ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3362/201828 от 28.11.2018 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-3362/2018 28 ноября 2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пушкинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:

председательствующего судьи Гучинского И.И.,

при секретаре Филатовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Детскосельское» о защите прав потребителей, о признании неправомерными действий по начислению оплаты коммунальных услуг по отоплению, исходя из показаний общедомового прибора учета, оплаты за электроэнергию на содержание общедомового имущества сверх норматива, обязании произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по отоплению, оплаты электроэнергии на содержание общедомового имущества, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ТСЖ «Детскосельское» ФИО2 на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, и, неоднократно уточнив свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит: признать неправомерными действия ТСЖ «Детскосельский» по начислению ФИО1 оплаты коммунальной услуги по отоплению с 01.11.2015г., исходя из показаний общедомового прибора учета, не установленного в доме истца; платы по тарифу «нагрев воды для полотенцесушителя» в месяцы начисления с 01.07.2015г.; оплаты за электроэнергию на содержание общедомового имущества сверх норматива потребления с 01.01.2017г.

Обязать ТСЖ «Детскосельское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести ФИО1 перерасчет оплаты коммунальной услуги по отоплению с 01.11.2015г. по 28.11.2018г., исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.

Обязать ТСЖ «Детскосельское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести ФИО1 перерасчет оплаты коммунальных услуг в месяцы начисления с 01.07.2015г. по 28.11.2018г., исключив начисление по строке «нагрев воды для полотенцесушителя».

Обязать ТСЖ «Детскосельское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести ФИО1 перерасчет оплаты электроэнергии на содержание общедомового имущества с 01.01.2017г. по 28.11.2018г. с учетом нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.

Взыскать с ТСЖ «Детскосельское» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000,0 руб., а также штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных судом требований.

Взыскать с ТСЖ «Детскосельское» в пользу ФИО1 расходы по составлению искового заявления в размере 5000,0 руб.

В обоснование исковых требований указывает, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: ...

Управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ «Детскосельское».

В доме ... отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета используемой тепловой энергии, а также горячего водоснабжения.

Вместе с тем, плата за отопление взымается по прибору учета тепловой энергии, который установлен на один дом, эксплуатирующийся ресурсоснабжающей организацией, а последующие за ним дома имеют последовательное присоединение.

Таким образом, дом ... вместе с одиннадцатью домами оборудован одним общим прибором учета тепла, и согласно его показаниям взымается плата за отопление.

В постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.03.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не определен порядок распределения объема потребленного коммунального ресурса, предоставленного в отношении нескольких многоквартирных домов, определение которого, в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения, осуществляется одним прибором учета.

Но, согласно ст. 13 Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ еще до 10.07.2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также осуществить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно указанной статье предусмотрено, что в случае если собственники помещений не приняли такого решения, то такое решение должно быть принято управляющей организацией, то есть ТСЖ «Детскосельское», и ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить оснащение каждого дома, включая дом истца, общедомовым прибором учета.

Но ТСЖ «Детскосельское» не оборудовало указанный дом общедомовым прибором учета тепловой энергии, не вынесла этот вопрос на повестку дня общего собрания собственников, а приняло простое решение о расчете оплаты за отопление на основании информационного письма Жилищного комитета от 21.06.2013 исх. № 2-1906/13 «О расчете размера платы за коммунальные услуги с учетом технических особенностей и оборудования различных секций многоквартирного дома или различных домов, в случае если расход ресурсов этих домов заведен на общий счетчик (домов «на сцепке»)».

Вместе с тем, внутриквартальные инженерные сети являются транзитными по отношению к жилым домам, не включены в состав общего имущества МКД, а потому они не находятся на балансе указанного жилого дома.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г. границей теплосетей МКД является стена жилого дома ..., и истец должен оплачивать отопление исходя из доли в общей долевой собственности и общей площади его квартиры в МКД в пределах своего жилого дома, а не оплачивать тепловую энергию на одиннадцать домов и потери на тепловых сетях не входящих в состав общего имущества МКД.

На его неоднократные заявления в адрес ТСЖ «Детскосельское» о неправильном расчете оплаты за отопление и неправомерности взыскания платы, исходя из показаний прибора учета, установленного на все одиннадцать многоквартирных домов одновременно, ответчик отвечал, что все расчеты произведены верно.

В тоже время при отсутствии приборов учета объем коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления, установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, и только при наличии - по показаниям приборов учета.

Правилами № 354 в п.42(1) определено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В частности, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:

Pi = Si х NT х ТТ,

где:

Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, Правила № 354, утвержденные Постановлением Правительства РФ, имеют высшую юридическую силу и потому имеют приоритет перед информационными письмами Жилищного Комитета, которые носят рекомендательный характер.

Следовательно, расчет платы за отопление должен быть произведен именно согласно Правил № 354.

Поэтому ответчик при указании в квитанции на показания общедомового прибора учета ввел истца в заблуждение в связи с тем, что в его доме отсутствует прибор учета. Тем самым ответчик совершил обман в области защиты прав потребителей, скрыв от истца тот факт, что в доме отсутствует общедомовой прибор учета.

Следовательно, ответчиком ненадлежащим образом выполняются обязанности по начислению оплаты по отоплению с 01.01.2015 года по настоящее время, так как в квитанциях за весь период указан тариф на коммунальную услугу по отоплению и объем тепла, исходя из единого на все дома счетчика. А потому плата за отопление рассчитана неверно в противоречие с Постановлением № 354, так как расчет платы за отопление при отсутствии в МКД общедомового прибора учета должен производиться, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.

Также ответчиком неправомерно начисляется плата в летние месяцы за нагрев воды для полотенцесушителей.

Во всех квитанциях за весь год имеется строка оплаты за горячую воду в качестве содержания общего имущества, в зимние месяцы строка оплаты отопления, а в летние месяцы вместо строки «отопление» введена строка «нагрев воды для полотенцесушителей».

При этом из выставленных ответчиком квитанций усматривается, что расчет производится все по показаниям того же общедомового счетчика на отопление, установленного на все одиннадцать домов. Тем самым данная строка является не чем иным, как оплатой за отопление, но начисляемая в летний период.

Таким образом, происходит двойное начисление оплаты за одну и ту же услугу, так как истец оплачивает горячее водоснабжение по индивидуальному учету прибора, включая водоотведение горячего водоснабжения, а также отдельно горячее водоснабжение на содержание общего имущества по нормативу.

Тем самым имевшая место теплоотдача при прохождении воды по полотенцесушителям в ванных комнатах уже изначально входит в перечень затрат, учитываемых в тарифе на горячую воду.

В установленный тариф на горячую воду уже включена стоимость тепловой энергии на подогрев воды и в него не входят затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей и циркуляцию ГВС.

В соответствии с Правилами № 354 недопустимо взимание платы за тепловую энергию, теряемую в системе горячего водоснабжения при циркуляции горячей воды в трубопроводных системах многоквартирного дома до установления двухкомпонентного тарифа на тепловую энергию.

Возмещение потерь тепловой энергии в полной величине возможно только при утверждении двухкомпонентного тарифа с применением компонента на тепловую энергию для нужд ГВС на общедомовые нужды.

Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду, то есть количество, необходимое для подогрева 1 куб.м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение. Поскольку указанные затраты в утвержденный тариф не включаются и возмещение указанных затрат абонентом не предусмотрено, то ТСЖ «Детскосельское» не вправе компенсировать свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям, путем выставления их к оплате гражданам за отопление, то есть навязывать потребителям дополнительную услугу по отоплению.

Поскольку через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению и циркуляции в них тепловой энергии, ее нельзя расценивать как дополнительный прибор отопления. Установленные на трубопроводах горячего водоснабжения приборы учета определяют объем теплоносителя, израсходованного на водозаборах в системах горячего водоснабжения, количество полученной тепловой энергии, включая затраты на нагрев воды и количество тепловой энергии, использованной для циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения, в том числе в стояках и полотенцесушителях.

Ванные комнаты входят в общую площадь помещений, и плата за отопление ванных комнат включена в плату за отопления помещения в целом. Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление ванной комнаты, следовательно, стоимость тепловых потерь в системе горячего водоснабжения при прохождении горячей воды по стоякам и полотенцесушителям не должна предъявляться абоненту.

Также ответчик производит начисление оплаты потребленной электроэнергии на содержание общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета по двух тарифному счетчику: день и ночь сверх норматива.

В случае, когда объемы общедомовых нужд по электроэнергии превышают установленные нормативы, то разница должна оплачиваться исполнителем коммунальных услуг, в лице которого выступает ТСЖ «Детскосельское».

Превышение нормативов не может быть возложена на собственников жилых помещений.

Согласно п.44 Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498), распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В связи с тем, что подобное решение общего собрания собственников отсутствует, ответчик не имеет право начислять плату за электроэнергию на общедомовые нужды сверх объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.

Истец неоднократно обращался к ответчику с требованиями разъяснить ему неправомерность начисления ЖКУ и предоставить помесячные расчеты по данным услугам в своих ответах ответчик не признает незаконности данных начислений, а так же не предоставил помесячные расчеты.

Причиненный ему моральный вред истец оценивает в размере 10 000,0 руб.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика ТСЖ «Детскосельское» ФИО2 на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, суду представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела. находит иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно представленным материалам дела, квартирой ... владеют 5 собственников: ФИО1, ФИО3, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (что подтверждается копией свидетельства о собственности). Собственники помещения в равных долях имеют права и несут обязанности, предусмотренные законом.

Таким образом, исковое заявление о перерасчете должно быть подано всеми собственниками помещения. Истец ФИО1 не предоставил доверенности от других собственников помещения, подписал исковое заявление от своего имени, при этом требуя перерасчета не 1/5 от оплаченных сумм, а полную сумму в свою пользу, что нарушает права остальных собственников квартиры.

Истец просит произвести перерасчет начисленных коммунальных услуг, но при этом не предоставил суммы, с которыми он не согласен и период, за который следует произвести перерасчет.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая из сторон обязана доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 27.06. 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в п.6, при определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

Не предоставление истцом суммы перерасчета затрудняет определение подсудности для рассмотрения спора. Таким образом, рассматривать исковое заявление в Пушкинском районном суде без предоставления истцом сумм перерасчета не предоставляется возможным.

В Санкт- Петербурге ряд многоквартирных домов подключен к системам теплоснабжения и водоснабжения по схеме, когда непосредственное присоединение к сетям, которые эксплуатируют ресурсоснабжающие организации (РСО), имеет один дом, а последующие за ним дома имеют последовательное присоединение. Такая схема подключения домов получила наименование на «сцепке».

В связи с отсутствием в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» порядка расчета платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, находящихся «на сцепке», Жилищным комитетом совместно с Комитетом по тарифам Санкт- Петербурга и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению в письме от 21.06.2013 № 2- 1906/13, которое имеется в материалах дела, даны разъяснения о порядке распределения объемов коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, находящихся на «сцепке»:

1) по тепловой энергии - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии:

по отоплению - пропорционально площади многоквартирных домов,

Прибор учета тепловой энергии на квартал домов, находящихся на сцепке, в составе которых расположении и дом ...

Расход тепловой энергии, потребленной домом, в котором проживает истец, рассчитывается исходя из произведения показаний общедомового прибора учета, и соотношения площади отдельного дома к общей площади домов «на сцепке». При этом, РСО производится корректировка начислений за потери тепла на внутриквартальных тепловых сетях, находящихся на балансе РСО.

Эти потери не включаются в оплату потребителям, в том числе и истцу. Истцом предоставлен ответ Государственной жилищной инспекции по данному вопросу. В ходе проверки ГЖИ установлено, что начисление оплаты за тепло исходя из общего прибора учета правомерно.

Потребитель обязан оплачивать фактически потребленные коммунальные ресурсы.

Оплата за потребленный тепловой ресурс на подогрев полотенцесушителей производится либо путем доначисления в зимний период, либо по решению общего собрания за период фактического потребления ресурса.

Решение об оплате расходов на подогрев полотенцесушителей в летний период принято на общем собрании (протокол от 20.05.2015 г.).

По вопросу правомерности начислений на подогрев полотенцесушителей ТСЖ инициировало несколько судебных разбирательств. Решениями мирового судьи судебного участка №150 Пушкинского района Санкт-Петербурга по делам: 2-1403/2015-150, 2- 1406/2015-150, 2-1408/2015-150, 2-10/2016-150, 2-1397/2015-150, 2-1401/2015-150 действия ТСЖ по начислению оплаты за подогрев полотенцесушителей были признаны законными.

Расход тепловой энергии на подогрев полотенцесушителей рассчитывается аналогично расходам на отопление.

Сначала рассчитывается суммарный расход потребленного коммунального ресурса на ГВС. Затем высчитывается расход энергоносителя на подогрев ГВС (путем умножения кубометров потребленной воды на постоянную величину на подогрев 1 куб.м, воды, равную 0,06 Гкал.).

Таким образом, зная расход потребленного теплового ресурса на подогрев ГВС, расход теплоносителя на подогрев полотенцесушителей рассчитывается как разница между расходом теплоносителя всем домом и расходом теплоносителя на подогрев ГВС.

В соответствии с п.44 Постановления Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Решение о распределении сверхнормативного объема коммунальных услуг принято на общем собрании (протокол от 20.05.2015 г.).

Следовательно, действия ТСЖ «Детскосельское» по начислениям:

отопления, исходя из показаний общедомового прибора учета;

платы за «нагрев воды для полотенцесушителей»;

электроэнергии на ОДН сверх норматива потребления, правомерны, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца действиями ТСЖ «Детскосельский», суд считает также не подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов. являющихся производными от основного требования.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к ТСЖ «Детскосельское» о защите прав потребителей, о признании неправомерными действий по начислению оплаты коммунальных услуг по отоплению, исходя из показаний общедомового прибора учета, оплаты за электроэнергию на содержание общедомового имущества сверх норматива, обязании произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по отоплению, оплаты электроэнергии на содержание общедомового имущества, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: