Томский районный суд Томской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Томский районный суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
от 13 апреля 2011 года по делу № 2-335/11
Именем Российской Федерации
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего –
судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н.,
при секретаре Брыковой Е.В.
с участием:
заявителя ФИО1
представителя заявителя ФИО2
представителя лица, чьи действия обжалуются –
администрации Спасского сельского поселения ФИО3
представителей заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и
охраны окружающей среды Томской области ФИО4
ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации Спасского сельского поселения об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, и понуждении к выдаче разрешения на строительство
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения требования) о признании незаконным решения администрации Спасского сельского поселения от об отказе в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: , уч. №..., и понуждении администрации поселения к устранению допущенного нарушения путем выдачи указанного разрешения.
В обоснование заявленного требования ФИО1 в письменном заявлении, а так же в ходе судебного заседания указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: уч. №.... Данный участок располагается на землях населенного пункта и имеет вид разрешенного использования - строительство индивидуального жилого дома. Реализуя свои полномочия собственника, в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, он (ФИО1) обратился в администрацию Спасского сельского поселения с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке индивидуального жилого дома. К заявлению приложил свидетельство о государственной регистрации права, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Письмом от администрацией Спасского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство ему (ФИО1) было отказано. При этом единственным основанием к отказу явился факт вхождения его земельного участка в состав особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р.Томи между п. Аникино, п.Синий утес и автодорогой «Томск-Коларово».
Полагал отказ администрации Спасского сельского поселения в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим его права собственника по владению, и пользованию принадлежащим ему земельным участком. Просил признать указанное решение незаконным и обязать администрацию Спасского сельского поселения устранить допущенные нарушения его прав путем понуждения к выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности , выданной на его имя , заявление ФИО1 поддержал по изложенным в нем основаниям. Отмечал, что отказ администрации Спасского сельского поселения не основан на нормах Градостроительного кодекса РФ, содержащего исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Кроме того, считал, что установленный постановлением администрации Томской области режим охраны особо охраняемой природной территории областного значения не может ограничивать предусмотренные Конституцией РФ и Федеральными законами права собственника, по использованию принадлежащего ему земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным видом использования. Указывал, что отказ администрации Спасского сельского поселения в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома нарушает права собственника, по использованию принадлежащего ему земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Полагал, что нарушенные права ФИО1 подлежат восстановлению путем понуждения администрации поселения к выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему участке.
Глава Спасского сельского поселения в представленном суду письменном отзыве на заявление ФИО1 полагал, что отказ администрации поселения в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома является законным и обоснованным. При этом указывал, что ФИО1 действительно на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: уч. №.... Отмечал, что данный участок территориально входит в состав особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р. Томи между п. Аникино, п. Синий утес и автодорогой «Томск-Коларово». Действующим законодательством установлен особый режим охраны данной территории, в соответствии с которым какое – либо строительство на ней запрещено. Не отрицал, что ФИО1 обращался в администрацию Спасского сельского поселения за получением разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, и приложил к заявлению все необходимые документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Однако, поскольку выдача разрешения на строительство без нарушения нормативно – правового акта, устанавливающего режим охраны особо охраняемой природной территории невозможна, в выдаче такого разрешения администрацией поселения ФИО6 было отказано.
Представитель заинтересованного лица, чьи действия обжалуются – администрации Спасского сельского поселения ФИО3, действующая на основании доверенности №..., выданной на ее имя Главой поселения , в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного ФИО1 требования. Поддержала письменный отзыв Главы поселения по изложенным в нем основаниям. Подтвердила, что ФИО1 действительно при обращении в администрацию поселения за выдачей разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему участке приложил к заявлению все предусмотренные законодательством документы. При этом указанные документы соответствовали требованиям законодательства и являлись достаточными для выдачи ему разрешения на строительство. Отмечала, что единственным основанием к отказу заявителю в выдаче разрешения на строительство явился факт вхождения принадлежащего ему земельного участка в состав особо охраняемой природной территории. Какие – либо иные основания к отказу в выдаче разрешения на строительство дома, в том числе отсутствие документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, их несоответствие требованиям градостроительного плана земельного участка и тому подобное, отсутствовали. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представители заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ФИО4, действующий на основании доверенности №..., выданной на его имя начальником Департамента , сроком действия на три года, и ФИО5, действующая на основании доверенности №..., выданной на её имя начальником Департамента , сроком действия на один год, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления ФИО1 Указывали, что земельный участок, принадлежащий заявителю, входит в состав особо охраняемой природной территории областного значения. При этом, режим охраны указанной территории запрещает какое – либо строительство на землях территории. Отмечали, что в соответствии с действующим законодательством объявление данной территории особо охраняемой природной территорий не влечет за собой изъятие в границах данной территории земельных участков у их собственников, либо изменение целевого назначения участков, однако накладывает на собственников земельных участков обязанности по соблюдению режима охраны территории. Обращали внимание, что информация о создании особо охраняемой природной территории областного значения публиковалась в средствах массовой информации, однако каких – либо возражений, в том числе и от собственников земельных участков, располагавшихся в границах создаваемой территории, не поступало. Отмечали, что если бы при создании особо охраняемой природной территории, определении и утверждении ее границ администрации Томской области было бы известно о том, что в состав территории входят земельные участки, принадлежащие физическим лицам с разрешенными видом использования - для индивидуального жилищного строительства, то эти участки были бы исключены из состава особо охраняемой природной территории. Считали, что поскольку в настоящее время постановление Администрации Томской области об образовании особо охраняемой природной территории действует, то ФИО1 необходимо обращаться в администрацию области с заявлением об исключении принадлежащего ему участка из состава данной территории, что возможно лишь после проведения соответствующей государственной экологической экспертизы. Не отрицали, что границы особо охраняемой природной территории после ее создания уже изменялись, и из ее состава исключались значительные территории. Просили в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, считает, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии со ст. 35, 36 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. В том числе выделяются такие категории как: земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Из ст. 40 ЗК РФ следует, что собственник земельного участка имеет право, в том числе: возводить на земельном участке жилые здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со 42 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 43 ЗК РФ предусматривает, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ и федеральными законами.
Из свидетельства о государственной регистрации права от , кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) №... следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью м2, имеющий кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, расположенный по адресу: » уч. №.... Существующих ограничений (обременений) прав не зарегистрировано. Так же имеются отметки о том, что указанный участок приобретен ФИО6 на основании договора купли – продажи от , заключенного с П.Г.И., которой указанный участок принадлежал на праве собственности в соответствии с Государственным актом на право собственности на землю №....
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, в соответствии с законом, иными правовыми актами, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц, и не нанося ущерб окружающей среде, в том числе, использовать участок по его целевому назначению - для строительства индивидуального жилого дома с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Согласно ст. 2 Закона Томской области от 12 ноября 2004 года N 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» в границах муниципального района образовано муниципальное образование - Спасское сельское поселение, наделенное статусом сельского поселения.
В соответствии с п. 1.16 статьи 34 Устава муниципального образования «Спасское сельское поселение» к полномочиям администрации поселения помимо прочего отнесена выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
Из заявления ФИО1 от следует, что последний обратился к Главе администрации Спасского сельского поселения с просьбой о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома на участке №... в п. относящемуся к территории Спасского сельского поселения. К заявлению приобщил: свидетельство о праве собственности на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ответу Главы Спасского поселения №... от ФИО1 в выдаче разрешения на строительство жилого дома в , уч. ) отказано, поскольку принадлежащий последнему участок, как и вся территория микрорайона входит в состав особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р. Томь п. Аникино п. Синий Утес, и автомобильной дороги Томск - Коларово», утвержденной постановлением Администрации Томской области № 66а от 16.06.2005 года. А ответе отмечено, что в соответствии с разделом 4 указанного Постановления на особо охраняемой природной территории запрещено строительство поселков, садоводческих товариществ, прокладка инженерных коммуникаций; в то же время объявление указанной территории особо охраняемой не влечет за собой изъятие земельных участков у землепользователей, однако земельный участок может использоваться исключительно в целях, не связанных со строительством.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых, в том числе, нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом частью 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд считает, что отказ администрации Спасского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома препятствует реализации прав ФИО1 по использованию принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и может быть оспорен в суде.
Разрешая по существу требование ФИО1 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, суд исходит из следующего:
Постановлением Администрации Томской области N 66а «О создании особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р.Томи между п.Аникино, п.Синий Утес и автодорогой Томск – Коларово» от 16.06.2005 года (в редакции от 06.10.2008 года), создана особо охраняемая природная территория рекреационного назначения областного значения площадью 625,5 га. Указанным Постановлением утверждены границы особо охраняемой природной территории и Положение о ней.
Согласно вышеуказанному Постановлению, особо охраняемая природная территория создана в целях сохранения уникального природного и культурно-исторического комплекса, обладающего высоким рекреационным и научно-познавательным потенциалом, предотвращения оползневого явления берегового склона р. Томи между п. Аникино, п. Синий Утес и автодорогой Томск – Коларово.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Из ст. 1 Федерального закона N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года (в редакции от 27.12.2009 года) следует, что законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьей 2 указанного закона установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий; при этом Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Согласно ст. 1 Закона Томской области № 26-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» от 07.10.1998 года, действовавшего в момент принятия администрацией Томской области Постановления № 66а от 16.06.2005 года, особо охраняемые природные территории в Томской области – это, в том числе, участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии со ст.1 Закона Томской области N 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» от 12.08.2005 года, особо охраняемые природные территории областного значения являются собственностью Томской области и находятся в ведении органов государственной власти Томской области. При этом статьей 2 указанного закона (в редакции от 12.08.2005 года) были установлены категории особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе территории рекреационного назначения.
Законом Томской области N 248-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» от 09.11.2007 года территории рекреационного назначения исключены из числа особо охраняемых природных территорий областного значения.
Вместе с тем Постановлением Администрации Томской области от 07.12.2007 года № 191а «Об установлении иных категорий особо охраняемых природных территорий
областного значения в Томской области», изданном в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от14.03.1995года №33-ФЗ и Законом Томской области от12.08.2005года №134-ОЗ установлены иные категории особо охраняемых природных территорий областного значения в Томской области, в том числе территории рекреационного назначения. В соответствии с п. 3 указанного постановления территориями рекреационного назначения являются природные территории, обладающие уникальными пейзажными и ландшафтными достопримечательностями, возможно, в сочетании с историко-культурными объектами (памятниками) и традиционно используемые населением или специально созданные для организации и планирования массового кратковременного отдыха. Особенности использования территории рекреационного назначения областного значения определяются положением о ней. На территориях рекреационного назначения областного значения запрещается любая деятельность, противоречащая целям их создания и нарушающая их рекреационные, пейзажные и ландшафтные особенности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что особо охраняемая природная территория рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р. Томи между п. Аникино, п. Синий Утес и автодорогой Томск – Коларово» создана в соответствии с положениями действующего законодательства.
Из ответа Главы администрации Спасского сельского поселения, пояснений представителя лица, чьи действия (бездействия) оспариваются, представителей заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей Томской области следует, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1 на праве собственности расположен на особо охраняемой природной территории «Береговой склон р. Томи между п. Аникино, п. Синий Утес и автодорогой Томск – Коларово».
Учитывая, что указанные утверждения заявителем не оспариваются, суд считает установленным, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, входит в состав особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р. Томи между п. Аникино, п. Синий Утес и автодорогой Томск – Коларово».
Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ и федеральными законами. При этом могут устанавливаться, в том числе, следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, администрация Томской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе устанавливать ограничения прав на землю.
Согласно «Положению об особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р. Томи между п. Аникино, п. Синий Утес и автодорогой Томск – Коларово», утвержденному постановлением администрации Томской области от 16.06.2005 N 66а, указанная территория является особо охраняемой природной территорией областного значения, образованной без ограничения срока действия. Объявление данной территории особо охраняемой природной территорией областного значения не влечет за собой изъятие у землепользователей занимаемых земельных участков в границах территории. На территории запрещается деятельность, ведущая к изменению исторически сложившегося ландшафта, снижению или уничтожению экологических, эстетических и рекреационных качеств территории, в том числе: строительство поселков, садоводческих товариществ, предоставление земельных участков под застройку, отвод земельных участков под проектирование и строительство зданий, сооружений, прокладка новых инженерных коммуникаций (линий электропередачи, трубопроводов, автодорог и др.). На территории разрешаются ее использование в зависимости от хозяйственной категории земель и в соответствии со схемой функционального зонирования с учетом вышеперечисленных ограничений.
Таким образом, администрация Томской области, утвердив Положение об особо охраняемой природной территории, установила ограничения прав собственников земельных участков, располагающихся на указанной территории.
Однако, в нарушение требований ст. 56 ЗК РФ, установленные Положением ограничения прав собственников на землю в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрированы, что следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности . Доказательств регистрации таких ограничений (обременений) после выдачи заявителю свидетельства о праве собственности суду так же не представлено.
С учетом изложенного, поскольку Государственная регистрация является единственным доказательством существования ограничения (обременения) прав, суд считает, что предусмотренные Положением ограничения (обременения) прав на землю особо охраняемой природной территории до их Государственной регистрации применению не подлежат.
Кроме того, согласно Положению, на особо охраняемой природной территории запрещено строительство поселков и садоводческих товариществ, предоставление земельных участков под застройку и отвод земельных участков под проектирование и строительство зданий, сооружений, прокладка новых инженерных коммуникаций.
Как следует из заявления ФИО1, последний уже имеет в собственности земельный участок и требования об отводе ему иного земельного участка под застройку не предъявлял. В своем заявлении ФИО1 просил администрацию сельского поселения выдать ему разрешение на строительство одного индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, а не на строительство поселка, садоводческого товарищества либо прокладку инженерных коммуникаций.
Таким образом, принятое администрацией Томской области Положение об особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения не содержит запрета на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем гражданину на праве собственности земельном участке, располагающемся на особо охраняемой природной территории.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что согласно кадастровому паспорту земельного участка, принадлежащего ФИО1, а так же свидетельству о государственной регистрации его прав на земельный участок, последний располагается на землях населенного пункта и имеет вид разрешенного использования – для строительства жилого дома и хозяйственных построек.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Факт расположения земельного участка ФИО1 на землях населенного пункта лицом, чьи действия (бездействия) – администрацией Спасского сельского поселения, а так же представителями заинтересованного лица – Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не оспаривался. Доказательств обратного суду не представлено.
Из ст. 11 Закона Томской области № 134-ОЗ следует, что в пределах земель особо охраняемых природных территорий областного значения изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Доказательств изъятия у ФИО1 принадлежащего ему земельного участка суду не представлено. Право собственности последнего на земельный участок не оспорено.
Из пояснений представителей заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области следует, что при определении и утверждении границ особо охраняемой природной территории администрации Томской области не было известно о расположении на данной территории земельных участков, находящихся в частной собственности граждан с разрешенным видом использования – для строительства жилого дома. При своевременном поступлении такой информации данные земельные участки не были бы включены в состав особо охраняемой природной территории.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а так же требования ст.ст. 40,42 ЗК РФ, согласно которым собственник земельного участка вправе и обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования, суд приходит к выводу о том, что отказ администрацией Спасского сельского поселения в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома по мотиву расположения принадлежащего ему земельного участка на особо охраняемой природной территории областного значения является не законным.
Выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома регламентируется ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает порядок выдачи разрешений.
Согласно ч.ч. 9, 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
Согласно положениям ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ – орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из пояснений заявителя, его представителя, письменного отзыва Главы Спасского сельского поселения, а так же его представителя следует, что ФИО1 вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома представлены все необходимые документы, предусмотренные ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Доказательств не представления документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, либо несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суду не представлено.
Из ответа Главы Спасского поселения №... от следует, что единственным основанием отказа в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома является факт расположения принадлежащего ему земельного участка (как и всей территории микрорайона на особо охраняемой природной территории рекреационного назначения областного значения «Береговой склон р. Томь п. Аникино п. Синий Утес, и автомобильной дороги Томск - Коларово».
Поскольку отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома по мотиву расположения принадлежащего ему земельного участка на особо охраняемой природной территории выше признан судом незаконным, а иные основания к отказу отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что отказ администрацией Спасского сельского поселения в выдаче ФИО1 разрешения на строительство осуществлен не по основаниям, предусмотренным законодательством и является в целом незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку выше судом установлено, что решение администрации Спасского сельского поселения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по мотиву вхождения земельного участка ФИО1 в состав особо охраняемой природной территории областного значения является незаконным, суд, с учетом положений ст. 258 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что нарушение прав заявителя должно быть устранено путем возложения на Администрацию Спасского сельского поселения обязанности по выдаче указанного разрешения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ Томский районный суд Томской области
р е ш и л :
Требования ФИО1 - удовлетворить.
Признать отказ администрации Спасского сельского поселения от №... в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: уч №..., - незаконным.
Обязать Администрацию Спасского сельского поселения выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: уч №....
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.
Председательствующий –
Судья Томского районного суда
Томской области С.Н.Панфилов
Мотивированный текст судебного решения составлен « ___» апреля 2011 года