ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3362/17 от 20.03.2017 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-3362/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Менщиковой М.В.,

при секретаре Невзоровой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 20.03.2017 гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности выдать удостоверение,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании решения незаконным, присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году был принят помощником машиниста электровоза в цех эксплуатации <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ года работал машинистом электровоза. Приказом начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за гарантированное обеспечение безопасности движения поездов, безупречное выполнение обязанностей и проявленную инициативу был награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км». Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», получил уведомление об отказе со ссылкой на то, награждение указанным знаком было произведено от имени ОАО «Российские железные дороги», являющейся коммерческой организацией, а не федеральным органом исполнительной власти. Отказ считает необоснованным, полагает, что знак, которым его наградили, относится к ведомственным.

Впоследствии исковые требования изменил, просил признать незаконным распоряжение Главного управления социальной защиты населения Курганской ФИО2 в части отказа в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», возложить на ответчика обязанность выдать ему удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат Табаков М.В., действующий на основании ордера, измененные исковые требования поддержали. Ссылались на то, что реформирование железнодорожного транспорта, упразднение 09.03.2004 Министерства путей сообщения Российской Федерации и создание постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Российские железные дороги», не должно ущемлять права и законные интересы истца, награжденного знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км», который следует расценивать в качестве ведомственного. Указали, что данная позиция подтверждается перепиской президента ОАО «Российские железные дороги» и Губернатора Курганской области.

Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что законодатель понимает под ведомственными знаками отличия в труде, награждение которыми дает право на присвоение звания «Ветеран труда», награды (медали, нагрудные знаки, значки, почетные грамоты и т.д): 1) учрежденные уполномоченными органами государственной власти СССР или Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации; 2) решение о награждении которыми принималось руководством указанных органов за продолжительную работу гражданина в указанных органах либо в организациях, входящих в систему указанных органов, то есть за продолжительную работу в отрасли управления, сфере деятельности. Указала, что знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» не является ведомственным знаком отличия, так как ОАО «Российские железные дороги» является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. Полагала, что владение Российской Федерации акциями ОАО «Российские железные дороги» не меняет его организационно-правовой формы и не наделяет функциями, характерными для соответствующих федеральных министерств, служб, агентств. Пояснила, что федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в частности, железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. Данные полномочия от Минтранса Российской Федерации ОАО «Российские железные дороги» не передавались.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

- имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

- награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73, звание «Ветеран труда» присваивается, в том числе:

а) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

в) лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области», награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области, Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

г) лицам, награжденным знаком отличия Курганской области «Материнская слава» и имеющим трудовой стаж не менее 15 лет.

Из материалов гражданского дела следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ начальника Департамента локомотивного хозяйства за гарантированное обеспечение безопасности движения поездов, безупречное выполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу, ФИО1 награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». Истцу выдано соответствующее удостоверение о награждении значком за подписью начальника Департамента локомотивного хозяйства МПС, внесена запись в трудовую книжку.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано с указанием на то, что он награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» на основании решения начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «Российские железные дороги», являющегося коммерческой организацией, а не федеральным органом власти Российской Федерации. Данный значок не признан ведомственным знаком, являющимся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Как видно из обжалуемого истцом в части распоряжения Главного управления социальной защиты населения Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано гражданам, указанным в Приложении № 12, в том числе, ФИО1

Суд полагает, что распоряжение ответчика соответствует требованиям закона, а значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», которым был награжден ФИО1, не является основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда» ввиду следующего.

В соответствии с Главой 4 ГК РФ и ст. 2 Федерального от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, преследующая цели извлечения прибыли в качестве основной своей цели.

Как следует из организационно-правовой формы ОАО «Российские железные дороги», а также ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», данное общество является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. При этом стопроцентное владение Российской Федерации акциями ОАО «РЖД» не меняет его организационно-правовой формы и не наделяет функциями, характерными для соответствующих федеральных министерств, служб, агентств.

Каких-либо нормативных актов, действовавших на момент награждения истца значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» и относивших ОАО «Российские железные дороги» к федеральным органам исполнительной власти (министерствам, ведомствам, федеральным службам, агентствам), правомочным учреждать государственные награды и почетные звания от имени Российской Федерации, не имеется.

Структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636, в которой ОАО «Российские железные дороги» не поименовано.

В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации (образовано Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, от 20.05.2004 № 649), которому и предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

В перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130, утративший силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 30.09.2016 № 285, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» не входил.

Награждение ФИО1 значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» производилось не от имени Министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, а от имени коммерческой организации – ОАО «Российские железные дороги».

Таким образом, факт награждения истца соответствующим знаком коммерческой организацией после ее создания не может служить основанием для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда».

Довод истца о том, что ранее знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» являлся ведомственным знаком отличия, правового значения в рассматриваемом случае не имеет, поскольку до приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» отрасль железнодорожного сообщения находилась в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации. Работники железнодорожного транспорта до создания ОАО «Российские железные дороги» награждались ведомственными наградами, учрежденными Министерством путей сообщения Российской Федерации. Среди таких наград Министерства путей сообщения Российской Федерации был знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км», который относился к ведомственным знакам отличия в труде.

По утвержденному в МПС СССР Положению значками награждались машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, машинисты-инструкторы, а также инженерно-технические работники и руководители предприятий локомотивного хозяйства, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие должностные обязанности и социалистические обязательства, в том числе по уходу за локомотивами (МВПС) и экономному израсходованию топливно-энергетических ресурсов, не имевшие грубых нарушений безопасности и дисциплины.

К награждению могли представляться машинисты (помощники машинистов) локомотивов, ветераны труда, находящиеся на пенсии, ранее выполнившие норму пробега и продолжающие участвовать в производственной или общественной жизни депо. Лица, награжденныезначком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», при награждении их значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км» имеют право на ношение только второго значка. При достижении пробега в 1,5-2 миллиона километров и награждении соответствующими значками допускается ношение не более двух значков одновременно. Остальные значки остаются у награжденного.

Награждение значками производилось приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги или заместителя, ведающего локомотивным хозяйством, с выдачей удостоверения установленного образца.

ОАО «Российские железные дороги» создано постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с уставным капиталом, в котором доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 %. В силу п. 2 названного Постановления Правительства, оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» имущества и имущественных комплексов организаций Федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 1111-р. Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», содержится в сводном передаточном акте.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС РФ упразднено. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. В соответствии с концепцией административной реформы и структурной реформы железных дорог, функции выработки государственной политики и издания нормативных актов перешли к Минтрансу России, функции по правоприменению, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг к Росжелдору, надзорные функции к Ространснадзору, а хозяйственные функции к ОАО «Российские железные дороги».

Доводы истца о том, что ОАО «Российские железные дороги» является правопреемником Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также о том, что упразднение ранее действовавших министерств и создание ОАО «Российские железные дороги» ущемляет его права на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, суд считает несостоятельными, поскольку отрасль железнодорожного транспорта, в которой осуществляет свою деятельность данное общество, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград, и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. В соответствии с Приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» истец мог быть награжден Министерством транспорта Российской Федерации по представлению ОАО «РЖД» ведомственным знаком отличия в труде.

Как следует из материалов дела, ФИО1 ведомственным знаком отличия, учрежденным Министерством путей сообщения Российской Федерации, в период его существования не награждался.

Ссылки истца на письмо Губернатора Курганской области, не являющееся нормативно-правовым актом, регулирующим спорные правоотношения и не относящееся конкретно к истцу, во внимание не принимаются.

Поскольку ОАО «Российские железные дороги», являющееся коммерческой организацией, не может рассматриваться как уполномоченный государственный орган, награждение работников от имени которого должно рассматриваться как основание для присвоения поощренным им лицам звания «Ветеран труда», суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований по указанным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р в части незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.

Судья М.В. Менщикова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.