ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3355/20 от 22.12.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,

с участием в судебном заседании представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3355/2020 по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 о перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 (далее – Пенсионный фонд) о перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих исковых требований указала, что согласно записям в её трудовой книжки и архивной справки № А-361 от 14.12.2020г., выданной АО «Иркутскгеофизика» в период с 16.11.1966г. по 20.07.1970г. она работала в должности промывалыцицы, а в период с 20.07.1970г. по 01.10.1996г. в должности техника-геолога (старшего техника-геолога) в Бодайбинской геологоразведочной экспедиции, основным видом деятельности которой являлись геолого-разведочные, геофизические геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, поиск и разведка рудных месторождений золота при тесном сотрудничестве с предприятиями объединения «Лензолото», что также подтверждается заверенными копиями следующих документов: перечнем договоров и протоколов соглашений, заключенных между Бодайбинской геологоразведочной экспедицией ГГП «Иркутсгеология» и другими предприятиями, организациями по работам на 1994,1995,1996 г.г.; геологическим заданием от 10.04.1995г.; актами выполненных работ Бодайбинской экспедиции за I полугодие 1995-1996г.г., подтверждающими факт оказания Бодайбинской геологоразведочной экспедицией услуг по геофизическим работам, комплексу топографических работ, колонковому бурению, а также составления отчетов для предприятий объединения «Лензолото».

Согласно постановлению Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 15.01.1988 № 15/2-42 для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, включая работников занятых обслуживанием предприятий объединения «Лензолото», промышленно-производственный персонал Мамаканской ГЭС, дирекция строящейся Тельманкой ГЭС и ее промышленно-производственный персонал и других предприятий производственной сферы размер районного коэффициента в г. Бодайбо составляет 1,7.

Кроме того, необходимо отметить, что работа осуществлялась в особых условиях труда, в производстве геологоразведочных и геолого-поисковых работ, непосредственно на подземных работах в районе, приравненном к местностям Крайнего Севера, на который распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1960 и 26.09.1967г.г. о льготах для лиц, работающих в этих районах, с выплатой районного коэффициента в размере 50%, а с 01.01.1986 г. на основании Распоряжения Совета Министров № 1550-рс от 18.08.1985 г. с выплатой районного коэффициента в размере 70%.

Между тем, перечень профессий и должностей работников геологических организаций, которые приобретают право на льготное пенсионное обеспечение, содержится в Списке № 2, утвержденном постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах». В раздел 2 «Геологоразведочные работы (поверхностные)» включены работники, которые по характеру работы непосредственно заняты выполнением полевых геологоразведочных, топографо-геодезических и других геологических работ, в том числе инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах (промывальщики, геологи). Для таких работников содержание раздела 2 Списка № 2 1956г. является документом, подтверждающим их непосредственную занятость в полевых геологических работах.

В Списке № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, к числу работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, относятся геологи.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субьекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).

На основании вышеуказанных документов довод ответчика о том, что при назначении пенсии истцу учтено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,4 в связи с тем, что она является работником непроизводственной сферы, является несостоятельным, поскольку истец при назначении пенсии являлась работником производственной отрасли и имела право на применение повышенного районного коэффициента соотношения заработков в размере 1,7 при назначении пенсии.

В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременного по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Аналогичные положения закреплены в ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, исходя из того, что ответчик изначально при назначении и расчете истцу пенсии нарушил ее право на применение повышенного районного коэффициента соотношения заработков в размере 1,7, что привело к назначению и выплате пенсии в меньшем размере, считает, что пенсия подлежит перерасчету с 01.01.2002г., с применением повышенного районного коэффициента соотношения заработков в размере 1,7 и недополученная пенсия подлежит выплате начиная с 01.01.2002г. с учетом индексации в порядке, действовавшем в указанный период времени. Статьей 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрен порядок и сроки индексации трудовых пенсий.

Просит суд признать незаконными действия Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 в части неверного расчета при назначении пенсии, а именно применения для расчета пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,4; признать незаконными действия Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 в части отказа ей в перерасчете пенсии; обязать пенсионный орган произвести перерасчет назначенной пенсии, начиная с 01.01.2002г., применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, и выплатить недополученную пенсию за указанный период с учетом индексации в порядке в порядке, действовавшем в указанный период времени; взыскать с ответчика расходы по уплате услуг представителя в размере 50 000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, реализовала свое право на участие в процессе, направив представителя ФИО1

Представитель истца ФИО1, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования своего доверителя поддержала с учетом их уточнений, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования ФИО3 не признала по правовым основаниям, изложенным в возражениях на иск. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все имеющиеся доказательства по делу в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

До ДД.ММ.ГГГГ правоотношения по установлению пенсий регулировались Законом РФ от 20.11.1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

С ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный Закон прекратил свое действие в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции на дату перерасчета пенсии 01.01.2002 года) предусмотрены различные варианты подсчета расчетного пенсионного капитала и расчетного размера пенсии.Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на 01.01.2002г., в которых установлены районные коэффициенты, отношение заработков учитывается в повышенном размере.

Лицам, указанным в абз. 1 п. п. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец ФИО3 является получателем досрочной пенсии по старости с 27.07.1997г., которая назначена ей в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Поскольку с 01.01.2020г. вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», поэтому в отношении истца ФИО3 пенсионным органом была произведена оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г.

Из ответа ГУ – Центр представления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 от 12.09.2020 на обращение ФИО3 и пояснений представителя ответчика ФИО2 в судебном заседании следует, что расчетный пенсионный капитал ФИО3 определен по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как наиболее выгодный вариант. Учтена заработная плата истца за период работы в Иркутской геологоразведочной Бодайбинской экспедиции с 1995 по 1989 годы.

В соответствии со статьей 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 утвержден районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,3 в Бодайбинском районе Иркутской области.

В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 для лиц, работающих в Бодайбинском районе Иркутской области, установлен районный коэффициент 1,30.

Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 этого же Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (пункт 7 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.04.2003 N 3 «О порядке применения пункта 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей»).

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании, документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается. Отношение среднемесячного заработка застрахованного липа, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР % ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В периоды, принятые ответчиком в качестве специального трудового стажа ФИО4 по ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ФИО3 работала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории Иркутской области, - в Бодайбинском районе.

Страховой стаж ФИО3 для оценки пенсионных прав на 01.01.2002 составил 32 года 3 месяца 7 дней, стаж работы в МКС составил 29 лет 2 месяца 29 дней. Стажевый коэффициент составил 0,67. Отношение заработков составило 1,714, учтено 1,4. Расчетный размер пенсии составил 1567,40 руб.= (1,4 х 0,67 х 1671,00 руб.).

Проверив правильность произведенного ответчиком расчета пенсии истца, в котором учтено отношение заработков 1,4, в корреспонденции с вышеприведенными нормативными актами, суд приходит к выводу о том, что ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 обоснованно при начислении пенсии ФИО3 применяет отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,4, таким образом оснований к возложению обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет назначенной пенсии, начиная с 01.01.2002г., применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, и выплатить недополученную пенсию за указанный период с учетом индексации в порядке, действовавшем в указанный период времени, у суда не имеется.

Ссылка истца на постановление Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 15.01.1988 № 15/2-42, согласно которому для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, включая работников занятых обслуживанием предприятий объединения «Лензолото», промышленно-производственный персонал Мамаканской ГЭС, дирекция строящейся Тельманкой ГЭС и ее промышленно-производственный персонал и других предприятий производственной сферы размер районного коэффициента в г. Бодайбо составляет 1,7, является несостоятельной, поскольку данное постановление не регулирует вопросы применения повышенного районного коэффициента при расчете размера трудовых пенсий.

Также у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца о взыскании судебных расходов, поскольку они являются производными от первоначальных требований, в удовлетворении которых отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 о перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Прибыткова

Решение суда в окончательной форме принято 29.12.2020г.

Судья