Гр.дело № 2-3366/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2013 г. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Ульяновска об отмене постановления судебного пристава- исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области. В обоснование указали, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации города Ульяновска вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области ФИО6 об обязании произвести капитальный ремонт фасада многоквартирного <адрес> по <адрес>. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа выданного Заволжским районным судом города Ульяновска по решению по делу № 2-2574/12. В указанном выше постановлении содержатся указание на исполнение требований содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения должником копии постановления (добровольный срок для исполнения). Считает, что требование об исполнении исполнительного документа в пятидневный срок является неисполнимым, а также нарушает законные права и интересы администрации города Ульяновска. Сущностью исполнительного производства является порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов (ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) и служит механизмом, обеспечивающим исполнение судебных актов, актов других органов в связи с не исполнением требований исполнительного документа, должником в добровольном порядке в срок. Общий срок для добровольного исполнения в соответствии со статьёй 30 Закона об исполнительном производстве не может превышать 5 дней. В случае не исполнения должником указанных в исполнительном документе требований в срок для добровольного исполнения, на должника налагается исполнительский сбор, который по своей природе является санкцией штрафного характера и является одной из мер наказания за не исполнения требований исполнительного документа. Из-за ряда объективных причин исполнить решение суда в столь короткие сроки не представляется возможным. Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи, с чем для надлежащего исполнения решения суда, администрации города Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В соответствии со ст. 10 Закона о размещении заказа и Распоряжения Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» установлено, что заказы в сфере «Услуги жилищно-коммунального хозяйства» осуществляются в форме аукциона. В свою очередь Законом о размещении заказа установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона. Для размещения заказа на проведение аукциона и до опубликования на официальном сайте извещения о проведении аукциона принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии (ст. 7 Закон о размещении заказа). Извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (ст. 33 Закон о размещении заказа). В извещении указывается предмет контракта и начальная (максимальная) цена контракта. В свою очередь для формирования начальной (максимальная) цены контракта привлекаются сторонний организации которые создают проектно-сметную документацию, для работы с данными организациями администрация города Ульяновска заключает либо муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор. В день проведения аукциона составляется протокол аукциона, который в течение дня следующего после подписания протокола размещается на официальном сайте заказчиком. Контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона. В случае, если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя конкурса заключить контракт. случаях признания конкурса несостоятельным в связи с подачей 1 заявки и для заключения контракта с единственным исполнителем необходимо согласование с федеральным органом исполнительной власти. Срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком. В случаях признания конкурса несостоятельным и не заключения контракта с единственным исполнителем заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса. На основании изложенного следует, что процедура заключения контракта, а по сути, и исполнение решения суда превышает 5-дневный добровольный срок в несколько раз. Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения своих обязательств по исполнению решения суда. В действительности нет и, в силу соблюдения необходимых норм действующего Законодательства РФ, не будет такой возможности, как исполнить указанное решение суда в срок - 5 дней. Обращает внимание суда на то, что решение суда на основании, которого было возбуждено исполнительное производство было вынесено в соответствии со статьей 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в рамках которой, органы местного самоуправления обязаны произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, являясь бывшими собственниками. Определением Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 389-0-0, были даны разъяснения по применению вышеуказанной статьи Положения статьи 16 Закона, имеют обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований. Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Таким образом, нормами действующего Законодательства не установлены конкретные сроки по исполнению обязанностей администрации города Ульяновска произвести капитальный ремонт в рамках обязательств по статье 16 Закона, считаем, что статью 30 Закона об исполнительном производстве следует применять в совокупности с приведённым Постановлением Конституционного суда РФ. Судебный пристав - исполнитель не наделён правом, по данной категории вынесенных судебных решений, устанавливать сроки их исполнения. Просят отменить постановление судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ г. исполнительное производство № в части установления 5-дневного срока для добровольного исполнения.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в судебном заседании с заявлением не согласился, изложила доводы, аналогичные отзыву. Дополнила, что заявитель пропустил срок на обжалование данного постановления, так как постановление администрация получила ДД.ММ.ГГГГ., а в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель УФССП по Ульяновской области не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела была извещена.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения судебного пристава-исполнителя, исследовав исполнительное производство, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действия (бездействием).
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в статье 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
Требования представителя администрации города Ульяновска опризнании незаконными действия судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области не имеет под собой оснований и подлежат отклонению.При этом суд учитывает следующие обстоятельства.
Правоотношения в данном случаеподлежат регулированию Федеральным законом № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № от 10.02.2009 г. суд удовлетворяет заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с последующими изменениями) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ч. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из материалов исполнительного производства № в отношении должника администрации города Ульяновска усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа, выданного по решению Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21.09.2012г. по гражданскому делу № по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации города Ульяновска о возложении обязанности провести капитальный ремонт.
По исполнительному листу на администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт фасада жилого <адрес> по <адрес>.
Как усматривается из постановления, судебный пристав исполнитель установил должнику – администрации города Ульяновска 5-тидневынй срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Согласно ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства: 1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи; 2) при последующих предъявлениях исполнительного документа; 3) по исполнительному документу о конфискации имущества; 4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ; 5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению; 6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области установил 5-тидневынй срок для добровольного исполнения, как требует ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Федеральный законом «Об исполнительном производстве» каких-либо иных сроков, более 5 дней для добровольного исполнения должником требований о капитальном ремонте, не предусмотрено.
Доводы, администрации города Ульяновска о невозможности исполнения требований в 5-тидневынй срок в виду длительной процедуры заключения контракта, не могут рассматриваться в качестве основания для признания недействительным оспариваемого постановления в этой части.
В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ и ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление об оспаривании постановлений действий (бездействий) должностного лица службы судебных приставов подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия.
Десятидневный срок для лиц, которые не были извещены о времени и месте вынесения постановления, совершения действий (бездействия), начинает течь со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Статья 256 ГПК РФ, в отличие от статьи 199 ГК РФ, не требует наличия заявления лиц о применении последствий несоблюдения срока на обращение в суд, поскольку заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействии) судебного пристава-исполнителя рассматриваются не в порядке искового производства, а по правилам производства дел, возникающих из публичных правоотношений.
В данном же случае судебным приставом-исполнителем такое заявление было заявлено.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Обязанность доказывания указанного выше обстоятельства лежит на заявителе.
Доказательств уважительности причин нарушения сроков на обращение в суд заявителем не представлено.
Согласно уведомлению копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ., а заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении 10 дней с момента получения копии постановления.
Принимая во внимание, что должник обратился в суд за пределами десятидневного срока, установленного ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», доказательств пропуска срока по уважительным причинам не представил, суд приходит к выводу о том, что это обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя по настоящему делу.
На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении заявления администрации города Ульяновска об отмене постановления судебного пристава- исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ года в части установления 5-тидневного срока для добровольного исполнения следует отказать по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления администрации города Ульяновска об отмене постановления судебного пристава- исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ года в части установления 5-ти дневного срока для добровольного исполнения отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Иванова С.Ю.