ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3363/18 от 21.01.2019 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2019 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре Данзановой Е.В.,

с участием представителя истца помощника Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Лазовской Е.А., ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности получить согласование деятельности по строительству и эксплуатации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Иркутский районный суд .... к ФИО1, в обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту организации стоянки судов у пирса, расположенного на участке акватории Иркутского водохранилища напротив земельного участка с кадастровым номером ~~~ (адрес участка: ....

Как следует из заключений специалистов Управлений Росприроднадзора и Росреестра по ...., на указанном участке акватории Иркутского водохранилища размещен пирс на столбах из металлических труб, который используется для организации стоянки судов. На момент выездной проверки к причалу было пришвартовано 18 судов.

Согласно письму Управления Росреестра по .... от **/**/****, причальное сооружение для швартовки судов имеет следующие координаты в системе координат МСК-3 8 зона 3:

Х

Y

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

Право пользования участком акватории, на котором размещен пирс, зарегистрировано в государственном водном реестре за ФИО1 на основании заключенного с Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов договора водопользования от **/**/****-**/**/****.001-Х-ДРБВ-Т-2017-03161/00 (далее - Договор водопользования). Согласно Договору водопользования целью водопользования является использование водопользователем части акватории водного объекта - залива Топка Иркутского водохранилища, в районе .... (кадастровый ), в том числе для рекреационных целей (разметка границ акватории, размещение на акватории плавсредств).

Согласно объяснениям ФИО1, указанный Договор водопользования заключен им с целью установки пирса (причала) для швартовки судов.

Размещение пирса в границах участка акватории залива Топка Иркутского водохранилища подтверждается ответом на запрос Управления Росприроднадзора по .... от **/**/**** №ЕЦ/04-8154.

Приказом Росрыболовства от **/**/**** утверждено положение об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, согласно которому Управление осуществляет функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, ...., Усть- Ордынского Бурятского автономного округа. Таким образом, органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы, является Ангаро-Байкальское территориальном управлении Росрыболовства.

В соответствии с письмом Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от **/**/**** № ИС-3113 деятельность по строительству и эксплуатации пирса для организации стоянки судов на участке акватории Иркутского водохранилища напротив земельного участка с кадастровым номером ~~~ с территориальным управлением в нарушении требований закона не согласовывалась.

Несогласование ФИО1 осуществляемой деятельности с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не исполняются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области охраны водных биологических ресурсов, которое направлено на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в том числе водные биоресурсы и среду их обитания.

Строительством и эксплуатацией пирса в отсутствие согласования с органами Росрыболовства ответчик может причинить вред водным биоресурсам, их кормовой базе. Указанные действия затрагивают интересы, как Российской Федерации, являющейся собственником водного объекта, на участке акватории которого размещен причал, так неопределенного круга лиц, являющихся пользователями водного объекта общего пользования.

Истец просит обязать ФИО1 получить согласование деятельности по строительству и эксплуатации для организации стоянки судов пирса, расположенного напротив земельного участка с кадастровым номером ~~~, имеющего координаты в системе координат МСК-38 зона 3:

Х

Y

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - помощник Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Лазовская Е.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила исковое заявление удовлетворить.

Ответчик ФИО1 заявленные требования не признал в полном объеме, полагал, что заключение Договора водопользования подразумевает под собой согласование с Территориальным органом.

Представитель третьего лица - Ангаро – Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования истца, дополнительно указал, что заключенный договор по водопользованию не является согласованием с федеральный органом деятельности по использованию пирса.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При этом, частью 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного Круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с главным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ...., ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ....С. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту организации стоянки судов у пирса, расположенного на участке акватории Иркутского водохранилища напротив земельного участка с кадастровым номером (адрес участка: ....

Согласно заключению специалиста Управлений Росприроднадзора следует, что в поселке Новая Разводная со стороны ...., на пути прохода к береговой полосе водного объекта (Иркутского водохранилища) установлен металлический шлагбаум, перегораживающий проезжую часть улицы. Шлагбаум установлен на расстоянии 83 метра от уреза воды участка Иркутского водохранилища. Справа и слева от шлагбаума имеется пространство, позволяющее (без использования механических транспортных средств) проходить, передвигаться и пребывать на береговой полосе водного объекта общего пользования.

Напротив земельного участка с кадастровым номером и на акватории водного объекта (Иркутское водохранилище) осуществляется отстой (базирование) лодок и катеров.

На примыкающей к указанному земельному участку части акватории Иркутского водохранилища размещен пирс на столбах из металлических труб, к которому пришвартовано 18 судов.

По имеющейся в Управлении информации право пользования данным участком водного объекта (Иркутское водохранилище) зарегистрировано в государственном водном реестре за гражданином Российской Федерации ФИО1 (договор водопользования -**/**/****.001-Х-ДРБВ-Т-2017-03161/00 от **/**/****).

В соответствии с договором водопользования ФИО1 использует часть акватории водного объекта Иркутского водохранилища залив Топка в целях использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (разметка границ акватории, размещение на акватории плавсредств).

По результатам осмотра, установлено, что в береговой полосе Иркутского водохранилища от земельного участка с кадастровым номером ~~~ до уреза воды установлен забор из металлических прутьев, имеется ворота для прохода людей и проезда машин на огороженную территорию (на момент осмотра ворота были открыты), также в границах береговой полосы размещена беседка в деревянном исполнении. Береговая полоса между частью акватории водного объекта (Иркутское водохранилище) и земельным участком с кадастровым номером ~~~ частично отсыпана песчано-гравийной смесью (л.д. 9-10).

Как следует из заключения специалиста отдела государственного земельного надзора Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии установлено, что данная территория огорожена забором в деревянном исполнении и закрывается на замок, доступ третьих лиц ограничен при въезде установлен шлагбаум, присутствуют строения в виде деревянной беседки и часть причального сооружения для швартовки судов. Указанная территория полностью входит в границу земельного участка с кадастровым номером ~~~, указанный участок поставлен на учет в 2013 г., и принадлежит на праве собственности ОАО «Искра» (л.д. 12-17). Также представлен каталог координат земельного участка (л.д. 46-49).

В силу ст. 50 Федерального закона от **/**/**** № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и, среду их обитания (далее именуются Правила).

Согласно п. 3 Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование:

а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации;

б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку (п. 4 Правил).

Подпунктом «б» пункта 5 Правил предусмотрено, что к заявке прилагается следующая документация: при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности к заявке на согласование прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В соответствии с пунктами 8, 9 Правил Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа).

Судом также установлено, что между Ениссейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 заключен Договор водопользования от **/**/**** Целью водопользования указано: использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей п. 2 Договора л.д. 20-26). Пунктами 8, 18 Договора водопользования предусмотрены обязанности водопользователя при использовании водных объектов обеспечивать соблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов, а также не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от **/**/**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Вместе с тем, в соответствии с письмом Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от **/**/**** № ИС-3113 деятельность по строительству и эксплуатации пирса для организации стоянки судов на участке акватории Иркутского водохранилища напротив земельного участка с кадастровым номером ~~~ с территориальным управлением не согласовывалась (л.д. 18).

Согласно ст. 3 Федерального закона от **/**/**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от **/**/****, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среды их обитания; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забота воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций).

Приказом Росрыболовства от **/**/**** утверждено положение об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, согласно которому Управление осуществляет функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, ...., Усть- ..... Таким образом, органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы, является Ангаро-Байкальское территориальном управлении Росрыболовства.

Несогласование ФИО1 осуществляемой деятельности с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не исполняются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области охраны водных биологических ресурсов, которое направлено на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в том числе водные биоресурсы и среду их обитания.

Не обеспечивая соблюдение требований законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов, ответчик нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку препятствуют реализации таких, предусмотренных ст. 3 Закона об охране окружающей среды, принципов охраны окружающей среды, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Строительством и эксплуатацией пирса в отсутствие согласования с органами Росрыболовства ответчик может причинить вред водным биоресурсам, их кормовой базе, в связи с чем, требования Западно-Байкальского Межрайонного прокурора к ФИО1 о возложении обязанности получить согласование деятельности по строительству и эксплуатации подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика в части согласования деятельности путем заключения Договора водопользования, являются ошибочными, основаны на ином толкование норм права, поскольку процедура заключения договора водопользования определяется Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 165, принятыми в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, предусматривающей согласование с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) условий использования водного объекта рыбохозяйственного значения. Процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов в порядке, предусмотренном Правилами, осуществляется вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования, а обязательность проведения такого согласования установлена частью 2 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности получить согласование деятельности по строительству и эксплуатации – удовлетворить.

Обязать ФИО1 получить согласование деятельности по строительству и эксплуатации для организации стоянки судов пирса, расположенного напротив земельного участка с кадастровым номером ~~~, имеющего координаты в системе координат МСК-38 зона 3:

Х

Y

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: К.Н. Борзина