Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-3365/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н., при секретаре Лукиной Т.П.,
с участием представителя истца Николаева А.М.,
представителей заинтересованных лиц Худяковой Н.Н., Вербиной С.В. и Новинской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Челейкина Юрия Николаевича о признании незаконным решения Управления федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике (Управление Росреестра по ЧР) от 11 июня 2010 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР поставить на кадастровый учет земельный участок в соответствии с межевым планом от 24 мая 2010 г., изготовленным Научно-производственным предприятием «Аршин»,
у с т а н о в и л :
Челейкин Ю.Н., ссылаясь на главу 25 ГПК РФ и окончательно уточнив 26 октября 2010 г. круг заинтересованных лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по ЧР №Ф21/10-02712 от 11 июня 2010 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР поставить на кадастровый учет земельный участок в соответствии с межевым планом от 24 мая 2010 г., изготовленным Научно-производственным предприятием «Аршин».
В обоснование своих требований заявитель указал, что данное решение мотивировано тем, что в представленном межевом плане объявление в СМИ о намерении выделить земельный участок в счет земельных долей не соответствует месту нахождения земельного участка, так как на основании постановления главы администрации Чебоксарского района ЧР № 1086 от 18.11.1998 года «О передаче земель в черту города Чебоксары» данная территория передана городу Чебоксары. Однако включение земельного участка в черту города не влечет прекращения права собственности на землю. Утверждение новой черты города постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 25 апреля 1997 г. №678 и постановлением главы администрации Чебоксарского района ЧР №1086 от 18.11.1998 г. также не влечет юридических последствий для земель, попавших в черту города Чебоксары, так как объект недвижимости приобретает новые индивидуальные характеристики, в данном случае, адрес, следовательно, и административно-территориальные полномочия администрации г.Чебоксары с момента внесения об этом записи в Земельный кадастр и Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем все ограничилось вынесением вышеуказанных постановлений. Полагает, что данное обстоятельство подтверждается также тем, что Управление Росреестра по ЧР в оспариваемом решении ссылается на Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», фактически признавая о том, что выделяемый участок земли юридически не является землей поселений. Он неоднократно обращался в Управление Росреестра по ЧР с заявлениями о постановке земельного участка на кадастровый учет, но каждый раз получал отказ. При этом, в ранее представленных Межевых планах межевая организация указывала на то, что земля находится в городе, однако Управление указывало, что данный земельный участок юридически расположен в Чебоксарском районе ЧР и для постановки земельного участка на кадастровый учет следует обращаться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР по Чебоксарскому району. Также считает в решении от 11 июня 2010 г. несостоятельным отказ в постановке на кадастровый учет в связи со ссылкой на п.3 ч.5 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ по причине пересечения границы муниципального образования одной из границ образуемого земельного участка, так как ни одна из границ выделяемого (образуемого) участка земли не пересекает границ муниципального образования. Лишь земля ------ пересекает границу г.Чебоксары, а его участок расположен примерно в километре от черты г.Чебоксары. Однако, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. №П/93 полномочия органа кадастрового учета (по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости ) с 15 сентября 2010 г. переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР. (л.д.3-4а, 88-92).
В судебное заседание Челейкин Ю.Н., извещенный надлежащим образом, не явился, заявлением от 23 ноября 2010 г. просил рассмотреть дело без его участия.
Его представитель Николаев А.М. поддержал требования Челейкина Ю.Н. по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив суду о том, что земля юридически находится в Чебоксарском районе, фактически - в черте города Чебоксары, но для приобретения статуса земель поселений, необходим ее перевод. Большой участок земли, находящийся в общей долевой собственности граждан, бывших членов ------ ранее располагался на территории Чебоксарского района. У Челейкина Ю.Н. право собственности на свою долю возникло на основании договора дарения двух долей, а 18 ноября 1998 г. постановлением администрации Чебоксарского района №1086 часть земель передана в черту города в соответствии с постановлением Кабинета Министров ЧР об утверждении новых границ города в период действия Закона о государственной регистрации. Однако государственная регистрация не была произведена, соответственно, в реестре данная земля продолжала числится на территории Чебоксарского района. Полагает, если вся земля была разделена, должны были завести два регистрационных дела: на землю, находящуюся в черте города, и на землю, находящуюся в Чебоксарском районе. Срок для оспаривания решения от 11 июня 2010 г. заявителем не пропущен, так как он обратился в суд 5 августа 2010 г., в пределах трехмесячного срока на обжалование.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» Худякова Н.Н. требования заявителя не признала, суду пояснила, что представитель заявителя Николаев A.M. на основании доверенности обратился в орган кадастрового учета с заявлением № 2121/102/10-02202 от 24.05.2010 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с приложением межевого плана, подготовленного в результате образования путем выдела земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ------, расположенного в г. Чебоксары. По данному заявлению в соответствии с п.2 ч.2 и п. 3 ч.5 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета №21/10-02712 от 11 июня 2010 г.. Граница города Чебоксары была утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.1996 №72 «Об утверждении проекта городской черты г. Чебоксары» и постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 25.04.1997 №678 «Об утверждении городской черты города Чебоксары», согласно которым в черту г.Чебоксары включены земли ------ Заявитель произвел процедуру выдела земельного участка в счет принадлежащих ему долей в праве долевой собственности из земель ------ предусмотренную ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ. Земельный участок, образованный в результате выдела находится в пределах черты города Чебоксары, однако преобразуемый участок, согласно Межевому плану, находится в Чебоксарском районе. В представленном Межевом плане вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости имеются: извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка, протокол общего собрания собственников земельных долей на территории землепользования ------ Однако, извещения о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности не имеется, т.е. не соблюдены нормы ст.ст.13 и 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ. Таким образом, в составе Межевого плана отсутствуют исходные данные, предусмотренные для «Приложения» к нему, указанные в п.п.2 п.24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. №412, и отсутствие таких данных является основанием для применения п.2 ч.2 ст.27 Закона. Считает, что истец обязательство по опубликованию извещения о своем намерении выделить долю не реализовал и не исполнил. Заявителю неоднократно в решениях от 17 сентября 2008 г. №01/08-7853, 20 марта 2009 г. №01/09-02322 и 11 июня 2010 г. №Ф 21/10-02712 давались разъяснения о нарушении порядка выдела доли. Способ реализации права на выдел доли в пределах г. Чебоксары выбран неверно и статус ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР также определен неверно, так как землями на территории города распоряжается администрация г.Чебоксары. Кроме того, земли, из которых заявитель желает выделить долю, относятся к категории земель «земли населенных пунктов», а не к категории «земли сельскохозяйственного назначения», из которых можно формировать выдел доли. Истец в своем заявлении не указал на нормы, которые нарушил орган кадастрового учета. При принятии оспариваемого заявителем решения об отказе в осуществлении кадастрового учета были соблюдены все нормы материального права, законодательства, регулирующего деятельность органов кадастрового учета. Полагает, что проблему заявителя возможно разрешить лишь в исковом порядке. По поводу ссылки в решении на п.3 ч.5 ст.27 ФЗ №221-ФЗ представитель Худякова Н.Н. уточнила, что в этой части в решении допущена описка (не удалено основание с проекта предыдущего решения), т.е. ссылка на эту (несуществующую) норму является технической ошибкой. Однако, ст.28 Закона не предусматривает исправление описки в решении органа кадастрового учета. Самостоятельно орган кадастрового учета решить вопрос о принадлежности формируемого в счет доли земельного участка не может, также как и вопрос о возможности формирования земельного участка в счет доли на землях населенных пунктов, так как территория выдела участка заявителя относится к землям населенных пунктов. Для решения этих вопросов правового характера требуется решение суда: либо о признании права собственности на участок, сформированный в счет выдела, но в учете которого было отказано по законным основаниям, с указанием кроме площади и вида разрешенного использования категории земель; либо решение (суда или уполномоченного органа), свидетельствующего о принадлежности территории -части земель ------ к землям сельхозназначения. Полагает, что способ реализации права на выдел доли из земель сельхозназначения через оспаривание решения органа кадастрового учета заявителем выбран неправильно. В данном случае имеется спор о праве между администрацией г.Чебоксары и Челейкиным Ю.И.. Поскольку сведения о категории территории выдела внесены как земли населенных пунктов в порядке взаимодействия между органом кадастрового учета и органа государственной власти субъекта, то Учреждение не должно отвечать за недостоверность данных сведений. До решения вопроса категории земли для выдела участка Челейкина Ю.И. противоречивость в сведениях сохранится и будет препятствием для реализации прав долевиков ------ Считает, что заявителю следует обратиться с иском о признании за ним права на выдел земельного участка на территории города Чебоксары из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства с указанием его площади, местоположения.
Представители Управления Росреестра по Чувашской Республике Вербина С.В. и Новинская Е.И., ссылаясь на обоснованность пояснений представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» Худяковой Н.Н., требования заявителя также не признали, суду пояснили, что в соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 с 15 сентября 2010 г. полномочия органа кадастрового учета (по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости) переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР, в связи с чем в настоящее время они не являются заинтересованными лицами по делу. Кроме того, согласно п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с аналогичным заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Решение же об отказе в осуществлении кадастрового учета № Ф24/10-02712 было принято Управлением 11 июня 2010 г. и повторяло ранее принятые решения от 17 сентября 2008 г. и 20 марта 2009 г.. Полагают, что Челейкиным Ю.И. пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа, что в силу п.2 ст.199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. В связи с тем, что доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено, просят применить срок исковой давности и в удовлетворении заявления Челейкина Ю.И. отказать.
Заинтересованное лицо ООО «Научно-производственное предприятие «Аршин», извещенное надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не выделило, 19 октября 2010 г. от них поступил отзыв, в котором указывают, что на основании договора №224-ф от 28 сентября 2009 г., заключенного с Челейкиным Ю.И., они выполнили кадастровые работы в связи с образованием одного земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ------, расположенного по адресу: ------. При заключении договора заказчиком были предоставлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права 21 АЖ №104009 от 18.03.2004 г.; свидетельство о государственной регистрации права 21 АЖ №106649 от 20.02.2004 г.; протокол общего собрания собственников земельных долей на территории землепользования ------ от 28.09.2009 г.. Для выполнения кадастровых работ ими было подано заявление в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР (филиал Чебоксарского района) о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном в Чебоксарском районе, на территории ------ на которое получено уведомление об отказе в предоставлении сведений из ГКН, так как земельный участок расположен в черте г.Чебоксары. При подаче заявления в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости по г.Чебоксары также получено уведомление об отсутствии сведений о земельном участке расположенном по адресу: ------. Для проведения согласования местоположения границы земельного участка было опубликовано извещение в газете ------ №41 (4438) от 17.04.2010 г. и газету «------ №43-45 (9790-9792), апрель 16-22, 2010 г. Извещение опубликовано в порядке, предусмотренном ч.8 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ, в связи с чем местоположение границы земельного участка считается согласованной на основании п.3 ст.40 ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 г. В последующем подготовлен межевой план, который подписан заказчиком работ (по доверенности) и передан ему для постановки на государственный кадастровый учет (л.д.76-77).
Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 ФЗ №221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 № П/41 «О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление Роснедвижимости по ЧР прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по ЧР, которое, в свою очередь, переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР. А согласно Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П\93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета» от 11 марта 2010 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР с 15 сентября 2010 г. наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности, а именно земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Постановлением Кабинета Министров ЧР №72 от 20 февраля 1996 г. утвержден проект городской черты г.Чебоксары ориентировочной общей площадью ------ гектаров, в том числе с дополнительным включением в черту города части территории Чебоксарского района, площадью ------ (л.д.69).
Постановлением Государственного Совета ЧР от 25 апреля 1997 г. №678 «Об утверждении городской черты города Чебоксары» утверждена городская черта города Чебоксары. Установлено, что использование территорий, отведенных под генеральный план развития города Чебоксары, землепользователями производится по целевому назначению без изменения режима землепользования, а передача их в собственность или другим землепользователям осуществляется по согласованию с органами самоуправления города Чебоксары (л.д.68).
Постановлением главы администрации Чебоксарского района №1086 от 18 ноября 1998 г. в состав земель г.Чебоксары переданы земельные участки из земель Чебоксарского района, общей площадью ------ га. (л.д.67).
Таким образом, граница города Чебоксары была утверждена вышеуказанными постановлениями КМ ЧР и Госсовета ЧР, согласно которым в черту города включены земли ------
Согласно ст.88 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, а согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения являются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Как следует из оспариваемого заявителем решения Управления федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике №Ф21/10-02712 от 11 июня 2010 г., в удовлетворении заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости- земельного участка, расположенного в г.Чебоксары на территории ------ в соответствии с межевым планом №2121/102/10-102202 от 24 мая 2010 г. отказано на основании п.2 ч.2 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ в связи с тем, что документы, необходимые для кадастрового учета, по своему содержанию не соответствуют требованиям ФЗ №221-ФЗ.
Указывается, что в соответствии с п.24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России №412 от 24 ноября 2008 г. «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно п.1 ст.14 которого участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за 30 дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Решение об определении местоположения земельного участка (доли) принимается на общем собрании. В случае, если собрание не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка (п.3 ст. 13 Закона об обороте). В представленном межевом плане данное объявление не соответствует месту нахождения земельного участка, так как на основании Постановления главы администрации Чебоксарского района ЧР № 1086 от 18.11.1998 г. «О передаче земель в черту города Чебоксары» данная территория передана городу Чебоксары. По данным реквизита 1 «Сведения о характерных точках границ образуемых земельных участков» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» межевого плана, выделяемый земельный участок расположен на территории города Чебоксары, т.е. в другом муниципальном образовании.
Судом установлена обоснованность принятого решения от 11 июня 2010 г. по следующим основаниям.
Из свидетельств о государственной регистрации права ------ следует, что на основании договоров дарения от 18 февраля и 15 марта 2004 г. Челейкин Ю.И. стал собственником двух долей в размере по ------ в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью ------ кв.м., расположенной по адресу: ------ (л.д.13-14, 48-50).
Таким образом, из указанных свидетельств о государственной регистрации права следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения расположен в Чебоксарском районе на территории землепользования ------ Из заявления же представителя Николаева А.М. в адрес ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР №2121/102/10-2202 от 24 мая 2010 г. следует, что он просит поставить на государственный кадастровый учет земельный участок Челейкина Ю.И. в соответствии с прилагаемым к заявлению межевым планом, в котором указано, что земельный участок сельскохозяйственного назначения расположен в г.Чебоксары (л.д.41, 60-61).
Так, из межевого плана, составленного ООО «Научно-производственное предприятие «Аршин» 24 мая 2010 г., видно, что он подготовлен с целью образования одного земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ------, предназначенного для сельскохозяйственного производства и расположенного в г.Чебоксары(л.д.6).
Однако из раздела о Сведениях об образуемых земельных участках межевого плана следует, что вновь образуемый земельный участок относится к землям населенных пунктов общего пользования и имеет кадастровый номер ------ в то время как из раздела о Сведениях об измененных земельных участках межевого плана исходный земельный участок, представляющий с собой единое землепользование и имеющий кадастровый номер ------, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д.9-10, 41-43).
Из протокола собрания о согласовании местоположения границ земельного участка от 18 мая 2010 г., составленного представителями ООО «НПП «Аршин», следует, что в связи с неявкой участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ------ на земельный участок государственной собственности земли лесного фонда с кадастровым номером ------, на земельный участок государственной собственности земли лесного фонда в кадастровом квартале ------) собрание по согласованию местоположения границы земельного участка, образуемого путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ------ расположенный в ------, не состоялось. Участники общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:21:0:32 извещены о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участок путем опубликования в газете ------ №41 (4438) от 17 апреля 2010 г. и в газете ------ №43-45 (9790-9792) от 16 апреля 2010 г. (л.д.47).
Судом исследовались вышеуказанные публикации за 2010 год в газетах ------ которые заявитель считает достаточными для постановки на кадастровый учет земельного участка в соответствии с межевым планом. Однако, данные извещения являются извещениями о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка, а не о намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или публикация сообщения в средствах массовой информации с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Согласно п.1 и п.2 ст.13 ФЗ от 24 июля 2007 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения необходимо на основании решения общего собрания участников долевой собственности определить местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
Согласно п.3 ст.13 ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 настоящего ФЗ, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2009 №1-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной» разъяснено, что право на публикацию в газете извещения о выделении земельного участка возникает, во-первых, тогда, когда собрание проводилось, но решение не было принято; во-вторых, когда собрание вообще не состоялось «при условии, что заинтересованным сособственником были предприняты все необходимые действия по созыву общего собрания, подтвержденные документально». В последнем случае имеется в виду извещение в средстве массовой информации, предъявление которого регистрирующий орган может потребовать в момент подачи документов на регистрацию права на земельный участок.
Абзац 2 п.3 ст.13 Закона №101-ФЗ устанавливает реквизиты сообщения о намерении выделить земельный участок в счет своей доли. В качестве обязательных названы: 1) описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка; 2) необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности самому собственнику или его представителю.
Согласно п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами. Закрепляя общие положения о праве собственности на землю, ГК РФ устанавливает в п.2 ст.260, что земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке; пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подп.1 п.3 ст.1 ФЗ №101 основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учетом данного принципа и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, законодатель определил в п.1 ст.12 ФЗ №101-ФЗ, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных в ст.ст.12-14 ФЗ №101-ФЗ. На основании содержащихся в указанных статьях специальных норм решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается не по соглашению всех участников общей долевой собственности на этот земельный участок, как это предусмотрено в ст.247 ГК РФ в отношении имущества, находящегося в долевой собственности, а большинством голосов на общем собрании сособственников. Указанное обеспечивает баланс частных и публичных интересов, а также реализацию конституционного права граждан иметь в частной собственности землю, не нарушая сложившиеся в сельском хозяйстве технологические связи.
Из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 октября 2010 г., выданной Чебоксарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, судом установлено, что земельный участок, из которого возможно выделение и право собственности на долю, указанное в свидетельстве о регистрации, учтен в Чебоксарскомрайоне, т.е. по месту нахождения земельного участка. В выписке указан кадастровый номер объекта ------ единого землепользования из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенного для ведения сельскохозяйственного производства, площадью ------ кв.м, расположенный в Чебоксарском районе. Среди правообладателей общей долевой собственности на две доли в размере по ------ указан Челейкин Ю.И..
Таким образом, подготовленное описание земельного участка на основании технического условия (кадастровой основы) в г.Чебоксары (кадастровый район №) не соответствует фактическому расположению земельного участка. При таких обстоятельствах, довод заинтересованного лица о том, что исходящий земельный участок учтен и подлежит преобразованию путем выдела в Чебоксарском районе (кадастровый район №), то есть по месту его нахождения, заслуживает внимание, так как заявителем не представлено опровергающее данный вывод доказательство.
Из представленных заявителем документов для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка следует, что по свидетельству о государственной регистрации права его доля земельного участка в общей долевой собственности в размере ------ зарегистрирована в Чебоксарском районе, но он просит поставить на государственный кадастровый учет вновь формируемый земельный участок, расположенный в г.Чебоксары с кадастровым номером, не совпадающий с кадастровым номером исходного земельного участка. Однако, формирование нового земельного участка, не соответствующее исходному земельному участку как по своему кадастровому номеру, так и по своему назначению, невозможно. Кроме того, судом установлено, что участники общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ------ извещены о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с указанием адреса земельного участка заявителя в Чебоксарском районе, а не в г.Чебоксары, как указано в его заявлении.
При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителем решение от 11 июня 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного в г.Чебоксары, по мотиву несоответствия представленных заявителем документов, необходимых для кадастрового учета, по своему содержанию требованиям ФЗ №221-ФЗ, является обоснованным и основано на положениях п.2 ч.2 ст.27 ФЗ от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям данного ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Доводы представителя заинтересованного лица о пропуске процессуального срока на обжалование решения от 11 июня 2010 г. являются не обоснованными, так как заявитель вправе оспорить данное решение в течение 3-х месяцев несмотря на то, что ранее аналогичные решения об отказе в удовлетворении заявления о постановке на государственный кадастровый учет в отношении заявителя уже принимались Управлением Роснедвижимости по ЧР 17 сентября 2008 г. и 20 марта 2009 г. по этим же основаниям. Необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствовали требованиям ФЗ №221-ФЗ: в свидетельствах о государственной регистрации права ------ в качестве объекта права указаны земельные доли, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в Чебоксарском районе, на территории землепользования ------ Подготовленное же описание земельного участка на основании технического условия (кадастровой основы) в г. Чебоксары (кадастровый район №) не соответствовал фактическому расположению земельного участка. Также указывалось, что для ГКУ ЗУ, в счет выдела земельной доли необходимо, помимо свидетельства о праве на земельную долю, предоставление описания земельного участка либо межевой план, а также документы свидетельствующие о соблюдении порядка выдела. В представленных заявителем документах отсутствовал как протокол общего собрания долевиков, так и газетные публикации о намерении выделиться.
Таким образом, в настоящее время также не имеется оснований для возложении обязанности на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР поставить на кадастровый учет земельный участок заявителя в соответствии с межевым планом от 24 мая 2010 г., изготовленным Научно-производственным предприятием «Аршин».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Челейкина Юрия Николаевича о признании незаконным решения Управления федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике (Управления Росреестра по ЧР) от 11 июня 2010 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета и в обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР поставить на кадастровый учет земельный участок в соответствии с межевым планом от 24 мая 2010 г., изготовленным Научно-производственным предприятием «Аршин», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 30 ноября 2010 г.
Судья:
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2010 г.
Решение не вступило в законную силу.