Мотивированное решение составлено 29.09.2021
Дело № 2-3351/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Капустиной С.В.
при секретаре Клинковой А.Е.
с участием прокурора Холиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 23 сентября 2021 года гражданское дело по иску Рыбинского городского прокурора в защиту интересов ФИО1 к администрации городского округа город Рыбинск, ООО «Мясопродукт» о возобновлении работы котельной, к ООО «Мясопродукт» о возложении обязанности предоставить документы, к администрации городского округа город Рыбинск о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
Рыбинский городской прокурор в защиту интересов <данные изъяты> ФИО1 обратился в суд с уточненным исковым заявлением к администрации городского округа город Рыбинск, ООО «Мясопродукт» о возобновлении работы котельной, к ООО «Мясопродукт» о возложении обязанности предоставить в администрацию городского округа город Рыбинск документы о согласовании вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей с потребителями тепловой энергии в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, к администрации городского округа город Рыбинск о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес>
Мотивировал исковые требования тем, что ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес>, осуществляется от котельной, принадлежащей на праве собственности ООО «Мясопродукт», расположенному по адресу: <адрес>.
Между ООО «Мясопродукт» (Поставщик) и ООО «Рыбинская генерация» (Покупатель), осуществляющим теплоснабжение городского округа город Рыбинск на основании концессионного соглашения от 30.10.2019 № заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя от 01.12.2019 №, согласно условиям которого Поставщик обязуется поставить тепловую энергию и теплоноситель, произведенные на источнике тепловой энергии и теплоносителя, для отопления и горячего водоснабжения вышеуказанного многоквартирного дома.
ООО «Мясопродукт» 1 апреля 2021 г. и 14 мая 2021 г. уведомило администрацию городского округа город Рыбинск и ООО «Рыбинская генерация» о приостановлении хозяйственной деятельности предприятия и прекращении работы котельной. Теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес> прекращено 15 мая 2021 г.
ООО «Мясопродукт» порядок вывода источника тепловой энергии из эксплуатации не соблюден. В нарушение п. 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, в орган местного самоуправления ООО «Мясопродукт» не представлены документы о согласовании вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей с потребителями тепловой энергии. Кроме того, Обществом не приведены обоснования некомпенсируемых убытков при дальнейшей эксплуатации котельной. В настоящее время, до принятия альтернативных мер, надлежащее обеспечение тепловой энергией МКД возможно только при условии функционирования котельной ООО «Мясопродукт».
С 14 сентября 2021 г. начат отопительный сезон, деятельность котельной не обеспечена, подача тепла в жилые помещения многоквартирного дома № № по <адрес>, не осуществляется.
Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушения жилищно-коммунальных прав граждан – жителей многоквартирного дома на получение коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно объяснил, что способ обеспечения теплоснабжения многоквартирного дома должна избрать администрация городского округа город Рыбинск, поскольку в ходе рассмотрения дела участниками процесса предложено несколько вариантов решения этого вопроса.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, объяснения по делу не представила.
Представитель ответчика - администрации городского округа город Рыбинск - по доверенности ФИО2 исковые требования не признала.
Объяснила, что теплоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес> организовано, но ООО «Мясопродукт» закрылось и работа котельной остановлена. Возобновить работу котельной администрация округа не может, так как в штате нет таких специалистов. В настоящее время ООО «Рыбинская генерация» не готово принимать котельную в аренду. МУП городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» специалистов для работы в котельной в штате не имеет, все имущество по концессионному соглашению предприятие передало ООО «Рыбинская генерация», в настоящее время существует только для завершения расчетов и должно быть ликвидировано.
Обеспечение теплоснабжения жителей дома возможно путем установки индивидуальных газовых котлов в квартирах за счет собственников жилых помещений. Данное переоборудование системы отопления требует проекта и согласования. Управляющая компания организовывала проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но часть собственников проголосовала против установки индивидуальных газовых котлов в квартирах.
Полагала, что ООО «Рыбинская генерация» должно взять в аренду котельную на основании концессионного соглашения.
Представитель третьего лица на стороне администрации округа - департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск - по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения иска.
Объяснила, что обязанности по обеспечению теплоснабжения населения округа выполнило - утвердило схему теплоснабжения городского округа. В июне 2021 г. прошли публичные слушания по утверждению схемы теплоснабжения городского округа. ООО «Рыбинская генерация» со схемой было согласно. Вывод котельной и тепловых сетей ООО «Мясопродукт» из эксплуатации схемой не предусмотрен, так как ООО «Мясопродукт» не представило в администрацию округа документы о согласовании вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей с потребителями тепловой энергии. Ответ ООО «Мясопродукт» дан в деловом стиле.
Представители ответчика - ООО «Мясопродукт» - по доверенностям ФИО4 и ФИО5 исковые требования не признали.
Объяснили, что ООО «Мясопродукт» с 2015 г. неоднократно обращалось в администрацию округа с заявлениями о приостановлении работы котельной.
В декабре 2020 г. между учредителями произошел конфликт, Общество прекратило деятельность, генеральный директор уволен. До конца отопительного периода Общество продолжало поставлять отопление и горячее водоснабжение в многоквартирный дом. 1 апреля 2021 г. ООО «Мясопродукт» направило письмо в администрацию округа о прекращении подачи тепловой энергии в многоквартирный дом по окончании отопительного сезона. Результата обращение не имело.
В настоящее время Общество фактически прекратило деятельность, работники уволены, счета в банке заблокированы, последний арендатор расторг договор. Котельная в исправном состоянии, может быть возобновить работу, но ее мощность рассчитана на подачу тепловой энергии в жилой дом, и в производственные помещения. Подавать тепловую энергию только в многоквартирный дом она не сможет.
В Общество приходило письмо от МУП «Теплоэнерго» с предложениями по котельной, они, представители, согласились на все условия. Бывшие оператору котельной согласились на трудоустройство в МУП «Теплоэнерго». Работники МУП «Теплоэнерго» осмотрели котельную, но в дальнейшем договор не был заключен.
ООО «Мясопродукт» не сможет возобновить работу котельной, так как у него нет ни штатов, ни денежных средств на покупку газа и оплату налогов и заработной платы. Если администрация округа примет решение о компенсации затрат, то денежными средствами Общество не сможет воспользоваться, поскольку счета в банке заблокированы.
Представитель третьего лица - ООО «Рыбинская генерация» - по доверенности ФИО6 объяснила, что Общество поставляет теплоснабжение потребителям округа на основании концессионного соглашения №. Внесение изменений в концессионное соглашение потребует год. Общество не может принять котельную ООО «Мясопродукт» в аренду, так как не вправе компенсировать расходы по котельной за счет других объектов.
Представитель третьего лица - МУП «Теплоэнерго» - по доверенности ФИО7 объяснила, что предприятие не имеет лицензии, позволяющей эксплуатировать взрывоопасные производственные объекты, к которым относится котельная ООО «Мясопродукт».
Постановлением главы администрации городского округа город Рыбинск от 24.09.2019 № с МУП «Теплоэнерго» снят статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа город Рыбинск.
На основании концессионного соглашения № МУП «Теплоэнерго» передало ООО «Рыбинская генерация» имущество, документы, сотрудников и с 1 декабря 2019 г. прекратило деятельность по производству и передаче тепловой энергии, а также деятельность, связанную с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Предприятие находится в сложном финансовом положении и не имеет ресурсов для переоформления лицензии и эксплуатации котельной.
Третье лицо ФИО8, участник общей долевой собственности с истицей, исковые требования поддержал. Объяснил, что многоквартирный дом в настоящее время может получать теплоснабжение только от котельной ООО «Мясопродукт». На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме часть собственников проголосовала против установки индивидуальных газовых котлов, так как изменение системы теплоснабжения дома требует значительных денежных средств, а, кроме того, маленькие площади кухонь не позволяют установить в них газовые котлы.
Представитель третьего лица - АО «Рыбинская управляющая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, объяснения по делу не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес>, осуществляется от котельной, принадлежащей на праве собственности ООО «Мясопродукт».
Между ООО «Мясопродукт» (Поставщик) и ООО «Рыбинская генерация» (Покупатель), осуществляющим теплоснабжение городского округа город Рыбинск на основании концессионного соглашения от 30.10.2019 №, заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя от 01.12.2019 №, согласно условиям которого Поставщик обязуется поставить тепловую энергию и теплоноситель, произведенные на источнике тепловой энергии и теплоносителя, для отопления и горячего водоснабжения вышеуказанного многоквартирного дома.
С ноября 2015 г. ООО «Мясопродукт» неоднократно уведомляло администрацию городского округа город Рыбинск о предстоящей приостановке деятельности Общества и просило рассмотреть вопрос о переводе дома на индивидуальное отопление (л.д. 110, 112, 114). Неоднократно вопрос обеспечения отоплением многоквартирного жилого дома № № по <адрес> рассматривался на совещаниях в администрации округа, но решен не был.
В ответе от 27.04.2021 № на обращение ООО «Мясопродукт» администрация округа указала на отсутствие данных в информационных письмах ООО «Мясопродукт» от 03.11.2015 №, от 29.05.2017 № данных о выполнении требований п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, а именно: не представлены документы о согласовании вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей с потребителями тепловой энергии, а также отсутствуют обоснования некомпенсируемых финансовых убытков ООО «Мясопродукт» при дальнейшей эксплуатации объекта теплоснабжения (л.д. 47-48).
Последнее обращение ООО «Мясопродукт» в администрацию округа о приостановлении хозяйственной деятельности предприятия и прекращении работы котельной имело место 14 мая 2021 г., а 15 мая 2021 г. теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес> было прекращено.
Постановлением главы администрации городского округа город Рыбинск от 11.06.2021 № 1439 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского округа город Рыбинск» в схему были внесены изменения без учета прекращения деятельности котельной ООО «Мясопродукт» (л.д. 86-102).
В настоящее время ООО «Мясопродукт» фактически прекратило свою деятельность, работники уволены, согласно официальному сайту ФНС России, сведения о руководителе юридического лица являются недостоверными.
С 14 сентября 2021 г. в г. Рыбинске начался отопительный сезон, в многоквартирный дом № № по <адрес> тепловой ресурс не поставляется.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные полномочия органа местного самоуправления закреплены в п. 10, 17 ст. 35 Устава городского округа город Рыбинск, утвержденного решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 19.12.2019 №.
В соответствии с п. 4.2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, законодатель установил прямую обязанность органов местного самоуправления по организации теплоснабжения в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств по поставке теплового ресурса потребителям.
Так как котельная и тепловые сети в границах ответственности ООО «Мясопродукт» находятся в собственности данного Общества, без его участия, минимально - допуск работников сторонней организации в котельную, возобновление работы котельной не представляется возможным. На основании изложенного, суд обязывает ООО «Мясопродукт» и администрацию городского округа город Рыбинск возобновить работу котельной.
Порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации установлен ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889.
Так, п. 4 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ).
В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (п. 6 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 14-22 Правил № 889.
Так, согласно п. 18 Правил № 889, орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.
В случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей этот орган разрабатывает мероприятия, предотвращающие возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, и включает указанные мероприятия в схему теплоснабжения.
П. 19 Правил № 889 установлен порядок компенсации органом местного самоуправления некомпенсируемых финансовых убытков собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии, если их эксплуатация продолжается по требованию органа местного самоуправления.
Также в соответствии с п. 17 Правил № 889 к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.
В ходе рассмотрения дела между ответчиками и третьим лицом ООО «Рыбинская генерация» возник спор, кого считать потребителем в соответствии с требованиями п. 17 Правил № 889.
Суд приходит к выводу, что, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей компанией, которая в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации заключила с ними договор управления многоквартирным домом, то АО «Рыбинская управляющая компания» представляет интересы собственников помещений многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
На основании изложенного, суд обязывает ООО «Мясопродукт» предоставить в администрацию городского округа город Рыбинск документы о согласовании вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей с потребителем тепловой энергии – АО «Рыбинская управляющая компания» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неполучения согласования от АО «Рыбинская управляющая компания» ответчику ООО «Мясопродукт» надлежит действовать в соответствии с требованиями последнего предложения п. 17 Правил № 889.
Так как по решению суда работа котельной возобновлена на 1 год, то по истечении этого срока администрация городского округа город Рыбинск обеспечить теплоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес> либо за счет данной котельной, либо за счет иного альтернативного источника энергии.
Поскольку с 14 сентября 2021 г. в г. Рыбинске начался отопительный период, суд признает невозможным проживание граждан в жилых помещениях многоквартирного дома № № по <адрес> без централизованного отопления и горячего водоснабжения и с учетом мнения участников процесса, решение в части возложения обязанности на ООО «Мясопродукт» и администрацию городского округа город Рыбинск возобновить работу котельной обращает к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Мясопродукт», администрацию городского округа город Рыбинск возобновить работу котельной, расположенной по адресу: <адрес>, на срок 1 год.
Обязать ООО «Мясопродукт» предоставить в администрацию городского округа город Рыбинск документы о согласовании вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей с потребителем тепловой энергии – АО «Рыбинская управляющая компания» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского округа город Рыбинск обеспечить теплоснабжение многоквартирного дома № № по <адрес>
Решение в части возложения обязанности на ООО «Мясопродукт» и администрацию городского округа город Рыбинск возобновить работу котельной обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
№