Дело № 2-3367/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 14 октября 2020 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Лисничей А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя о признании права на оформление земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 предъявила иск Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, указав, что является членом ЖСКИЗ «Скалистый-2» с 2005 года, за ней закреплен земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 0,091 га. Данным земельным участком ранее пользовался ее покойный супруг ФИО4, который был членом садово-огороднического товарищества «Сокол-2» с 1997 года. ОТ «Сокол-2» 30.03.1999 был заключен договор аренды земельного участка, в 2004 году началась его реорганизация путем выделения отдельных юридических лиц, в том числе был организован ОК ЖСКИЗ «Скалистый-2» согласно протоколу общего собрания от 06.02.2005. В 2011 году ей выдано градостроительное заключение о возможности отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебной участок) в районе завода «Муссон», участку присвоен адрес: г. Севастополь, <адрес>. Проектное предложение направлено в Севастопольский городской Совет, о чем свидетельствует выписка из поземельной книги от 18.10.2012, однако решение Сессии так и не было получено.
С 2017 года Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя неоднократно отказывал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по разным основаниям, в том числе указал об отсутствии права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Таким образом, истец лишена возможности оформить земельный участок, которым пользуется 20 лет на законных основаниях.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила:
Признать право на оформление земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебной участок), площадью 0,091 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В судебном заседании истец, ее представитель ФИО2 поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПКИЗ «Скалистый-2» ФИО3 полагала, что исковые требования являются обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Из материалов дела следует, что ФИО4 с 28.03.1997 являлся членом садово-огороднического товарищества «Сокол-2», в его пользовании находился земельный участок № 38-А площадью 500 кв.м., расположенный в границах товарищества.
Решением общего собрания объединения граждан (членов ОТ «Сокол-2», 3 линия) от 03.10.2004 утвержден проект градостроительного обоснования изменения целевого назначения земельного участка 3 линии ОТ «Сокол-2» в ЖСТИЗ «Скалистый-2», принято решение отказаться от земельного участка площадью 5,2730 га из состава земель ОТ «Сокол-2», 3 линия, в пользу реорганизованного ЖСТИЗ «Скалистый-2», направить отказ в Севастопольский городской Совет и Севастопольскую городскую государственную администрацию.
Решением общего собрания объединения граждан (членов ОТ «Сокол-2», 3 линия) от 06.02.2005 путем выделения 3 линии из ОТ «Сокол-2» создан Обслуживающий кооператив – Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Скалистый-2», состоящий из граждан, желающих на своих огородных участках заняться строительством индивидуальных домов, утвержден его Устав.
Согласно комплексному градостроительному заключению, оформленному письмом начальника Управления градостроительства и архитектуры Севастопольского городской государственной администрации, Управление считает возможным предоставление земельного участка площадью 7,63 га под размещение кварталов индивидуальной жилой застройки в районе завода «Муссон».
В 2008 году Управления градостроительства и архитектуры утвержден проект расположения проектируемых кварталов индивидуальной жилой застройки в районе завода Муссон, в том числе включающий кварталы индивидуальной жилой застройки ЖСТИЗ «Скалистый-2» общей площадью 6,13 га.
Согласно Уставу ПКИЗ «Скалистый-2» является правопреемником ЖСТИЗ «Скалистый-2», создан как потребительский кооператив индивидуальных застройщиков.
Как следует из представленной членской книжки, с 2011 года истец ФИО1 является членом ОК ЖСКИЗ «Скалистый-2», в ее пользовании находится участок площадью 0,091 га.
04.10.2011 ФИО1 получено градостроительное заключение по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебной участок) в районе завода «Муссон», в зоне малоэтажной жилой застройки, выданное Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации.
Согласно справке данного управления от 24.10.2011 испрашиваемому ФИО1 СМ. земельному участку присвоен адрес: г. Севастополь, <адрес>.
12.12.2017 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в удовлетворении заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в связи с тем, что отсутствуют основания для предоставления проектируемого земельного участка без проведения торгов.
Аналогичное основание для отказа в предоставлении государственной услуги и возвращении заявления без рассмотрения указаны в письмах Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.10.2018 и от 10.07.2020 на заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из искового заявления, материалов дела, истец обращалась в Департамент с целью согласования предоставления земельного участка с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 данной статьи установлены основания продажи земельных участков без проведения торгов.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлены в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные в данной норме основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно истцом не приведены, указано на наличие права на завершение оформления, начатого на основании действующих решений уполномоченных органов Украины, принятых до 21.03.2014, и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (18.03.2014). Со дня принятия в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно пункту 1.1 статьи 12.1 данного закона до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
25.07.2014 принят Закон города Севастополя № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС).
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2023 года.
На основании статей 81, 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
Согласно пунктам «а, в» части 3 статьи 116 Земельного кодекса Украины бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 116 Земельного кодекса Украины передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.
В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно - правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно - территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 9, 122 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан относятся к полномочиям Севастопольского городского совета.
С целью урегулирования правоотношений, связанных с завершением оформления прав на земельные участки, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП утвержден соответствующий Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка по основаниям, установленным статьей 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС прилагается копия решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, отвечающего следующим критериям: решением не установлен срок его действия либо срок действия установлен, но не истек по состоянию на 18.03.2014, в том числе с учетом его продления (восстановления).
Приведенными положениями статья 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС и указанного Порядка установлено особое основание предоставления в собственность земельных участков на территории города Севастополя, отличное от общих положений Земельного кодекса Российской Федерации, связанной с реализацией гражданами, проживающими на территории города Севастополя, права на завершение оформления в собственность земельных участков, начатое до 21.03.2014 в предусмотренном законодательством Украины порядке.
Условием предоставления в собственность земельного участка является наличие решения уполномоченного органа государственной власти, принятое в установленном порядке, о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
В соответствии с земельным законодательством Украины уполномоченным органом на территории города Севастополя до 21.03.2014 являлся Севастопольский городской совет.
Истцом не представлено решения Севастопольского городского Совета о даче согласия на разработку документации по землеустройству спорного земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Представленные истцом документы – градостроительное заключение по отводу земельного участка, выданное Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации, справка о присвоении адреса земельного участка, выписка из поземельной книги, свидетельствуют о начатой истцом подготовке документации по землеустройству. Однако данные документы в отсутствие принятого Севастопольским городским Советом в установленном порядке решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, не дают истцу право на завершение процедуры оформления земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС.
Материалы дела также не содержат сведений о предоставлении земельного участка площадью 6,13 га ЖСТИЗ «Скалистый-2» или ПКИЗ «Скалистый-2», изменении вида разрешенного использования земельного участка, выделенного ОТ «Сокол-2» для ведения огородничества, на индивидуальное жилищное строительство.
При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя о признании права на оформление земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 21.10.2020.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья И.В. Сомова