Дело № 2-335/2021 74RS0017-01-2020-005790-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сержантова Д.Е.,
при секретаре Коротаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» об изменении границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, в котором с учётом уточнения своих требований окончательно просит
исключить из ЕГРН сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресному ориентиру: <адрес><адрес>;
установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по следующим координатам характерных (поворотных) точек в системе координат МСК-74:
со средней квадратической погрешностью местоположения характерных точек не более чем 0,1 м.;
установить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, равной 673 кв.м. +/- 9,08 кв.м.;
взыскать с ответчика расходы по оплате судебной экспертизы.
В обоснование заявленных требований указано о том, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. По сведениям публичной кадастровой карты <адрес>, данных о земельном участке по указанному адресу не внесено, то есть граница указанного земельного участка не определена. ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения благоустройства прилегающей к указанному дому территории истец обратился в администрацию ЗГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 543 кв.м., на что был дан ответ об отказе в утверждении схемы по причине того, что заявленные границы препятствуют рациональному использованию и охране земель, нарушают требования Генерального плана <адрес>, поскольку земельный участок в расположен в территориальной зоне В.1.2. Какого-либо решения о формировании земельного участка, постановке на кадастровый учет собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не принималось. Полагает, что отказом Администрации ЗГО нарушаются права собственников помещений в указанном многоквартирном доме. При формировании землеустроительного дела в 2007 году в состав земельного участка не входили элементы озеленения и благоустройства, а также иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОМС «КУИ ЗГО» (л.д. 43-44).
Истец ФИО1, представитель истца ФИО2, представители ответчиков Администрации ЗГО, ОМС «КУИ «ЗГО» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 214, 215, 217, 218). Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 214, 215).
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 10, 11).
Согласно протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 избран председателем указанного многоквартирного дома. Кроме того, было поручено ФИО1 оформить и провести все необходимые документальные процедуры, связанные с работой и действиями по получению соответствующей документации связанной с определением и установлением границ придомового земельного участка многоквартирного дома (л.д. 25).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения благоустройства прилегающей к указанному дому территории истец обращался в администрацию ЗГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 543 кв.м., на что был дан ответ об отказе в утверждении схемы по причине того, что в разрешенных видах использования земельного участка не предусмотрен такой вид использования как установка ограждения и благоустройство территории (л.д. 6, 7).
Согласно выписки из ЕГРН (л.д. 26-31, 37-41), судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом <адрес> был поставлен на кадастровый учёт под номером №, его площадь установлена 317±6,23 кв.м.
Судом также установлено, что заказчиком кадастровых работ в связи с образованием земельного участка по вышеуказанному адресу выступило МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа.
Межевой план был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ в ООО «ГЕО» (л.д. 52-64).
В соответствии с решением Собрания депутатов ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме», в границы земельного участка, передаваемого бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, подлежит включению непосредственно земельный участок под жилым домом по периметру дома: с боковых сторон и со стороны заднего фасада по отмосткам, со стороны подъездов – с учетом газонов. Земли общего пользования (основные проезды, детские площадки, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы земельных насаждений и др.) могут быть переданы собственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату) или аренду только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
Решением Собрания депутатов ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, решение Собрания депутатов ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме» отменено.
Согласно технического паспорта (л.д. 207-213) жилой <адрес> является многоквартирным жилым домом. Его общая площадь по техническому паспорту составляет 330,3 кв.м.
Поскольку определение границ и размера земельного участка, на котором расположен <адрес> в <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами является юридически значимым обстоятельством, требующим наличия специальных познаний, по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-195), земельный участок площадью 317±6,23 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в существующих границах не является достаточным для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также для размещения и эксплуатации иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации иных объектов, предназначенных для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
По результатам проведенных исследований экспертом определены следующее местоположение (координаты) земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>:
Точность определения координат характерных точек границ земельного участка для точек н1-н15 составляет 0,1 м.
Площадь земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого установить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес><адрес>, составила 673 кв.м. +/- 9,08 кв.м.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы судебного эксперта о месте расположения смежной границы по установленным судом объектам. Эксперт ФИО4, имеет высшее образование, квалификационный аттестат кадастрового инженера, квалификацию судебного эксперта по специальности 27.1 – «Исследование объектов землеустройства и земельных участков, в том числе с определением границ на местности», сертификат соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов по специальности: «исследование объектов землеустройства и земельных участков, в том числе с определением их границ на местности». Заключение полно, мотивировано, соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, квалификация подтверждена соответствующими документами.
Расчет нормативного размера земельного участка произведен экспертом в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», содержащим общие требования к придомовой территории, а также СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (утв. Приказом Минземстроя от 26 августа 1998 года № 59).
При этом, при формировании землеустроительного дела 2009 году земельного участка, с кадастровым номером №, под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес><адрес> состав земельного участка согласно межевого плана не вошли элементы озеленения, благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которые в силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000 года № 28-ФЗ, действовавшего до 17 мая 2008 года, государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно пункту 1 статьи 45 действующего Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на основных принципах земельного законодательства, указанных в статье 1 указанного кодекса, в числе которых указан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
С учетом приведенных норм законодательства и установленных судом обстоятельств, права собственников помещений в многоквартирном доме были нарушены, так как при установлении границ земельного участка иные входящие в состав многоквартирного дома объекты недвижимого имущества с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, не были учтены.
Права истца, являющегося собственником помещения в указанном многоквартирном доме подлежат восстановлению путем установления границ земельного участка в соответствии с требованиями жилищного и земельного законодательства и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости относительно основных характеристик земельного участка – площади и местоположения границ.
В соответствии п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке,
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Границы образуемых и изменяемых земельных участков в соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ определяются в проектах межевания территорий, в т. ч. при подготовке документации по планировке территории (ст. 41, 42 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган публичной власти, чьи действия (бездействие) оспариваются.
Администрацией ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО» не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанностей по формированию земельного участка в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством.
Исследовав представленные документы в их совокупности, суд приходит к выводу, что в данном случае для формирования земельного участка с кадастровым номером № под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, необходима была подготовка документации по планировке и межеванию территории и проведение публичных слушаний с участием лиц, чьи интересы могут быть затронуты таким проектом, затем принятие уполномоченным органом решения об утверждении такой документации, после чего - проведение кадастровых работ, подготовка межевого план участка и постановка участка на кадастровый учет.
В соответствии с абз. 4 п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
Истцом ФИО1 были осуществлены расходы в сумме 21 000 рублей по оплате за проведенную по делу землеустроительную экспертизу (л.д. 206), которые он просит взыскать с ответчиков.
Учитывая, что заключение эксперта в результате проведения землеустроительной экспертизы положено в основу решения суда, исковые требования ФИО1 признаны подлежащими удовлетворению, а вопросы связанные с подготовкой проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемые в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относятся к компетенции органа местного самоуправления, с администрации ЗГО в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы в размере 21 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по следующим координатам характерных (поворотных) точек в системе координат МСК-74:
со средней квадратической погрешностью местоположения характерных точек не более чем 0,1 м.
Установить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, равной 673 кв.м. +/- 9,08 кв.м.
Взыскать с администрации Златоустовского городского округа в пользу ФИО1 расходы на проведение экспертизы в размере 21 000 (двадцать одна тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Д.Е. Сержантов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ