ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3358/13 от 10.12.2013 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-3358/13                                      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2013 года.                Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Кириленко И.В.,

При секретаре Персиной О.Т.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ИФНС России по г. Новороссийску к ФИО4 ФИО9 о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени.

В обоснование иска указано следующее:

По данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 краю, гр. ФИО1 имеет в собственности земельные участки в <адрес>:

Земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № №, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ г.; Земельный участок по адресу: <адрес>, урочище, б/о «Якорь», кадастровый № №, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ст.23, п. 1 ст. 45, ст. 388 НК РФ, гр. ФИО1 является плательщиком земельного налога и обязан своевременно и в полном объеме оплачивать установленный законодательством налог.

Ставки и сроки уплаты земельного налога устанавливаются ст. 394, 396 - 397 НК РФ, Решением ФИО2 образования <адрес> "О земельном налоге" N 154 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 20.11.2012).

В соответствии с п. 2 данного Решения, налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог в следующие сроки: 1) налог - не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ 7. в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Гражданин ФИО1 имеет в собственности недвижимое имущество, находящееся в <адрес> по адресу:

<адрес>, урочище <адрес>, б/о «Якорь», литер Г, здание административно-хозяйственого корпуса, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, урочище <адрес>, б/о «Якорь», литер В, здание столовой дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, урочище <адрес> <адрес>, б/о «Якорь», литер Г, прочие сооружения, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, урочище <адрес>, б/о «Якорь», литер В, прочие сооружения, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, урочище <адрес>, б/о «Якорь», нежилое помещение - душевая, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, урочище <адрес>, б/о «Якорь», нежилое помещение - станция биологической очистки, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, урочище <адрес>, б/о «Якорь», нежилое помещение - сторожка, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.; <адрес>, жилой дом с пристройками, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>, 6, квартира, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон РФ № 2003-1) гр. ФИО1 является налогоплательщиком имущественных налогов и обязан ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме оплачивать установленный законодательством налог на имущество физических лиц.

В соответствии п. 9 ст. 5 Закона РФ № уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ № при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона РФ № перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога

Налогоплательщику Инспекцией было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 455 849,42 руб. по земельному налогу и 3339,29 руб. по налогу на имущество физических лиц.

В связи с поступлением сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 краю о наличии у гр. ФИО1 дополнительных объектов налогообложения инспекцией был сделан перерасчет налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года. В результате ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. на уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 4112,66 руб.

Указанные в уведомлении суммы: по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в предусмотренный законодательством срок не уплачены.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекцией ФНС России по <адрес> направлено требование от 16.11.2012г. № 109265, в котором предложено в добровольном порядке уплатить указанные суммы земельного налога - 455849,42 руб. и пени - 1374,43 руб., налога на имущество физических лиц - 4731,05 руб. и пени - 14,29 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ В указанный срок сумма налога полностью уплачена не была.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оплатил земельный налог в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № № в размере 1493.42 руб.

С учетом уплаты сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. составила 454356.00 руб.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, ст. 122 ГПК РФ ИФНС по <адрес> было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании земельного налога и налога на имущество физических лиц.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № судебный приказ был отменён в соответствии со ст. 129 ГПК РФ.

Указанная в требовании № от 16.11.2012г. задолженность налогоплательщиком до настоящего времени в добровольном порядке не уплачена.

В соответствии со ст. 129 ГПК РФ в случае отмены судебного приказа, заявленное требование взыскатель может предъявить в порядке искового производства.

Ответчик имеет задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год - 455730,43 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2009-2011гг. 4745,34 руб. всего 460475,77 руб. Указанная задолженность налогоплательщиком до настоящего времени в добровольном порядке не уплачена.

В судебном заседании представитель ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО6 уточнила исковые требования и просила взыскать с ФИО1 суммы: по земельному налогу в размере 454 356 руб. и пени 1374,43 руб., всего 455 730, 43 руб., а также судебные расходы. При этом пояснила следующее:

1. Срок исковой давности. В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год было направлено в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, году направления налогового уведомления (2012г.), предшествуют три налоговых периода, а именно ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.

Данный вывод налогового органа согласуется с судебной практикой: Апелляционное определение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-5100/13, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33- 1138/2013, решение Октябрьского районного суда ФИО3 края от 29.07.2013г. по делу № 2-276/201Зг.

Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не установлено, что ст. 4, которой непосредственно были внесены изменения, распространяется на налоговые периоды, после вступления федерального закона в силу.

2. Направление уведомления в адрес налогоплательщика.. Инспекцией в адрес налогоплательщика было направленно налоговое уведомление № от 30.04.2012г. на уплату земельного налога за 2009 год в размере 455 849,42 руб.

Данный факт подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № от 04.05.2013г., согласно которому указанное уведомление было получено почтовым отделением <адрес> 11.05.2012г.

12.05.2013г. уведомление № от 30.04.2012г. было вручено налогоплательщику, что подтверждается распечаткой с сайта Почты России.

3. Кадастроваястоимость.Согласно сведениям, поступившим из Росреестра, ФИО1 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 30 290 400,00 рублей.

Согласно п. 1 ст. 396 сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В пункте 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определена, как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 2 ст. 390 НК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пп. 11 п.2 ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 07.06.2013) "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон № 221) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Кадастровый учет осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ годаИ 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (ст. 16 Федерального закона № 221).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются органом кадастрового учета.

В силу п. 4 ст. ст. 85 НК РФ орган, осуществляющий кадастровый учет обязан сообщать сведения о расположенном на подведомственной ему территории недвижимом имуществе в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 135 под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона N 135 установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или ФИО2 собственности.

Согласно сведениям, поступивших в ИФНС России по <адрес>, кадастровая стоимость в размере 30 290 400 руб., применяемая при расчете земельного налога за 2009 год, в

отношении земельного участка с кадастровым номером № была направлена в налоговый орган 01.07.2008г.

На основании поступивших сведений инспекция только рассчитывает земельный налог. Налоговый орган не уполномочен проверять правильность определения кадастровой стоимости. Перерасчет земельного налога возможен только после поступления сведений из органа кадастрового учета.

В настоящий момент кадастровая стоимость земельного участка № в размере 30 290 400, 00 руб. установленным законом способом не оспорена.

Кроме того, отказ инспекции в удовлетворении заявленных требований повлечет неуплату земельного налога, т.е. невыполнение налогоплательщиком своей непосредственной обязанности, установленной Конституцией в статье 57 и налоговым Кодексом Российской Федерации в статье 23.

Доводы ответчика о порядке определения кадастровой стоимости и отсутствии налоговой базы за рассматриваемый налоговый период следует отнести к органам кадастрового учета, непосредственно уполномоченным определять размер кадастровой стоимости.

Налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.

Обязанность налогового орган сводится только к исчислению земельного налога, на основании полученных сведений о размере кадастровой стоимости, и надлежащем уведомлении об этом плательщика (ч. 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ.

Представители ФИО1 по доверенности ФИО7, ФИО8 в судебном заседании требования истца не признали, пояснили, что Истцом пропущен срок для обращения в суд, пояснили,что В силу требований п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу требований ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из представленных налоговым органом документов следует, что налоговым периодом является 2009 г. соответственно земельный налог должен был быть уплачен до ДД.ММ.ГГГГ

Из приведенных положений закона следует, что предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога и пени включает в себя:

срок уплаты налога;

3 месяца на направление требования;

10 дней на исполнение требования в добровольном порядке;

6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

Таким образом, при надлежащем выполнении положений закона о сроках направления налогового требования исковое заявление о взыскании недоимки по налогу могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

С учетом изложенного налоговое уведомление об уплате земельного налога должно было быть направлено ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Соответственно требование об уплате налога должно было быть направлено до ДД.ММ.ГГГГ

С учетом срока на исполнение требования, с исковым заявлением в суд о взыскании земельного налога налоговая орган должен был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ

При этом следует учитывать, что ранее Налоговый кодекс РФ не предусматривал возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, несоблюдение налоговым органом сроков направления требования об уплате налога за 2009 г. и обращения в суд, предусмотренных ст. ст. 48 и 70 Налогового кодекса РФ, является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании земельного налога за указанные периоды.

Налоговый орган в исковом заявлении ссылается на норму ст. 397 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Указанные положения введены ст. 4 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая согласно п. 2 ст. 7 этого Федерального закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.

Таким образом, ст. 397 НК РФ с учетом внесенных в нее изменений действует с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на все последующие налоговые периоды, начиная с 2010 года.

Учитывая изложенное, положения закона, допускающие направление налогового уведомления за три предшествующих налоговых периода не распространяются на налоговый период 2009 года.

Обязанность по исчислению земельного налога и направлению соответствующего налогового уведомления налогоплательщику - физическому лицу не позднее 30 дней до наступления срока платежа возложена на налоговый орган (статья 52, пункт 3 статьи 396 Кодекса).

Обязанность налогоплательщика - физического лица уплатить этот налог (авансовый платеж) возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом уплата налога осуществляется налогоплательщиком - физическим лицом в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налоговым органом в материалы дела представлено (направлено гр. ФИО1 вместе с исковым заявлением) налоговое уведомление № 261613. Указанное налоговое уведомление налогоплательщику не направлялось, доказательства направления уведомления налоговым органом в материалы дела не представлены. О наличии указанного документа налогоплательщику стало известно ДД.ММ.ГГГГ при получении посредством почтовой связи судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу № от ДД.ММ.ГГГГ г.

В обоснование ставки и сроков уплаты земельного налога налоговый орган ссылается на ст. 394,396,397 НК РФ, а такжеРешение ФИО2 образования <адрес> «О земельном налоге» № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем указанный нормативный акт не может быть применен к налоговым правоотношениям по исчислению и уплате земельного налога за 2009 год ввиду его более позднего принятия.

В налоговом периоде 2009 г. порядок, сроки и ставки земельного налога были установлены Решением ФИО2 образования <адрес> «О земельном налоге» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Решения ФИО2 образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 551).

В соответствии с Решением ФИО2 образования <адрес> «О земельном налоге» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Решения ФИО2 образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 551) налогоплательщики - физические лица уплачивают налог (авансовые платежи) на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:

авансовые платежи в размере одной третьей налоговой ставки: не позднее 15 сентября текущего налогового периода;

не позднее 15 ноября текущего налогового периода;

налог - не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом. Кроме того, налоговым органом при исчислении налога неверно установлена налогооблагаемая база по земельному налогу за 2009 г. (кадастровая стоимость земельного участка).

ФИО1 был направлен запрос в ФГУ "Земельная кадастровая палата", <адрес> о предоставлении информации о том, на основании какого нормативного акта была исчислена кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, урочище Широкая Балка, база отдыха «Якорь».

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ФИО3 краю сообщил о том, что сведения о запрашиваемых документах на земельный участок отсутствуют, а именно отсутствует акт определения кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным нормативным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете земельного налога.

В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Исходя из системного толкования вышеназванных норм налогового законодательства, следует, что в целях налогообложения подлежит применению только та кадастровая стоимость (удельный показатель кадастровой стоимости), которая установлена по состоянию на 1 января очередного года.

Налоговая база по налогу на землю не может быть рассчитана исходя из кадастровой стоимости, утвержденной (установленной) в течение налогового периода (постановление ФАС СКО от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А32-11800/2010).

Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда <адрес> изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу N № распоряжение ФИО3 края N 1202-р от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО3 края" подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО3 края" отменено, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО3 края".

В Определении ВАС РФ N 594/13 отмечено, что в период 2008-2009 годы не подлежало применению ни распоряжение ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1202-р, ни постановление ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N58.

В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" установлено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражными судами следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от ДД.ММ.ГГГГ N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории ФИО3 края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждены распоряжением ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1202-р, которое, в соответствии с пунктом 4 распоряжениям 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009.

При этом согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса, действовавшего до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Таким образом, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее 01.01.2010.

Следовательно, положения распоряжения N 1202-р не подлежат применению при исчислении земельного налога за 2009 год.

Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Данная позиция изложена и в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".

Последний раз в ФИО3 крае нормативная стоимость земли была установлена постановлением Правительства ФИО3 края №35-п от ДД.ММ.ГГГГ г., а также утвержден временный порядок определения нормативной цены земельных участков различного целевого назначения на территории ФИО3 края.

Принимая во внимание, что иных нормативных правовых актов об определении нормативной стоимости земли Правительство ФИО3 края не принимало, то в силу п. 1 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нормативная стоимость земли в ФИО3 крае в последний раз в соответствии с постановлением

Правительства ФИО3 края №35-п от ДД.ММ.ГГГГ была определена по состоянию на 1997 год.

Кроме того, постановлением ФИО3 края № от ДД.ММ.ГГГГ пункты 1,2,3,4,5,7 постановления Правительства ФИО3 края №35-п признаны утратившими силу.

Таким образом, нормативная цена земли на 2009 год не установлена, а действующим законодательством не закреплена возможность произвольного использования в последующие годы нормативной цены земли, установленной на определенный год.

По указанному вопросу относительно исчисления и уплаты земельного налога, в том числе и в <адрес> ФИО3 края с 2011 г. сложилась обширная арбитражная практика в пользу налогоплательщиков.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что иск ИФНС России к ФИО1 не подлежит удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Пунктами 1 и 2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

ИФНС России по <адрес> в материалы дела представлено налоговое уведомление № 261613. Доказательства направления уведомления налоговым органом в адрес ФИО1 в материалы дела не представлены. О наличии указанного документа налогоплательщику стало известно ДД.ММ.ГГГГ при получении посредством почтовой связи судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу № от ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с ч.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Из представленных ИФНС России по <адрес> документов следует, что налоговым периодом является 2009 г. соответственно земельный налог должен был быть уплачен до ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного налоговое уведомление об уплате земельного налога должно было быть направлено ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Соответственно требование об уплате налога должно было быть направлено до ДД.ММ.ГГГГ

С учетом срока на исполнение требования, с исковым заявлением в суд о взыскании земельного налога налоговая орган должен был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ

В исковом заявлении ИФНС России по <адрес> ссылается на норму ст. 397 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Указанные положения введены ст. 4 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая согласно п. 2 ст. 7 этого Федерального закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.

Таким образом, ст. 397 НК РФ с учетом внесенных в нее изменений действует с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на все последующие налоговые периоды, начиная с 2010 года.

Исходя из п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая изложенное, положения закона, допускающие направление налогового уведомления за три предшествующих налоговых периода не распространяются на налоговый период 2009 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение ИФНС России по <адрес> сроков направления требования об уплате налога за 2009 г. и обращения в суд, предусмотренных ст. ст. 48 и 70 Налогового кодекса РФ, является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании земельного налога за указанные периоды.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах ФИО2 образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог.

Статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).

В силу п. 14 ст.396 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Кодекса налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 3 указанной статьи.

В обоснование ставки и сроков уплаты земельного налога ИФНС России по <адрес> ссылается на ст. 394,396,397 НК РФ, а также Решение ФИО2 образования <адрес> «О земельном налоге» № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г.

Вместе с тем указанный нормативный акт не может быть применен к налоговым правоотношениям по исчислению и уплате земельного налога за 2009 год ввиду его более позднего принятия.

В соответствии с Решением ФИО2 образования <адрес> «О земельном налоге» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Решения ФИО2 образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 551) налогоплательщики - физические лица уплачивают налог (авансовые платежи) на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:

авансовые платежи в размере одной третьей налоговой ставки: не позднее 15 сентября текущего налогового периода;

не позднее 15 ноября текущего налогового периода;

налог - не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом. Кроме того, ИФНС России по <адрес> при исчислении налога неверно установлена налогооблагаемая база по земельному налогу за 2009 г. - кадастровая стоимость земельного участка.

ФИО1 был направлен запрос в ФГУ "Земельная кадастровая палата" о предоставлении информации о том, на основании какого нормативного акта была исчислена кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 23:47:0118015:62, расположенного по адресу: <адрес>, урочище Широкая Балка, база отдыха «Якорь».

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ФИО3 краю сообщил о том, что сведения о запрашиваемых документах на земельный участок отсутствуют, а именно отсутствует акт определения кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 316 (с изменениями), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным нормативным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Исходя из толкования норм налогового законодательства, следует, что в целях налогообложения подлежит применению только та кадастровая стоимость (удельный показатель кадастровой стоимости), которая установлена по состоянию на 1 января очередного года.

Налоговая база по налогу на землю не может быть рассчитана исходя из кадастровой стоимости, утвержденной (установленной) в течение налогового периода (постановление ФАС СКО от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А32-11800/2010).

Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда <адрес> изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А32-37292/2010 распоряжение ФИО3 края N 1202-р от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО3 края" подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО3 края" отменено, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО3 края".

В Определении ВАС РФ N 594/13 отмечено, что в период 2008-2009 годы не подлежало применению ни распоряжение ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1202-р, ни постановление ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N58.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах ФИО3 края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания ФИО3 края.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории ФИО3 края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждены распоряжением ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1202-р, которое, в соответствии с пунктом 4 распоряжениям 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009.

При этом согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса, действовавшего до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Таким образом, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее ДД.ММ.ГГГГ г.

Следовательно, положения распоряжения N 1202-р не подлежат применению при исчислении земельного налога за 2009 год.

Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 25 Закона «О плате за землю» от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Последний раз в ФИО3 крае нормативная стоимость земли была установлена постановлением Правительства ФИО3 края №35-п от ДД.ММ.ГГГГ г., а также утвержден временный порядок определения нормативной цены земельных участков различного целевого назначения на территории ФИО3 края.

Кроме того, постановлением ФИО3 края № от ДД.ММ.ГГГГ пункты 1,2,3,4,5,7 постановления Правительства ФИО3 края №35-п признаны утратившими силу.

Таким образом, нормативная цена земли на 2009 год не установлена, а действующим законодательством не закреплена возможность произвольного использования в последующие годы нормативной цены земли, установленной на определенный год.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании суммы по земельному налогу и пени следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании суммы по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> коп. - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в месячный срок.

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья