ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-335/2014 от 22.05.2014 Сергачского районного суда (Нижегородская область)

  Дело № 2-335/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 г.Сергач 22 мая 2014 года

 Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

 председательствующего судьи Захарова С.М.,

 с участием помощника прокурора Сергачского района Нижегородской области Киселевой Е.А.,

 при секретаре Кочневой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании разработать и принять нормативно правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Сергачского района Нижегородской области, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании разработать и принять нормативно правовой акт, а именно Положение о рассмотрении обращения граждан в администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.

 В открытом судебном заседании помощник прокурора Киселева Е.А. поддержала заявленные требования прокурора Сергачского района и пояснила, что прокуратурой Сергачского района Нижегородской области осуществлялся надзор за соответствием требований действующего законодательства нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В ходе мониторинга муниципальной нормативно-правовой базы администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области установлено отсутствие принятого во исполнение требований федерального и областного законодательства нормативного правового акта. В соответствии с. ч.1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. Законом Нижегородской области от 07 сентября 2007 года № 124-3 «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в» Нижегородской области» с целью создания благоприятных условий для развития информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, обеспечения взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с гражданами настоящим Законом устанавливаются дополнительные гарантии права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, к их должностным лицам (ст. 1 Закона). В соответствии со ст. 10 Закона нижегородской области от 07 сентября 2007 года № 124-3 «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области» в целях эффективной организации работы по рассмотрению обращений и конкретизации установленных законодательством положений, своевременного устранения нарушений порядка рассмотрения обращений в государственных органах и органах местного самоуправления принимаются положения о рассмотрении обращений граждан и обеспечивается их выполнение. В положениях, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, определяются:

 1) порядок регистрации письменных, электронных и устных обращений, образцы карточек личного приема граждан;

 2)      лица, уполномоченные проводить личный прием граждан, график личного приема и порядок оповещения о нем граждан;

 3) порядок работы с зарегистрированными обращениями;

 4)     порядок хранения и последующей передачи в архив рассмотренных обращений и ответов на них;

 5) должностные лица, на которых возлагается координация, контроль и обобщение результатов работы по рассмотрению обращений, периодичность подготовки указанными должностными лицами соответствующих отчетов, учет содержания обращений граждан в текущей и перспективной работе;

 5.1) требования к местам проведения приема граждан;

 5.2) процедура и порядок контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений;

 5.3)          порядок контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях и находящихся в компетенции соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. При этом обращение снимается с контроля только после осуществления необходимых мер по исполнению принятого по результатам его рассмотрения решения о полном или частичном удовлетворении обращения;

 5.4)          нормы о проявлении государственными и муниципальными служащими корректности и внимательности в обращении с гражданами;

 6) иные положения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.

 Прокурорской проверкой установлено, что администрацией Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан не разработано и не утверждено. Следовательно, ответчиком не установлены дополнительные гарантии права граждан на обращение в администрацию сельсовета. Отсутствие нормативно-правового регулирования порядка рассмотрения обращений граждан в администрации сельсовета влечет самоуправления действий по рассмотрению обращений граждан, отсутствие порядка регистрации обращений граждан, порядок работы с ними, отсутствие ответственных должностных лиц, на которых возлагается координация, контроль и обобщение работы с обращениями граждан, процедур и порядка контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан, то есть отсутствие административных процедур, что может повлечь нарушение прав граждан на обращение в орган местного самоуправления - администрацию Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, создать условия для ущемления прав граждан, для злоупотребления муниципальными служащими администрации своими полномочиями, что способствует развитию коррупционных проявлений. Согласно пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

 В суде прокурор Сергачского района Нижегородской области изменил свои исковые требования и просит суд:

 - Обязать администрацию Богородского сельсовета Сергачского муниципального района разработать и принять нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан в администрации Богородского сельсовета.

 - В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий один месяц со дня вступления решения в законную силу.

 Представитель ответчика – Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области ФИО1 в открытое судебное заседание не явился, в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск прокурора к Администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области признает в полном объеме.

 По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

 Неявка лица, извещенного в установленном порядке о дате, о времени и о месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, а именно в отсутствие представителя ответчика Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области ФИО1, так как все участники процесса судом были извещены заблаговременно о дате, о времени, о месте судебного заседания, в деле от ФИО1, имеются письменное заявление, о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском прокурора ответчик согласен, не возражает против удовлетворения данного иска, последствия признания ответчиком иска ему разъяснены и понятны, что в случае признания ответчик иска, то суд в этом случае выносит решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Выслушав помощника прокурора Киселеву Е.А., огласив и исследовав материалы гражданского дела, суд удовлетворяет обоснованное исковое заявление прокурора.

 В открытом судебном заседании установлено, что прокуратурой Сергачского района Нижегородской области осуществляется надзор за соответствием требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, действующему законодательству РФ, а именно в Администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В ходе мониторинга сотрудником прокуратуры Сергаского района Нижегородской области муниципальной нормативно-правовой базы администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, установлено отсутствие принятого во исполнение требований федерального и областного законодательства нормативного правового акта - Положения о рассмотрении обращений граждан в администрации Богородского сельсовета, что подтверждается справкой Киселевой Е.А. от 26.03.2014 года. (л.д.8). Ответчик согласен с данным обстоятельством.

 Разработка и принятие данного Положения, регламентировано Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Законом Нижегородской области от 07 сентября 2007 года № 124 -3 «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области».

 Согласно пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

 Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ при признании иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

 Суд принимает признание ответчиком иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

 Оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области обоснованны и подлежат удовлетворению.

 В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Суд считает, что ответчику следует установить срок исполнения решения – в течение месяца, с момента вступления решения в законную силу.

 Суд удовлетворяет заявленные исковые требования прокурора Сергачского района: обязывает администрацию Богородского сельсовета Сергачского муниципального района разработать и принять нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан в администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

 Согласно ст. 333-36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются: … п. 9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; … п. 19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступавшие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

 Установлено, что истец и ответчик имеют льготы при обращении в суд, следовательно, ответчик по настоящему делу имеет право на освобождение от взыскания с него государственной пошлины.

 Суд учитывает, что решение необходимо истцу с целью об обязании разработать и принять нормативно правовой акт, а именно Положение о рассмотрении обращения граждан в администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст.173, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании разработать и принять нормативно правовой акт, - удовлетворить.

 Обязать администрацию Богородского сельсовета Сергачского муниципального района разработать и принять нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан в администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в течение одного месяца, со дня изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

 Судья: ________________________ Захаров С.М.