной Администрации г.о. Нальчика, Министерству строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Кабардино- Балкарской Республики КБР отказать за необоснованностью в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2018г.

Председательствующий А.А. Сарахов