ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3365/2014 от 20.06.2014 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

  № 2-3365/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИФИО1

 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

 Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Попова К.Б.,

 при секретаре судебного заседания ФИО2,

 с участием:

 помощника Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО3,

 представителей ответчика ОАО «Международный аэропорт <адрес>» по доверенностям ФИО4, ФИО7,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Волгоград» о возложении обязанностей по соблюдению требований Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности»,

 У С Т А Н О В И Л :

 истец Волгоградский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Волгоград» о возложении обязанностей по соблюдению требований Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности».

 В обоснование иска указано на то, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об авиационной безопасности в пунктах предполетного досмотра (пунктах контроля) ОАО «Международный аэропорт Волгоград» (далее - ОАО «МАВ»). В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено следующее.

 На территории аэровокзалов ОАО «МАВ» функционируют 4 пункта досмотра пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах: пункт досмотра в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом (VIP-зал), пункт досмотра в зале обслуживания пассажиров с повышенным уровнем комфортности (Бизнес - холл), пункт досмотра международных авиалиний в аэровокзале 200, пункт досмотра внутренних авиалиний в аэровокзале 700.

 В ходе проверки с выездом на место установлено, что пункт досмотра пассажиров в VIP - зале ОАО «МАВ» не соответствует требованиям авиационной безопасности.

 Так, по запросу прокуратуры ОАО «МАВ» сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ представило выкопировки поэтажных планов из технических паспортов на объекты ОАО «МАВ»: «Здание аэровокзала - 200» составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Центральным межрайонным бюро технической инвентаризации (далее - Тех. паспорт павильона 200), «Пассажирский павильон на 700 человек», составленного Волгоградским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Тех. паспорт павильона 700).

 В ходе проверки установлено, что в крайней правой части здания, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Я» (павильон 200) расположен зал для обслуживания пассажиров с особым статусом (VIP-зал) внутренних воздушных линий, в котором оборудован пункт досмотра пассажиров для проведения предполетного досмотра.

 Пункт досмотра пассажиров (предполетного досмотра) расположен при входе в VIP-зал со стороны привокзальной площади и представляет собой помещение, в котором установлены рентгенотелевизионный интроскоп, стационарная рамка металлоискателя и другие технические средства, необходимые для проведения предполетного досмотра пассажиров, багажа и вещей.

 В соответствии с поэтажным планом 1 этажа строения литер «Я», расположенного по Шоссе Авиаторов, 161, экспликацией к поэтажному плану на строение литер «Я» технического паспорта Павильона 200 помещение, в котором расположен пункт досмотра пассажиров, соответствует по расположению на схеме помещению под номером 69, которое обозначено как зал досмотра и регистрации. <адрес> зала досмотра и регистрации в соответствии с Тех. паспортом павильона 200 составляет 30,8 кв.м.

 Кроме того, согласно объяснений начальника службы авиационной безопасности ОАО «МАВ» Летунова B.C. от ДД.ММ.ГГГГ к помещениям пункта досмотра также относятся: коридор (помещение 68, площадью 6,6 кв.м.), комната личного досмотра пассажиров (помещение № - зал переговоров, площадью 20,8 кв.м.), коридор (помещение №66, площадью 4,0 кв.м).

 При таких обстоятельствах, VIP-зал ОАО «МАВ» не соответствует требованиям ФАП № в части требований к площади зоны контроля пассажиров, необходимой для проведения предполетного досмотра пассажиров по следующим основаниям.

 В силу п. 37 ФАП № планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр.

 Пунктом 38 ФАП № закреплено, что в аэровокзалах аэропортов предусматриваются:

 а) зоны контроля пассажиров - помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 кв. метров для проведения личного (индивидуального) досмотра;

 б) зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона), площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования.

 В стерильных зонах могут оборудоваться торговые точки при условии
выполнения требований по авиационной безопасности и бытовые комнаты.

 Исходя из указанных требований, в общую площадь зоны контроля пассажиров для проведения предполетного досмотра пассажиров не входит общая площадь помещения, предназначенного для проведения личного (индивидуального) досмотра, таким образом, помещение (пункт досмотра) для проведения предполетного досмотра VIP- зала ОАО «МАВ» не соответствует требованиям подпункта «а» п. 38 ФАП -142, так как его площадь составляет 30,8 кв.м, а с учетом коридора под № составляет 37,4 кв.м., что меньше на 16,6 кв.м. чем предусмотрено требованиями авиационной безопасности.

 Кроме того, пункт досмотра VIP - зала ОАО «МАВ» не соответствует требованиям п. 40 ФАП № 142.

 Согласно требований п. 40 ФАП № пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

 Вместе с тем, расположение пункта досмотра и зоны между ним и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильной зоны) внутри VIP - зала не позволяет исключить возможность наблюдения посторонними процесса производства досмотра и осуществление контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

 В ходе проверки установлено, что согласно поэтажного плана 1 этажа здания аэровокзала павильона 200 и экспликации Тех. паспорта павильона 200 стерильной зоной в VIP-зале ОАО «МАВ» являются помещения под номерами 73-зал официальных лиц и делегаций, 65- бар.

 Как установлено на месте проверки и указано в Тех. паспорте павильона 200, для того чтобы попасть, например, из зала официальных лиц и делегаций в бар, места общего пользования (туалет) или наоборот, необходимо пересечь зал досмотра и регистрации, который является пунктом предполетного досмотра, что способствует смешиванию лиц прошедших предполетный досмотр с иными пассажирами, не прошедших такой досмотр.

 Одновременно установлено, что в нарушение п. 27 приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» на входе в пункт досмотра VIP-зала отсутствуют указатели: «Зона контроля», «Пункт досмотра».

 В ходе проверки пункта досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах в международном секторе аэровокзального комплекса международных воздушных линий (далее - Пункт досмотра МВЛ) установлено следующее.

 Пункт досмотра МВЛ начинается от стеклянных дверей при входе в помещение № согласно поэтажного плана 1 этажа и экспликации Тех. паспорта павильона 200, которое является залом ожидания.

 Пункт досмотра представляет собой часть помещения № 22, отделенное от зала ожидания с одной стороны перегородкой высотой примерно 2,5-3 метра, с другой стороны граничит с помещением № - магазин.

 В Пункте досмотра МВЛ установлены рентгенотелевизионный интроскоп, стационарная рамка металлоискателя и другие технические средства, необходимые для проведения предполетного досмотра пассажиров, багажа и вещей.

 На поэтажном плане 1 этажа Тех. паспорта павильона 200 в помещении № отсутствуют какие либо помещения, обозначенные в экспликации Тех. паспорта павильона 200 как пункт досмотра (зона контроля, пункт предполетного досмотра или иначе), что не позволяет, с учетом отсутствия специальных познаний, в настоящее время определить площадь помещения, фактически занимаемого пунктом досмотра МВЛ.

 Вместе с тем, согласно объяснениям представителя ОАО «МАВ» по доверенности ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь Пункта предполетного досмотра МВЛ с учетом замеров, произведенных специалистами ОАО «МАВ» составляет примерно 25 кв.м., что явно меньше чем предусмотрено требованиями авиационной безопасности.

 При этом в ходе проверки установлено, что в настоящее время при функционировании Пункта досмотра МВЛ нарушаются требования п. 37, 40 ФАП №142, так как не обеспечивается исключение смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр, имеется возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра.

 Пунктом 38 ФАП № предусмотрено, что в аэровокзалах аэропортов предусматриваются, в том числе зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона), площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования.

 В ходе проверки установлено, что фактически после проведения предполетного досмотра пассажиры сразу попадают в стерильную зону, что отчетливо видно на панорамном фотоснимке зала ожидания, который имеется на фото таблице. Каких либо ограждений или перегородок, отделяющих зону пункта досмотра от стерильной зоны, не имеется, что дает возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра.

 Одновременно в нарушение подпункта 2 п. 40 ФАП № пространство между верхней частью ограждения Пункта досмотра МВЛ и потолком не закрыто.

 Помимо прочего в аэровокзальном комплексе международных воздушных линий 200 ОАО «МАВ» (павильон - 200) в котором расположены 2 пункта предполетного досмотра отсутствуют отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, наличие которых предусмотрено подпунктами «в», «г» п. 38 ФАП №142.

 В ходе проверки пункта досмотра пассажиров и багажа в зале повышенной комфортности (бизнес-холл) аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий ОАО «МАВ» (далее - Пункт досмотра ВВЛ) установлено следующее.

 Пункт досмотра ВВЛ фактически представляет собой часть помещения № - коридор согласно поэтажному плану 1 этажа здания, расположенного по адресу: <адрес>, шоссе Авиаторов, 161, литер «Б» Тех. паспорта павильона 700.

 Площадь помещения № в соответствии с экспликацией поэтажного плана 1 этажа Тех.паспорта павильона 700 составляет 57,8 кв.м., что на первый взгляд соответствует требованиям подпункта «а» п. 38 ФАП № по площади, необходимой для проведения предполетного досмотра.

 Вместе с тем, согласно п. 13 Приказа Министерства транспорта России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров.

 При входе в помещение № (бизнес холл) установлена стойка для регистрации пассажиров, слева от входа в углу установлена мягкая мебель для пассажиров, пользующихся залом повышенной комфортности. Стойка регистрации и мягкая мебель расположены в непосредственной близости от пункта досмотра, следовательно, указанная часть помещения не является зоной пункта досмотра и не входит в площадь пункта предполетного досмотра.

 Помимо этого в нарушение п. 27 приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» на входе в Пункт досмотра МВЛ отсутствуют указатели: «Зона контроля», «Пункт досмотра».

 Расположение вблизи пункта досмотра стойка регистрации пассажиров и мягкой мебели для пассажиров, не прошедших предполетный досмотр позволяет наблюдать посторонним лицам процесс производства досмотра, что является нарушением п. 40 ФАП № согласно положений которого пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

 В зале повышенной комфортности ВВЛ также отсутствуют отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, наличие которых предусмотрено подпунктами «в», «г» п. 38 ФАП №142.

 Таким образом, в ходе проверки установлено, что проверенные пункты предполетного досмотра пассажиров ОАО «МАВ» не в полной мере соответствуют требованиям авиационной безопасности, что требует принятия мер в целях устранения выявленных нарушений законодательства и укрепления авиационной безопасности аэропорта.

 В условиях повышенной угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, вопросы авиационной безопасности и антитеррористической защищенности являются приоритетными.

 Несоблюдение ОАО «МАВ» требований авиационной безопасности при проведении предполетного досмотра пассажиров, который является основным барьером, предотвращающим проникновение на воздушное судно запрещенных к перевозке предметов, влияет на общее состояние, в том числе антитеррористической защищенности пассажиров, воздушных судов.

 Оказание услуг в залах повышенной комфортности, зале вылета международных воздушных линий, которые не соответствуют требованиям авиационной безопасности, способствует снижению уровня авиационной безопасности аэропорта, что создает предпосылки и условия к нарушениям требований авиационной безопасности призванной обеспечивать охрану жизни и здоровья пассажиров, членов экипажа воздушных судов, перечень которых установить невозможно, в связи с чем, прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.

 Просит обязать ОАО «Международный аэропорт Волгоград» (ОГРН 1023402971063) в течение 6 (шести ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142:

 - пункт предполетного досмотра пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом внутренних воздушных линий (VIP-зал) привести в соответствие с требованиями п. 37 ФАП-142, подпункта «а» п. 38 ФАП-142, п. 40 ФАП-142 и п. 27 приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»;

 - пункт предполетного досмотра пассажиров в зале международных воздушных линий привести в соответствие в соответствие с требованиями п.п.37, 40 ФАП -142, подпункта 2 п. 40 ФАП-142;

 - пункт предполетного досмотра зала повышенной комфортности (бизнес-холл) в соответствие с требованиями подпункта «в», «г» п.п. 38, 40 ФАП-142 и п. 27 приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»;

 - аэровокзал международных воздушных линий (павильон 200) в соответствие с требованиями подпунктами «в», «г» п. 38 ФАП-142.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Волгоградского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Волгоград» о возложении обязанностей по соблюдению требований Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», прекращено в части обязания Открытого акционерного общества «Международный Аэропорт Волгоград» исполнить п.27 приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», в связи с отказом истца от иска.

 С учетом последних уточнений, истец Волгоградский транспортный прокурор просит суд обязать ОАО «Международный аэропорт Волгоград» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

 1) оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале обслуживания пассажиров с особым статусом внутренних воздушных линий (Vip - зал) в соответствии с требованиями п. 37, подпункта «а» п. 38. п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142,

 а именно:

 - пункт досмотра оборудовать с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр;

 - оборудовать зону контроля пассажиров - помещение (пункт досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра;

 - огородить пункт досмотра, входы (выходы) в (из) него оборудовать с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

 2) оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале международных воздушных линий в соответствии с требованиями п. 37, подпункта «а» п. 38, п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142,

 а именно:

 - пункт досмотра оборудовать с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр;

 - оборудовать зону контроля пассажиров - помещение (пункт досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра;

 - огородить пункт досмотра, входы (выходы) в (из) него оборудовать с учетом исключения возможности наблюдения посторонними липами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр. Закрыть пространство между верхней частью ограждения и потолком.

 3) оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале повышенной комфортности (бизнес - холле) в соответствии с требованиями п. 37, подпункта «а» п. 38. п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142,

 а именно:

 - пункт досмотра оборудовать с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр;

 - оборудовать зону контроля пассажиров - помещение (пункт досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра;

 - огородить пункт досмотра, входы (выходы) в (из) него оборудовать с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

 4) оборудовать аэровокзал международных воздушных линий в соответствии с требованиями подпунктов «в», «г» п. 38 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 142, а именно:

 - оборудовать отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения па период полета, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 - оборудовать отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В судебном заседании помощник Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО3 уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Указал на то, что о несоблюдении ответчиком мер авиационной безопасности свидетельствует постановление Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания.

 Представитель ответчика ОАО «Международный аэропорт <адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в их удовлетворении просила отказать в полном объеме. Указала на то, что ОАО «МАВ» на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на усиление мер антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры, выполнение требований всех нормативных документов в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности.

 ОАО «МАВ» имеет действующий до ДД.ММ.ГГГГ сертификат соответствия № ФИО907.00659, выданный Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта, который признает соответствие ОАО «МАВ» требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере авиационной безопасности, включая Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности», утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 142, (далее - ФАП 142).

 Данный сертификат был выдан ОАО «МАВ» в результате проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки сертификационной комиссией ГосНИИГА. В ходе проверки комиссии были предоставлены все имеющиеся технологии, в том числе «Технология проведения предполетного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград». Замечаний у сертификационной комиссии, в том числе к оборудованию пунктов досмотра VIP-зала, бизнес-холла и пункта досмотра в аэровокзале международных воздушных линий (далее -МВЛ), к данным документам не было.

 Здание аэровокзала международных воздушных линий (далее - АВК МВЛ), в котором на данный момент располагается VIP-зал, было построено в 1961 году, в то время как Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утверждены приказом Минтранса России ДД.ММ.ГГГГ VIP-зал также был организован до введения требований предусмотренных ФАП № 142. Специальных помещений для проведения досмотровых мероприятий в проектах аэровокзала в то время не предусматривалось. То есть при организации VIP-зала в АВК МВЛ ОАО «МАВ» не было документов, определяющих площадные характеристики для пункта предполетного досмотра.

 При этом в настоящее время администрацией предприятия предпринимаются все возможные меры, направленные на выполнение требований авиационной и транспортной безопасности в аэропорту, с учетом сложившейся ситуации, в том числе отсутствия возможности изменения конструктивных особенностей зданий АВК.

 Так, в целях усиления мер авиационной безопасности в VIP-зале аэропорта и возможности допуска в него сопровождающих лиц, на выходе из зала было установлено досмотровое оборудование (рентгенотелевизионный интроскоп, стационарный металлоискатель, детектор паров ВВ), тревожная и охранная сигнализация, видеонаблюдение, имеется прямая телефонная связь.

 В 2013 году в VIP-зале было обслужено 0,65% от общего количества отправленных пассажиров. На настоящее время в VIP-зале, как правило, обслуживаются 1-2 пассажира на рейс, следовательно, изменять конструктивные особенности здания АВК, для организации пункта предполетного досмотра площадью 54 кв.м. является нецелесообразным.

 Организация помещений для личного досмотра пассажиров VIP-зала возможна только в приспособленных помещениях. На данный момент пункт предполетного досмотра пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах, в VIP-зале огорожен подвижной перегородкой со стороны входа и стеной со стороны выхода, что исключает возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта пассажирами, прошедшими досмотр, что соответствует требованиям п. 40 ФАП 142 и п. 28 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».

 В соответствии с п. 27 вышеуказанного приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № необходимые указатели размещены.

 Вопрос о достаточности мер антитеррористической защищенности VIP-зала аэропорта Волгоград выносился на обсуждение антитеррористической комиссии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, по результатам которого сотрудниками правоохранительных органов было проведено дополнительное обследование VIP-зала. В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки комиссия пришла к следующим выводам: специальное оборудование пункта досмотра обеспечивает необходимый уровень досмотровых мероприятий и антитеррористической защищенности аэропорта Волгограда. С учетом фактического количества вылетающих через VIP-зал пассажиров, площадь досмотрового помещения не оказывает существенного влияния на обеспечение авиационной и транспортной безопасности.

 Пункт предполетного досмотра пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах международных авиалиний, также располагается в аэровокзальном комплексе международных воздушных линий (далее - АВК МВД). К моменту организации в АВК МВД пункта предполетного досмотра не существовало документов, определяющих необходимые площадные характеристики для пункта предполетного досмотра.

 Ввиду необходимости соблюдения подпункта «б» пункта № ФАП 142, руководством ОАО «МАВ» было принято решение не сокращать площадь стерильной зоны за счет увеличения площади пункта предполетного досмотра пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах международных авиалиний, с целью обеспечения комфорта пассажиров во время их нахождения в стерильной зоне. На данный момент через ОАО «МАВ» осуществляются международные рейсы со средней загрузкой 160 пассажиров на рейс. Уменьшение площади стерильной зоны за счет увеличения пункта предполетного досмотра является нецелесообразным, так как приведет к неудобствам пассажиров, ожидающих вылет.

 Пункт предполетного досмотра пассажиров, ручной клади в зале повышенной комфортности (бизнес-холл) аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий ОАО «МАВ» (далее - АВК ВВЛ) имеет площадь 57,8 м2, что соответствует подпункту «а» п. 38 ФАП 142.

 В АВК ВВЛ организовано отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативно правовыми актами Российской Федерации. Оборудование каждого пункта досмотра отдельными помещениями для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, является нецелесообразным, так как пассажир направляется в данное помещение до прохождения им предполетного досмотра.

 В АВК ВВЛ организовано отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оборудование каждого пункта досмотра отдельными помещениями для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, является не целесообразным, так как обнаруженные при досмотре пассажиров опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на борту воздушного судна изымаются на месте, с оформлением акта обнаружения и изъятия у пассажира при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов и веществ и передаются на хранение в специально оборудованное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ в АВК ВВЛ.

 Указала на то, что п. 8 ФАП 142 допускается ситуация, что возможно несоответствие существующих аэропортов всем техническим характеристикам и параметрам, определенным ими, которые были утверждены и введены в действие значительно позднее, чем введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры аэропортов.

 В настоящее время разработана проектная документация на строительство нового аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий, отвечающего всем современным требованиям и требованиям Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005г. № 142.

 В 2014 году ОАО «МАВ» начинает первый этап строительства терминала, в котором будет организован зал для обслуживания пассажиров с особым статусом (VIP-зал), с учетом всех действующих норм и требований, в том числе по авиационной и транспортной безопасности.

 ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МАВ» направило письмо (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.) начальнику Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 с просьбой рассмотреть на комиссии и утвердить временные эквивалентные меры безопасности, предусматривающие проведение предполетных досмотровых мероприятий на пункте досмотра с меньшими площадными характеристиками, сроком на 12 месяцев.

 ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МАВ» направлено письмо (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.) начальнику Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта ФИО6 об организации дополнительного пункта предполетного досмотра пассажиров VIP-зала и введении эквивалентных мер безопасности сроком на 12 месяцев, предполагающих ограничение одновременного нахождения пассажиров в пункте предполетного досмотра при неукоснительном выполнении «Технологии предполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград».

 В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Международный аэропорт <адрес>» по доверенности ФИО7 исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, мотивируя тем, что аэропортом предпринимаются все возможные меры для авиационной безопасности, предусмотренные требованиями Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 142.

 Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, исковые требования Волгоградского транспортного прокурора поддержал в полном объеме.

 Линейный отдел полиции в аэропорту <адрес> линейного управления МВД РФ на транспорте, привлеченный к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, возражений не представил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

 Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

 Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 На основании статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

 Согласно части 4 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации международный аэропорт - это аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

 В силу статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которое обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна (часть 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).

 Требования авиационной безопасности к аэропортам устанавливаются Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 142.

 Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

 Проекты вновь строящихся или реконструируемых аэропортов регионального значения подлежат обязательному согласованию с территориальными управлениями государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а федерального значения - с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

 Как установлено в судебном заседании, Открытое акционерное общество «Международный аэропорт Волгоград» имеет действующий до ДД.ММ.ГГГГ сертификат соответствия № ФИО907.00659,

 Указанный сертификат выдан Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта, в результате проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки сертификационной комиссией ГосНИИГА. Комиссия признала соответствие ОАО «МАВ» требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере авиационной безопасности, включая Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности», утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 142.

 Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Волгоградский транспортный прокурор, обращаясь с настоящим иском, указывает на установленные в ходе проверки факты нарушения законодательства об авиационной безопасности Открытым акционерным обществом «Международный аэропорт Волгоград» в пунктах предполетного досмотра (пункта контроля).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.

 Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

 В силу ст. 3 ГПК РФ предметом защиты в суде являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы обратившегося заинтересованного лица. Право на иск по смыслу названной статьи ГПК РФ и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами – действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.

 Истец самостоятельно выбирает способы защиты своих прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ другими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами. При этом истец должен определить, каким образом оно подлежит восстановлению конкретным избранным способом судебной защиты.

 Из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6, а также ст. 3 и п. 2 ст. 4 Протокола № к Конвенции в редакции Протокола № 11) следует, что правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и гарантирует эффективное восстановление в правах.

 В рамках заявленных исковых требований следует учитывать, что в силу ст.3 ГПК РФ прокурор должен осуществлять выбор способа защиты нарушенного права и формулировать заявленные требования не только строго в соответствии с общими нормами права, но и специальными, добиваясь реальной защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов граждан, общества или государства, а не абстрактных или декларируемых норм права, что, в свою очередь, будет способствовать вынесению законного и обоснованного судебного решения, отвечающего в том числе и требованиям исполнимости.

 Учитывая заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, суд приходит к выводу, что прокурором избран неверный способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как при удовлетворении исковых требований прокурора об обязании ответчика оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале обслуживания пассажиров с особым статусом внутренних воздушных линий (Vip - зал), пункт предполетного досмотра пассажиров в зале международных воздушных линий, пункт предполетного досмотра пассажиров в зале повышенной комфортности (бизнес - холле) в соответствии с требованиями п.37, подпункта «а» п. 38. п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142, а также аэровокзал международных воздушных линий в соответствии с требованиями подпунктов «в», «г» п. 38 указанных Правил, не достигаются цели по восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц.

 Как установлено в судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон, в том числе не оспаривалось прокурором, указанное выше переоборудование связано с реконструкцией здания ОАО «Международный аэропорт Волгоград», для исполнения заявленных требований необходимо и требуется в том числе, возведение новых объектов.

 В связи с отсутствием фактических условий для исполнения судебного постановления в случае удовлетворения требований Волгоградского транспортного прокурора, оснований для удовлетворения его исковых требований не имеется.

 Руководствуясь статьями 197-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 иск Волгоградского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Волгоград» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале обслуживания пассажиров с особым статусом внутренних воздушных линий (Vip - зал) в соответствии с требованиями п. 37, подпункта «а» п. 38. п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142, а именно: пункт досмотра оборудовать с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр; оборудовать зону контроля пассажиров - помещение (пункт досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра; огородить пункт досмотра, входы (выходы) в (из) него оборудовать с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр; оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале международных воздушных линий в соответствии с требованиями п. 37, подпункта «а» п. 38, п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142, а именно: пункт досмотра оборудовать с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр; оборудовать зону контроля пассажиров - помещение (пункт досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра; огородить пункт досмотра, входы (выходы) в (из) него оборудовать с учетом исключения возможности наблюдения посторонними липами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр. Закрыть пространство между верхней частью ограждения и потолком; оборудовать пункт предполетного досмотра пассажиров в зале повышенной комфортности (бизнес - холле) в соответствии с требованиями п. 37, подпункта «а» п. 38. п. 40 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №142, а именно: пункт досмотра оборудовать с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр; оборудовать зону контроля пассажиров - помещение (пункт досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра; огородить пункт досмотра, входы (выходы) в (из) него оборудовать с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр; оборудовать аэровокзал международных воздушных линий в соответствии с требованиями подпунктов «в», «г» п. 38 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 142, а именно: оборудовать отдельное помещение для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения па период полета, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации; оборудовать отдельное помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации

 – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.

 Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

 Судья: подпись.

 КОПИЯ ВЕРНА. Судья: К.Б. Попов