ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-335/2015 от 09.07.2015 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

9 июля 2015 г. Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Батчаевой Л.Ю.,

с участием помощника прокурора Зеленчукского района

Яблонского Е.С.,

представителя администрации Марухского сельского поселения главы сельского поселения ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зеленчукского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО2 о признании незаконным бездействие администрации Марухского сельского поселения Зеленчукского района, выраженное в неразработке, неутверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения незаконным, обязании администрации Марухского сельского поселения разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ФИО2 о признании незаконным бездействие Администрации Марухского сельского поселения Зеленчукского района, выраженное в неразработке, неутверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения незаконным, обязании администрации Марухского сельского поселения разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав следующее.

При проведении прокуратурой Зеленчукского района по поручению прокуратуры КЧР проверки исполнения органами местного самоуправления Зеленчукского района законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, установлено, что администрацией Марухского сельского поселения в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12. 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 г. № 264 не реализуются закрепленные Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» полномочия в области регулирования торговой деятельности, направленные на создание условий для обеспечения населения услугами торговли.

Так, вопреки вышеперечисленным положениям федерального и регионального законодательства администрацией Марухского сельского поселения до настоящего времени не разработана, схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках муниципальной собственности с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченностью населения площадью торговых объектов, не разработана и не опубликована.

В соответствии п. 10 ч. 1 ст. 14 Федеральною закона от 06.10. 2003 г. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Аналогичные полномочия закреплены в ст. 7 Устава Марухского сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 -ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу ч. 5 ст. 36 Устава Марухского сельского поселения обязанность по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики относится к компетенции администрации сельского поселения.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается, утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 -ФЗ).

В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7. 1.8. 1.9 и 1.10 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 г. № 264 (далее - Порядок) схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 1.3).

Органы местного самоуправления в целях разработки и утверждения Схемы проводят мониторинг потребности в торговых объектах на соответствующей территории (п. 1.4).

При разработке Схемы органы местного самоуправления руководствуются градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими требованиями установленными федеральными законами (п. 1.5).

При разработке и утверждении Схемы органы местного самоуправления должны предусматривать размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность от общего количества нестационарных торговых объектов (п. 1.6).

Согласно п. 1.7 Правил Схемой устанавливается: местонахождение нестационарного торгового объекта; ассортимент реализуемого товара; тип торгового объекта; период функционирования объекта.

Схема утверждается соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 1.8).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 1.9). Вместе с тем, в силу п. 1.10 Порядка, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.

Таким образом, важной составляющей организации торговой деятельности на территории того или иного муниципального образования является разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов. Целью данной работы является планирование и проектирование обеспечения муниципальных образований услугами торговли, достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, обеспечения доступности товаров для населения, а в целом - создание и применение единого порядка организации торговой деятельности.

До настоящего времени ответчиком не исполняются полномочия по решению вышеуказанных вопросов местного значения, что свидетельствует об отсутствии правовых актов, связанных с определением мест размещения нестационарных торговых объектов в органе местного самоуправления, и на официальном сайте в сети Интернет.

Отсутствие в Марухского сельском поселении схемы нестационарных торговых объектов создает предпосылки к коррупционным злоупотреблениям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при размещении торговых объектов, и не отвечает целям законодательства о государственном регулировании торговой деятельности в обеспечении соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.

Прокурор Яблонский Е.С. поддержал в судебном заседании поданное в суд заявление по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить его.

Глава администрации Марухского сельского поседения ФИО3 заявил о признании заявления прокурора Зеленчукского района, пояснив, что действительно на сегодня не разработана и не утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории ФИО2, поэтому и не опубликована схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Марухского сельского поселения. В ближайшее время администрация сельского поселения исполнит указанные обязанности.

Выслушав прокурора, представителя администрации ФИО2, исследовав приложенные к заявлению письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из Устава Марухского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР следует, что к вопросам местного значения ФИО2 относится создание условий для обеспечения жителей ФИО2 услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Вместе с тем администрацией ФИО2 не приняты меры для создания условий для обеспечения жителей сельского поселения услугами торговли. Сельским поселением не разработана схема размещения нестационарных торговых объектов на его территории, в связи с чем не утверждена и не опубликована схема размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения. Уважительных причин, не позволивших по настоящее время разработать, утвердить и опубликовать для населения схему размещения нестационарных торговых объектов, представитель администрации ФИО2 не назвал, доказательства не представил.

Таким образом, администрация ФИО2 свои обязанности по соблюдению п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 г. № 264 в области регулирования торговой деятельности не исполнила, что подтверждает виновное бездействие администрации ФИО2.

Заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявления в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.(пп. 19 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 № 198-ФЗ).

На основании п.10 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст. 245-246, 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Марухского сельского поселения, выражающееся в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Марухского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР незаконным.

Обязать администрацию Марухского сельского поселения разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Марухского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд КЧР в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 июля 2015 года.

С у д ь я: