№ 2-3354/2020
56RS0N-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 15 июля 2020 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В., при секретаре Курбатовой Т.В., с участием:
представителя ответчика ФИО1,
представителя конкурсного управляющего КПК «Семейная копилка» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Центральному Банку Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что ... между ним и КПК «Семейная копилка» заключен договор инвестиционного займа N, по условиям которого, с учетом заключенных ... и ... дополнительных соглашений, он передал КПК «Семейная копилка» общую сумму ... руб. на срок до ... под ... % годовых. Ответчик таким образом должен был начислить на сумму проценты в размере ... руб. Общая задолженность составила ... руб.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 сентября 2019 года с КПК «Семейная копилка» взысканы в его пользу денежные средства, однако в связи с признанием должника банкротом исполнительное производство приостановлено. Материалы направлены конкурсному управляющему. Определением Арбитражного суда Оренбургской области его требование признано обоснованным и включено в 3-ю очередь реестра требований кредиторов, однако до настоящего времени требование не исполнено. По состоянию на 22 января 2018 года, согласно выводам рабочей группы Банка России, проводившей проверку её деятельности, КПК «Семейная копилка» имела признаки финансовой пирамиды.
Истец просит суд, ссылаясь на то, что ЦБ РФ был обязан осуществлять контроль за данной финансовой организацией, взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в сумме ... руб.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 мая 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен КПК «Семейная копилка» в лице конкурсного управляющего ФИО2
Определением Ленинского районного суда города Оренбурга от 03 июня 2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего, а именно ГУ Центрального Банка РФ по Оренбургской области на Центральный Банк РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ФИО4.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО4 не явилась, судом о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО4 просила рассмотреть иск в свое отсутствие.
Представитель ответчика ЦБ РФ представил письменный отзыв на иск, которым иск не признал, просил суд в иске отказать в полном объеме ввиду отсутствия обязательств Банка перед истцом, вины Банка, причинной связи между действиями (бездействием) Банка и возникшим вредом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, при имеющихся сведениях об извещении.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности от ..., просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Ссылался на то, что ЦБ РФ выполнил все необходимые мероприятия, направленные на прекращение противоправной деятельности КПК «Семейная копилка», в т.ч. с уведомлением правоохранительных органов, налоговой инспекции.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФИО2 исковые требования не поддержала.
Выслушав позицию участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Суд исходит из того, что Центральный Банк Российской Федерации в систему органов государственной власти Российской Федерации не включен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 14.12.2000 г. N 268-О "О проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)" статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Аналогичная позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013, согласно которой в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации, со ст.1 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России как орган, имеющий конституционный статус, наделен определенными государственными функциями и полномочиями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России выполняет следующие функции: 9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: 12) кредитных потребительских кооперативов;
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Банк России устанавливает требования к собственным средствам (капиталу) или чистым активам некредитных финансовых организаций, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций (ст. 76.4 закона N86-ФЗ).
Судом установлено, что ... между ФИО3 (инвестор) и ПК «Семейная копилка» (заемщик) заключен договор инвестиционного займа N, по условиям которого инвестор поручает заемщику денежные средства в сумме ... руб., а заемщик обязуется вернуть инвестору денежные средства в порядке и на условиях, определенных договором.
Согласно пункту 1.2 договора инвестиционные средства передаются инвестором на срок 12 месяцев с ... по ... и используются заемщиком на развитие производственной, финансово-хозяйственной и иной разрешенной законодательством деятельности. Заемщик ежемесячно осуществляет начисление суммы процентов за пользование инвестиционными средствами из расчета ...% годовых (с капитализацией процентов). По истечении срока настоящего договора заемщик возвращает инвестиционные средства.
... между ФИО3 и ПК «Семейная копилка» заключено дополнительное соглашение, согласно п. 1 которого в связи с пополнением инвестором сумму инвестиционных средств на ... руб., стороны договорились увеличить сумму инвестиции, указанную в п. 1.1 договора с учетом всех ранее произведенных пополнений, оформленных соответствующими соглашениями, на сумму пополнения и считать сумму внесенных инвестиций по договору равной ... руб.
... между ФИО3 и ПК «Семейная копилка» заключено дополнительное соглашение, согласно п. 1 которого в связи с пополнением инвестором сумму инвестиционных средств на ... руб., стороны договорились увеличить сумму инвестиции, указанную в п. 1.1 договора с учетом всех ранее произведенных пополнений, оформленных соответствующими соглашениями, на сумму пополнения и считать сумму внесенных инвестиций по договору равной ... руб.
Обязательства, предусмотренные договором ФИО3 исполнил в полном объеме, в то время как ПК «Семейная копилка» не выполнил условие договора. Офис ПК «Семейная копилка» был закрыт, деятельность прекращена, в связи с чем истец обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга ....
Суд находит заслуживающей внимания позицию ответчика об отсутствии обязательств Банка перед истцом.
Истцом не представлено суду доводов в обоснование наличия обязательств Банка России перед истцом по договору инвестиционного займа N от ..., заключенному между ФИО3 и ПК «Семейная копилка».
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 августа 2019 года удовлетворены требования ФИО3 к ПК «Семейная копилка» о расторжении договора инвестиционного займа, взыскании денежных средств. Суд постановил расторгнуть договор инвестиционного займа N от ..., заключенный между ФИО3 и потребительским кооперативом «Семейная копилка»; взыскать с потребительского кооператива «Семейная копилка» в пользу ФИО3 сумму, уплаченную по договору инвестиционного займа N от ... в размере ... рублей; взыскать с потребительского кооператива «Семейная копилка» в доход МО ... государственную пошлину ...
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22 октября 2019 года Потребительский кооператив «Семейная копилка» признан несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2019 года требование ФИО3 в размере ... руб. включено в третью очередь реестра требований кредиторов потребительского кооператива «Семейная копилка».
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ "О кредитной кооперации" регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ Банк России осуществляет следующие функции: 1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, и иных объединений кредитных кооперативов; 1.1) устанавливает числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) устанавливает порядок размещения средств резервного фонда кредитного кооператива, а также порядок формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам; 4) ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, в порядке, установленном Банком России; 7) осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона; 8) обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 8.1) запрашивает у кредитных кооперативов и их должностных лиц необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами; 8.2) дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке; 9) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе: 1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного контроля и надзора; 2) запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива; 3) запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России; 4) проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России; 6) направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке; 7) при выявлении нарушений требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а также в случае воспрепятствования проведению проверки деятельности кредитного кооператива своим предписанием запретить кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете; 8) направлять своих представителей на общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков); 9) обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом; в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта); г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; д) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом; 10) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.
В соответствии со ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статьей 76.9-1 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ закреплено, что Банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Исходя из п.п. 1.3, 1.4 действовавшей в спорный период Инструкция Банка России от 24.04.2014 N151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Банка России" основной целью проведения Банком России проверок поднадзорных организаций является оценка на месте общего состояния поднадзорной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности (с учетом возможности применения конкретных требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России к определенной поднадзорной организации); проверки поднадзорных организаций проводятся с периодичностью, установленной законодательством РФ.
Судом установлено, что Банком России проведена проверка в период с 23 января 2018 года по 27 февраля 2018 года в отношении КПК «Семейная копилка», по результатам которой в связи с превышением на сумму в размере более 9495000 руб. фактических обязательств кооператива по возврату привлеченных денежных средств в размере не менее 24140000 руб. над ликвидными активами, в адрес КПК «Семейная копилка» направлено предписание Банка России о прекращении привлечения денежных средств пайщиков, прием новых членов и выдачу займов до приведения финансовых нормативов в соответствие с требованиями Указания Банка России №3916-У.
Согласно данным ЕГРЮЛ 12 марта 2018 года внесена запись о внесении изменений в учредительные документы юридического лица Кредитный потребительский кооператив «Семейная копилка» с изменением его наименования на Потребительский кооператив «Семейная копилка».
Письмом Банка России от 17 мая 2018 года №Т5-21-12/24375 подтверждается факт уведомления налогового органа о нарушениях бухгалтерского учета, в т.ч. наличие «мнимых» активов на балансе, нарушении порядка ведения кассовых операции в КПК «Семейная копилка».
По сведениям ЕГРЮЛ запись о внесении изменений в учредительные документы юридического лица с изменением его наименования на Потребительский кооператив «Семейная копилка» от 12 марта 2018 года признана недействительной 12 ноября 2019 года, в связи с чем наименованием, отраженным в ЕГРЮЛ является – Кредитный потребительский кооператив «Семейная копилка».
Данное обстоятельство подтверждается письмом Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области от 22 января 2020 года в адрес Банка России, в котором указано, что основанием признании записи недействительной является неверный вид регистрации в отношении КПК «Семейная копилка».
Статья 76.8 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ определяет, что в случае обоснованного предположения о наличии в действиях должностных лиц некредитной финансовой организации признаков преступлений, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ, Банк России обязан в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить заявления и материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие.
Представленными ответчиком письмами Банка России от 05 апреля 2018 года №Т553-14-10/4420, от 05 апреля 2018 года №Т553-14-10/4422, постановлением органа дознания МУ МВД РФ «Оренбургское» об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 июня 2018 года подтверждается факт направления Банком России материалов в орган уполномоченый осуществлять предварительное расследование.
С учетом изложенного суд находит заслуживающей внимания позицию ответчика об отсутствии вины Банка России и причинной связи между действиями (бездействием) Банка России и возникшим вредом.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено суду убедительных доводов в обоснование обязанности Банка России совершить определенные действия, которых ответчик не исполнил и которые могли бы привести к исключению возникновения у ФИО3 имущественного ущерба или снижению риска его возникновения во взаимоотношениях с КПК «Семейная копилка».
При принятии решения суд исходит из того, что согласно ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 79 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Центральному Банку Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись О.В. Семина
Мотивированное решение составлено 07 августа 2020 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – ....
Судья: ... О.В. Семина
...
...
...
...