ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3353/20 от 28.04.2021 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

2-470/2021

25RS0003-01-2020-004310-29

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2021 года г. Владивосток

Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:

Председательствующего судьи Крамаренко Ю.П.

при секретаре Матюшиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора к КГУП «Примтеплоэнерго» о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам

У С Т А Н О В И Л:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к АО «Примтеплоэнерго» о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, выразившегося в загрязнении озера Солёное в результате аварии (утечки мазута) 13 и 14 марта 2020 года на складе горюче-смазочных материалов ТСУ-2 филиала Находкинский.

В обоснование иска указал, что КГУП «Примтеплоэнерго» осуществляет деятельность по хранению мазута на складе горюче-смазочных материалов ТСУ-2 филиала Находкинский, являющимся производственным объектом III класса опасности. Озеро Соленое расположено на территории Находкинского городского округа Приморского края, является местом обитания амурского сазана, серебряного карася, озерного гольяна, амурского сома и головешки-ротана. В прибрежной зоне и на участках низкой поймы происходит нерест сазана, карася, сома.

13 и 14 марта 2020 года на складе произошла авария, выразившаяся в утечке мазута и приведшая к загрязнению аварии акватории озера Соленое на площади 12557 кв.м. и его водоохраной зоны на площади 4549,37 кв.м. Загрязнение низкой поймы водных объектов приводит к ее исключению из биологического продуцирования в районе работ. Нарушение низкой поймы оказывает отрицательное воздействие на группу рыб-фитофилов, связанную с низкой поймой особенностями нагула и воспроизводства. На этих участках в период половодья происходит развитие зообентоса – комового объекта рыб, происходит нагул молоди рыб. Загрязнение отрицательно повлияло на кормовую базу рыб. Нарушение пойменных участков приводит к эрозии почвы, что оказывает воздействие на качественный состав водной среды при размыве грунтов во время паводков и дождей. Взвешенные минеральные частицы ухудшают качество воды, нарушают структуру сообществе, динамику численности популяций и пищевые взаимоотношения водных организмов, что приводит к снижению продукционных свойств водных объектов и общей рыбопродуктивности. Загрязнение в пределах площади техногенного воздействия приведет к утрате мест нереста и нагула рыб.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам на дату причинения вреда утверждена приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166. Согласно произведенному Приморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» расчету от 24.04.2020 № 07-11/626 общий размер ущерба водным биоресурсам составил 2 469 705,6 руб. Вред состоит из натурального ущерба от снижения уровня кормовой базы рыб в стоимостном выражении 2 568,6 руб., ущерба от ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов 817 533 руб., затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов 1 649 604 руб.

Просит суд взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» в бюджет Находкинского городского округа ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 2 469 705,60 рублей.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал по основаниям и доводам, изложенным в иске, полагал, что для расчета ущерба необходимо применять Методику, действовавшую на период причинения вреда. Количество уничтоженных представителей фауны определяется расчетным путем, исходя из рыбохозяйственной характеристики. Площадь загрязнения была зафиксирована первично актами обследований Росприроднадзора от 14.03.2020 и 17.03.2020 г., картой-схемой места совершения административного правонарушения от 14.03.2020 и 17.03.2020 г. При полном освобождении озера Солёное от ледового покрова 12.04.2020 произведен мониторинг территории и акватории озера, которым подтверждено загрязнение нефтепродуктами. По данному факту постановлением № 07/60 от 02.06.2020 года по делу об административном правонарушении, вынесенным Приморским территориальным управлением Росбыробовства, КГУП «Примтеплоэнерго» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов).

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» по доверенности ФИО1 возражал против требований истца по доводам письменного отзыва. Дополнил, что при расчете ущерба, истцом были учтены площади загрязнения до и после освобождения озера Соленого от ледового покрова в размере 6 553,6 кв.м. и 6 004 кв.м., что составило в совокупности 12 557,6 кв.м. Данные величины являются результатами установления площади загрязнения одного и того же участка акватории озера, но полученными в разное время. Фактически ФГБУ «Главрыбвод» при расчете размера ущерба было использовано необоснованно «задвоенное» значение показателя площади загрязнения акватории озера Соленое, что повлекло увеличение итоговой суммы ущерба. Кроме того, для расчета ущерба ФГБУ «Главрыбвод» были использовали такие данные как потери прироста водных биоресурсов в результате гибели кормовых организмов, утрата нагульных площадей, общий вес теряемых биоресурсов, количество погибших взрослых особей рыб и т.п., проверить которые не представляет возможным. Просил суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Приморского территориального управления Росрыболовство в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на иск, в котором требования истца поддержал.

Представитель третьего лица ФГБУ «Главрыбвод» в судебное заседание не явился, предоставил по запросу суда дополнительный расчет размера ущерба согласно Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства от 31.03.2020 № 167, введенной в действие с 17.03.2021 года, на сумму 2 385 160 руб.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем доказательствам в их совокупности суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 42 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Абзацем 2 названной статьи определено, что при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Соответствующий порядок закреплен в Положении о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380 (далее Положение N 380).

Согласно пункту 2 Положения N 380 одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных пунктами "в" - "з" настоящего Положения (пункт 5 Положения N 380).

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно разъяснениям, данным в п. 6 - 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 49 от дата "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Постановлением по делу об административном правонарушении № 07/60 от 02.06.2020 Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства КГУП «Примтеплоэнерго» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов.

Решением Находкинского городского суда Приморского края от 04.08.2020 и решением Приморского краевого суда от 29.09.2020 года постановление Приморского ТУ Росрыболовства от 02.06.2020 № 07/60 оставлено без изменения.

Обстоятельства, установленные при вынесении постановления от 02.06.2020 года в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом установлено, что в ночь с 13 на 14 марта 2020 года на топливном складе Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» по ул. Красноармейская д. 21-«а» в г. Находка произошла утечка топочного мазута (паспорт № 216 АО «АНХК»), вследствие чего произошло загрязнение мазутом озера Соленое и его водоохранной зоны. Актом осмотра от 14.03.2020 года установлено, что мазут растекался по дороге, ведущей от котельной по склону до низменности рельефа озера Соленое. В водоохраной зоне разлив проходил по дороге, затем через заросли камыша вытекал на ледовую поверхность озера. Площадь загрязнения акватории при первичном осмотре от 14.03.2020 составила 690 кв.м., координаты крайних точек разлива 1) 42.828904 с.ш 132.883527 в.д. 2)42.828904 с.ш 132.883873 в.д. Также при первичном осмотре имелись следы проникновения нефтеподуктов (мазута) непосредственно под лед озера, площадь распространения подо льдом на 14.03.2020 определить не представилось возможным. Площадь загрязнения почвы в водоохранной зоне составляла 683,4 кв.м. На момент осмотра в районе разлива нефтепродуктов сотрудниками МЧС совместно с КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и ледовой поверхности акватории озера Соленое от нефтепродуктов.

17.03.2020 совместно с представителями Росприроднадзора, Природоохранной прокуратуры, КГУП «Примтеплоэнерго» проведено повторное обследование территории загрязнения, осмотрена территория к топливно-сливочному участку, расположенному по адресу <...> «а». Площадь загрязненной акватории озера составила 6553,6 кв.м., площадь загрязненной водоохранной зоны – 4549,37 кв.м. На момент изменений сотрудниками МЧС и КГУП «Примтеплоэнерго» продолжались работы по очистке земельного участка и акватории озера от нефтепродуктов, с применением бензопил осуществлялись пропилы льда для определения разлива нефтепродуктов, после установления границ разлива были установлены боновые заграждения (акт осмотра от 17.03.2020, акт обследования от 17.03.2020, карта-схема от 17.03.2020).

12.04.2020 года при полном освобождении от ледового покрова произведен мониторинг водоохранной территории и акватории озера Соленое (акт осмотра от 12.04.2020, карта-схема от 12.04.2020, фототаблица от 12.04.2020). На акватории озера, вдоль береговой полосы, где нет камышового тростника, на расстоянии от 1 до 2 м., в месте, где происходит прорастание камышового тростника, в воде до 10 м. имеются разливы мазута, местами наблюдается засыпка химическими ингридиентами коричневого цвета. На момент осмотра сотрудниками КГУП «Примтеплоэнерго» производились работы по очистке земельного участка и поверхности акватории озера Соленое от нефтепродуктов. Гибели водных биологических ресурсов не обнаружено. Площадь загрязнения водоема озера Соленое составила 6004 кв.м..

В ходе административного расследования установлено, что общая площадь загрязнения акватории озера Соленое составила 12 557 кв.м., площадь загрязнения водоохраной зоны – 4549,37 кв.м.

Размер ущерба определен Приморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» расчетным путем в соответствии с порядком, действовавшим на дату причинения вреда. В материалы дела представлен расчет от 24.04.2020 № 07-11/626 на сумму 2 469 705,6 руб. По состоянию на 14 марта 2020 года применялась методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденная приказом Росрыболовства от 25.11.2011 года № 1166.

С 17.03.2021 года приказ Росрыболовства от 25.11.2011 года № 1166 утратил силу, Приказом Минсельхоза России от 31.03.2020 № 167 введена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. Согласно расчету Приморского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 26.04.2021, произведенному на основании методики, утвержденной 31.03.2020 № 167, размер ущерба составил 2 385 160 руб.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Методика, утвержденная приказом от 31.03.2020 года № 167, применяется к правоотношениям, возникшим после введения в её в действие. Приказ от 31.03.2020 № 167 не содержит норм о придании ему обратной силы.

При таких обстоятельствах для определения размера ущерба судом принят расчет, произведенный на основании Методики, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 года № 1166, действовавшей на дату возникновения убытков, в размере 2 469 705,60 руб.

Проверяя доводы ответчика о несогласии с размером убытков, суд не находит оснований для отклонения расчета, произведенного ФГБУ «Главрыбвод», поскольку он произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.

Количество погибшей рыбы определено расчетным путем, исходя из рыбохозяйственной характеристики озера Соленое от 13.04.2020 года № 07-08/553 и размера загрязнений акватории и водоохранной зоны. Доводы ответчика о недоказанности размера вреда основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Таким образом, с КГУП «Примтеплоэнерго» в бюджет Находкинского городского округа ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 2 469 705,60 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

Взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» в бюджет Находкинского городского округа ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 2 469 705,60 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий