Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2014 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре ФИО9, с участием представителя истца ФИО10, ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3351/2014 по иску Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования к судебному приставу-исполнителю РОСП УФССП России по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что постановлениями судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО11 от *** с администрации района взысканы исполнительские сборы по 5 000 руб. за неисполнение в 5-дневный срок:
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО1;
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО2;
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО3;
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО4;
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО5;
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО6;
решения Усольского городского суда Иркутской области от *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО7.
Исполнить указанные определения суда в течение 5 дней администрация города не имеет возможности по основаниям ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Иркутской области от 28.12.2012 года № 164-ФЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На момент принятия судом указанных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам действовал Закон Иркутской области № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», статьей 2 которого государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области… не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, были наделены органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение этих государственных полномочий органов местного самоуправления происходило за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Объем средств, поступивших в администрацию района в ... году на исполнение указанных судебных решений, составил ... руб., на которые было приобретено ... квартиры и заключено ... договора социального найма с детьми-сиротами. В декабре ... года при перераспределении финансовых средств, не освоенных другими муниципальными образованиями Иркутской области на приобретение жилых помещений для детей-сирот, Министерством имущественных отношений Иркутской области приобретены для Усольского района дополнительно ... квартиры.
Объем средств, поступивших в администрацию района в ... году на исполнение судебных решений составил ... руб. При этом, администрация района обращалась с письмом в Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес> об объеме ассигнований, необходимых для исполнения судебных актов от *** № в сумме ... руб. На сумму поступивших денежных средств в размере ... руб. по результатам электронных аукционов приобретено ... квартир и заключено ... договоров социального найма.
Таким образом, на выделенные денежные средства из ... судебного решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений за ... годы исполнено лишь ... судебных решений.
Администрации района повторно обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о выделении денежных средств на приобретение жилья в случае перераспределения нереализованных финансовых средств.
На основании заключенного Соглашения между Министерством имущественных отношений Иркутской области и администрацией района о взаимодействии по реализации долгосрочной целевой программы Иркутской области «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-2015 годы» в ... году на территории Усольского района было предоставлено ... земельных участков под строительство домов для детей-сирот. Завершено строительство благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области. Из ... построенных квартир в порядке очередности будет предоставлена ... квартира лицам из числа детей-сирот.
Учитывая, что исполнение решений суда зависит от предоставления денежных средств из областного бюджета, а также в связи с исполнением порядка, предусмотренного Федеральным законом от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнить указанные решения суда в 5-дневный срок невозможно по объективным причинам.
На основании изложенного просит освободить администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования от взыскания указанных исполнительских сборов.
В судебном заседании представитель истца, муниципального района Усольского районного муниципального образования, ФИО10, действующая на основании доверенности (л.д. 9), на иске настаивает по основаниям, в нем изложенным.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО11 с иском не согласна, поскольку в установленный срок требования исполнительных документов истцом не исполнены, документы, подтверждающие уважительность их неисполнения, не представлены (л.д. 131 – 132).
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 6 указанной правовой нормы, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 8 Закона Иркутской области от 28.12.2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В судебном заседании установлено, что решениями Усольского городского суда Иркутской области от *** (л.д. 13-17), от *** (л.д. 41-43), от *** (л.д. 24-29, 36-38), заочным решением от *** (л.д. 32-33) на администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования возложена обязанность предоставить ФИО5, ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО6 и ФИО7 вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленной законом социальной нормы и заключить с ними договоры социального найма.
Решения суда вступили в законную силу, по делам выданы исполнительные листы, возбуждены исполнительные производства.
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО1 (л.д. 11).
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО2 (л.д. 18).
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО3 (л.д. 20).
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО4 (л.д. 22).
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО5 (л.д. 30).
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО6 (л.д. 34).
*** в отношении администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО7 (л.д. 39).
Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования был установлен 5-дневный срок.
В связи с неисполнением в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительных документов о предоставлении указанным лицам жилых помещений, постановлениями судебного пристава-исполнителя от *** с администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования взысканы исполнительские сборы по 5 000 руб. по каждому исполнительном производству.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от *** № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и самостоятельности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В обоснование доводов об уважительных причинах нарушения администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования установленных сроков исполнения исполнительных документов и о принятии всех мер для надлежащего исполнения обязательств представлены платежные поручения № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** № от *** (л.д. 120-126), подтверждающие приобретение администрацией района жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, а также копии заключенных с гражданами данной категории договоров социального найма жилых помещений № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** года, № от *** года, от *** года, от *** (л.д. 82 – 119).
Объем средств, поступивший из областного бюджета на указанные цели составил ... руб., в .... году – ... руб. (л.д. 56, 61, 68, 70).
Вместе с тем, на осуществление муниципальным образованием государственных полномочий по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жильем требуется ... руб. О выделении из областного бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели администрация района направила в адрес Министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области соответствующее письмо с расчетом (л.д. 63-64).
Также администрация района принимает участие в электронном аукционе на приобретение жилья (л.д. 58-60), повторно направила в адрес Министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области письмо о предоставлении денежных средств на приобретение жилья гражданам из числа детей-сирот (л.д. 65, 67).
Кроме того, между Министерством имущественных отношений Иркутской области и администрацией района заключено Соглашение от *** о взаимодействии по реализации долгосрочной целевой программы Иркутской области «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-2015 годы» (л.д. 47-52).
На основании изложенного, с учетом представленных по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения вышеуказанным лицам было невозможно, поскольку администрация муниципального района Усольского районного МО обязана предоставить указанным лицам благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет субвенций, предоставляемых бюджету АМО из областного бюджета, и возможность исполнения решения суда находится в прямой зависимости от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере.
Таким образом, администрацией МО г. Усолье-Сибирское предприняты необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения в установленный пятидневный срок нельзя признать уклонением администрации от исполнения решения, вина администрации МО г. Усолье-Сибирское в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа,
выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской
области от ***., вступившего в законную силу ***. о
предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО13
ФИО1.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа, выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской области от ...., вступившего в законную силу .... об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО8.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа,
выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской
области от ***., вступившего в законную силу ***. об обязании
предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО3
ФИО3.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа,
выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской
области от ***., вступившего в законную силу ***. об обязании
предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО4
ФИО4.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа,
выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской
области от ***., вступившего в законную силу ***. о
предоставлении жилого помещения по договору социального найма
ФИО5.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа,
выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской
области от *** вступившего в законную силу *** о
предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО6
ФИО6.
Освободить администрацию муниципального района Усольского районного
муниципального образования от взыскания исполнительского сбора в размере
... рублей за неисполнение в 5-дневный срок исполнительного документа,
выданного на основании решения Усольского городского суда Иркутской
области от ***., вступившего в законную силу ***. о
предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО13
ФИО7.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
. Судья П.В. Медведев
решение вступило в законную силу 14.01.2015 г.
.
.
.
.
.
.
.