ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-334/2022КОПИ от 04.02.2022 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-334/2022 Копия.

УИД: 59RS0001-01-2021-005990-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Пермь 4 февраля 2022 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Желудковой С.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» об обязании страхователя-работодателя предоставить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») об обязании представить сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении застрахованных лиц в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную в силу.

Протокольным определением от 09.12.2021 суд в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заменил Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Отделение).

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Управлением проведена проверка представления страхователем сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за отчетный период - 2020 год. Проверкой установлено, что страхователь не представил сведения о стаже, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (по форме СЗВ-СТАЖ), в отношении застрахованных лиц, работающих у данного страхователя.

При этом сведения на данных застрахованных лиц о сумме заработной платы за период полугодие, 9 месяцев 2020 года страхователем представлялись в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М). Сведения по форме СЗВ-СТАЖ в отношении других застрахованных работников страхователя представлены в установленный законом срок – 20.01.2021. Непредставление сведений о стаже застрахованных лиц с учетом ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан, как застрахованных лиц, на пенсионное обеспечение, назначение страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству РФ. Во избежание нарушения пенсионных прав и социальной защищенности застрахованных лиц (работников страхователя) в адрес ответчика был направлен акт о выявлении правонарушения, а также требование о предоставлении сведений о необходимости представления сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ. Однако до настоящего времени ответчик не представил в Управление сведения необходимые для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении деле не поступило.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении дела в суд не поступило, ранее представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д. 122-123).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») является действующим юридическим лицом, ОГРН ....

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь обязан предоставить в установленные сроки в территориальные органы страховщика сведения о застрахованных лицах.

Как следует из ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим федеральным законом), представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователь Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») не представил сведения о стаже, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (по форме СЗВ-СТАЖ), за 2020 год в отношении застрахованных лиц, работающих у данного страхователя.

27.05.2021 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением от 31.05.2021 указанное юридическое лицо было привлечено к ответственности и назначено наказание в виде штрафа 177500 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2021 года заявленные требования удовлетворены, указанное выше решение от Дата... признано недействительным, как несоответствующее действующему законодательству, на Отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 решение Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2021 года по делу № А50-20853/2021 оставлено без изменения.

Во избежание нарушения пенсионных прав и социальной защищенности застрахованных лиц (работников страхователя) 08.04.2021 в адрес ответчика было направлено требование о необходимости предоставления сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ.

Однако до настоящего времени ответчик не представил в Отделение сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.

На момент рассмотрения дела, требуемые сведения в Отделение ответчиком также не представлены, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Непредставление ответчиком в установленном законом объеме сведений о застрахованных лицах нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, влечет ущемление прав граждан на пенсионное обеспечение, а также последующие отказы органа пенсионного обеспечения во включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии.

Предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования работодателями имеет существенное значение для защиты пенсионных прав граждан и предусмотрено действующим законодательством в целях создания условий для назначения трудовых пенсий, в соответствии с результатом труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющий размер трудовой пенсии при ее назначении, создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, а также для назначения трудовой пенсии на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, создания условий для контроля за оплатой страховых взносов застрахованными лицами, информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования.

Суд отклоняет доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление на основании следующего.

В силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2019 № 684-п утверждены порядок выплаты и размеры компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Как указано в письме Минфина России от 15.10.2019 № выплата упомянутой денежной компенсации педагогическому работнику является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА (а не возмещением затрат), в связи с чем такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами.

Ответчик не оспаривает, что произвел в 2020 году компенсационные выплаты 355 педагогическим работникам, участвовавшим в проведении ГИА, исчислил с указанных выплат страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и представил в налоговый орган расчеты по страховым взносам, предусмотренные пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы сведения, предусмотренные указанной статьей.

В силу пункта 2.3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством о налогах и сборах

Данные сведения представляются в составе расчета по страховым взносам, о котором идет речь в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации. Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», которая предусматривает в числе прочего отражение в стаже под кодом «ОБЩЕСТ» периодов, когда работник на основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации привлекался к исполнению государственных или общественных обязанностей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 11 данного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из буквального толкования вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что ответчик обязан был представить сведения о страховом стаже педагогических работников, участвовавших в проведении ГИА, за 2020 год, поскольку он осуществлял в этом году в их пользу выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, и, таким образом, являлся страхователем, от котором идет речь в статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Факт заключения с работником письменного договора значения при этом не имеет. В противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (пункт 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 № 1169-О).

Кроме того, в силу части 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации за работниками, участвующими в проведении ГИА, на этот период сохраняется только место работы (должность), но не заработок. Вместо заработной платы от работодателя (школы) работник получает компенсацию, установленную Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2019 № 684-п. А в страховой стаж, указанный в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», входят только те периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи с чем, не представляя сведения СЗВ-СТАЖ на педагогических работников, ответчик может нарушить их права на правильное исчисление и получение страховой пенсии в полном объеме.

Учитывая изложенное, требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда о предоставлении сведений - 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда. Данный срок является разумным, достаточным для реального устранения ответчиком названного выше нарушения закона.

В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины, судебные расходы в размере 6000 рублей подлежат возмещению ответчиком в доход бюджета муниципального образования «город Пермь».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - удовлетворить.

Обязать Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» представить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении застрахованных лиц, в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную в силу.

Взыскать с государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» государственную пошлину в размере 6000 рублей в пользу бюджета Муниципального образования «Город Пермь».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.А.Желудкова

Копия верна. Судья _______ С.А.Желудкова

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2022 года.

Судья С.А.Желудкова