РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Дивное 25 июня 2014 года.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кольцовой Н.В.,
с участием представителя истца государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края ФИО1, действующей на основании доверенности от <дата> года,
ответчицы ФИО4,
при секретаре Поповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по иску государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края к ФИО4 о взыскании незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты> руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты> руб., указывая в исковом заявлении на следующее.
ФИО4 как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» уход за ФИО2, получающим компенсационную выплату с <дата> года, и ФИО3, получающей компенсационную выплату с <дата> года, в соответствии с Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №343, обязана в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе, в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Это требование было доведено до сведения ФИО4 под роспись при назначении компенсационных выплат.
В заявлениях лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином, о назначении ежемесячной компенсационной выплаты от <дата> как в отношении ухода за ФИО3, так и в случае с ФИО2, ответчица указала, что не работает.
Выявлено, что на момент установления компенсационной выплаты у ФИО4 отсутствовали на то правовые основания по причине сокрытия факта осуществления трудовой деятельности, в результате чего с момента установления компенсации и по месяц, следующий за месяцем с которого их выплата была прекращена, образовалась излишне выплаченная сумма в размере – <данные изъяты> руб., в том числе, с <дата> по <дата> – <данные изъяты> руб. за уход за ФИО3, и с <дата> по <дата> – <данные изъяты> руб. за уход за ФИО2
Представитель истца государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, дав пояснения, аналогичные содержанию иска, дополнив, что в обязанности пенсионного органа не входит сбор сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение начисления компенсационной выплаты. Гражданин обязан самостоятельно сообщить в пятидневный срок об указанных обстоятельствах. Кроме того, специалисты ГУ УПФ РФ по <адрес> могут получить информацию о трудоустройстве граждан только через полтора года следующего за отчетным периодом, по предоставлению сведений работодателем.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании в удовлетворении иска возражала, пояснила, что она нигде не работает, устраиваться на работу будет только после того, как разберется с пенсионным органом. Изначально пояснила, что ушла с работы <дата> г., затем указала, что на момент написания ею заявлений о назначении ежемесячной компенсационной выплаты она уже месяц находилась у себя дома в <адрес> и нигде не работала, впоследствии пояснила, что свое место работы в магазине «<данные изъяты>» в <адрес> она покинула еще до <дата> года, ей не предоставляли трудовой отпуск, поэтому она сказала, что не хочет больше работать и ушла с работы, написав заявление об увольнении по собственному желанию, за документами ей сказали прийти позже. В ГУ Управлении Пенсионного фонда РФ по <адрес> она сказала, что нигде не работает, и что трудовая книжка осталась по прежнему месту работы, и до настоящего времени трудовой книжки у нее нет. Почему ее не вызвали в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> своевременно и не выяснили, работает она или нет, ведь у них должны быть сведения о работающих лицах, а не продолжать производить выплаты и предъявлять ей требование о возврате полученных ею сумм, только в 2014 году. В любом случае ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> неверно рассчитало суммы, подлежащие возврату, так как она согласно приказу была уволена <дата> года, и, следовательно, имеет право на получение компенсационных выплат, как неработающее лицо в период со <дата> года.
Третьи лица ФИО2, ФИО3, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав фактические обстоятельства по делу, пришел к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что <дата> ФИО4, как лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособными гражданами(ФИО3 и ФИО2), с <дата> обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, указав собственноручно в заявлениях, что в настоящее время она не работает, трудовой книжки у нее нет.
Кроме того, при написании заявлений она была предупреждена о необходимости в течение пяти дней извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе, о выполнении лицом, осуществляющем уход, оплачиваемой работы.
Как следует из заявления ФИО4 от <дата> уход за нетрудоспособными лицами прекращен ею с <дата> года.
Согласно представленным расчетам Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> за период с <дата> по <дата> по пенсионному делу № ФИО2 образовалась переплата компенсационных выплат в размере <данные изъяты> руб., за период с <дата> по <дата> по пенсионному делу № ФИО3 образовалась переплата компенсационных выплат в размере <данные изъяты> руб., образовавшихся вследствие выхода на работу трудоспособного лица.
Период производства компенсационных выплат и их размер, указанные в расчетах, сторонами не оспаривается.
Ответчик также не оспаривает факта получения ею образовавшейся переплаты компенсационных выплат.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от <дата> № следует, что ФИО2 получает компенсацию на уход с <дата> На момент назначения компенсационной выплаты у трудоспособного лица ФИО4, осуществляющей уход за ФИО2, отсутствовали правовые основания для ее установления по причине сокрытия факта осуществления трудовой деятельности (работала у ИП ФИО6 с <дата> по <дата> г.). В результате представления ФИО4 заведомо ложных сведений о работе, в нарушение п.10 «Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» образовалась переплата компенсации на уход трудоспособному лицу за периоды с <дата> по <дата> г., в общем размере <данные изъяты> руб. Комиссией было принято решение: рекомендовать ФИО4 внести переполученную сумму компенсационной выплаты за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от <дата> № следует, что ФИО3 получает компенсацию на уход с <дата> На момент назначения компенсационной выплаты у трудоспособного лица ФИО4, осуществляющей уход за ФИО3, отсутствовали правовые основания для ее установления по причине сокрытия факта осуществления трудовой деятельности (работала у ИП ФИО6 с <дата> по <дата> г.). В результате представления ФИО4 заведомо ложных сведений о работе, в нарушение п.10 «Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» образовалась переплата компенсации на уход трудоспособному лицу за периоды с <дата> по <дата> г., в общем размере <данные изъяты> руб. Комиссией было принято решение: рекомендовать ФИО4 внести переполученную сумму компенсационной выплаты за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании установлено, что согласно приказу № л\с от <дата> о прекращении (расторжении) трудового договора с работником(увольнении) прекращено действие трудового договора от <дата> №№, и ФИО4 уволена <дата> с должности продавец-консультант по ст.81, части первой, пункт 6,подпункт «а» Трудового кодекса Российской Федерации, то есть за прогул.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
В соответствии с п. 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" ежемесячная компенсационная выплата назначается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Как следует из материалов дела, на момент назначения ФИО4 компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособными гражданами, ответчица являлась работающим лицом, подтверждением чему является приказ о ее увольнении № л\с от <дата>
Доводы ответчицы в том, что она фактически самовольно оставила место работы, не получив необходимых документов о прекращении действия трудового договора и об увольнении, не получив трудовой книжки с соответствующими записями об увольнении, не могут являться основанием для освобождения ее от гражданской ответственности, при наличии приказа о ее увольнении с постоянного места работы только со <дата> года.
Обстоятельство несообщения ответчицей о ее факте работы на момент назначения компенсационных выплат свидетельствует о недобросовестности с ее стороны.
Пп. "д" п. 9 Правил предусмотрены случаи прекращения компенсационной выплаты, к которым отнесено выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Согласно п. 10 указанных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Пунктом 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам и абз. 2 п. 1 Указа Президента РФ от <дата> N 1455 установлено, что компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится в назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Сам по себе порядок производства выплаты вместе с пенсией нетрудоспособного лица не изменяет субъекта назначения и получения данной выплаты, указанный порядок является основанием распространения на получателя компенсационных выплат требований пенсионного законодательства.
Положениями ст. 18 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены заявительный порядок и письменная форма либо форма электронного документа для обращений по вопросам назначения, перерасчета размеров и выплаты трудовых пенсий.
П. 1 ст. 25 ФЗ "О трудовых пенсиях" предусматривает, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.
Доводы ответчицы о том, что УПФ РФ по Апанасенковскому району должно было располагать информацией об отсутствии у них обязательства производить компенсационную выплату, о наличии вины истца в образовании переплаты компенсационных выплат, суд считает несостоятельными.
Исходя из положений Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от <дата> N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы(за исключением инвалидов с детства 1 группы),а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет»,Указа Президента РФ от <дата> N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", в обязанности пенсионного органа не входит сбор сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение начисления компенсационной выплаты. Гражданин обязан самостоятельно сообщить в пятидневный срок об указанных обстоятельствах.
Действующим законодательством на Пенсионный фонд не возложена обязанность контролировать достоверность сведений, предоставляемых лицом в целях установления и выплаты пенсионного обеспечения, по имеющимся данным персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Сведения о работе должны быть предоставлены ответчиком непосредственно в орган, выплачивающий компенсацию ответчику. А таким органом является истец. Обязанность по извещению Управления о трудоустройстве возлагается на лицо, осуществляющее уход и принявшее на себя такое обязательство.
Оснований для уменьшения размера взыскиваемых сумм суд не находит, поэтому представленные ответчиком характеристика, справка о составе семьи, справка о не регистрации в качестве безработного, на размер взыскиваемых сумм не влияют.
В соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права,суд приходит к выводу о том, что ФИО4, будучи работающей, до <дата> года, что влечет за собой отказ в назначении компенсационных выплат на уход или прекращение компенсационной выплаты, не известила об этом орган, осуществляющий выплату пенсии, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края к ФИО4 о взыскании незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты> руб. - удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 в пользу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края незаконно полученные ежемесячные компенсационные выплаты в сумме <данные изъяты> руб.
Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
С решением суда в окончательной форме стороны могут быть ознакомлены в помещении суда 01.07.2014 года.
Председательствующий судья: Н.В. Кольцова