ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-335/2023 от 30.10.2023 Тазовского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тазовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Елисеевой Н.М., при секретаре Салиндер А.Г., с участием помощника прокурора <адрес> Поленова Д.И., представителя ответчика администрации <адрес> ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО2 – адвоката Гудимова А.В., представителя третьего лица департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> ФИО3, представителя третьего лица отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правового управления администрации <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к администрации <адрес>, ФИО2, третьи лица - департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений правового управления администрации <адрес>, управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации <адрес>, о признании незаконным распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности,

установил:

прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, ФИО2 о признании незаконным распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании ФИО2», возложении обязанности на администрацию <адрес> расторгнуть трудовой договор с ФИО2 на основании п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, ссылаясь на следующее.

<адрес> в департаменте имущественных и земельных отношений администрации <адрес> (далее – Департамент) проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о противодействии коррупции, по результатам которой выявлены факты наличия и неурегулирования конфликта интересов у начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> ФИО2 при исполнении своих должностных обязанностей.

В ходе проверки установлена личная заинтересованность начальника Департамента ФИО2 при заключении с ним договора аренды земельного участка -Т от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 предоставлен земельный участок в аренду без проведения торгов для эксплуатации гаража на санях, так как рассмотрение документов о предоставлении ФИО2 земельного участка осуществлялось должностными лицами Департамента, находящимися в непосредственном подчинении ФИО2

<адрес> выявлены факты использования ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» (далее – ООО «Тазагрорыбпром» муниципальных земельных участков, сроки аренды по которым истекли, ненадлежащего ведения претензионно-исковой работы в отношении ООО «Тазагрорыбпром», факты использования муниципального имущества на бездоговорной основе.

Также в ходе проверки прокуратурой <адрес> установлен факт личной заинтересованности начальника Департамента ФИО2 при осуществлении контроля за использованием муниципального имущества со стороны ООО «Тазагрорыбпром», которая привела к возникновению конфликта интересов, поскольку ответственным должностным лицом за учет и использование муниципального имущества в ООО «Тазагрорыбпром» является главный бухгалтер родной брат ФИО2 - ФИО4, который выполняет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации, оценке имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия.

При этом ФИО2 своего нанимателя о возникновении личной заинтересованности и конфликта интересов не уведомил, мер по его предотвращению не принял, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не обращался.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о противодействии коррупции, которое рассмотрено и удовлетворено.

На основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании ФИО2» за ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции начальнику Департамента ФИО2 объявлен выговор.

Однако, многочисленные нарушения, отраженные в представлении прокуратуры <адрес>, которые в совокупности привели к недопоступлению денежных средств в бюджет <адрес> на сумму более 2 300 000 рублей, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликтов интересов не рассматривались, при подготовке заключения комиссией не учтены, оценка им при вынесении итогового решения и формировании выводов не дана.

Кроме того, другие факты, свидетельствующие о возможном наличии конфликта интересов, о которых начальник Департамента ФИО2 на протяжении с 2016 года своего нанимателя не уведомлял, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликтов интересов во внимание не приняты, однако, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что более 90% имущества ООО «Тазагрорыбпром» является муниципальным, в связи с чем контроль за его содержанием и надлежащим использованием должен осуществлять Департамент.

Также несмотря на то, что комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликтов интересов факты неоднократного неуведомления и неурегулирования ФИО2 подтверждены, главой <адрес> ФИО2 вынесено дисциплинарное наказание в виде выговора.

Бездействие начальника Департамента ФИО2 в отношении ООО «Тазагрорыбпром», а также немногочисленное и ненадлежащее проведение Департаментом проверочных мероприятий в отношении данного Общества, привело к тому, что на протяжении более 5 лет со стороны ООО «Тазаргорыбпром» имели место грубые нарушения земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, которые существенно подрывают авторитет и дискредитируют деятельность органов местного самоуправления <адрес> и исполнительной власти Российской Федерации.

Считает, что факты возникновения личной заинтересованности, повлекшие возникновение конфликта интересов, неоднократные неуведомления своего работодателя об этих фактах, а также негативные последствия для бюджета <адрес> и отсутствие контроля со стороны начальника Департамента ФИО2 за использованием ООО «Тазагрорыбпром» муниципального имущества свидетельствуют об утрате доверия к такому муниципальному служащему со стороны непосредственного работодателя.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Поленов Д.И. требования искового заявления поддержал в полном объеме по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании требования искового заявления не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что конфликт интересов не был установлен, мера дисциплинарного взыскания в виде выговора применена в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласился, пояснив, что он со своим братом ФИО4 по работе не связан, конфликта интересов не возникало.

Представитель ответчика ФИО2 - адвокат Гудимов А.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласился, пояснив, что оснований для применения взысканий, вопреки решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликта, не имеется, так как ФИО2 каких-либо нарушений не допущено.

Представитель третьего лица Департамента ФИО3, действующий по доверенности, требования искового заявления не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правового управления администрации <адрес>ФИО8, действующий по доверенности, с требованиями искового заявления не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что в рамках проведенной проверки конфликт интересов не установлен.

Третье лицо - Управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации <адрес>, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, возражений относительно заявленных исковых требований не представило.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной сфере, определено одним из основных направлений государственной антикоррупционной политики.

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 10, частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 11 части 1 статьи 12, статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В силу пункта 1.1 Положения «О департаменте имущественных и земельных отношений администрации <адрес>», принятого решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), Департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес>, созданным в целях осуществления управленческих функций в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами <адрес>.

Согласно пункту 3.2.3 Положения в сфере управления земельными ресурсами Департамент в установленном порядке выполняет функцию по приему и рассмотрению заявлению от граждан и юридических лиц по вопросам землепользования, в том числе о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для жилищного строительства или индивидуального жилищного строительства.

Пунктом 6.4 Положения установлено, что начальник Департамента осуществляет руководство деятельностью Департамента и подотчетен <адрес>.

В соответствии с пунктом 6.6 Положения начальник Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, что подтверждается распоряжениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, копиями дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 89:06:0101002:274, площадью 3 408 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, на 68 метров севернее административного здания по <адрес>, целевое назначение участка – для размещения площадки под установку 38 гаражей на санях для временной эксплуатации.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес>, на основании заявления от ФИО2 о предоставлении земельного участка в аренду для размещения гаража, заключила с ФИО2 соглашение о присоединении к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2, как соарендатору, на условиях аренды совместно с другими арендаторами предоставлен в пользование земельный участок, общей площадью 3 408 кв.м, по 1/40 доли на каждого, с кадастровым номером 89:06:0101002:274, расположенный по адресу: <адрес>, на 68 метров севернее административного здания по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ (вх.) в адрес главы администрации <адрес> поступило заявление от ФИО2 о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент заключил муниципальный контракт с ООО «Инжиниринговые системы» о разделе земельного участка с кадастровым номером 89:06:010109:274, в связи с чем земельному участку с размещенными на нем гаражами присвоен кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ Департамент заключил муниципальный контракт с ООО «Инжиниринговые системы» о разделе земельного участка с кадастровым номером 89:06:010102:685 и выделению из него 40 земельных участков отдельно под каждым из гаражей, в том числе земельного участка с кадастровым номером 89:06:010102:910.

Согласно приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-Т, ФИО2, на основании его заявления, в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 89:06:010102:910.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка -Т, согласно которому ФИО2 предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 40,0 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый , местоположение: ЯНАО, <адрес>, фактическое использование – для эксплуатации гаража. Срок аренды установлен на 10 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный земельный участок передан ФИО2 на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, а также утвержден план земельного участка, произведен расчет арендной платы.

Государственная регистрация договора аренды -Т произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в приказе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-Т допущена техническая ошибка в части неверного указания подпункта 9 пункта 2 статьи 36.9 Земельного кодекса РФ как основания для предоставления земельного участка ФИО2, однако вышеуказанная техническая ошибка правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку рассмотрение документов о предоставлении ФИО2 земельного участка без торгов и последующее принятие решения о его предоставлении, в том числе издание соответствующего приказа, осуществлялось должностными лицами Департамента, то есть лицами, находящимися в непосредственном подчинении ФИО2, который в силу занимаемого должностного положения наделен организационно-распорядительными полномочиями в отношении находящихся в его подчинении работников, связанных с осуществлением контроля за их деятельностью.

В соответствии с должностной инструкцией начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденной <адрес>ФИО9, начальник Департамента является муниципальным служащим, замещающим главную группу должностей категории «руководители».

Пунктами ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.1 должностной инструкции начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> предусмотрены обязанности начальника Департамента организовывать осуществление управленческих функций по реализации полномочий администрации района в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального округа; организовывать осуществление функций в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе осуществление контроля за использованием, сохранностью, владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, осуществление учета и контроля за поступлением средств от аренды муниципального имущества, а также обязан организовывать заключение договоров о передаче муниципального имущества в аренду, организовывать и контролировать проведение инвентаризации муниципального имущества.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте исполнения требований земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о противодействии коррупции выявлен факт личной заинтересованности начальника Департамента ФИО2 при осуществлении контроля за использованием муниципального имущества со стороны ООО «Тазагрорыбпром», приведшей к возникновению конфликта интересов, который в установленном порядке не урегулирован.

В судебном заседании установлено, что ООО «Тазагрорыбпром» переданы в пользование на условиях аренды земельные участки:

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 89:06:030203:46, под размещение объекта «Фактория Пески 5-<адрес>», срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:030203:46 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, производились расчеты арендной платы за пользование земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, дата государственной регистрации дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды - ДД.ММ.ГГГГ.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 89:06:010103:165, местоположение: <адрес>, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ Департамент заключил с ООО «Тазагрорыбпром» договор аренды земельного участка -Т, на основании которого срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:010103:165 установлен на 5 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, дата государственной регистрации договора аренды земельного участка -Т – ДД.ММ.ГГГГ.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Т земельный участок с кадастровым номером 89:06:010109:47, местоположение: ЯНАО, <адрес>, корпус 7, фактическое использование – эксплуатация здания: Диспетчерская, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п Индивидуальному предпринимателю ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 89:06:010109:47 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> заключила с Индивидуальным предпринимателем ФИО10 договор аренды земельного участка -Т, на основании которого ИП ФИО10 передан в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 89:06:010109:47 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы за 2022 и 2023 годы.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Т земельный участок с кадастровым номером 89:06:010103:100, местоположение: ЯНАО, <адрес>, на 1 метр севернее здания ледохранилища по <адрес>, фактическое использование – грузовой причал в <адрес>, срок аренды 3 года – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром», договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Т расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока аренды земельного участка.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Т земельный участок с кадастровым номером 89:06:010109:48, местоположение: ЯНАО, <адрес>, корпус 5, фактическое использование – для эксплуатации части гаража, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> заключила с ООО «АК «Ямал» и ООО «Тазагрорыбпром» договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора -Т, на основании которого срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:010109:48 для ООО «Тазагрорыбпром» установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы за 2022 и 2023 годы, экспликация долей в праве на здание.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, дата государственной регистрации договора аренды земельного участка -Т – ДД.ММ.ГГГГ, при этом срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Т земельный участок с кадастровым номером 89:06:010105:861, фактическое использование – для эксплуатации здания: караванка, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Тазагрорыбпром» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 89:06:010105:861 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> заключила с ООО «Тазагрорыбпром» договор аренды земельного участка -Т, на основании которого срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:010105:861 установлен на 3 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, дата государственной регистрации договора аренды земельного участка -Т – ДД.ММ.ГГГГ.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Т земельный участок с кадастровым номером 89:06:010103:166, фактическое использование – для эксплуатации здания: рыбоприемный пункт на 40 тонн в сутки сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Тазагрорыбпром» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 89:06:010103:166 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> заключила с ООО «Тазагрорыбпром» договор аренды земельного участка -Т, на основании которого срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:010103:166 установлен на 3 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

Из ответа ООО «Тазагрорыбпром» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что начата процедура продления аренды на земельные участки, предоставленные по договорам аренды.

Таким образом, суд приходит к выводу, что государственная регистрация соглашения к договору аренды , а также договора аренды -Т, договора аренды -Т и договора аренды -Т, заключенных с ООО «Тазагрорыбпром», производилась работниками Департамента после проведенной с 3 по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверки.

Вместе с тем дополнительное соглашение к договору , на основании которого срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:030203:46 установлен по ДД.ММ.ГГГГ, заключено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после 7 лет с момента окончания указанного в договоре срока аренды.

Также суд учитывает, что представленным в материалах дела договором аренды -Т, заключенным с ООО «Тазагрорыбпром», срок аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:010109:48 установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует сведениям из выписки ЕГРН.

Из представленных актов сверки следует:

- задолженность по договору аренды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, переплата составляет 2 рубля 38 копеек;

- задолженность по договору аренды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует; ДД.ММ.ГГГГ оплачена пеня в размере 368 рублей 90 копеек.

- задолженность по договору аренды -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, переплата составляет 23 733 рубля 31 копейка; платежи в счет оплаты задолженности производились:

ДД.ММ.ГГГГ - в размере 14 367 рублей 39 копеек и пени в размере 248 рублей 13 копеек,

ДД.ММ.ГГГГ - в размере 41 621 рубль 75 копеек (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) и пени в размере 3 429 рублей 77 копеек,

ДД.ММ.ГГГГ – в размере 13 247 рублей 5 копеек и пени в размере 340 рублей 16 копеек,

ДД.ММ.ГГГГ – в размере 13 466 рублей 62 копейки,

ДД.ММ.ГГГГ – в размере 17 000 рублей.

- задолженность по договору аренды -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует; платежи в счет оплаты задолженности производились:

ДД.ММ.ГГГГ - в размере 21 790 рублей 32 копейки и пени в размере 108 рублей 45 копеек,

ДД.ММ.ГГГГ – в размере 31 806 рублей 32 копейки (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) и пени в размере 3 741 рубль (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ),

ДД.ММ.ГГГГ – пени в размере 230 рублей 59 копеек.

При этом, большинство платежей в счет погашения задолженности были внесены ООО «Тазагрорыбпром» после проведенной с 3 по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверки, что также подтверждается актами сверки взаимных расчетов между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, 168, 170, 164, 167, 169, 163, 165, 166 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, 236, 240, 234, 241, 238, 233, 231, 229, 172, 232, 235, 237, 239, 230, 228, 225 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 854 950 рублей 38 копеек.

Также из материалов дела следует, что за 2021 год сумма задолженности, взысканная по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных приказов Арбитражного суда <адрес> о взыскании с ООО «Тазагрорыбпром» задолженности по договорам аренды земельных участков, составляет 297 249 рублей 60 копеек.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с ООО Тазагрорыбпром» в пользу Департамента взыскана задолженность, в том числе по договору -Т, в размере 45 979 рублей 48 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пени в размере 3 772 рубля 41 копейка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выдан исполнительный лист. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом поданы исковые заявления о взыскании с ООО «Тазагрорыбпром» задолженности по договорам аренды: -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -Т за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 576 031 рубль 88 копеек.

Также ООО «Тазагрорыбпром» передано в пользование на условиях аренды следующее муниципальное имущество:

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ здание - столовая, расположенная по адресу: ЯНАО, <адрес>, общей площадью 208,7 кв.м., кадастровый (реестровый ), здание – магазин, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>А, общей площадью 169,7 кв.м., кадастровый (реестровый ), здание – дизельная, расположенная по адресу: ЯНАО, <адрес>А, общей площадью 209,1 кв.м., кадастровый (реестровый ), срок аренды установлен на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, права и обязанности администрации поселка Тазовский по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ переданы в полном объеме Департаменту.

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости следует, что собственником здания, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>А, с кадастровым номером 89:06:010103:606, является <адрес> ЯНАО, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тазагрорыбпром» обратилось в Департамент с заявлением о дачи согласия на заключение договора субаренды на арендованное муниципальное имущество по договору аренды на передачу магазина в субаренду ИП ФИО11

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Тазагрорыбпром» направлено письмо о том, что Департамент согласия на передачу здания магазина в субаренду ИП ФИО11 не дает.

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тазагрорыбпром» в соответствии с договором аренды передало Департаменту здание – магазин, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>А, общей площадью 169,7 кв.м., кадастровый , здание – дизельная, расположенная по адресу: ЯНАО, <адрес>А, общей площадью 209,1 кв.м., кадастровый .

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тазагрорыбпром» и ИП ФИО11 заключен договор субаренды нежилого помещения, на основании которого ИП ФИО11 передано во временное владение и пользование нежилое помещение – здание магазина, расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>А.

Из пункта 1.1 Договора следует, что согласие Арендодателя, являющегося собственником объекта, получено и представлено Субарендатору до момента подписания Договора.

В соответствии с пунктом 5.1 Договора, срок его действия устанавливается с момента подписания и до ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский следует, что документы, подтверждающие дачу администрации поселка Тазовский арендатору по договору аренды согласия на сдачу арендуемого объекта в субаренду отсутствуют, что не исключает дачу указанного согласия.

Исследованными в судебном заседании фотографиями подтверждается, что магазин «Сэври» не работал по техническим причинам с 14 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 февраля по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной информации ООО «Тазагрорыбпром» от ДД.ММ.ГГГГ, в период с 2022 года по настоящее время договоров субаренды не заключалось, согласование о передаче муниципального имущества здание «Магазин» в субаренду отсутствует.

Из доклада по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с февраля 2016 года по февраль 2023 года ООО «Тазагрорыбпром» передало муниципальное имущество «Здание: магазин» по договору субаренды ИП ФИО11 в отсутствие письменного согласия администрации <адрес>, предусмотренного договором аренды.

При этом, как усматривается из материалов дела, ФИО11 в 2021 году осуществляла трудовую деятельность в ООО «Тазагрорыбпром» в должности главного экономиста.

- по договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ здание – рыбоприемный пункт на 40 тонн в сутки, площадью 279,1 кв.м., расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, здание – караванка, площадью 188, 7 кв.м., расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, срок договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во временное владение и пользование сроком на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество, в том числе здание - рыбоприемный пункт на 40 тонн в сутки и здание - караванка, произведен расчет арендной платы.

Из письменного отзыва Департамента следует, что на период переоформления договорных отношений с ООО «Тазагрорыбпром» вышеуказанное имущество из фактического обладания организации не изымалось, с учетом необходимости осуществления контроля за сохранностью и состоянием объектов при низких температурах.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ судно «НГП-721», сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во временное владение и пользование сроком на 30 календарных дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество - судно «НГП-721», произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ИП ФИО12 заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ИП ФИО12 передано во временное владение и пользование сроком на 30 календарных дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество - судно «НГП-721», произведен расчет арендной платы.

При этом суд учитывает, что ФИО12 осуществляет трудовую деятельность в ООО «Тазагрорыбпром» в должности заместителя директора по добыче.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во временное владение и пользование сроком на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество - судно «НГП-721», произведен расчет арендной платы.

Из письменного отзыва Департамента следует, что за период фактического обладания судном «НГП-721» ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Тазагрорыбпром» направлена претензия, которая в добровольном порядке должником не исполнена, на основании чего ДД.ММ.ГГГГ Департамент обратился в Арбитражный суд ЯНАО с исковым заявлением о взыскании задолженности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ часть здания гаража, реестровый , расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, помещение 3, помещение 4, помещение 5, площадью 1018,3 кв.м. сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во временное владение и пользование сроком на 1 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество - часть здания гаража, кадастровый , реестровый , расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, помещение 3, помещение 4, помещение 5, площадью 1018,3 кв.м.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ мотобударки рыболовецкие (реестровые номера 139166, 139186, 139187, 139188), сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во временное владение и пользование сроком на 30 календарных дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество – лодки промысловые «Камчатка» (серийные номера 145, 144, 143, 142, 141, 140, 139, 138, 137, 136) произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во временное владение и пользование сроком на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное имущество – лодки промысловые «Камчатка» (серийные номера 145, 144, 143, 142, 141, 140, 139, 138, 137, 136) произведен расчет арендной платы.

- по договору аренды от от ДД.ММ.ГГГГ грузовой причал в <адрес>, сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

- по договору аренды от от ДД.ММ.ГГГГ здания - арочный склад, центральный склад, административное здание, а также иное недвижимое и движимое имущество согласно приложения , сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «Тазагрорыбпром» заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ООО «Тазагрорыбпром» передано во владение и пользование муниципальное имущество согласно приложения , сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

- по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ здание – Диспетчерская, общей площадью 156, 9 кв.м., реестровый , расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе между администрацией <адрес> и Индивидуальным предпринимателем ФИО10 заключен договор аренды муниципального имущества , на основании которого ИП ФИО10, передано за плату во временное владение и пользование сроком на 5 лет муниципальное имущество – Диспетчерская, кадастровый , произведен расчет арендной платы.

Из ответа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность ООО «Тазагрорыбпром» составляет 1 783 568 рублей 54 копейки, в том числе пени в размере 121 020 рублей 76 копеек, направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес ООО «Тазагрорыбпром» направлялись претензии об исполнении нарушений, связанных с неисполнением условия заключенных договоров аренды муниципального имущества.

Из представленных актов сверки Департамента с ООО «Тазагрорыбпром» по договорам аренды муниципального имущества следует:

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 023 509 рублей 24 копейки;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 730 рублей 22 копейки;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 93 917 рублей 35 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 083 рубля 85 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 146 рублей 11 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 668 рублей 12 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 62 270 рублей 188 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 121 рубль;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 245 рублей 78 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 40 912 рублей 76 копеек;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 22 641 рубль 79 копеек; ДД.ММ.ГГГГ произведен платеж по оплате задолженности в сумме 6 701 рубль 62 копейки и пенив размере 254 рубля 21 копейка;

- задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 236 491 рубль 85 копеек;

Из актов сверки взаимных расчетов между Департаментом и ООО «Тазагрорыбпром» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 447, ДД.ММ.ГГГГ следует, что платежи в размере 2 984 886 рублей 49 копеек в счет погашения задолженности были внесены ООО «Тазагрорыбпром» во время и после проводимой с 3 по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверки, в то время, как платежи за весь период 2022 года производились в общей сумме 4 388 449 рублей 7 копеек (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, 43 от ДД.ММ.ГГГГ, 413, от ДД.ММ.ГГГГ, 466, от ДД.ММ.ГГГГ, 1001, от ДД.ММ.ГГГГ, 1108).

Также из материалов дела следует, что за 2021 год сумма задолженности, взысканная по исполнительным производствам о взыскании с ООО «Тазагрорыбпром» задолженности по договорам аренды муниципального имущества, составляет 697 909 рублей 50 копеек, сумма добровольной оплаты составляет 1 962 650 рублей 79 копеек; за 2022 год сумма добровольной оплаты задолженности по договорам аренды муниципального имущества составляет 1 036 819 рублей 77 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом поданы исковые заявления о взыскании с ООО «Тазагрорыбпром» задолженности по договорам аренды муниципального имущества, всего в размере 1 224 085 рублей 4 копейки.

В ходе проведенной проверки установлено, что в фактическом пользовании ООО «Тазагрорыбпром» находится муниципальное имущество «холодильный склад для хранения замороженной рыбы».

Из ответа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект «холодильный склад для хранения замороженной рыбы» в реестре муниципального имущества муниципального округа <адрес> не числится, к объектам муниципальной собственности не принадлежит.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной ООО «Тазагрорыбпром», здание холодильника, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 5 использовалось муниципальным унитарным предприятием «Тазовский рыбзавод» для хранения рыбной продукции по договору аренды с Департаментом имущественных и земельных отношений до 2005 года. При банкротстве МУП «Тазовский рыбзавод» здание было передано Департаменту имущественных и земельных отношений. После образования в ноябре 2005 года ООО «Тазагрорыбпром» при передаче имущества в аренду здание холодильника нигде не было указано, фактически здание холодильника используется со времен работы МУП «Тазовский рыбзавод». В настоящее время на предприятии будет проводится инвентаризация имущества, после которой будет принято решение об оформлении прав на здание холодильника.

Из представленной в судебном заседании выписки из ЕГРЮЛ следует, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> как юридическое лицо зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд отклоняет доводы о том, что здание «холодильный склад для хранения замороженной рыбы» не является муниципальным имуществом, поскольку не могло быть в 2005 году передано Департаменту имущественных и земельных отношений, в силу того, что Департамент имущественных и земельных отношений учрежден как отраслевой (функциональный) орган администрации <адрес> с правами юридического лица решением Районной думы от ДД.ММ.ГГГГ.

Муниципальное унитарное предприятие не может иметь имущество на праве собственности, так как это противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также нормам Гражданского кодекса РФ.

Поскольку «Тазовский рыбзавод» имел статус муниципального унитарного предприятия, то имущество, находящееся в его пользовании, являлось муниципальным.

ДД.ММ.ГГГГ приказом департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> установлено провести внеплановую инвентаризацию муниципального имущества, переданного в пользование ООО «Тазагрорыбпром», срок проведения проверочных мероприятий установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт внеплановой инвентаризации муниципального имущества, переданного в пользование ООО «Тазагрорыбпром».

Актом внеплановой инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ излишков и недостач муниципального имущества, а также фактов использования муниципального имущества не по назначению, переданного в пользование Предприятию, не выявлено. Проверка проводилась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, путем сверки фактического наличия имущества с перечнем имущества, переданного в пользование ООО «Тазагрорыбпром», и инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии, в том числе, главного бухгалтера ООО «Тазагрорыбпром» ФИО4

Также из акта инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представителями правообладателя имущества являлись директор ООО «Тазагрорыбпром» ФИО13 и главный бухгалтер ООО «Тазагрорыбпром» ФИО4

В судебном заседании установлено, что ФИО4 является родным братом ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в ООО «Тазагрорыбпром» в должности главного бухгалтера, что подтверждается приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ-л, копией трудового договора .

В соответствии с пунктом 3 должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной генеральным директором ООО «Тазагрорыбпром», главный бухгалтер возглавляет работу, в том числе, по обеспечению порядка проведения инвентаризации, оценке имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия.

Допрошенный в судебном заседании ФИО4 пояснил, что он работал в должности главного бухгалтера ООО «Тазагрорыбпром» с августа 2019 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «Новоуренгойская буровая компания». В его должностные обязанности входило ведение бухгалтерского учета и сдача бухгалтерской отчетности, статистики в налоговую инспекцию. О том, что есть должностная инструкция главного бухгалтера, он узнал в ходе проведения прокурорской проверки. Он подписал должностную инструкцию, потому что начальник отдела кадров ООО «Тазагрорыбпром» просила её подписать, сам её не читал и с ней знаком не был. Он читал должностную инструкцию главного бухгалтера, когда работал заместителем главного бухгалтера. К договорам аренды земельных участков и муниципального имущества он никакого отношения не имел. Арендную плату по договорам аренды он перечислял по поручению директора, сведения о задолженности директору передавал юрист. К учету муниципального имущества он какого-либо отношения не имел, в инвентаризации он не участвовал. Он уволился по собственному желанию.

Из материалов дела усматривается, что ФИО4 с приказом от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой инвентаризации муниципального имущества был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о получении приказа.

В соответствии с частью 3 статьи 7, статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

В соответствии с положениями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, главный бухгалтер, в том числе, возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки. Главный бухгалтер обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации; ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

Таким образом, помимо возложения работодателем обязанностей главного бухгалтера на ФИО4 в соответствии с должностной инструкцией, ФИО4 в силу закона как главный бухгалтер возглавлял работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации, оценке имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия.

Доводы сторон об отсутствии подписи в должностной инструкции главного бухгалтера не свидетельствуют об освобождении ФИО4 от исполнения возложенных на него работодателем обязанностей. Кроме того, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликтов интересов, вышла за рамки своей компетенции давая оценку соблюдения трудового законодательства в ООО «Тазагрорыбпром» относительно должностных обязанностей ФИО4, поскольку не является контролирующим органом в сфере исполнения трудового законодательства в отношении коммерческой организации.

ФИО4 допущен к выполнению трудовой функции главного бухгалтера на основании трудового договора, в связи с чем должен был исполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу о результатах проверки соблюдения муниципальным служащим ФИО2 ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами комиссией приняты следующие решения:

пункт 1 - договор аренды земельного участка -Т от ДД.ММ.ГГГГ заключен с ФИО2 в соответствии с нормами действующего законодательства.

пункт 2 - при заключении Департаментом с начальником Департамента ФИО2 договора аренды земельного участка -Т от ДД.ММ.ГГГГ у последнего имелась возможность получения преимуществ, что могло образовать его личную заинтересованность.

пункт 4 - ФИО2 в ходе подписания приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта внеплановой инвентаризации» по формальным основаниям не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов на имя представителя нанимателя (работодателя), так как в указанном документе был указан его родной брат ФИО4, но при этом, с учетом норм действующего законодательства, а также судебной практики в рамках проверки не установлено одновременное наличие всех обстоятельств для достоверной квалификации наличия в его действиях конфликта интересов.

Вместе с тем выявленные в ходе проверки нарушения, отраженные в представлении прокуратуры <адрес> по фактам осуществления ненадлежащего контроля за муниципальным имуществом, бездоговорного использования муниципального имущества, ненадлежащего проведения претензионно-исковой работы в отношении ООО «Тазагрорыбпром», неуплаты арендной платы, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликта интересов не рассматривались, при подготовке заключения комиссией не учтены, оценка им при вынесении итогового решения и формировании выводов не дана.

Таким образом, суд приходит к выводу, что личная заинтересованность ФИО2 при проведении подчиненными ему лицами инвентаризации в организации, где главным бухгалтером является его родной брат, обусловлена заинтересованностью выявления меньшего количества нарушений в деятельности родственника, возможностью не привлечения его к дисциплинарной и материальной ответственности по результатам проверки и вне сомнений оказывала влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на дату обращения прокурора в суд с исковым заявлением конфликт интересов между начальником Департамента ФИО2 с лицом, состоящим с ним в близком родстве, а именно родным братом ФИО4 не урегулирован.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Таким образом, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании ФИО2» является незаконным, поскольку примененное дисциплинарное взыскание в виде выговора не устраняло возникший между ФИО2 и ФИО4 конфликт интересов.

В силу пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В соответствии со статьями 14.1, 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, в том числе в связи с утратой доверия.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что у администрации <адрес> на момент вынесения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, как у работодателя по отношению к начальнику департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> ФИО2 имелись основания для утраты доверия, в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, на выводы суда повлиять не могут.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании ФИО2».

Возложить на администрацию <адрес> обязанность расторгнуть трудовой договор с ФИО2 на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тазовский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.М. Елисеева