Дело № 2- 3365/2021
51RS0002-01-2021-005766-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года ***
Первомайский районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Андреевой И.С.,
при секретаре Баюрове Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского *** в интересах неопределенного круга лиц к ММБУ «Управление дорожного хозяйства» об обязании устранить нарушения градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского округа *** в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ММБУ «Управление дорожного хозяйства» об обязании устранить нарушения градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки, в обоснование которого указал, что в результате проведенной проверки по коллективному обращению жильцов *** по вопросу нарушения требований градостроительного законодательства при осуществлении работ по ремонту детской площадки во дворе указанного дома, установлено, что в соответствии с технической документацией обозначенного дома, детская площадка на придомовой территории, входит в состав общего имущества МКД, где в 2019 году в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования ***» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации *** от ***№*** проводился капитальный ремонт. По результатам электронного аукциона заказчиком, ММБУ «УДХ» *** заключен гражданско-правовой договор №*** (далее – Договор), в соответствии с которым заказчик ММБУ «УДХ» поручает, а подрядчик ООО «Инмар» принимает на себя обязательство по выполнению работ по капитальному ремонту указанной дворовой территории. Согласно п.1.3 Договора состав и объем работ, выполняемых подрядчиком, установлен «Техническим заданием» (Приложение №***), проектной документацией «Капитальный ремонт дворовой территории домов №***,4,5,6,8,9,10 по ***», шифр *** разработанной ММБУ «УДХ», которым предусмотрено, что ремонт детской площадки включает в себя: разработку грунта, устройство щебеночного основания толщиной 10см., розлив вяжущих материалов, устройство асфальтобетонного покрытия, устройство покрытия площадки толщиной 10 мм., устройство покрытия площадки толщиной 45 мм., установку малых архитектурных форм (7 штук), установка просмоленной доски на ребро. При этом указана площадь покрытия детской площадки - 470 кв.м. (250 кв.м. и 220 кв.м.). Вместе с тем, изучение технической документации на МКД №*** по *** показало, что площадь детской площадки, предусмотренной техническим паспортом, составляет 247 кв.м.(14,15 м. Х 17,70 м. Х 15,15 м. Х 15,36 м.). Согласно сведениям Комитета по жилищной политике администрации ****** сотрудниками МКУ «Новые формы управления» проведено комиссионное обследование, в ходе которого установлено, что при производстве работ по благоустройству в рамках вышеуказанной Программы, территория, занимаемая детской площадкой со стороны главного фасада *** увеличена. Так, согласно планам земельных участков технических паспортов домов №***,9 по *** до детской площадки составляет около ***, на текущий момент расстояние от ограждения детской площадки до стены данного дома составляет 5,7 м.
*** прокуратурой округа с учетом выявленных нарушений градостроительного законодательства директору ММБУ «УДХ» внесено представление с требованием принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства, с которым ММБУ «УДХ» не согласилось, указав, что фактически был проведен капитальный ремонт спорной детской площадки. Учитывая, что фактически была произведена реконструкция объекта капитального строительства – детской площадки, а не его капитальный ремонт, допущены нарушения норм градостроительного законодательства, определяющего требования к размещению детских площадок, в том числе и расстояние от окон жилого дома до границ детской площадки, выразившиеся в увеличении площади детской площадки, что в свою очередь влечет нарушение прав жильцов многоквартирных домов №***,9 по *** на благоприятную окружающую среду, а также нарушение требований градостроительного законодательства. На основании изложенного, просит суд возложить на ММБУ «УДХ» обязанность принять меры по устранению нарушений требований градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки.
Представитель истца Капелька А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные описательной части.
Представитель ответчика ММБУ «Управление дорожного хозяйства» ФИО1 в судебном заседании против заявленных прокурором требований не возражал, но просил предоставить разумный срок с учетом климатических условий для устранения нарушений требований градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки.
Представитель третьего лица администрации ***, ООО «МУЖСК» в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений по иску в суд не представили.
Выслушав мнение представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.2 Градостроительного кодекса РФ основополагающими принципами законодательства о градостроительной деятельности являются, в том числе ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от *** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 24 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Первомайского административного округа *** проведена проверка по коллективному обращению жильцов *** по вопросу нарушения требований градостроительного законодательства при осуществлении работ по ремонту детской площадки во дворе указанного дома.
Установлено, что *** введен в эксплуатацию в 1981 году.
В соответствии с технической документацией обозначенного дома детская площадка находится на придомовой территории, входит в состав общего имущества МКД, что подтверждается планом земельного участка.
Согласно информации, представленной администрацией *** капитальный ремонт дворовой территории в районе домов №***,4,5,6,7,8,9,10 по проезду Молодежному выполнялся в 2019 году в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования *** на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации *** от ***№***.
По результатам электронного аукциона заказчиком, ММБУ «УДХ» *** заключен гражданско-правовой договор №*** (далее – Договор), в соответствии с которым заказчик ММБУ «УДХ» поручает, а подрядчик ООО «Инмар» принимает на себя обязательство по выполнению работ по капитальному ремонту дворовой территории домов №№***,4,5,6,8,9,10 по ***
Согласно п.1.3 Договора состав и объем работ, выполняемых подрядчиком, установлен «Техническим заданием» (Приложение №***), проектной документацией «Капитальный ремонт дворовой территории домов №***,4,5,6,8,9,10 по *** разработанной ММБУ «УДХ», и перечнем товаров, используемых при выполнение работ (Приложение №***), являющимися неотъемлемой частью Договора.
Техническим заданием (Приложение №*** к Договору) предусмотрено, что ремонт детской площадки включает в себя: разработку грунта, устройство щебеночного основания толщиной 10см., розлив вяжущих материалов, устройство асфальтобетонного покрытия, устройство покрытия площадки толщиной 10 мм., устройство покрытия площадки толщиной 45 мм., установку малых архитектурных форм (7 штук), установка просмоленной доски на ребро.
При этом указана площадь покрытия детской площадки - 470 кв.м. (250 кв.м. и 220 кв.м.).
Вместе с тем, изучение технической документации на МКД №*** по *** показало, что площадь детской площадки, предусмотренной техническим паспортом, составляет 247 кв.м. (14,15 м. Х 17,70 м. Х 15,15 м. Х 15,36 м.)
Согласно сведениям Комитета по жилищной политике администрации ****** сотрудниками МКУ «Новые формы управления» проведено комиссионное обследование, в ходе которого установлено, что при производстве работ по благоустройству в рамках вышеуказанной Программы, территория, занимаемая детской площадкой со стороны главного фасада ***, увеличена.
Согласно планам земельных участков технических паспортов домов №***,9 по *** до детской площадки составляет около 11 метров, на текущий момент расстояние от ограждения детской площадки до стены данного дома составляет 5,7 м. В соответствии с нормами действовавшего на момент разработки проектной документации *** «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ***-89» настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания (п.1.1, 1.3).
Согласно п.2.13 СНиП ***-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при проектировании жилой постройки следует предусматривать размещение площадок для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста на расстоянии до окон жилых и общественных зданий не менее 12 метров.
Согласно п.5.1.1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования ***, утвержденных Решением Совета депутатов *** от ***№***, расстояния от площадок для игр детей дошкольного и школьного возраста до окон жилых и общественных зданий принимаются в соответствии с требованиями ****** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минстроя России от ******
Требования к размещению детских площадок установлены действующими нормами градостроительного законодательства: «СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов», «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*».
В силу п.8.3 СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» установлено, что расстояние от окон жилых домов и общественных зданий до границ детских игровых и иных площадок следует принимать в соответствии с СП 42.13330.
Согласно п.7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ***-89*» в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой детскими игровыми площадками, отдыха и занятий физкультурой взрослого населения, должна быть не менее 10% общей площади микрорайона (квартала) жилой зоны и быть доступной для МГН, размещение детских (игровых) площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 12 м.
*** прокуратурой округа с учетом выявленных нарушений градостроительного законодательства директору ММБУ «УДХ» внесено представление с требованием принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства.
ММБУ «УДХ» требования прокуратуры не признали, ссылаясь на п.5.1.1.7 Правил благоустройства территории муниципального образования ***, утвержденных Решением Совета депутатов *** от ***№***, указав, что фактически был проведен капитальный ремонт спорной детской площадки, в связи с чем, требования п.1.1. СП 42.13330.2016 не распространяются на указанный объект благоустройства.
Пунктом 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с п.14 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Изучение технического задания, являющегося неотъемлемой частью гражданско-правового договора №***, показало, что договором предусмотрены работы, включающие в себя: разработку грунта, устройство щебеночного основания толщиной 10см., розлив вяжущих материалов, устройство асфальтобетонного покрытия, устройство покрытия площадки толщиной 10 мм., устройство покрытия площадки толщиной 45 мм., установку малых архитектурных форм (7 штук), установку просмоленной доски на ребро.
Таким образом, фактически была произведена реконструкция объекта капитального строительства, а не его капитальный ремонт, следовательно, к обустройству спорной детской площадки применимы нормы «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ***-89*».
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что при проектировании работ по оборудованию детской площадки были допущены нарушения строительных норм и правил, что впоследствии привело к нарушению прав жильцов многоквартирных домов №***,9 по *** на благоприятную окружающую среду, а также к нарушению требований градостроительного законодательства.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались в ходе судебного заседания сторонами. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал, не возражал против вынесения решения об удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского округа *** в интересах неопределенного круга лиц к ММБУ «Управление дорожного хозяйства» об обязании устранить нарушения градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки.
В силу статей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо других доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, суду не представлено.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствие возражений ответчика относительно заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Первомайского округа *** в интересах неопределенного круга лиц к ММБУ «Управление дорожного хозяйства» об обязании устранить нарушения градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки обоснованные и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Оценивая доводы ответчика относительно сроков устранения выявленных нарушений с учетом климатических условий, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда путем возложения на ММБУ «УДХ» обязанности принять меры по устранению нарушений требований градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки в срок до ***.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика ММБУ «Управление дорожного хозяйства» в доход муниципального образования *** подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Первомайского округа *** в интересах неопределенного круга лиц к ММБУ «Управление дорожного хозяйства» об обязании устранить нарушения градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки удовлетворить.
Обязать ММБУ «УДХ» принять меры по устранению нарушений требований градостроительного, жилищного законодательства путем изменения конфигурации детской площадки, расположенной в районе домов *** в срок до ***.
Взыскать с ММБУ «Управление дорожного хозяйства» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд *** в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья И.С. Андреева