РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года город Киров
Нововятский районный суд города Кирова в составе:
председательствующего судьи Елькиной Е.А.,
при секретаре Дудиной Л.В.,
с участием истца Козловой Н.Б., ее представителя – адвоката Петрунёва Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-334/2022 (УИД 43RS0004-01-2022-000346-04) по иску Козловой Н. Б. к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Козлова Н.Б. (далее – истец) обратилась в суд к акционерному обществу «Почта России» (далее – ответчик, АО «Почта России») с настоящим иском, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей, штраф в размере пятидесяти процентов от суммы удовлетворенных требований 5000 руб. Свои требования мотивировала тем, что 22.09.2021 из Шестого Кассационного суда общей юрисдикции ей было направлено письмо разряда «Судебное» №, содержащее сведения о дате, месте и времени судебного заседания по гражданскому делу №Г-20893/2021 по спору с КОГБУЗ «Кировская городская больница №». Указанное выше письмо было вручено ей с нарушением требований нормативных документов, а именно 04.10.2021 оператором почтовой связи отделения Киров 610013 были нарушены правила оказания услуг почтовой связи в отношении порядка вручения адресату заказного письма разряда «Судебное» №. Нарушение оператором почтовой связи порядка вручения адресату заказного письма разряда «Судебное» № привело к невозможности Козловой Н.Б. участвовать в судебном заседании при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции. 02.12.2021 начальником Нововятского МОСП в отношении Ветлугаевой Г.С., исполняющей обязанности начальника отделения почтовой связи, вынесено постановление по делу об административном правонарушении №-АП за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. 15.12.2021 на горячую линию АО «Почта России» истец обратилась с требованием о выплате компенсации морального вреда за нарушение оператором почтовой связи порядка вручения заказного письма разряда «Судебное» под № в размере 10000 рублей. В рамках досудебного урегулирования спора АО «Почта России» добровольно компенсировать моральный вред Козловой Н.Б. отказалось, указав в письме № МР66-05/11074 от 21.12.2021, что может возместить моральный вред только по решению суда.
В судебном заседании истец Козлова Н.Б., ее представитель - адвокат Петрунев Е.М. поддержали исковые требования, наставали на их удовлетворении, в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что 31.08.2021 Козловой Н.Б. была подана кассационная жалоба на решение Нововятского районного суда <адрес> по делу №. Информацию на сайте Шестого кассационного суда она не отслеживала, ждала почтового письма с извещением. 05.10.2021 позвонила в Нововятский районный суд <адрес> с вопросом о сроке рассмотрения ее жалобы, ей пояснили, что дело направлено в Шестой кассационный суд. Письмо об извещении о дате судебного заседания она получила только 10.10.2021, тогда как 05.10.2021 состоялось судебное заседание по рассмотрению кассационных жалоб. Она была лишена возможности направить отзыв на кассационную жалобу другой стороны по делу. Вся судебная корреспонденция направляется заказным письмом с обратным уведомлением. Судебная корреспонденция должна доставляться получателю под роспись, при отсутствии такой возможности, письмо должно быть направлено обратно отправителю. Сотрудники почтового отделения не сделали этого, то есть они не вручили ей под роспись судебный конверт, и не отправили его обратно в суд. Ответчик просто опустил письмо в почтовый ящик, однако это не является гарантией доставки. В связи с тем, что она не смогла вовремя изложить свою позицию в суде кассационной инстанции, у нее начались проблемы со здоровьем. Она вызывала скорую помощь по поводу повышенного давления. Ответчик отрицает факт нарушения, однако указанный факт доказан материалами административного дела, привлечением к административной ответственности, постановление вступило в законную силу. В своих письмах АО «Почта России» приносят истцу свои извинения. В ст. 19 ФЗ «О почтовой связи» указано, что пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, а Козлова Н.Б. является пользователем услуг почтовой связи в данном случае, поэтому Закон «О защите прав потребителей» на нее распространяется.
Ответчик АО «Почта России» своего представителя в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представили отзыв на исковое заявление Козловой Н.Б., из которого усматривается, что заказное письмо разряда «Судебное» №, принятое 24.09.2021 в отделение почтовой связи Казань ЛПЦ 420301, поступило 26.09.2021 в адресное отделение почтовой связи Киров 610013 и 27.09.2021 выдано почтальону для вручения адресату. Ввиду отсутствия адресата, 27.09.2021 извещение ф.22 было опущено в ячейку абонентского почтового шкафа. Указанное отправление вторично доставлялось почтальоном 04.10.2021, согласно почтовому отслеживанию www.pochta.ru заказное «Судебное» письмо № успешно вручено адресату 04.10.2021, то есть в срок, не превышающий 3 рабочих дня. Поскольку в соответствии с п.1 ст. 113 ГПК РФ суд направлял судебную повестку в адрес Козловой Н.Б. по адресу, указанному в качестве ее места жительства, и заказное письмо № поступило 26.09.2021 в отделение почтовой связи Киров 610013 без нарушения контрольных сроков пересылки, и 27.09.2021 почтовое извещение доставлено в ячейку абонентского почтового шкафа адресата, то данное обстоятельство может быть оценено в качестве надлежащей информации о неявке адресата за получением судебного отправления по собственной воле. Допустимых доказательств, подтверждающих объективную невозможность получить судебную корреспонденцию Козловой Н.Б. не представлено. Просят в удовлетворении исковых требований отказать. В случае удовлетворения иска, просят снизить размер штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав мнение истца, ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2019 № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
В силу статьи 14 Федерального закона от 17.07.2019 № 176-ФЗ одной из основных гарантий граждан является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
На основании статьи 16 Федерального закона от 17.07.2019 № 176-ФЗ услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказанию услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии с пунктом 46 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № предусмотрено, что извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов (подп. «б» абз. 3 п. 32); при неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (абз. 2 п. 34); при отсутствии адресата по указанному адресу почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу (подп. «в» п. 35). Аналогичные правила установлены п. 3.4 и 3.6 Особых условий.
В соответствии с п. 3.2 - 3.4 и 3.6 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (приложение № к Приказу ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 №-п) заказные письма разряда «Судебное» доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении. При отсутствии адресата такие письма могут вручаться совершеннолетним лицам, проживающим совместно с адресатом без доверенности по предъявлении одного из документов. При отсутствии адресата дома в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляются извещения с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения.
Вместе с тем согласно п. 3.4 и согласно внутренним нормативным документам ФГУП «Почта России» вторичные извещения ф. 22-в доставляются по адресу, указанному на извещении, и вручаются под расписку на отрывной части извещения с указанием даты вручения. При невозможности вручить извещение ф. 22-в адресату под расписку его можно опустить в почтовый абонентский ящик. При этом на отрывной части извещения и поименной накладной ф. 16, в графе «Особые отметки», проставляется причина невручения и делается отметка, которая подписывается работником, производившим доставку. Проставление даты доставки вторичного извещения на оболочке письма правилами не предусмотрено.
Не врученные адресатам заказные письма разряда «Судебное» хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 17.07.2019 № 176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В силу статьи 19 Федерального закона от 17.07.2019 № 176-ФЗ права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 39 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № «О защите прав потребителей» к отношениям, возникшим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий, которые не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к спорным правоотношениям применим Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Судом установлено и следует из материалов дела, что между АО «Почта России» и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации заключен государственный контракт на оказание услуг почтовой связи № СД-14ю/212 от 30.12.2020.
22.09.2021 из Шестого кассационного суда общей юрисдикции было отправлено заказное письмо с уведомлением разряда «Судебное» адресату Козловой Н. Б. по адресу: <адрес>. Письму был присвоен почтовый идентификатор №.
26.09.2021 заказное письмо с уведомлением разряда «Судебное» с указанным почтовым идентификатором поступило в доставочное отделение почтовой вязи № (<адрес>), что подтверждается отчетом из отслеживания почтовых отправлений и штемпелем на оболочке письма.
Как следует из отчета об отслеживании почтовых отправлений, 04.10.2021 заказное письмо с уведомлением разряда «Судебное» № было вручено адресату Козловой Н. Б. по указанному выше адресу.
Согласно ответу на запрос АО «Почта России» за № МР66-15/2312 от 02.11.2021, почтальон отделения почтовой связи № 04.10.2021, осуществлял повторную доставку заказного письма с уведомлением разряда «Судебное» №, но ввиду отсутствия адресата дома, вручил его простым порядком, то есть просто опустив данное письмо в почтовый ящик.
Постановлением начальника Нововятского МОСП УФССП по <адрес>№-АП от 02.12.2021, исполняющая обязанности начальника отделения почтовой связи, Ветлугаева Г.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.26 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Постановлением установлено, что заказное письмо разряда «Судебное» № было вручено с нарушением требований нормативных документов, а именно приказа ФГУП Почта России №-п от 07.03.2019 «Об утверждении Порядка приема и вручения ренних регистрируемых почтовых отправлений». 04.10.2021 оператором почтовой связи были нарушены правила оказания услуг почтовой связи в отношении порядка вручения адресату заказного письма разряда «Судебное» №.
Разрешая возникший спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.2019 № 176-ФЗ, Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № «О защите прав потребителей», принимая во внимание тот факт, что ответчик является исполнителем услуг почтовой связи на территории <адрес> по государственному контракту на оказание услуг по доставке получателю заказного почтового отправления, заключенному с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, установил, что ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих надлежащую доставку и вручение указанного почтового отправления истцу, в том числе доказательств, подтверждающих оставление извещений, что привело к нарушению прав истца как потребителя, отсутствию у него возможности реализации своих процессуальных прав как участника судопроизводства.
Доводы ответчика об отсутствии вины опровергаются материалами дела, факт нарушения требований нормативных документов ответчиком, выразившийся в ненадлежащем вручении почтовой корреспонденции разряда «судебное» установлен постановлением об административном правонарушении и доказыванию не подлежит, кроме того подтверждается письмом ответчика, адресованным истцу, в котором ответчик приносит извинения за имевшее место нарушение.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
15.12.2021 на горячую линию АО «Почта России» истец обратилась с требованием о выплате компенсации морального вреда за нарушение оператором почтовой связи порядка вручения заказного письма разряда «Судебное» под № в размере 10000 рублей.
В рамках досудебного урегулирования спора АО «Почта России» добровольно компенсировать моральный вред Козловой Н.Б. отказалось, указав в письме № МР66- 05/11074 от 21.12.2021, что может возместить моральный вред только по решению суда.
В связи с установлением в ходе судебного разбирательства факта нарушения ответчиком прав истца как потребителя, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, что в порядке статьи 15 Закона о защите прав потребителей является основанием для взыскания компенсации морального вреда, суд полагает необходимым в пользу истца взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., что соответствует конкретным обстоятельствам дела, причиненному вреду, последствиям ненадлежащего вручения адресату почтовой корреспонденции разряда «судебное», степени вины ответчика, требованиям принципа разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с ответчика в пользу потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Оснований для снижения штрафа, суд не усматривает.
В соответствии в частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом того, что истец по иску, связанному с защитой прав потребителя, освобождается от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «город Киров» в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Козловой Н. Б. удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу Козловой Н. Б. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 2500 рублей.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в доход бюджета МО «<адрес>» госпошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем принесения апелляционной жалобы через Нововятский районный суд <адрес>.
Судья Е.А. Елькина
Мотивированное решение составлено 18.05.2022.
Решение03.06.2022