Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 28 октября 2020 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд к ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» с иском о взыскании денежных средств в размере 66317,74 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 2 группы с 2005 года, проживает в учреждениях социального обслуживания края (Путевка № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ проживает в ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» на основании путевки на перевод № 2005/243, выданной Департаментом социальной защиты населения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении с ним был заключен договор № о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. В связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг» между администрацией учреждения и истцом 27.12.2016г. заключен новый договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В соответствии с его личным заявлением в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о перечислении 75% из ежемесячной денежной выплаты, с февраля 2017 оплата за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания производилась в полном объеме. Истец является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты. В период с февраля 2017 по март 2020 произведена оплата за проживание из ежемесячной денежной выплаты в размере 66317,74 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков. С ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Закона №- ФЗ максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются, в том числе, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2015г. ответчиком необоснованно с него удержано 66317,74 рублей, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражал против удовлетворения требований.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон устанавливает, в том числе, правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Установлено, что ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 2-й группы с 2005 года, проживает в учреждениях социального обслуживания края (Путевка № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ проживает в ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» на основании путевки на перевод № 2005/243, выданной Департаментом социальной защиты населения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении с ним был заключен договор № о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг» между администрацией учреждения и истцом 27.12.2016г. заключен новый договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В соответствии с личным заявлением ФИО2 в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о перечислении 75% из ежемесячной денежной выплаты, с февраля 2017 оплата за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания производилась в полном объеме. Истец является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты.
В период с февраля 2017 по март 2020 произведена оплата за проживание из ежемесячной денежной выплаты в размере 66317,74 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Законом №442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В ст. 3 Закона №442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальны услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Закона №442-ФЗ).Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течет суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 ст. 17 Закона №442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (ч. 2 ст. 17 Закона №442-ФЗ).
В силу ч.4 ст.32 Закона №442-ФЗ размер ежемесячной платы за (предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Нормы, аналогичные положениям ч. 4 ст. 32 Закона №-Ф содержатся в ч. 4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории <адрес>" (с введением с ДД.ММ.ГГГГ в действие этого закона утратил силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения <адрес>"), а также в п. 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальны услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 981.
Согласно ч.4 ст.31 Закона №442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила определения среднедушевого дохода предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в п.5 названных Правил.
Так, в соответствии с подп.«ж» п.5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 01.01.2015г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75% установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 01.01.2015г. - даты введения в действие Закона №442-ФЗ) максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, т.е. предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются, в том числе, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Законом №442-ФЗ в ст.35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014г. (ч.2 ст.35 Закона №442-ФЗ).
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (т.е. возникших до 01.01.2015г.) с 01.01.2015г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31.12.2014г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31.12.2014г.
Таким образом, в связи с наличием правоотношений между ФИО2 и ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» по договору о предоставлении социальных услуг, возникших до 01.01.2015г., удержания в пользу ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» из ежемесячной денежной выплаты за период с февраля 2017 по март 2020 года, составившие 66317,74 рублей, являются необоснованными и подлежат возврату.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.
Взыскать с ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» в пользу ФИО2 сумму удержаний из ежемесячной денежной выплаты за период с февраля 2017 по март 2020 года в размере 66 317 (шестьдесят шесть тысяч триста семнадцать) рублей 74 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.