ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3350/19 от 10.12.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

10 декабря 2019г. Дело № 2-3350/2019

Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе судьи Пушкиной М.Б., при секретаре Аббасовой П.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга о включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

Решением УПФР по Кировскому району от 25.01.2019г. № 176 истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п. 19 п.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого 25 летнего специального стажа.

Комиссией, в частности, не принят к зачету в стаж следующий период:

- с 11.08.2010г. по 04.10.2018г. в должности заведующей отделения социальной реабилитации в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних Альмус», т.к. отсутствует информация о выполнении деятельности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Работодателем сданы сведения без указания кода исчисления страхового стажа, в т.ч. с 01.01.2015г. по 04.10.2018г. период работы работодателем сдан как 0,5 ставки, что не дает право на включение периода в специальный стаж.

Истица, будучи не согласна с указанным решением, обратилась в суд с иском к УПФР РФ по Кировскому району о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы с 11.08.2010г. по 04.10.2018г. и обязании УПФР назначить ей пенсию с момента обращения за ней – с 04.10.2018г.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, полагала, что статус рабочего места истца – отделение Центра, соответствует учреждению, предусмотренному Списками, педагогический стаж подтвержден тем, что по своим должностным обязанностям и согласно должностной инструкции истица выполняла педагогическую деятельность, фактически выполняла работу старшего воспитателя, ее трудовые функции заведующей были тождественны этой должности.

Ответчик против иска возражал, представил письменный отзыв, настаивал, что учреждение, в котором работает истица (отделение учреждения (Центра)) Списками не предусмотрено, истица не выполняла педагогической деятельности, не имела предусмотренной законом педагогической нагрузки для назначения досрочно пенсии (л.д. 77-81).

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, находит иск подлежащим отклонению.

Как усматривается из материалов дела, истица с 11.08.2010г. по 04.10.2018г. работала в должности заведующей отделения социальной реабилитации в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних Альмус».

В период с 01.01.2015г. по 04.10.2018г. истица также работала в Центре на 0,5 ставки социального педагога (внутреннее совместительство).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ также применяется Список должностей и учреждений, и правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Пунктом 3 Правил № 781 установлен порядок включения в стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в образовательных учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ. А именно, работа в должности, указанной в разделе 1 засчитывается в стаж при условии выполнения в учреждениях, предусмотренных п. 1.1-1.4 списка. В должностях, указанных в пункте 2 раздела «наименование должностей», в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование учреждений».

Пунктом 4 Правил № 781 установлено, что периоды работы с 01.09.2000г. выполнявшейся в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогический или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы.

Пунктом 5 Правил № 781 установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Должность истицы (заведующая) предусмотрена п. 1 раздела «наименование должностей» списка № 781. Доказательств выполнения педагогической нормы рабочего времени на ставку заработной платы не представлено. Нагрузка за период с 2015 года по 2018 год на 0,5 ставки социального педагога (л.д. 19-29 том 2) не дает права истцу претендовать на назначение льготной пенсии.

В разделе 1 Списка (п. 1.13) «наименование учреждений» указаны учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

ФИО2 «Альмус» переименовывался в 2011 и 2015 годах. При этом в его наименовании присутствовало указание на то, что учреждение является «социально-реабилитационным центом для несовершеннолетних». Однако истица принята на работу в стационарное отделение (социальный приют) (л.д. 85).

Устав Центра, утверждённый 26.10.2015г., предусматривает, что предметом деятельности является предоставление социальных услуг, указания на осуществление педагогической деятельности не содержит (л.д. 98-108), Устав, действующий с октября 2011 года (с изменениями от января 2014 года л.д. 132-134), предусматривал цели в виды деятельности, также не связанные с педагогической (л.д. 111-112). Пункт 2.4 Устава содержит указание на то, что право учреждения осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, прохождение аккредитации и\или аттестации, возникает с момента получения соответствующего документа.

Объем выполняемой истицей работы на должности заведующей, с 2010 года составлял одну ставку (л.д. 135-144).

ФИО3 «Центр Альмус» на право оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ получена 30.01.2015г. и 26.12.2016г. на дополнительное образование (л.д. 145-154).

Положение Центра от 09.01.2018г. содержит указание на оказание педагогической помощи (п. 1.2), однако не содержит указания на педагогическую деятельность (л.д. 154-159). В п. 2.2. указано, что предусмотрена деятельность социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, организацию их досуга (л.д. 155).

Истица представила суду отзыв работодателя (об аттестуемом работнике), из которого следует, что она осуществляла в стационарном отделении (социальном приюте) аттестацию сотрудников, подготовку и проведение семинаров и советов, выступала на совещаниях и советах, с несовершеннолетними проводила образовательные процессы: беседы, собрания, организацию досуга, разработку программ, оказывала социально-педагогические услуги (профилактика отклонений поведения и т.д., консультирование окружения ребенка, компьютерная грамотность, досуг, летний отдых и др. (л.д. 160-167), издавала приказы на организацию экскурсии, принимала участие в выезде в лагерь и др. (л.д. 170-190)

Представитель истца настаивала, что истица осуществляла деятельность старшего воспитателя, инструкция заведующего повторяет инструкцию старшего воспитателя (л.д. 201-204), и эта должность предусмотрена Списками.

Положениями о Центре, утв. В 2011 году и 11.01.2016г. установлено, что в его структуру, в частности, входит социальный приют (стационарное отделение). Все структурные подразделения осуществляют деятельность в соответствии с Положениями (л.д. 206-209, 212-215). Ни положение о Центре, на Положение о отделении не содержат указание на их педагогическую деятельность (есть указание на оказание педагогической помощи детям и родителям).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Согласно разъяснениям, данным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Иными словами, тождественность работы с должностями, включенными в Список N 781, можно устанавливать при наличии определенных условий лишь в том случае, если должность, которую занимал работник, не поименована в Списке N 781. Истец же занимала должность заведующей, которая поименована в Списке N 781, и в данной ситуации, необходимо учитывать требования п. 5 и абзаца А п. 8 Правил N 781, под которые истец не подпадает.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1272-О, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29.10.2002 N 781, а также вступившее в силу с 01.01.2015 постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно которому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.

Согласно приказу № 154 от 11.08.2010г. истица принята в ГБУ СОН «Центр «Альмус» на постоянную работу в отделение социальной реабилитации (социальный приют) на должность заведующего (л.д. 42), согласно справке ГБУ СОН «Центр «Альмус», должность старший воспитатель с 2010года в Центре не предусмотрена (л.д. 41).

Положение об организации и проведении начальной, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ГБУ СОН «Центр «Альмус» (л.д. 44-45), положение о языке образования (л.д. 46), положение об охране здоровья обучающихся (л.д. 47-51), положение, регламентирующее создание условий по обеспечению безопасности обучающихся (л.д. 52-57), положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (л.д. 58-63), положение, регламентирующее правила приема обучающихся на дополнительные общеобразовательные программы (л.д. 64-67),

должностная инструкция заведующего стационарным отделением (социальным приютом) утв. 21.04.2009г. (л.д. 31-33 том 1, л.д. 40-42 том 2), и утв. 11.01.2016г. (л.д. 69-71), не несут информации о возложении на истицу обязанностей педагога по работе с детьми. В ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств выполнения функций замены заболевшего воспитателя (п. 3.1 инструкции).

С 01.09.2000г. условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленным на ставку заработной платы обязательно.

При этом законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающая право граждан на социальное (пенсионное) обеспечение.

Также суд принимает во внимание, что Конституционный Суд РФ в определении от 23.06.2015г. № 1272-О (и др.) и Верховный суд РФ в определении от 10.03.2016г. № АПЛ16-37 указывают, что Список и Правила № 781, обязательные для применения в данном случае, раскрывают понятие структурных подразделений, работа в которых засчитывается в специальный стаж (л.д. 223-225, 226-229).

Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что истица работала именно в структурном подразделении и данное подразделение, в Списке № 781 не поименовано.

Правомерность действий работодателя по сдаче в УПФ сведений на работников без указания кода исчисления страхового стажа, в т.ч. с 01.01.2015г. по 04.10.2018г. на истицу, не входит в компетенцию суда по данному делу, является обязанностью работодателя по предоставлению достоверных сведений, запрета на корректировку сдачи таких сведений законом не установлено.

Аналогичные положения в части продолжительности специального стажа были предусмотрены положениями пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2011 "О трудовых пенсиях в РФ", действующего в спорные периоды осуществления трудовой деятельности.

С учетом изложенного, выполнение истцом функциональных обязанностей заведующей в специализированном учреждении органов государственной системы социальной защиты населения, оказывающим социальную (педагогическую) помощь и поддержку несовершеннолетним (а не педагогическую деятельность), в котором кроме детей получают поддержку семьи, родители, не предоставляет истцу право на включение указанной работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, поскольку учреждение (отделение, социальный приют), в котором в спорный период осуществляла трудовую деятельность истец, не предусмотрено Правилами N 781, не подтверждена педагогическая нагрузка истицы на ставку заработной платы, т.о. оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО1 в иске к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга о включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через гражданскую канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга.

Судья М.Б. Пушкина