ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-335 от 21.05.2012 Тамбовского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-335

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Тамбовка

Тамбовский районный суд Амурской области в составе:

Председательствующего – судьи Головина А.В.,

при секретаре Филипповой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тамбовского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области по непринятию мер по увеличению финансирования расходных обязательств, предусмотренных бюджетом Толстовского сельсовета на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тамбовского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с целью защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с данным заявлением в суд. Из заявления следует, что прокуратурой Тамбовского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Толстовского сельсовета Тамбовского района.

Согласно Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года, «О пожарной безопасности» № 69 - ФЗ от 21.12.2004 года, "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, а также по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях надлежащего осуществления возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством полномочий необходимо финансовое обеспечение указанных полномочий. Соответственно, осуществление указанных мероприятий является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно расходной части бюджета Толстовского сельсовета Тамбовского района на обеспечение пожарной безопасности на 2012 год запланировано 1000 рублей. Кроме этого, проведенной проверкой установлено, что в бюджете вышеуказанного муниципального образования на 2012 год предусмотрены денежные средства на ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в размере 1000 рублей, резервные финансовые средства - 2000 рублей.

Таким образом, в ходе проверки соответствия планируемых объемов финансирования, фактической потребности в бюджетных средствах, выявлена явная недостаточность бюджетных ассигнований по указанным направлениям в бюджете Толстовского сельсовета.

По данным нарушениям при проверке проекта бюджета Толстовского сельсовета на 2012 год прокуратурой района главе администрации в заключение на проект бюджета было указано на недостаточность запланированных денежных средств на вышеуказанные цели.

Однако бюджет Толстовского сельсовета на 2012 год был принят без увеличения расходной части бюджета на обеспечение пожарной безопасности, а также ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резервных финансовых средств.

В связи с чем, прокурором района 2.12.2011 и 17.02.2012 года в адрес главы администрации Толстовского сельсовета были внесены представления об увеличении в расходной части бюджета денежных средств запланированных на обеспечение пожарной безопасности, а также ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резервных финансовых средств.

Несмотря на принимаемые прокуратурой района меры, в отношении администрации Толстовского сельсовета, в части непринятия мер по увеличению расходной части в бюджете сельсовета денежных средств на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также увеличения фонда резервных финансовых средств, администрацией Толстовского сельсовета увеличение денежных средств в расходных частях вышеуказанных статей в 2012 году не производилось.

Кроме этого администрацией Толстовского сельсовета ненадлежащим образом исполняются полномочия по принятию первичных мер пожарной безопасности на территории Толстовского сельсовета, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Толстовского сельсовета Тамбовского района, защите населения и территории Толстовского сельсовета Тамбовского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров.

Так, сотрудниками ОНД по Тамбовскому району в период с 12 апреля по 2 мая были выявлены нарушения.

Таким образом, не увеличение объема денежных средств на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случае возникновения данных чрезвычайных ситуаций, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, а также для причинения вреда их имуществу.

Прокурор Тамбовского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района по непринятию мер к увеличению финансирования расходных обязательств предусмотренных бюджетом Толстовского сельсовета на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обязать администрацию Толстовского сельсовета Тамбовского района в течение месяца после вступления решения суда в законную силу произвести увеличение денежных средств на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Помощник прокурора Тамбовского района Хвалеев Т.В. в судебном заседании поддержал требования прокурора по основаниям, указанным в заявлении, просил их удовлетворить.

Глава администрации Толстовского сельсовета ФИО1 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, суду пояснил, что увеличение сумм расходной части бюджета не представлялось возможным из-за дефицитного бюджета. 18 мая 2012 года Администрацией Толстовского сельсовета был проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения», в связи с чем, доходная часть бюджета сельсовета будет увеличена на сумму 811942 рубля. В ближайшее время на сессии Толстовского сельсовета народных депутатов планируется рассмотрение вопроса об увеличении сумм на противопожарные мероприятия и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Администрацией Толстовского сельсовета проводятся работы по недопущению пожаров, а именно: проводятся беседы, обращения, рейды, вывешивается наглядная агитация, организован штаб по ликвидации пожаров, обследуются источники противопожарного водозабора, ведется подворный обход с выполнением разъяснительной работы. Просил в требованиях прокурору отказать.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Прокурор Тамбовского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с целью защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы...

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» № 69 - ФЗ от 21.12.2004 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:

- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно ст.24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. ФЗ № 442-ФЗ от 29.12.2010), финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 65 БК РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 81 БК РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Согласно ведомственной структуре, утвержденной решением Толстовского сельского Совета народных депутатов от 30.12.2011 года № 96, расходы на обеспечение пожарной безопасности составляют 1000 рублей, на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного и техногенного характера – 1000 рублей, резервные фонды – 2000 рублей.

02.12.2011 г. прокурором Тамбовского района было направлено представление в адрес главы Толстовского сельсовета ФИО1 об устранении нарушений ФЗ РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.2004 г., Бюджетного кодекса РФ, которым он требовал принять неотложные меры по устранению выявленных нарушений.

17.02.2012 г. прокурором Тамбовского района было направлено представление в адрес главы Толстовского сельсовета ФИО1 об устранении нарушений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., которым он требовал незамедлительно принять неотложные меры по устранению выявленных нарушений.

На основании ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Администрацией Толстовского сельсовета не представлено в суд доказательств принятия мер по устранению нарушений и увеличения расходной части бюджета на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также увеличение фонда резервных финансовых средств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией Толстовского сельсовета проявлено незаконное бездействие, выразившееся в том, что не были увеличены объемы расходной части бюджета на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также увеличение фонда резервных финансовых средств.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что требования прокурора Тамбовского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.258, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Тамбовского района Амурской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района по непринятию мер к увеличению финансирования расходных обязательств предусмотренных бюджетом Толстовского сельсовета на обеспечение пожарной безопасности, ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обязать администрацию Толстовского сельсовета Тамбовского района устранить в полном объеме допущенное нарушение в течение месяца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Тамбовский районный суд.

Председательствующий, судья А.В. Головин

Копия верна,

судья А.В. Головин