РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Зима 29 апреля 2022 г.
Гражданское дело № 2-335/2022
Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Дмитриевой Т.В., при секретаре судебного заседания Скуратовой Л.В., с участием представителя истца Гурбановой Л.С., представителя ответчика Покоевец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагулиной Ларисы Вадимовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании недополученных денежных средств и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гагулина Л.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области, Инспекция), поставив вопрос о взыскании с ответчика в ее пользу недополученных денежных средств и компенсации морального вреда, указывая на то, что с 01.02.2008 по 29.10.2021 находилась в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области, замещала должность <данные изъяты>. 29.10.2021 служебный контракт был расторгнут, освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС № 14 по Иркутской области путем присоединения к Межрайонной ИФНС № 6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС № 14 по Иркутской области по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.01.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При расторжении служебного контракта была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 28 дней в сумме 31 242,40 руб. из расчета месячного содержания в размере 32 692,95 руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 137 540,76 руб. из расчета месячного содержания в размере 34 385,20 руб. При этом при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации ответчиком не были учтены полученные истцом единовременные поощрения, средства материального стимулирования в период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. в размере 285 924,60 руб. В связи с этим размер месячного денежного содержания истца должен был составлять 58 212 руб. 25 коп. и Инспекцией должна быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 232 849 руб. вместо фактически выплаченной компенсации в размере 137 540 руб. 76 коп. Недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 95 308 руб. 24 коп. Размер компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 28 дней с учетом вышеуказанных выплат должен был составлять 54 012 руб. 28 коп. вместо фактически выплаченной компенсации в размере 31 242,40 руб., недоплата компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск составила 22 769,88 руб. Также ответчиком неверно начислена выплата за ежегодный очередной отпуск. За период с 01.03.2021 по 30.09.2021 недоплата составила 40 531 руб., в том числе с 29.03.2021-13.04.2021 - 13 311,36 руб., с 21.06.2021-11.07.2021 - 16 221,24 руб., с 06.09.2021-19.09.2021 - 10 998,40 руб. 15.11.2021 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете денежного содержания, однако Инспекцией на её заявление ответ не предоставлен, перерасчет отпускных, компенсаций при увольнении не произведен.
На основании изложенного, просит взыскать с Инспекции не выплаченную сумму компенсации при выплате четырехмесячного денежного содержания в размере 95 308,24 руб., компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 22 769,88 руб.; недоначисленную и невыплаченную сумму денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году в сумме 40 531 рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в сумме 20000 руб.
В качестве правового обоснования заявленных требований истец сослалась на положения ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, ст. 237 ТК РФ.
В судебное заседание истица Гагулина Л.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, не явилась, в ходатайстве, поступившем в суд до начала судебного заседания, выразила просьбу о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя Гурбановой Л.С.
Представитель истицы Гурбанова Л.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Обосновывая заявленные требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда, представитель указала, что ответчик нарушил трудовые права ее доверителя Гагулиной Л.В., которая, недополучив суммы выплат денежного содержания, имея на иждивении несовершеннолетнего ребенка, испытывала материальные трудности, так как трудоустроилась только в марте 2022 года. Указанные обстоятельства причиняли истцу нравственные страдания.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области Покоевец А.Ю. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Считает, что требования истца о взыскании не полностью выплаченных сумм за период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания являются необоснованными, поскольку из буквального толкования положений ч. 1, 2, 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учёту подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания. Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службы в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем средства материального стимулирования не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда. Средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске. Часть 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривает правило о возможности выплаты гражданским служащим других выплат, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами, однако это не означает, что такие выплаты подлежат включению в состав денежного содержания. Такие отдельные выплаты не наделяются свойством основного средства материального обеспечения гражданского служащего (ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ), поскольку не являются частью денежного содержания и носят разовый характер. Данные выплаты не включаются в состав денежного содержания и не связаны с выполнением трудовых функций (например: единовременное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, суммы материальной помощи на компенсацию стоимости проезда к месту нахождения лечебно-оздоровительного учреждения, суммы материальной помощи в случае смерти членов семьи и др.). Из буквального толкования положений Правил № 562 следует, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска и выплат при сокращении учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. Таким образом, материальное стимулирование не относится к премиям в понятии п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, пп. «д» п. 2 Правил № 562, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда, в связи с чем обоснованно не учтены Инспекцией при определении размера денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, при расчете компенсации за неиспользованные отпуска и выплат при сокращении. Данный вывод подтверждается тем, что выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, установлены в процентном соотношении к должностному окладу. Именно данный фактор позволяет рассчитать фонд оплаты труда для конкретного налогового органа. При этом фонд оплаты труда подлежит изменению только в случае изменения штатной численности или величины оклада. Так, в соответствии с пп. 1 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, пунктами 2, 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», подпунктами 4.1, 5.1 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к денежному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным гражданским служащим территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Положения об условиях выплаты работникам территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, утвержденного приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области № 07-03-10/17ахд@ от 16.03.2010, размер ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, единовременной выплаты и материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска установлен исходя из окладов месячного денежного содержания гражданского служащего. Таким образом, выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и выплачиваемые за счет фонда оплаты труда, установлены в привязке к должностному окладу. Тогда как размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада служащего, а выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего в обеспечение исполнения функций налогового органа за определенный период (квартал, месяц). Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания Гагулиной Л.В., соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и выплат при сокращении. Истцу дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования (CMC), а не премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Таким образом, Гагулиной Л.В. компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсация в размере соответственного месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного содержания за 1 месяц выплачены в полном объеме, задолженность по заработной плате перед истцом у налогового органа отсутствует.
Кроме этого, представитель ответчика Покоевец А.Ю. заявила о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании недоплаты по выплатам за период ежегодного оплачиваемого отпуска с 29.03.2021 по 13.04.2021 в сумме 26140, 50 руб. Срок исковой давности по данному требованию, в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, начал течь с 26.03.2021 и истек 26.03.2022. Вместе с тем Гагулина Л.В. обратилась в суд только 31.03.2022. Уважительных причин для восстановления пропуска срока обращения в суд по данному требованию она не имеет.
Участвующая в судебном заседании представитель ответчика Гурбанова Л.В. ходатайствовала о восстановлении судом пропущенного срока для обращения в суд с требованием о взыскании недополученной выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 29.03.2021 по 13.04.2021 в сумме 26140,50 руб., поскольку ее доверительница не имеет юридического образования, в связи с чем, обратившись к ответчику еще в ноябре 2021 года с заявлением о перерасчете выплаченных сумм, ожидала ответа на ее претензию. Гагулина Л.В. добросовестно заблуждалась в том, что прежде чем обратиться в суд с иском, необходимо дождаться ответа бывшего работодателя на ее претензию. До настоящего времени этот ответ так и не поступил. Таким образом, пропуск срока на 5 дней обусловлен уважительной причиной.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управление ФНС России по Иркутской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
До начала судебного заседания руководитель Управления ФНС России Иркутской области Шафран Т.В. представила суду письменный отзыв, указав, что требования истца не подлежат удовлетворению, так как оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Аналогичный исчерпывающий перечень выплат, определяющих денежное содержание гражданского служащего, определен п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Таким образом, для включения сумм средств материального стимулирования в денежное содержание гражданских служащих необходимо их соотнести к той или иной выплате, предусмотренной частями 2 или 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ. Материальное стимулирование в соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ не относится к ежемесячным надбавкам и не является ежемесячным денежным поощрением. Также средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных заданий. Министерство Финансов РФ в письме от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 указало, что позиция Минфина России, изложенная в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения. Далее, Министерство Финансов РФ в вышеуказанном письме указывает на то, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федераций материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты. Средства материального стимулирования доводятся до Управления и территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службой России на основании приказов и писем, из содержания которых не следует, что данные денежные средства подлежат к выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий. Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Таким образом, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и средства материального стимулирования по своей сути являются разными выплатами. Истец, определяя правовую природу средств материального стимулирования, самостоятельно относит спорные выплаты к иным дополнительным выплатам в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ. В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. В соответствии с действующим законодательством выплата денежного содержания государственных гражданских служащих осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих на год учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух окладов денежного содержания. Учитывая, что материальное стимулирование федеральных государственных служащих не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, не является гарантированной выплатой обязательного характера и не входит в расчет фонда оплаты труда, доведенного до Инспекции на соответствующий финансовый год, следовательно, включение средств материального стимулирования в расчет отпускных возможно только за счет экономии фонда оплаты труда и, как следствие, уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее выплаты только в конце года, при наличии экономии по фонду оплаты труда, а не в течение года. Таким образом, среднее денежное содержание будет меньше, и в итоге истец получит ту же сумму дохода, только она будет иначе перераспределена между двумя видами выплат - денежное содержание на период ежегодного оплачиваемого отпуска и премия. Учитывая, что фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть Изменен только в случае увеличения/уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада), учет сумм материального стимулирования при определении размера денежного содержания на период отпуска приведет к сокращению премиального фонда и перераспределению его между двумя выплатами. При этом, Истцу при расчете отпускных учли премию за выполнение особо важных и сложных заданий в полном размере, а если, согласно позиции истца, включить в расчет отпускных средства сверх фонда, то сумма премий должна была быть меньше, так как уменьшился бы премиальный фонд оплаты труда в связи с включением сумм сверх фонда в расчет отпускных.
Руководствуясь положениями ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие истца и третьего лица.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гагулиной Л.В. подлежатудовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 15.08.2005 представитель нанимателя в лице и.о. руководителя Межрайонной ИФНС России № 2 по Иркутской области и УОБАО и истец Гагулина Л.В. (до замужества ФИО8) заключили служебный контракт № 3, согласно которому последняя обязалась исполнять обязанности по должности <данные изъяты>
ФИО8 в связи с заключением брака сменила фамилию на Гагулина, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СТ №.
Согласно разделу 4 служебного контракта от 15.08.2005 № 65, в состав денежного содержания истца входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 1520 руб. в месяц; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы в размере 499,50 руб. в месяц; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 15 % этого оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ в размере 80 % этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области № 04-1-02/30 от 10.01.2012, Гагулина Л.В. переведена на должность <данные изъяты>
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20.07.2021 № 07-02-09/142@ с 01.11.2021 Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области № 02-04-02/186 от 15.10.2021, 29.10.2021 с Гагулиной Л.В. расторгнут служебный контракт от 15.08.2005 № 3 и она освобождена от замещаемой должности в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 28 дней за отработанный период с 01.04.2021 по 29.10.2021; в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.
При увольнении Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области Гагулиной Л.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 137 540 руб. 76 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 28 дней в сумме 31 242 руб. 40 коп.
15.11.2021 Гагулина Л.В. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 6 по Иркутской области с заявлением о перерасчете денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении, денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск.
В судебном заседании представителем ответчика Покоевец А.Ю. представлено суду письмо "О результатах рассмотрения обращения" от 07.12.2021 за подписью руководителя Инспекции Шлапаковой Е.А., в которым Гагулина Л.В. проинформирована ответчиком об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.
Вместе с тем, как это видно из представленного суду списка почтовых отправлений № 36 от 07.12.2021, вышеуказанное письмо было направлено истцу МИФНС России № 6 по Иркутской области простой почтой. При наличии возражений стороны истца о неполучении этого письма и отсутствием доказательств обратного следует констатировать тот факт, что с данной информацией об отказе в удовлетворении заявленных требований в досудебном порядке Гагулина Л.В. ознакомлена не была.
Как следует из позиции истца, изложенной в обоснование её исковых требований, при увольнении, а также в период работы при расчете выплат исходя из средней заработной платы, в расчет работодателем не включались суммы материального стимулирования, единовременных поощрений.
Из приказов о предоставлении отпусков работникам №№ 02-04-03/028 от 15.03.2021, 02-04-03/061 от 01.06.2021, 02-01-03/102 от 16.08.2021 следует, что в 2021 г. Гагулиной Л.В. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в период с 29.03.2021 по 13.04.2021 (16 день), с 21.06.2021 по 11.07.2021 (21 день), с 06.09.2021 по 19.09.2021 (14 дней).
Исходя из расчетных листков за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. истцом получены:
средства материального стимулирования: декабрь 2020 года - 11 530 руб.; апрель 2021 года - 20 000 руб.; июль 2021 года - 30 576 руб.; сентябрь 2021 года - 23 609 руб.;
единовременные поощрения: ноябрь 2020 года - 27 000, 50 руб., май 2021 года - 51 313,80 руб.; июнь 2021 года - 68 465,30 руб.; август 2021 года - 53 430 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами по делу.
С учетом вышеназванных сумм материального стимулирования, единовременных поощрений полученных за период с 01.10.2020 по 30.09.2021 истицей рассчитана сумма недоплаты компенсации при увольнении - 95 308,24 руб., сумма недоплаты по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска за период с 29.03.2021 по 13.04.2021, с 21.06.2021 по 11.07.2021, с 06.09.2021 по 19.09.2021 - 40 531 руб., компенсация за неиспользуемый отпуск - 22 769,88 руб.
Как следует из процессуальной позиции ответчика размер сумм, рассчитанный истицей, подлежащий выплате при включении в расчет единовременных поощрений и материального стимулирования, а именно компенсация при увольнении, компенсация за неиспользуемый отпуск, компенсация за ежегодные оплачиваемые отпуска за период с 29.03.2021 по 13.04.2021, с 21.06.2021 по 11.07.2021, с 06.09.2021 по 19.09.2021, Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области по существу не оспаривается, ответчик заявляет лишь о принципиальном несогласии на включение в расчет данных выплат единовременных поощрений и материального стимулирования.
Из письма Первого заместителя Министра финансов РФ от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, адресованного в Федеральное казначейство, следует, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством РФ не предусмотрены. В то же время выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданскими служащими своих служебных обязанностей и т.д. Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).
Согласно абз. 1-3 Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, являющемуся приложением № 1 к протоколу заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 9дсп от 01.12.2020, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе во втором полугодии 2020 г. на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного служащего территориального органа ФНС России. Начисление районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ, на материальное стимулирование не производится.
Аналогичные положения предусмотрены Механизмом распределения бюджетных ассигнований на 2021 г.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 ст. 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе: б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил от 06.09.2007 № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем первым п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.
Суждение ответчика о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов РФ, не подлежат применению к спорным правоотношениям, является неправомерным.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, следует принять во внимание при разрешении исковых требований Гагулиной Л.В.
С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
Постановления Правительства РФ не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.11.2019 N АКПИ19-773 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562», определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).
В письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
На основе анализа этих нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Таким образом, доводы ответчика и 3-го лица о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В связи с изложенным требования истца по взысканию невыплаченных сумм подлежат удовлетворению, расчет истицы требований о взыскании невыплаченной суммы компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 95 308,24 руб., невыплаченной суммы компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 40 531 руб., невыплаченной суммы компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 29.03.2021 по 13.04.2021, с 21.06.2021 по 11.07.2021, с 06.09.2021 по 19.09.2021 в сумме 40 531 руб., судом проверен и признается верным. Ввиду отсутствия возражений ответчика по расчету данных требований, суд полагает возможным положить в основу решения данный расчет и исходя из вышеизложенного удовлетворить требования истца в запрошенном размере в соответствии с расчетом, приведенном в иске.
Оценивая заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованию о взыскании недоплаты по выплатам за период ежегодного оплачиваемого отпуска с 29.03.2021 по 13.04.2021 в сумме 26140, 50 руб., суд приходит к выводу о наличии уважительных причин пропуска срока Гагулиной Л.В. в связи со следующим.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы (часть 1).
В соответствии с ч. 9 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата работодателем отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по требованию о взыскании невыплаченных сумм за ежегодный отпуск за период с 29.03.2021 по 13.04.2021, истец Гагулина Л.В. была вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права в срок не позднее 26.03.2022. Таким образом, при обращении истицы в суд, в том числе по данному требованию, 31.03.2022, следует сделать вывод о пропуске ею данного процессуального срока на 5 дней.
Между тем, при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце третьем пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 вышеуказанного постановления Пленума).
Оценив в совокупности представленные истцом доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд, принимая во внимание всю совокупность обстоятельств, не позволивших Гагулиной Л.В. своевременно обратиться в суд (отсутствие у нее юридического образования, неполучение ответа от бывшего работодателя на заявление о перерасчете выплаченных сумм при увольнении), приходит к выводу о том, что указанный срок пропущен истцом вследствие уважительных причин. При этом суд соглашается с позицией стороны истца о том, что при обращении к ответчику в досудебном порядке у Гагулиной Л.В. возникли правомерные ожидания, что ее трудовые права будут восстановлены во внесудебном порядке. Злоупотребления правом со стороны истца не усматривается. Доводы представителя ответчика Покоевец А.Ю. о том, что Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области был своевременно направлен ответ на обращение истца, судом учтены быть не могут, поскольку доказательств того, что данный ответ был получен Гагулиной Л.В., суду не представлены.
Эти обстоятельства в своей совокупности приводят суд к убеждению о необходимости удовлетворения ходатайства представителя истца Гурбановой Л.С. о восстановлении истцу пропущенного срока при обращении в суд за защитой нарушенного права. Учитывая небольшой период пропуска процессуального срока (5 дней), следует сделать вывод, что последняя обратилась в суд по данному спорному периоду в разумный срок.
Относительно требований истца о взыскании с ответчика в ее пользу денежной компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установив факт нарушения работодателем трудовых прав Гагулиной Л.В., суд приходит к безусловному выводу о правомерности заявленных ею требований о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда.
Учитывая значимость для истца благ, нарушенных ответчиком, а именно ее права на справедливую оплату труда, степень нравственных страданий перенесенных последней, степень вины работодателя, с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с МИФНС России № 6 по Иркутской области в пользу Гагулиной Л.В. компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
В связи с удовлетворением требований истца в меньшем размере, чем заявила Гагулина Л.В., суд постанавливает решение об удовлетворении заявленных ею требований частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гагулиной Ларисы Вадимовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании недополученных денежных средств в общей сумме 158609,12 руб. и компенсации морального вреда в сумме 20000 руб. удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области в пользу Гагулиной Ларисы Вадимовны недоначисленную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 95 308,24 руб.; недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 22 769,88 руб.; недоначисленную выплату за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 29.03.2021 по 13.04.2021, с 21.06.2021 по 11.07.2021, с 06.09.2021 по 19.09.2021 в общей сумме 40 531 руб.; денежную компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а ВСЕГО 161 609 (Сто шестьдесят одна тысяча шестьсот девять) руб. 12 коп.
В удовлетворении исковых требований Гагулиной Ларисы Вадимовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 о взыскании денежной компенсации морального вреда в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022
Судья Т.В. Дмитриева