Дело № 2-334/2022 Копия.
УИД: 59RS0001-01-2021-005990-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Пермь 4 февраля 2022 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Желудковой С.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» об обязании страхователя-работодателя предоставить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») об обязании представить сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении застрахованных лиц в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную в силу.
Протокольным определением от 09.12.2021 суд в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заменил Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Отделение).
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Управлением проведена проверка представления страхователем сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за отчетный период - 2020 год. Проверкой установлено, что страхователь не представил сведения о стаже, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (по форме СЗВ-СТАЖ), в отношении застрахованных лиц, работающих у данного страхователя.
При этом сведения на данных застрахованных лиц о сумме заработной платы за период полугодие, 9 месяцев 2020 года страхователем представлялись в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М). Сведения по форме СЗВ-СТАЖ в отношении других застрахованных работников страхователя представлены в установленный законом срок – 20.01.2021. Непредставление сведений о стаже застрахованных лиц с учетом ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан, как застрахованных лиц, на пенсионное обеспечение, назначение страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству РФ. Во избежание нарушения пенсионных прав и социальной защищенности застрахованных лиц (работников страхователя) в адрес ответчика был направлен акт о выявлении правонарушения, а также требование о предоставлении сведений о необходимости представления сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ. Однако до настоящего времени ответчик не представил в Управление сведения необходимые для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении деле не поступило.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении дела в суд не поступило, ранее представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д. 122-123).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») является действующим юридическим лицом, ОГРН ....
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь обязан предоставить в установленные сроки в территориальные органы страховщика сведения о застрахованных лицах.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим федеральным законом), представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ ДПО «ИРО ПК») не представил сведения о стаже, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (по форме СЗВ-СТАЖ), за 2020 год в отношении застрахованных лиц, работающих у данного страхователя.
27.05.2021 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением от 31.05.2021 указанное юридическое лицо было привлечено к ответственности и назначено наказание в виде штрафа 177500 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2021 года заявленные требования удовлетворены, указанное выше решение от Дата №... признано недействительным, как несоответствующее действующему законодательству, на Отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 решение Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2021 года по делу № А50-20853/2021 оставлено без изменения.
Во избежание нарушения пенсионных прав и социальной защищенности застрахованных лиц (работников страхователя) 08.04.2021 в адрес ответчика было направлено требование о необходимости предоставления сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ.
Однако до настоящего времени ответчик не представил в Отделение сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
На момент рассмотрения дела, требуемые сведения в Отделение ответчиком также не представлены, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Непредставление ответчиком в установленном законом объеме сведений о застрахованных лицах нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, влечет ущемление прав граждан на пенсионное обеспечение, а также последующие отказы органа пенсионного обеспечения во включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии.
Предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования работодателями имеет существенное значение для защиты пенсионных прав граждан и предусмотрено действующим законодательством в целях создания условий для назначения трудовых пенсий, в соответствии с результатом труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющий размер трудовой пенсии при ее назначении, создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, а также для назначения трудовой пенсии на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, создания условий для контроля за оплатой страховых взносов застрахованными лицами, информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования.
Суд отклоняет доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление на основании следующего.
В силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2019 № 684-п утверждены порядок выплаты и размеры компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Как указано в письме Минфина России от 15.10.2019 № № выплата упомянутой денежной компенсации педагогическому работнику является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА (а не возмещением затрат), в связи с чем такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
Ответчик не оспаривает, что произвел в 2020 году компенсационные выплаты 355 педагогическим работникам, участвовавшим в проведении ГИА, исчислил с указанных выплат страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и представил в налоговый орган расчеты по страховым взносам, предусмотренные пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы сведения, предусмотренные указанной статьей.
В силу пункта 2.3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством о налогах и сборах
Данные сведения представляются в составе расчета по страховым взносам, о котором идет речь в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации. Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», которая предусматривает в числе прочего отражение в стаже под кодом «ОБЩЕСТ» периодов, когда работник на основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации привлекался к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 11 данного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из буквального толкования вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что ответчик обязан был представить сведения о страховом стаже педагогических работников, участвовавших в проведении ГИА, за 2020 год, поскольку он осуществлял в этом году в их пользу выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, и, таким образом, являлся страхователем, от котором идет речь в статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Факт заключения с работником письменного договора значения при этом не имеет. В противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (пункт 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 № 1169-О).
Кроме того, в силу части 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации за работниками, участвующими в проведении ГИА, на этот период сохраняется только место работы (должность), но не заработок. Вместо заработной платы от работодателя (школы) работник получает компенсацию, установленную Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2019 № 684-п. А в страховой стаж, указанный в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», входят только те периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи с чем, не представляя сведения СЗВ-СТАЖ на педагогических работников, ответчик может нарушить их права на правильное исчисление и получение страховой пенсии в полном объеме.
Учитывая изложенное, требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда о предоставлении сведений - 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда. Данный срок является разумным, достаточным для реального устранения ответчиком названного выше нарушения закона.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины, судебные расходы в размере 6000 рублей подлежат возмещению ответчиком в доход бюджета муниципального образования «город Пермь».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - удовлетворить.
Обязать Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» представить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении застрахованных лиц, в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную в силу.
Взыскать с государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» государственную пошлину в размере 6000 рублей в пользу бюджета Муниципального образования «Город Пермь».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья подпись С.А.Желудкова
Копия верна. Судья _______ С.А.Желудкова
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2022 года.
Судья С.А.Желудкова