ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3364/13 от 30.07.2013 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-3364/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2013 года Фрунзенский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Елагиной Н.И., с участием помощника прокурора Бородкина Д.А., при секретаре Пирожковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию города Владивостока «Морская береговая инфраструктура» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

Установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУП г.Владивостока «Морская береговая инфраструктура» о признании действий незаконными и возложении обязанности, указав, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации портового гидротехнического сооружения – пирса, протяженностью 39,0 м., условный номер №, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, <адрес>, <адрес>, Приморский край. Проверкой установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата серия 25-АБ № данный пирс на праве собственности принадлежит Муниципальному образованию город Владивосток.

В соответствии с распоряжением Администрации г.Владивостока от 02.12.2010 № 1036/28, договором об использовании муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 02.12.2010 № ХВ-ПР-221 данный причал передан на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию Владивостока «Морская береговая инфраструктура» для использование в целях, установленных уставом предприятия. Свидетельство о праве хозяйственного ведения на данный причал получено предприятием 21.02.2011. Согласно уставу предприятие осуществляет, в том числе, содержание и эксплуатацию стоянок маломерного флота, морских береговых сооружений, причалов, набережных и иных гидротехнических сооружений.

Проведенной проверкой установлено, что МУПВ «Морская береговая инфраструктура» эксплуатирует пирс в целях оказания возмездных услуг по швартовке и стоянке судов третьих лиц (договор возмездного оказания услуг от 01.05.2013 №1 Р/2013 и др.).

Таким образом, при использовании МУПВ «Морская береговая инфраструктура» вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры одновременно осуществляется использование части акватории Японского моря.

Осуществление ответчиком деятельности с использованием части акватории Японского моря (в целях размещения плавательных средств) при отсутствии разрешительной документации ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению интересов государства и неопределенного круга лиц в части права на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Просит признать действия МУПВ «Морская береговая инфраструктура» по использованию водного объекта, прилегающего к пирсу, протяженностью 39,0 м., условный номер <...>, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, о. Рейнеке, <адрес>, ФИО1 край, без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, незаконными. Обязать МУПВ «Морская береговая инфраструктура» (<...>, юр. адрес: <адрес>, литер а, офис 612, <адрес>) в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу оформить правоустанавливающие документы на пользование частью водного объекта (с целью размещения плавательных средств), прилегающего к пирсу, протяженностью 39,0 м., условный номер <...>, расположенного по адресу: в районе <адрес>, <адрес>, ФИО1 край.

В судебном заседании помощник ФИО1 уточнил исковые требования, просит признать действия МУПВ «Морская береговая инфраструктура» по использованию водного объекта, прилегающего к пирсу, протяженностью 39,0 м., условный номер 25-25-<...>, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, <адрес>, <адрес>, ФИО1 край, без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, незаконными, обязать МУПВ «Морская береговая инфраструктура» (<...>, юр. адрес: <адрес>, литер а, офис 612, <адрес>) в течении 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить правоустанавливающие документы на пользование частью водного объекта (с целью размещения плавательных средств), прилегающего к пирсу, протяженностью 39,0 м., условный номер <...>, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, о. <адрес> <адрес>, ФИО1 край.

Представитель МУПВ «Морская береговая инфраструктура» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В судебное заседание представитель Федерального агентства водных ресурсов Амурское бассейновое водное управление не явился, направил в суд отзыв на иск, в котором исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации портового гидротехнического сооружения – пирса, протяженностью 39,0 м., условный номер 25-25-01/129/2010-266, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Проверкой установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата серия 25-АБ № данный пирс на праве собственности принадлежит Муниципальному образованию <адрес>.В соответствии с распоряжением Администрации <адрес> от дата №, договором об использовании муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от дата № ХВ-ПР-221 данный причал передан на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию Владивостока «Морская береговая инфраструктура» для использование в целях, установленных уставом предприятия. Свидетельство о праве хозяйственного ведения на данный причал получено предприятием дата. Согласно уставу предприятие осуществляет, в том числе, содержание и эксплуатацию стоянок маломерного флота, морских береговых сооружений, причалов, набережных и иных гидротехнических сооружений. Проведенной проверкой установлено, что МУПВ «Морская береговая инфраструктура» эксплуатирует пирс в целях оказания возмездных услуг по швартовке и стоянке судов третьих лиц (договор возмездного оказания услуг от 01.05.2013 №1 Р/2013 и др.). Таким образом, при использовании МУПВ «Морская береговая инфраструктура» вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры, одновременно осуществляется использование части акватории Японского моря.В соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договоров водопользования. Согласно требованиям ч. 4 ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В силу положений ст. 12 ВК РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.В соответствии с положениями главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, а также разделу 3 временного положения по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны, утвержденного Распоряжением Росморречфлота от 29.07.2005 № ВР-211-р, под портовым средством понимается определенный неразрывный район акватории (подходы с моря, рейдовые, якорные стоянки, места ожидания причала) и/или территории (гидротехнические сооружения и инфраструктура) морского торгового (специализированного) порта, где происходит взаимодействие судно/порт, находящийся в ведении одного оператора (стивидорной компании), связанный единым технологическим процессом, имеющий однотипные сооружения, устройства и оборудование, эксплуатация которых аналогична при производстве погрузочно-разгрузочных работ и оказании услуг, и где необходимо, в соответствии с требованиями Главы XI-2 СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС, осуществление специальных мер, направленных на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение актов, угрожающих обеспечению безопасности на морском транспорте. Взаимодействие судно/порт означает взаимодействие, которое происходит, когда судно прямым и непосредственным образом затрагивается действиями, связанными с перемещением людей, товаров или предоставлением портовых услуг судну. В соответствии с требованиями ст. 18 ВК РФ стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством. Вместе с тем, при проверке эксплуатируемого МУПВ «Морская береговая инфраструктура» портового гидротехнического сооружения выявлены нарушения закона, выразившиеся в использовании части акватории Японского моря без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов.Осуществление ответчиком МУПВ «Морская береговая инфраструктура» деятельности с использованием части акватории Японского моря (в целях размещения плавательных средств) при отсутствии разрешительной документации ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению интересов государства и неопределенного круга лиц в части права на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать действия Муниципального унитарного предприятия г.Владивостока «Морская береговая инфраструктура» по использованию водного объекта, прилегающего к пирсу, протяженностью 39,0 м., условный номер 25-25-01/129/2010-266, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, - незаконными. Обязать Муниципальное унитарное предприятие г.Владивостока «Морская береговая инфраструктура» в течении 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить правоустанавливающие документы на пользование частью водного объекта (с целью размещения плавательных средств), прилегающего к пирсу, протяженностью 39,0 м., условный номер <...>, лит. П, расположенного по адресу: в районе <адрес>, <адрес>, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения 1 августа 2013 года.

Председательствующий Елагина Н.И.