К делу № 2- 3358/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Армавир 31 августа 2016 г.
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Запорожец И.В.,
при секретаре - Айрапетьян А.А.,
с участием помощника прокурора г.Армавира Горюшкиной Т.Ф.,
ответчицы ФИО1, представителя третьего лица администрации муниципального образования город Армавир действующего по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Армавира в интересах муниципального образования город Армавир к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного законодательством в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <...> обратился в суд с требованиями в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования <...>, к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, и взыскании в бюджет денежных средств в размере 160 866 рублей, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки соблюдения требований законодательства об охране зеленых насаждений, было установлено, что постановлением административной комиссии администрации муниципального образования <...> от <...><...> ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 7.<...> от <...><...>-КЗ «Об административных правонарушениях» -за повреждение 1 дерева породы ясень и 1 дерева породы дуб, произрастающих на территории общего пользования по адресу: <...>, чем причинила вред окружающей среде, в возмещение которого обязан оплатить проведение компенсационного озеленения в размере 160 866 рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Действиями ответчика нарушены законные интересы муниципального образования <...>, в интересах которого прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился с указанными требованиями в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Горюшкина Т.Ф. поддержала исковые требования в полном объеме и на их удовлетворении настаивала.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала частично, согласно провести компенсационные мероприятия в виде посадки новых насаждений. Пояснила, что она действительно вследствие незнания закона <...> – КЗ совершила опиловку веток без порубочного билета. Боковые ветви упирались в здание и при порывах ветра бились о конструкции здания. Тем не менее, деревья пытались сохранить, убрав только 2 ветки, упирающихся в здание. За повреждение зеленых насаждений <...> по постановлению <...> была оштрафована Администрацией муниципального образования город на 300 рублей. Деревья, находящиеся вокруг здания по адресу: <...> находятся в угрожающем положении, большая часть кроны засохшая.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования <...>К, действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала и пояснила, что несанкционированная обрезка деревьев, произрастающих на территории общего пользования, независимо от того кто высадил эти деревья, также приравнивается к повреждению зеленых насаждений, что влечет за собой причинение вреда окружающей среде и, как следствие, возмещение убытков компенсирующего характера на основании <...> от <...><...>-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <...>» и Правил благоустройства муниципального образования <...>, утвержденных решением Армавирской городской Думы от <...><...>. Пояснила, что на территории муниципального образования <...> периодически производится высадка новых насаждений, создание аллей, поэтому, если суд придет к выводу о возможности возмещения причиненного вреда в натуральном выражении, то ответчик может по согласованию с администрацией МО <...> за счет личных средств приобрести посадочный материал, а именно деревьев аналогичной второй группы и произвести их высадку.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <...> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в области охраны и защиты окружающей среды, в ходе которой установлено, что в отношении ФИО1 <...> был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.<...> «Об административных правонарушениях» от <...><...>-КЗ, квалифицируемое как незаконное уничтожение, повреждение, выкапывание зеленых насаждений на территории городских и сельских поселений.
Постановлением административной комиссии администрации муниципального образования <...> от <...> ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 7.<...> «Об административных правонарушениях» от <...><...>-КЗ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Из указанного постановления от <...><...>, следует, что <...>г. в 10-15 часов установлено, что гражданка ФИО1 повредила зеленое насаждение (два дерева породы ясень и дуб) на территории общего пользования по <...> в <...>.
За получением соответствующей разрешительной документацией на право проведения работ по обрезке деревьев ФИО1 в администрацию муниципального образования <...> не обращалась.
Допрошенный в качестве свидетеля Ч- ведущий специалист отдела жилищного контроля Администрации муниципального образования <...>, пояснил, что им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1. <...> и был установлен факт несанкционированной обрезки двух деревьев породы ясень и дуба по адресу: <...> ФИО1, которая пояснила, что произвела эти работы в виду того, что боковые ветки упирались в здание.
Согласно требованиям действующего законодательства, в частности Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (ч.ч.1, 2 ст.61 ФЗ).
В силу п.1 ч.2 ст.<...> от <...><...>-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <...>», запрещается повреждение и уничтожение зеленых насаждений.
Пунктом <...> Правил благоустройства муниципального образования <...>, утвержденных решением Армавирской городской Думы от <...><...>, установлен запрет самовольно вырубать деревья и кустарники, а так же ломать деревья, кустарники, сучья и ветви.
Согласно ч.3 ст.3, ч.ч.3, 5 ст.<...><...>-КЗ, перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет – разрешительный документ, выданный уполномоченным органом местного самоуправления, дающий право на выполнение работ по вырубке (уничтожению), санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений и внести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов <...>, которая исчисляется в порядке, предусмотренном Законом <...>-КЗ. Местная администрация городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, производит расчет размера платы. Плата вносится на единый счет местного бюджета с указанием назначения платежа.
В силу ч.1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 6.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от <...><...>, установлено, что за незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.3.1 ст.<...> от <...><...>-КЗ (ред.от <...>) «Об охране зеленых насаждений в <...>» при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников (в том числе при обрезке) плата рассчитывается в двукратном размере при повреждении до 30 процентов (включительно) объема кроны, в пятикратном размере - при повреждении более 30 процентов объема кроны.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ФИО1, не имея разрешающих документов, допустила несанкционированное повреждение зеленых насаждений - двух деревьев породы ясень и дуб, произрастающего на территории общего пользования на <...> представленного администрацией города расчета, плата за проведение компенсационного озеленения при несанкционированном повреждении зеленых насаждений составляет 160 866 рублей. Расчет приведен в соответствии с требованиями <...> от <...><...>-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <...>»: с учетом оценочной стоимости посадки одной единицы вида зеленных насаждений (в данном случае деревья лиственные 1-й группы), оценочной стоимости посадки одной единицы посадочного материала, оценочной стоимости годового ухода за одной единицей посадочного материала, количества лет восстановительного периода, коэффициента поправки на местоположение зеленых насаждений на территории городского поселения, коэффициентов инфляции и коэффициента за несанкционированные действия.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства дела; не наступление таких последствий как уничтожение – полное истребление либо повреждение – прекращение роста дерева в результате несанкционированной обрезки; восстановление его фактического роста, что подтверждено фототаблицами, а также учитывая, что гражданское законодательство содержит положения о возможности возмещения вреда помимо денежного возмещения, так же и в натуре (реальное возмещение вреда), что применимо и к возмещению вреда окружающей среде (приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения» от 06.09.1999г. предусматривает помимо денежной формы возмещения вреда и натуральную форму возмещения вреда путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды), а также учитывая, что в силу ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» причиненный вред может быть компенсирован, в том числе, в добровольном порядке, суд приходит к выводу о возможности в данном конкретном случае выбрать натуральную форму возмещения вреда, против чего не возражал представитель администрации МО <...> и также согласился ответчик. Избранная судом форма возмещения вреда позволит соблюсти баланс интересов сторон и будет соответствовать принципам разумности и справедливости, принимая во внимание также, что ответчик уже понес наказание за совершенное административное правонарушение в виде штрафа в размере 300 рублей. Учитывая кратный размер гражданско-правовой ответственности, суд полагает справедливым возложить на ответчика обязанность произвести за счет личных средств новую посадку четырех единиц деревьев первой группы по согласованию с администрацией муниципального образования <...>.
Учитывая, что истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден в силу закона, суд считает необходимым в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчика государственную пошлину, уменьшив ее размер до 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Иск прокурора <...> в интересах муниципального образования <...> к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного законодательством в области охраны окружающей среды, удовлетворить.
Определить способ возмещения вреда, причиненного несанкционированным повреждением зеленых насаждений, посредством возложения на ФИО1 обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем новой посадки деревьев за счет личных средств.
Обязать ФИО1 произвести за счет личных средств новую посадку четырех единиц деревьев первой группы по согласованию с администрацией муниципального образования <...>.
Решение подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Взыскать со ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере – 300 (триста) рублей.
Решение изготовлено 04 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.
Судья И.В. Запорожец