ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-335/2021740017-01-2020-005790-24 от 16.07.2021 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-335/2021 74RS0017-01-2020-005790-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2021 года город Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Сержантова Д.Е.,

при секретаре Коротаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» об изменении границ земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, в котором с учётом уточнения своих требований окончательно просит

исключить из ЕГРН сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресному ориентиру: <адрес><адрес>;

установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по следующим координатам характерных (поворотных) точек в системе координат МСК-74:

со средней квадратической погрешностью местоположения характерных точек не более чем 0,1 м.;

установить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, равной 673 кв.м. +/- 9,08 кв.м.;

взыскать с ответчика расходы по оплате судебной экспертизы.

В обоснование заявленных требований указано о том, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. По сведениям публичной кадастровой карты <адрес>, данных о земельном участке по указанному адресу не внесено, то есть граница указанного земельного участка не определена. ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения благоустройства прилегающей к указанному дому территории истец обратился в администрацию ЗГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 543 кв.м., на что был дан ответ об отказе в утверждении схемы по причине того, что заявленные границы препятствуют рациональному использованию и охране земель, нарушают требования Генерального плана <адрес>, поскольку земельный участок в расположен в территориальной зоне В.1.2. Какого-либо решения о формировании земельного участка, постановке на кадастровый учет собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не принималось. Полагает, что отказом Администрации ЗГО нарушаются права собственников помещений в указанном многоквартирном доме. При формировании землеустроительного дела в 2007 году в состав земельного участка не входили элементы озеленения и благоустройства, а также иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОМС «КУИ ЗГО» (л.д. 43-44).

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2, представители ответчиков Администрации ЗГО, ОМС «КУИ «ЗГО» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 214, 215, 217, 218). Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 214, 215).

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 10, 11).

Согласно протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 избран председателем указанного многоквартирного дома. Кроме того, было поручено ФИО1 оформить и провести все необходимые документальные процедуры, связанные с работой и действиями по получению соответствующей документации связанной с определением и установлением границ придомового земельного участка многоквартирного дома (л.д. 25).

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения благоустройства прилегающей к указанному дому территории истец обращался в администрацию ЗГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 543 кв.м., на что был дан ответ об отказе в утверждении схемы по причине того, что в разрешенных видах использования земельного участка не предусмотрен такой вид использования как установка ограждения и благоустройство территории (л.д. 6, 7).

Согласно выписки из ЕГРН (л.д. 26-31, 37-41), судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом <адрес> был поставлен на кадастровый учёт под номером , его площадь установлена 317±6,23 кв.м.

Судом также установлено, что заказчиком кадастровых работ в связи с образованием земельного участка по вышеуказанному адресу выступило МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа.

Межевой план был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ в ООО «ГЕО» (л.д. 52-64).

В соответствии с решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме», в границы земельного участка, передаваемого бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, подлежит включению непосредственно земельный участок под жилым домом по периметру дома: с боковых сторон и со стороны заднего фасада по отмосткам, со стороны подъездов – с учетом газонов. Земли общего пользования (основные проезды, детские площадки, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы земельных насаждений и др.) могут быть переданы собственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату) или аренду только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

Решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, решение Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме» отменено.

Согласно технического паспорта (л.д. 207-213) жилой <адрес> является многоквартирным жилым домом. Его общая площадь по техническому паспорту составляет 330,3 кв.м.

Поскольку определение границ и размера земельного участка, на котором расположен <адрес> в <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами является юридически значимым обстоятельством, требующим наличия специальных познаний, по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-195), земельный участок площадью 317±6,23 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в существующих границах не является достаточным для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также для размещения и эксплуатации иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации иных объектов, предназначенных для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

По результатам проведенных исследований экспертом определены следующее местоположение (координаты) земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>:

Точность определения координат характерных точек границ земельного участка для точек н1-н15 составляет 0,1 м.

Площадь земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого установить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес><адрес>, составила 673 кв.м. +/- 9,08 кв.м.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы судебного эксперта о месте расположения смежной границы по установленным судом объектам. Эксперт ФИО4, имеет высшее образование, квалификационный аттестат кадастрового инженера, квалификацию судебного эксперта по специальности 27.1 – «Исследование объектов землеустройства и земельных участков, в том числе с определением границ на местности», сертификат соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов по специальности: «исследование объектов землеустройства и земельных участков, в том числе с определением их границ на местности». Заключение полно, мотивировано, соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, квалификация подтверждена соответствующими документами.

Расчет нормативного размера земельного участка произведен экспертом в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», содержащим общие требования к придомовой территории, а также СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (утв. Приказом Минземстроя от 26 августа 1998 года № 59).

При этом, при формировании землеустроительного дела 2009 году земельного участка, с кадастровым номером , под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес><адрес> состав земельного участка согласно межевого плана не вошли элементы озеленения, благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которые в силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000 года № 28-ФЗ, действовавшего до 17 мая 2008 года, государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Согласно пункту 1 статьи 45 действующего Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на основных принципах земельного законодательства, указанных в статье 1 указанного кодекса, в числе которых указан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

С учетом приведенных норм законодательства и установленных судом обстоятельств, права собственников помещений в многоквартирном доме были нарушены, так как при установлении границ земельного участка иные входящие в состав многоквартирного дома объекты недвижимого имущества с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, не были учтены.

Права истца, являющегося собственником помещения в указанном многоквартирном доме подлежат восстановлению путем установления границ земельного участка в соответствии с требованиями жилищного и земельного законодательства и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости относительно основных характеристик земельного участка – площади и местоположения границ.

В соответствии п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке,


Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.

Границы образуемых и изменяемых земельных участков в соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ определяются в проектах межевания территорий, в т. ч. при подготовке документации по планировке территории (ст. 41, 42 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган публичной власти, чьи действия (бездействие) оспариваются.

Администрацией ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО» не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанностей по формированию земельного участка в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством.

Исследовав представленные документы в их совокупности, суд приходит к выводу, что в данном случае для формирования земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, необходима была подготовка документации по планировке и межеванию территории и проведение публичных слушаний с участием лиц, чьи интересы могут быть затронуты таким проектом, затем принятие уполномоченным органом решения об утверждении такой документации, после чего - проведение кадастровых работ, подготовка межевого план участка и постановка участка на кадастровый учет.

В соответствии с абз. 4 п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

Истцом ФИО1 были осуществлены расходы в сумме 21 000 рублей по оплате за проведенную по делу землеустроительную экспертизу (л.д. 206), которые он просит взыскать с ответчиков.

Учитывая, что заключение эксперта в результате проведения землеустроительной экспертизы положено в основу решения суда, исковые требования ФИО1 признаны подлежащими удовлетворению, а вопросы связанные с подготовкой проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемые в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относятся к компетенции органа местного самоуправления, с администрации ЗГО в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы в размере 21 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по следующим координатам характерных (поворотных) точек в системе координат МСК-74:

со средней квадратической погрешностью местоположения характерных точек не более чем 0,1 м.

Установить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, равной 673 кв.м. +/- 9,08 кв.м.

Взыскать с администрации Златоустовского городского округа в пользу ФИО1 расходы на проведение экспертизы в размере 21 000 (двадцать одна тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий Д.Е. Сержантов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ