Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-3362/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2011 года Первореченский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего судьи С.В. Каленского,
при секретаре Д.М. Матвеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморской краевой организации Всероссийского «Электропрофсоюза» в защиту прав, свобод и законных интересов членов профсоюза ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО7, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73 к ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России» об установлении индексации и доплат к заработной плате, льгот по работе во вредных условиях труда, выплате заработной платы и возмещении морального вреда, причиненного работникам,
у с т а н о в и л:
Приморская краевая организация Всероссийского «Электропрофсоюза» обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истцы являются контролерами команд Приморского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России: команда №1 (охрана объекта Артемовская ТЭЦ), команда №2 (охрана объекта Владивостокская ТЭЦ-2): команда №5, (охрана объекта Приморская ГРЭС), команда №6 (охрана объекта Лучегорский угольный разрез). Ответчик не производит истцам ежегодную индексацию заработной платы, не установил доплату, дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени за работу во вредных условиях труда, не производит выплату должностной надбавки за несение службы с оружием и спецсредствами. На основании ФЗ «О ведомственной охране» истец полагает, что действия ответчиков являются незаконными. Получив заработную плату за январь 2011 г. истцы выявил, что индексация заработной платы отсутствует. Истцы полагают, что в нарушение ст.134 ТК РФ, п.4.10 коллективного договора, ежегодная индексация заработной платы истцам не производится, несмотря на увеличение затрат в договорах с заказчиком на услуги охраны в 2011 г. на 7,9%. С 01.02.2011 г. вступило в законную силу Положение об оплате и стимулировании труда работников ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России № 115/ОД, согласно которому должна производиться выплата должностной надбавки за несение службы с оружием и спецсредствами истцам. Однако, к конце марта 2011 г. заработную плату за февраль истцы получили без указанной выплаты. В нарушение ст.219 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870, п.4.6 договора, несмотря на классы вредности (3.1, 3.2), установленные критериями аттестации с 2008 г. доплаты за работу во вредных условиях труда, дополнительный отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени истцам не производятся даже в минимальном размере.
В интересах истцов Приморская краевая организация Всероссийского «Электропрофсоюза» просит обязать ответчика произвести индексацию установленной заработной платы с 01.01.2011 г. на 7,9%, произвести перерасчет начисленной заработной платы с 01.01.2011 г. и выплатить истцам недополученную заработную плату с учетом индексации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика производить доплаты за вредные условия труда в размере 4%, установить сокращенную продолжительность рабочей недели - 36 часов и производить учет рабочего времени исходя из данной продолжительности рабочей недели; обязать предоставлять дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда - 7 дней начиная с 01.03.2011 г.; обязать произвести перерасчет начисленной заработной платы с учетом доплаты за вредные условия труда с 01.03.2011 г. в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Также истцы просят обязать ответчика производить выплаты должностной надбавки за несение службы с оружием и спецсредствами; обязать произвести перерасчет начисленной заработной платы с учетом выплаты должностной надбавки за несение службы с оружием и спецсредствами с 01.02.2011 г. в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать компенсацию морального вреда по 5 000 руб. в пользу каждого истца.
В судебном заседании истцы ФИО21 и ФИО1 настаивали на удовлетворении требований.
Представитель истцов ФИО74 поддержал исковые требования. Суду пояснил, что в соответствии с коллективным договором работодатель обязан индексировать заработную плату от источника финансирования. Общие затраты увеличились на 1.1 %. По имеющимся документам возможно увеличение заработной платы на 7.9 %. Работодатель обязан производить доплату за вредные условия труда. Вредные условия труды выражены в том, что истцы охраняют объекты с электромагнитными излучениями. Все работают с классами вредности от 1 до 33. истцы работая во вредных условиях труда имеют право на дополнительные отпуска, и установление 36 часовой рабочей недели. Кроме того, работодатель обязан доплачивать за оружие.
Представители ответчика ФИО75 и ФИО76 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, в письменном отзыве указали, что права истцов не нарушены. Индексация была произведена на 1%. К заработной плате выплачивались премии, которые были своего рода компенсацией. Финансовое состояние предприятия не позволяет увеличивать индексацию, как того просят истцы. Выполнение работы контролерами не относится к категории вредных условий труда, о чем имеются соответствующие заключения. Оплата за оружие не входит в систему расчета заработной платы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы являются работниками команд Приморского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России. Объектами охраны являются: Артемовская ТЭЦ, Владивостокская ТЭЦ-«, Приморская ГРЭС, Лучегорский угольный разрез.
Охрана объектов производится в порядке ст.8 ФЗ от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг охраны на 2011 год: Владивостокская ТЭЦ-2, Артемовская ТЭЦ - по договору №1307/18-10 от 31.12.2010 г., Приморская ГРЭС - по договору № 1311/18-10 от 31.12.2010 года, Лучегорский угольный разрез - по договору № 1307/18-10 г. от 31.12.2010 г., Приморская ГРЭС по договору № 1308/18-10 г. от 31.12.2010 г
ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России и его филиалы являются в соответствии с п. 1.3. Устава Предприятия коммерческой организацией, охрана объектов осуществляется в соответствии с заключенными с заказчиками договорами.
По утверждению истцов ответчиком не выполняются условия п.4.10 Коллективного договора, которым предусмотрено повышение (индексация) заработной платы работниками Филиала ежегодно. Сроки и размеры повышения определяются в зависимости от источника финансирования( определения заказчиками размера денежных средств на цели индексации заработной платы) и финансового состояния Филиала на момент повышения (индексации) заработной платы.
Согласно договорам на услуги охраны, заключенным Приморским филиалом ФГУП по вышеуказанным объектам ОАО «ДГК» на 2011 год, тариф на услуги охраны увеличился по сравнению с 2010 годом на 7,9 %, из них 6% были направлены на выплату страховых взносов в увеличенном на 8 % размере (с 01.01.2011 г.), в соответствии с ФЗ №212-ФЗ от 24.07.2009 г. Оставшиеся 1,9 % - были направлены филиалом с 01.01.2011 года на увеличение контролерам команд размера ежемесячных премий, которые носят регулярный характер с 50 % в 2010 году до 60 % в 2011 г., повышение составило 10 %.
Данные утверждения ответчиков подтверждены выпиской из приказа №74/ОД от 24.02.2011 г.
Также была проведена индексация заработной платы на 1% с 01.06.2011 года согласно приказа № 248 \ОД от 31.05.2011г.
Таким образом, ответчиком доказан рост заработной платы по сравнению с 2010 годом на 1, 87 % (240,09 руб.). В сравнении с 2010 г. рост страховых взносов в договорном тарифе составил 32,98 % (1107 руб.).
Ответчиком предоставлены письма из которых следует, что в феврале 2011 г. (исх. № 127/01 от 17.02.2011 г.) руководством Приморского филиала направлено письмо на имя Генерального директора ОАО «ДГК» ФИО77 с предложением о скорейшем рассмотрении вопроса о повышении тарифной части заработной платы персоналу команд на 10% по итогу первого квартала 2011 года. На это письмо в марте (исх. №021/2569 от 04.03.2011 г.) получен ответ с отказом о повышении тарифа по причине тяжелого финансового положения ОАО «ДГК». Письма о повышении тарифа и заработной платы на 2012 год направлялись в адрес ОАО «ДГК» в августе, сентябре, октябре (исх. №№ 578/02 от 22.08, 623/07 от 13.09., 702/01 от 17.10), получен ответ (исх. №02.1/9536 от 05.09.11 г.), о том, что повышение тарифа на следующий год предполагается в размере 2,1 %.
Заслуживают внимание доводы ответчиков, что требования истцов в части индексации заработной платы в 2011 г. на 7,9 % невозможно выполнить, так как предприятие не освобождено от выплаты установленных законодательством обязательных для предприятий налогов, в данном случае - страховых взносов на заработную плату.
Кроме того, в акте проверки соблюдения условий трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства Приморского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России от 26.04.2011г. Государственной инспекцией труда в Приморском крае отражено, что по результатам проверки работодателю выдано предписание с требованием внести дополнения в коллективный договор либо разработать отдельно положение об индексации заработной платы, в котором указать механизм индексации заработной платы (конкретные сроки и размер индексации в зависимости от роста цен на товары и услуги).
В связи с отсутствием механизма индексации заработной платы, проиндексировать заработную плату после его установления с 1 января 2011 года.
Таким образом следует признать, что ответчиком выполняются условия п.4.10 Коллективного договора в той мере, какой позволяет финансовое состояние Филиала.
В части требований о вредных условиях труда суд приходит к следующему. В соответствии со ст.216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
По вопросу установления выплат за работу во вредных условиях труда представитель пояснил, что в 2008 году предприятием в командах Приморского филиала в соответствии с действующим законодательством по охране труда, была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По результатам аттестации установленным порядком оформлены карты аттестации.
Согласно материалам дела, для определения объективности, достоверности и качества проведенной аттестации рабочих мест Приморского филиала ФГУП 11.10.2011 г. работодателем в лице директора Приморского филиала материалы аттестации 2008 г. были переданы для проведения государственной экспертизы (в порядке ст.216.1ТК РФ) в Управление по труду Приморского края.
В экспертном заключении №3/64 сделан вывод о том, что проведенная в Приморском филиале аттестация рабочих мест не соответствует требованиям «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития от 14.03.1997 г. № 12 и других правовых актов по охране труда. В экспертизе указан ряд недостатков, в том числе и то, что оценка измерений показателей микроклимата проведена только в теплый период года, что не соответствует требованиям п. 7.1 раздела 7 «СанПиН 2.2.4.548-96» и в связи с этим, аттестация считается не полностью завершенной. Также, в экспертном заключении указано, что конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда, и устанавливаются в зависимости от фактического состояния условий трупа руководителями предприятий в соответствии с Постановлением государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 г. №387/22-78. Локальными документами работодателя (ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России) не предусмотрены доплаты за вредные условия труда контролерам филиалов.
В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК РФ повышение оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Должность «контролер военизированной охраны» не включена ни в один из списков вредных профессий, утвержденных Правительством РФ или другие списки и перечни производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и доплаты за вредность.
Таким образом, требования истцов об установлении доплаты за вредные условия труда, установления 36 часовой рабочей недели и дополнительных отпусков не основаны на законе и локальным нормативным актам, поэтому не подлежат удовлетворению.
По требованиям выплаты надбавки за несение службы с оружием и спецсредствами установлено, что специфика деятельности ведомственной охраны, определенная ФЗ от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» предполагает работу с оружием и наличие у работника действующего разрешения на право хранения и ношения при исполнении служебных обязанностей оружия и специальных средств. В соответствии с действующим Коллективным договором Приморского филиала ФГУП от 24.04.2009 г. п.п. 2.7.1., 2.8.1., 2.9 - неполучение работником такого разрешения в течение прохождения испытательного срока или при повторной пересдаче является основанием для расторжения трудового договора с работником по ст, 71 ТК РФ или по п.9 ст. 83 ТК РФ. До получения работником разрешения ежемесячная премия ему выплачивается в размере 50 % от установленной, т.к. он не имеет права выполнять свои должностные обязанности в полном объеме - с правом использования оружия и спецсредств.
Приказом ФГУП «Ведомственная охрана Минэнерго России от 30.11.2010г. № 115 утверждено Положение об оплате и стимулировании труда работников филиалов.
Согласно п.4.5. Положения об оплате и стимулировании труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России от 30.11.2010 г. №115/ОД может устанавливаться должностная надбавка за несение службы с оружием в пределах планового фонда оплаты труда соответствующего Филиала при наличии денежных средств, выделенных Предприятием на эти цели в зависимости от финансово-хозяйственного положения Филиала. Согласно пояснениям ответчика в утвержденных Заказчиками тарифах на услуги охраны Приморского филиала на 2011 год и, соответственно, в плановом фонде оплаты труда, средства на выплату данной надбавки не предусмотрены.
Из акта проверки соблюдения условий трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства Приморского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России от 26.04.2011г. Государственной инспекцией труда в Приморском крае следует:
Согласно п.4.2 Положения об оплате труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России - должностная надбавка устанавливается в процентном отношении к часовой тарифной ставке и может составлять до 40% от часовой тарифной ставки за каждый час несения службы с оружием.
ПАЗ Положения об оплате труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России - конкретный размер должностной надбавки устанавливается директором Филиала, исходя из условий заключенного договора на охрану объекта, и выплачивается за фактически отработанное время с оружием.
П.5.1, п.5.2, п.5.3 Положения об оплате труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России - за несение службы со специальными средствами работникам Филиалов может устанавливаться должностная надбавка за несение службы со специальными средствами, должностная надбавка устанавливается в процентном отношении к часовой тарифной ставке и может составлять до 15% от часовой тарифной ставки за каждый час несения службы со специальными средствами, должностная надбавка устанавливается и отменяется приказом директора Филиала по согласованию с Генеральным директором Предприятия.
П.5.7 Положения об оплате труда работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России установлено, что при несении службы одновременно с оружием и специальными средствами работнику может устанавливаться только должностная надбавка за несение службы с оружием, при этом должностная надбавка за несение службы со специальными средствами не устанавливается.
Таким образом, выплата должностных надбавок за несение службы с оружием и специальными средствами «устанавливается в пределах планового фонда оплаты труда соответствующего Филиала при наличии денежных средств, выделенных предприятием на эти цели в зависимости от финансово-хозяйственного положения Филиала».
Следовательно, если в договора на охраны объектов не включены тарифы на услуги охраны, то выплаты данных надбавок не производится.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов не подлежат удовлетворению. Оснований считать, что Приморским филиалом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России не соблюдаются условия Коллективного договора и действующего трудового законодательства не имеется.
По требованию взыскания компенсации морального вреда в пользу истцов суд считает, что в рамках рассмотрения данных исковых требований, отсутствуют основания для компенсации морального вреда в силу того, что со стороны работодателя нарушений трудового законодательства по поставленным вопросам установлено не было.
Руководствуясь ст.13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Приморской краевой организации Всероссийского «Электропрофсоюза» в защиту прав, свобод и законных интересов членов профсоюза ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО7, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73 к ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России» об установлении индексации и доплат к заработной плате, льгот по работе во вредных условиях труда, выплате заработной платы и возмещении морального вреда, причиненного работникам - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока.
Председательствующий: