ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3367/18 от 05.09.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года город Ханты - Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Кошкаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты – Мансийском автономном округе – Югре и Ямало – Ненецком автономном округе и Управлению Судебного департамента в Ханты – Мансийской автономном округе – Югре о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам - Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты – Мансийском автономном округе – Югре и Ямало – Ненецком автономном округе (далее по тексту Управление Росимущества) и Управлению Судебного департамента в Ханты – Мансийской автономном округе – Югре (далее по тексту Управление Судебного департамента в ХМАО-Югре) о признании права собственности на жилое помещение.

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1 Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был назначен судьей Белозерского районного суда <адрес> на трёхлетний срок полномочий, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был назначен заместителем председателя Лангепасского городского суда ХМАО-Югры. На основании решения квалификационной коллегии судей ХМАО- Югры от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истец находится в почётной отставке. На основании решения жилищной комиссии судей ХМАО-Югры о признании истца ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре был заключён государственный контракт купли-продажи жилого помещения № ЗП-11: четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 77,7 кв.м., кадастровый , данная квартира была зарегистрирована собственностью РФ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и передана в оперативное управление Управлению Судебного департамента в ХМАО-Югре. Ответчиком - Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре с истцом был заключён договор найма служебного жилого помещения: вышеуказанной квартиры, на период осуществления полномочий судьи Лангепасского городского суда. С этого момента в данной квартире стали постоянно проживать истец ФИО1 и его семья: жена ФИО2, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дети жены - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Письмом Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре истец был уведомлён о расторжении с ним договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, по мотиву прекращения трудовых отношений, предложено подписать соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения, в течение 30-ти дней его освободить и сдать квартиру по акту приёма-передачи начальнику отдела обеспечения судопроизводства Лангепасского городского суда. Считает требование об освобождении данного жилого помещения незаконным, факт заключения договора найма служебного жилого помещения совершенным без законных к тому оснований, а данная квартира должна быть передана истцу в собственность. Полагает, что к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиками, должна применяться действовавшая в момент их возникновения редакция пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 91-ФЗ, в соответствии с которой жилое помещение, приобретенное для судьи за счёт средств федерального бюджета или, предоставленное ему местной администрацией, передается ему в собственность бесплатно. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ была изменена редакция абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно внесенным изменениям, судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством РФ. Однако, до настоящего времени порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями никем не установлен. Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ лишил судей материальных гарантий обеспечения их независимости и самостоятельности, которые закреплялись этой нормой в прежней редакции, что снизило уровень нормативного закрепления этих гарантий, наделив правом определять порядок обеспечения судей жильем Правительство Российской Федерации. Истец и члены его семьи другого жилья не имеют, стаж его работы в должности судьи составляет почти 20 лет. Освобождение данного жилого помещения и выселение из него повлечет явное нарушение жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ. На основании вышеизложенного, истец просит суд признать за ним - ФИО1 право собственности на четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 77,7 кв.м., кадастровый .

Истец ФИО1, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, в исковом заявлении ходатайствовал о проведении судебного разбирательства в своё отсутствие (л.д.6, 62). При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.

Ответчик Управление Судебного департамента в ХМАО-Югре, надлежаще извещённое о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в судебном разбирательстве не обеспечило, о причинах его неявки суд не известило. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Согласно возражениям Управления Судебного департамента в ХМАО-Югре ответчика на иск, жильё для судей приобретается в собственность Российской Федерации с последующей постановкой на баланс Управления, отнесением к специализированному жилищному фонду и передается судьям в пользование по договору найма служебного помещения только на период исполнения полномочий. Так, жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) в ст. 93 закрепляет, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Служебные жилые помещения, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее по тексту специализированные жилые помещения), которые согласно ст. 99 ЖК РФ предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте, на основании решений собственников таких помещений. Общий порядок предоставления служебных жилых помещений предусмотрен в ст.104 ЖК РФ, в силу которой служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома либо отдельной квартиры; категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации; договор найма служебного жилого помещения включается на период трудовых отношений, прохождения службы либо прохождения на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности; прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект отнесён к специализированному жилому фонду. Согласно п. 1.2. договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение предоставляется на период осуществления полномочий судьи Лангепасского городского суда. Срок найма служебного помещения устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ на период осуществления полномочий судьи Лангепасского городского суда (п. 1.5 договора). Предусматривавшиеся в федеральном бюджете на соответствующие финансовые годы средства могли расходоваться управлениями Судебного департамента в субъекте Российской Федерации исключительно на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий судей. Во исполнение решения квалификационной коллегии судей <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из штата Лангепасского городского суда. Правовых оснований проживания ФИО1 и членов его семьи, в спорном жилом помещении, не имеется (л.д.71 – 73).

Ответчик Управление Росимущества, надлежаще извещённое о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в судебном разбирательстве не обеспечило, о причинах его неявки суд не известило (л.д.175). При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 был назначен судьей Белозерского районного суда <адрес> на трехлетний срок полномочий. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен судьей Белозерского районного суда <адрес> без ограничения срока полномочий. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен заместителем председателя Лангепасского городского суда ХМАО-Югры на 6-тилений срок полномочий. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ истец был повторно назначен заместителем председателя Лангепасского городского суда ХМАО-Югры на 6-тилений срок полномочий (л.д.78 – 89).

На основании заявления истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищной комиссии судей ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94, 95).

В соответствии с заявлением истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищной комиссии судей ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об определении состава семьи истца из трёх человек (истец, жена и дочь) на дату обращения (л.д.93, 143, 144).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре был заключен государственный контракт купли-продажи жилого помещения № ЗП-11: четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 77,7 кв.м., кадастровый (л.д.22, 23).

ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была зарегистрирована собственностью РФ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и передана в оперативное управление Управлению Судебного департамента в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21, 67- 69).

Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект – <адрес>, расположенная по адресу: РФ, <адрес>, отнесён к специализированному жилому фонду (л.д.90),

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре с истцом ФИО1 был заключён договор найма служебного жилого помещения: вышеуказанной квартиры, на период осуществления полномочий судьи Лангепасского городского суда, в указанную дату квартира была передана по акту приёма-передачи (л.д.7 – 12).

Согласно п. 1.2. названного договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение предоставляется на период осуществления полномочий судьи Лангепасского городского суда. Срок найма служебного помещения устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ на период осуществления полномочий судьи Лангепасского городского суда (п. 1.5 договора). Настоящий договор прекращается в связи с прекращением трудовых отношений в Управлении Судебного департамента в ХМАО-Югре (п.5.3.3).

На основании решения квалификационной коллегии судей ХМАО- Югры от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ находится в почётной отставке.

Заказным письмом Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре истец ФИО1 был уведомлён о расторжении с ним договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с прекращением с ним трудовых отношений. Истцу предложено подписать соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения, в течение 30-ти дней его освободить и сдать квартиру по акту приема-передачи начальнику отдела обеспечения судопроизводства Лангепасского городского суда (л.д.36 – 40).

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 31.12.2004 года) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счёт средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счёт средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и данным законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

В силу пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м. или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий, с учётом положений названной статьи, признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ отменён ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегированы полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 года №2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределённости создаёт возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и, тем самым, снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Такой порядок до настоящего времени законом не определён.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 года №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 года №1013) установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Из указанного постановления Правительства Российской Федерации следует, что ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете, в том числе Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации на улучшение жилищных условий (судей, работников суда), используются только на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий указанной категории лиц жилыми помещениями с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учётом требований, установленных настоящими Правилами.

Как установлено судом, спорная квартира приобретена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного департамента в ХМАО-Югре на основании государственного контракта купли-продажи жилого помещения № ЗП-11, ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была зарегистрирована собственностью РФ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и передана в оперативное управление Управлению Судебного департамента в ХМАО-Югре, распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект отнесён к специализированному жилому фонду.

Истцу названное жилое помещение – служебная квартира предоставлена с заключением договора найма служебного жилого помещения.

Указанное распоряжение и договор не отменены и не оспорены, приняты с учётом имеющегося у Управления Судебного департамента по ХМАО-Югре права оперативного управления спорным имуществом.

Истец ФИО1, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор служебного найма, согласился с его условиями, по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ принял квартиру во временное владение и пользование в качестве служебной.

На период предоставления истцу спорного жилого помещения оно являлось служебным, в дальнейшем из состава специализированного жилищного фонда не исключалось, согласие собственника либо уполномоченного лица на передачу квартиры в собственность ФИО1 отсутствует.

Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, как и распределения в пользу истца понесённых им судебных расходов согласно правилам ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Межрегиональному Территориальному Управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты – Мансийском автономном округе – Югре и Ямало – Ненецком автономном округе и Управлению Судебного департамента в Ханты – Мансийской автономном округе – Югре о признании права собственности на жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты – Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев