ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-335/2014 от 26.03.2014 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

  Дело № 2-335/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 26 марта 2014 года г. Новотроицк

 Новотроицкий городской суд Оренбургской области

 в составе председательствующего судьи Колесниковой А.Н.,

 при секретаре Ижановой А.А.,

 с участием помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Кротова М.В., представителя ответчика  администрации муниципального образования г. Новотроицк   Зелика А.О.,

 рассмотрев гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования г. Новотроицк об оспаривании бездействия и понуждении к принятию мер к устранению нарушений лесного законодательства,

 УСТАНОВИЛ

 Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Новотроицк об оспаривании бездействия и понуждении к принятию мер к устранению лесного законодательства.

 В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. В ходе проверки установлено, что администрацией МО г.Новотроице не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении городских лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые городскими лесами, не поставлены. Указанное бездействие ответчика создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.

 Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в отношении городских лесов, расположенных согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах <адрес> с географическими координатами согласно приложения, выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а именно в отсутствие: исполнения распоряжения Главы администрации Оренбургской области № «О передаче (премке) городских лесов», проведенного лесоустройства и государственного кадастрового учета, разработанного и утвержденного лесохозяйственного регламента, ведения государственного лесного реестра, осуществления муниципального лесного контроля. Обязать администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в отношении городских лесов, расположенных согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года: принять городские леса в соответствии с распоряжением Главы администрации Оренбургской области № «О передаче (приемке) городских лесов», провести лесоустройство, поставить на государственный кадастровый учет, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение лесного реестра, обеспечить осуществление муниципального лесного контроля.

 В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Кротов М.В. поддержал исковые требования в полном объеме, уточнив срок, просил обязать ответчика устранить нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, дал пояснения, аналогичные доводам иска.

 Представитель ответчика администрации МО г.Новотроицк Зелик А.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в части обязания администрации поставить спорные городские леса на кадастровый учет, так как часть этих участков может находится в собственности иных лиц. Так, ими выявлен земельный участок проданный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Н», который скорее всего, поглащается спорными кварталами. Решение суда в части обязания поставить на кадастровый учет городские леса, расположенные согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах 34-36 и 41-46 Новотроицкого участкового лесничества будет невыполнимым из-за передачи ряда участков в собственность иных лиц.

 Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

 В судебном заседании установлено, что на территории МО г.Новотроицк имеются городские леса, которые согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах <адрес> с установленными географическими координатами.

 В соответствии с п.п. 1, 2 распоряжения Главы администрации Оренбургской области № 495-р «О передаче (приемке) городских лесов» администрациям городов Абдулино, Бугуруслана, Гая, Новотроицка, Оренбурга, Орска, Ясного предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять от лесхозов Оренбургского управления <данные изъяты> гектара лесного фонда, расположенного в пределах городской черты. Принятые в соответствии с п. 1 настоящего распоряжения и имеющиеся в пределах городской черты леса считать городскими лесами, которые согласно Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) относятся к лесам, не входящим в лесной фонд.

 Указанным распоряжением установлен порядок передачи (приемки) городских лесов: в соответствии с которым городские леса передаются (принимаются) по акту, в котором указываются номера кварталов, наименование лесничества, лесхоза, общая площадь лесных земель, в т.ч. покрытые лесом, площадь спелых насаждений, общий запас насаждений, в том числе спелых, из них хвойных. Акт передачи (приемки) городских лесов подписывается директором лесхоза, передающего леса, и представителем городской администрации (по доверенности), принимающим их, и утверждается руководителем (начальником) Оренбургского управления лесами и заместителем главы администрации Оренбургской области.

 До настоящего времени данное распоряжение администрацией МО г.Новотроицк не исполнено.

 В нарушение требований федерального законодательства в сфере лесопользования, администрацией МО г.Новотроицк не проведено лесоустройство на землях поселения, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены, лесной контроль не осуществляется, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.

 В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

 Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

 В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона 04.12.2006 N 201- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

 В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

 В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

 Положениями ст. 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса
(ч. 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).

 Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

 Данное положение федерального закона также закреплено и в подпунктах 25, 26 ч. 1 ст. 6 и п. 21 ч. 1 ст. 49 Устава МО г. Новотроицк согласно которым к ведению местного самоуправления муниципального образования город Новотроицк отнесены вопросы местного значения: использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки. В собственности муниципального образования город Новотроицк находятся леса, расположенные в границах территории муниципального образования.

 Согласно статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

 В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

 Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 В ст. 1 указанного Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

 Из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

 Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").

 В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель Ф.Е.В., руководитель государственного казенного учреждения «Л», суду пояснила, что с принятием нового Лесного Кодекса произведено разделение лесного фонда, городские леса исключены из состава Лесного Фонда. Городские леса включены в ведение муниципальных образований. В ДД.ММ.ГГГГ проводилось лесоустройство в границах Новотроицкого лесхоза. Лесоустроительная организация «Пензинская экспедиция» провела обследование лесных участков, составила их планы и планшеты. Такое обследование проводится <данные изъяты> раз в <данные изъяты> лет. На протяжении всего времени границы земельных участков не менялись.

 При рассмотрении дела судом установлено, что администрацией МО г.Новотроицк лесоустройство на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не установлены границы земельных участков, занятых лесами поселения, на кадастровый учет участки, занятые городскими лесами не поставлены, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

 Довод ответчика о том, что в указанных в иске кварталах могут находиться земельные участки с иным назначением и принадлежащие другим лицам, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования иска об обязании администрации поставить на государственный кадастровый учет городских лесов, расположенных согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах 34-36 и 41-46 Новотроицкого участкового лесничества. В иске речь идет о землях с назначением городские леса, постановка на учет таких земель является обязанностью администрации МО г.Новотроицк.

 Предлагаемые прокурором сроки устранения нарушений – ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит реальными и обоснованными и соглашается с ними. Кроме того, в дополнительном отзыве к иску ответчик указал, что требования иска возможно исполнить в срок – ДД.ММ.ГГГГ года.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования г. Новотроицк об оспаривании бездействия и понуждении к принятию мер к устранению нарушений лесного законодательства удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в отношении городских лесов расположенных согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах <адрес> выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

 Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в отношении городских лесов, расположенных согласно материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года в кварталах <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять городские леса в соответствии с распоряжением Главы администрации Оренбургской области № «О передаче (приемке) городских лесов», провести лесоустройство, поставить на государственный кадастровый учет, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение лесного реестра, обеспечить осуществление муниципального лесного контроля.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

 Судья Новотроицкого городского суда

 Оренбургской области: А.Н. Колесникова

 Мотивированное решение составлено 31.03.2014 года

 Судья Новотроицкого городского суда

 Оренбургской области: А.Н. Колесникова. Решение вступило в законную силу 06.05.2014 года.