ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3358/2022 от 19.10.2022 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2022

Дело

УИД 50RS0-69

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«20» сентября 2022 г. <адрес>

Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Шибаевой Е.Н.

Секретаря судебного заседания ФИО2

С участием ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 ( ) к ФИО1 ( паспорт ) о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Истец ФИО6 обратилось в суд с иском к ФИО1 и просит взыскать с последнего в свою пользу плату за изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером размере 167 350 руб. 20 коп.

В обосновании искового заявления указано, что в соответствии с уведомлениям ФИО7 от об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером находящегося в собственности ФИО1 с ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства» на ВРИ «ведение садоводства».

ФИО9 осуществило расчёт платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 167 350,20 руб. в адрес ФИО1, указанный в представленных ФИО8 документах.

Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, уведомление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с не поступлением в бюджет <адрес> платы за изменение ВРИ земельного участка, ФИО10 направило в адрес ФИО1 претензию от на сумму 167 350,20 руб.

Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, претензия получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступала, что и вызвало обращение в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истец ФИО11 не явилось, извещено надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании устного ходатайства в судебном заседании, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, поддержали представленное ранее заявление о пропуске срока исковой давности, полагая, что срок исковой давности должен исчисляться с апреля 2019 года, тогда как исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке, с учётом заявления истца, просившего рассмотреть дело в его отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав сторону ответчика, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/389.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом <адрес>, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

В соответствии с частью 4 той же статьи условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес>, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом <адрес>.

В силу пункта 3 статьи 5.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется министерством имущественных отношений <адрес> в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ответчик подавал заявление на совершении действий по изменению вида разрешенного использования земельного участка, который принадлежал ему на праве собственности (л.д. 17).

Исходя из смысла приведенных выше норм материального права, у ответчика возникла обязанность уплатить за такое изменение вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, и Перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений <адрес> с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Кроме того, положения ст. 5.2 Закона "О регулировании земельных отношений в <адрес>", устанавливают случаи, когда плата за изменение ВРИ не взимается:

1) предусмотренном частью 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3) если вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития <адрес> и включенным в перечень, утвержденный <адрес>;

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом <адрес>.

Статья 5.2 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, к которым земельный участок ответчика не относится, иного суду не представлено.

Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 15 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных правоотношений в <адрес>», уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом собственнику земельного участка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо, в случае отсутствия указанного адреса, по почтовому адресу собственника земельного участка, указанному в Едином государственном реестре недвижимости.

Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма.

В силу ч. 16 статьи ст. 5. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных правоотношений в <адрес>», собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 19 ст. 5. <адрес>-ОЗ «О внесении изменений в <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>», плата взимается в бюджет <адрес> по нормативу 100%.

Согласно ч. 10 ст. 5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О регулировании земельных правоотношений в <адрес>» в редакции, действовавшей на дату предъявления иска, в случае невнесения собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Минмособлимущество.

Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «ведение садоводства» что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с уведомлениям ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности ФИО1 с ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства» на ВРИ «ведение садоводства» (л.д. 10-11).

Минмособлимущество осуществило расчёт платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 167 350,20 руб. в адрес ФИО1, указанный в представленных ФИО13 документах. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, уведомление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

В связи с не поступлением в бюджет <адрес> платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ФИО1 претензию от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 167 350,20 руб. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, претензия получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16).

До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступала.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <данные изъяты>, был изменен на основании заявления ответчика, то в соответствии ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона , плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.

Так, расчёт взыскиваемой суммы выглядит следующим образом.

Рп = 10% х 1 673 502 = 167 350,20 руб.

Учитывая изложенное, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца плату за изменение вида разрешённого использования земельного участка в сумму 167 350,20 руб.

В части довода ответчика о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Положениями статьи 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности установлен продолжительностью в три года.

Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса установлено общее правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона -ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу заказного письма.

В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона -ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, уведомление получено адресатом (ответчиком) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Срок добровольной оплаты исчисляется до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, срок исковой давности начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.

Исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом (л.д. 5), а направлено Почтой России ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), то есть в установленные законом сроки, в связи с чем довод ответчика о пропуске срока исковой давности является несостоятельным.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные исковые требования ФИО14 к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО15 плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 167 350 рублей 20 коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в местный бюджет Наро-Фоминского городского округа в размере 4547 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течении месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Шибаева Е.Н.