ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3368/20 от 11.01.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0005-01-2020-003494-66

Дело №2-43/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года город Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,

с участием истца Филипповой И.Ю.,

представителя истца Филиппова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Ирины Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми, Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о возложении обязанности включить в общий и страховой стаж периоды работы, назначить досрочное пенсионное обеспечение,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова И.Ю. (истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми, Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ответчики) о возложении обязанности включить в общий и страховой стаж периоды работы, назначить досрочное пенсионное обеспечение, указав в заявлении, для подтверждения страхового стажа истцом в УПФ РФ по г. Перми в Мотовилихинском районе были представлены паспорт, трудовая книжка, диплом. По расчетам ответчика общий трудовой стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составил 7 лет 5 месяцев 4 дня, страховой стаж по ДД.ММ.ГГГГ составил 22 года 11 месяцев и 2 дня.

Согласно сообщению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ-Ф-425 период работы в ООО «КИФЦ» в городе Нефтеюганске ХМАО-Югра не подтвержден как работа с особыми территориальными условиями, то есть отсутствует код «МКС». Кроме того, согласно ответу из ПФР г.Нефтеюганска ХМАО-Югра, страхователь ООО «КИФЦ» снят с регистрационного учета, а согласно ответу из отдела по делам архивов администрации г. Нефтеюганска документы в отношении указанной организации в архив не поступали. Согласно вышеизложенным доводам Управления ПФР по Мотовилихинскому району г. Перми, подтвердить период работы в ООО «КИФЦ» как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера) не предоставляется возможным.

Вместе с тем, ООО «КИФЦ» располагалось по адресу: г. Нефтеюганск, 13-ый микрорайон, 23, то есть фактически адрес ООО «КИФЦ» находится в г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра, который относится к районам Крайнего Севера, согласно Постановлению Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ (ред.ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ» (вместе с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв.Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, период работы в ООО «КИФЦ» как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера) является фактом, который очевиден и не требует доказывания.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в спорный период истец действительно работала в ООО «КИФЦ», о чем свидетельствуют начисления, отображенные в ИЛС, следовательно, данный факт является прямым подтверждением периодов работы в указанной организации.

Обязанность правильного заполнения и ведения трудовых книжек возложена на работодателя и невыполнение либо ненадлежащее выполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав истца.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «КИФЦ» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись в реестре.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ООО «КИФЦ» являлась Белкина Т.Г., основной вид деятельности «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)». На данный момент Белкина Т.Г. является директором АО «Аптека в г.Нефтеюганске. Белкина Т.Г. может подтвердить период работы в ООО «КИФЦ» как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера).

ДД.ММ.ГГГГ из Нефтеюганского центра занятости населения ХМАО-Югра поступил ответ о том, что Филиппова С.Ю. на учете в период с 1990-1995 гг. не состояла как безработная и пособие по безработице не получала. Однако, в ответе указаны неверные инициалы, соответственно, ответ является ошибочным. Филиппова И.Ю. состояла на учете в центре занятости населения 2 раза в периоды с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, так как была уволена по сокращению штата с предыдущих мест работы.

Полагает, что Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Перми в Мотовилихинском районе допущена ошибка при составлении запроса в Нефтеюганский центр занятости ХМАО-ЮГРА, соответственно, получен ответ, не относящийся к истцу.

Указание ответчика на то, что никаких обращений в сентябре 2016 года о назначении пенсии от истца не зарегистрировано, считает необоснованным ввиду того, что ранее истец неоднократно обращалась в Управление ПФР по Мотовилихинскому району г. Перми, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, а также в сообщении Управления ПФР по Мотовилихинскому району г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ-Ф-425 сказано, что ранее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Управление ПФР по Мотовилихинскому району г. Перми лично. Необходимость личного обращения с заявлением и документами и предусмотрена сравнительно недавно, п. 90 Регламента от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, оценка факта как «имело ли место в действительности обращение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости или нет» исключительно по основанию «нет заявления – нет обращения» как это делает Управление ПФР по Мотовилихинскому району г. Перми, является недопустимым.

Во всех случаях подаче заявления о назначении пенсии корреспондирует обязанность пенсионного органа его принять и зарегистрировать, а потому в случае незаконного отказа в приеме заявления, а законных оснований законодательство не содержит, подтвердить факт обращения попросту станет невозможным, следовательно, нарушенное право не будет защищено.

На основании вышеизложенного, истец просит обязать ответчика включить в общий трудовой и страховой стаж Филипповой И.Ю. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «КИФЦ» как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера). Обязать ответчика включить в общий трудовой и страховой стаж Филипповой И.Ю. периоды нахождения на учете в Нефтеюганском центре занятости населения ХМАО-Югра. Обязать назначить истцу досрочное пенсионное обеспечение с 52 лет 8 месяцев.

Истец Филиппова И.Ю. и представитель истца Филиппов М.С. (по ордеру) в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали. Просили иск удовлетворить в полном объеме. Представили дополнительные пояснения. Дали пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми в судебное заседание после перерыва представителя не направил, ранее представлял в материалы письменный отзыв на иск и дополнения к нему, где указал, что в стаж работы на местностях, приравненных к районам Крайнего Севера подлежат включению следующие периоды: оператор котельной в НГДУ Майскнефть п/о «Юганскнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02-05-28); бухгалтер в Территориальном-производственном предприятии «Фармация» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-11); бухгалтер ООО «КИФЦ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04-05-25); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-00-26). Итого, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 8 лет 6 месяцев (стаж работы в районах Крайнего Севера – 6 лет 4 месяца 14 дней, при требуемом стаже 7 лет 6 месяцев в возрасте 52 года 8 месяцев). Не подлежат включению в страховой стаж и в стаж работы следующие периоды работы: бухгалтер ООО «КИФЦ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год. Согласно данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Периоды страхового стажа после этой даты могут быть учтены для целей назначения пенсии только при условии отражения на ИЛС. Согласно справке Отдела по делам архивов Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № С-4007 информации по ООО «КИФЦ» за 1997-2004 год в архиве не имеется, в связи с тем, что документы организации на код территориальных условий труда отсутствуют; согласно ответу УПФР в <адрес>, ХМАО-Югра от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные сведения за 1997-2004 годы не могут быть дополнены, так как данный страхователь снят с учета. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ из Нефтеюганского центра занятости населения ХМАО-Югра, где сообщается о том, что Филиппова С.Ю. в период с 1990-1995 гг. не состояла на учете как безработная и пособие по безработице не получала. Истец период безработицы не помнит, специалистам не указала. Запрос в центр занятости населения ХМАО-Югра специалистами Управления был составлен правильно, запрошены сведения по Филипповой И.Ю. По результатам всестороннего, полного и объективного рассмотрения документов, имеющихся в распоряжении Управления вынесено решение об отказе Филипповой И.Ю. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы не менее 7 лет 6 месяцев в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в возрасте 52 года 8 месяцев. Истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ с учетом не страховых периодов по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии со ст. 22 Закона №400-ФЗ предусмотрены сроки назначения страховой пенсии. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденными Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в п. 26-28 Правил. При направлении заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, представления заявления о назначении пенсии в форме электронного документа днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа. Согласно п. 90 Административного регламента Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ п, основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, или в форме электронного документа. Никаких обращений в сентябре 2016 года о назначении пенсии в Управление от истца не зарегистрировано.

Впоследствии, ответчик направил дополнительные пояснения, из которых следует, что с учетом документов, поступивших на запрос суда, подтверждающих период регистрации Филипповой И.Ю. в качестве безработной в Центре занятости населения, период получения (выплаты) пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», для получения перерасчета страховой пенсии за указанный период истцу необходимо обратиться в Управление с заявлением. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за период до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете со всеми необходимыми документами. В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, данный период включению не подлежит. Повторяясь к ранее сказанному, в соответствии с указанной нормой, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ, мужчинам по достижения возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В соответствии с п. п. 4,5 Правил (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Представитель ответчика ОПФР по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее направлял письменные возражения, из которых следует, в соответствии с п.10.1, 10.2 Положения о Государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГп, Отделение осуществляет организацию деятельности подведомственных территориальных органов, в том числе по вопросам принятия решений об установлении либо об отказе в установлении пенсий. Согласно п. 10.2, 10.3 Положения Отделение осуществляет контроль за деятельностью подведомственных территориальных органов по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами Пенсионного фонда Российской Федерации; осуществляет мониторинг, обобщение и анализ результатов деятельности территориальных органов, а также оказание им практической и методической помощи в решении возникающих вопросов. В соответствии с п. 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законам «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору. При этом в силу п. 23 Правил н решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, с учетом вышеуказанных норм прав Отделение не вступает в непосредственные правоотношения с гражданами по вопросу назначения пенсии и является ненадлежащим ответчиком по делу. Отделение поддерживает доводы, изложенные ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительно поясняет, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, согласно буквальному толкованию вышеназванных норм права определяется следующий порядок назначении страховой пенсии: 1.возникновение права, 2.обращение за назначением пенсии – день приема заявления с документами, 3.назначение пенсии со дня обращения. Конституционность указанных норм права (ч. 1 ст. 22 Закона №400-ФЗ) неоднократно подтверждалась Конституционным Судом РФ, в том числе в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О. В частности, Конституционный Суд РФ указал, что норма ч. 1 ст. 22 Закона №400-ФЗ, в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, определяя сроки назначения пенсии, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) установленного права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии. Учитывая, тот факт, что заявление о назначении страховой пенсии по старости подано истцом в Управление ПФР ДД.ММ.ГГГГ, требования истца о назначении страховой пенсии с октября 2016 года являются необоснованными и неправомерными.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер пенсии по старости поставлен в зависимость от трудового стажа и заработка, учтенных до ДД.ММ.ГГГГ, и суммы страховых взносов, начисленных за время работы после ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Филиппова И.Ю. является получателем страховой пенсии на общих основаниях (по старости), которая назначена Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами пенсионного дела.

При назначении пенсии на общих основаниях (по старости) УПФР учтено, что общий трудовой стаж Филипповой И.Ю. по ДД.ММ.ГГГГ составил 07 лет 05 месяцев 04 дня, страховой стаж по ДД.ММ.ГГГГ – 22 года 11 месяцев 02 дня ((в том числе, с учетом периода ухода за ребенком до полутора лет – 01 год 01 месяц 18 дней (период учтен до даты выхода на работу)).

По расчету УПФР стаж работы с особыми условиями труда составил: МКС (местности, приравненные к районам Крайнего Севера) – 08 лет 05 месяцев 29 дней, что при переводе в РКС (районы Крайнего Севера) составил – 06 лет 04 месяца 14 дней.

Период работы в ООО «КИФЦ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в подсчет страхового стража, но не учтен как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Помимо этого, УПФР исходя из ответа Нефтюганского центра занятости населения ХМАО-Югра, где сообщается, что Филиппова С.Ю. в период с 1990-1995 годы не состояла на учете как безработная и пособие по безработице не получала, соответствующие периоды не учтены.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой И.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев.

При этом, в ходе рассмотрения дела на запрос суда поступила справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Казенным учреждением Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры «Нефтюганский Центр занятости населения», из которой следует, что Филиппова И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете в качестве безработной, и имела следующие периоды, засчитываемые в страховой стаж: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – выплата пособия по безработице.

Данных о том, что Филиппова И.Ю. состояла в Центрах занятости населения в иные периоды и получала пособие по безработице в материалах дела не имеется. По результатам судебных запросов получены отрицательные ответы, указано, что в период с 1990 по 1995 годы выплата пособия Филипповой И.Ю. не производилась.

С учетом документов, поступивших на запрос суда, подтверждающих период регистрации Филипповой И.Ю. в качестве безработной в Центре занятости населения, период получения (выплаты) пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Также заслуживают внимания доводы истца Филипповой И.Ю. о необходимости включения в ее трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «КИФЦ» как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера).

Так, из представленных в материалы дела доказательств следует, что ООО «КИФЦ» (до момента его ликвидации) располагалось по адресу: <адрес>, 13-ый микрорайон, 23, помещение 71.

По сообщению Межрайонной ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, в отношении ООО «КИФЦ» проводились следующие регистрационные действия в части адреса юридического лица: с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в наименование помещения с «Аптека» на «Лотос»; с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в наименование помещения с «Лотос» на «помещение 71».

Из ответа ОМВД России по г. Нефтюганску от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Филиппова И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована по месту жительства: г.Нефтюганск, 8 микрорайон, <адрес>, общ. 11, ком. 94 с ДД.ММ.ГГГГ временно до ДД.ММ.ГГГГ; 13 микрорайон, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 13 микрорайон, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 16 микрорайон <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Сын истца Филиппов М.С. до 2003 года обучался в Общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> Ханты-Мансийского автономного округа <адрес>

То есть фактически адрес ООО «КИФЦ» находится в <адрес>, ХМАО-Югра, который относится к районам Крайнего Севера, согласно Постановлению Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ (ред.ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений и дополнений в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ» (вместе с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ).

Более того, периоды работы истца Филипповой И.Ю. в ООО «КИФЦ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражены в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и трудовой книжке.

Непредставление сведений работодателем о периоде работы Филипповой И.Ю. в ООО «КИФЦ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера), не может быть положено в основу отказа истцу в удовлетворении исковых требований.

Отсутствие в Пенсионном фонде сведений о работе с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера), не является следствием виновных действий истца, не может повлечь умаление ее пенсионных прав.

Система положений Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» именно на государственные органы возлагает обязанность по контролю за деятельностью работодателей в сфере пенсионных правоотношений.

Отсутствующие данные в сведениях персонифицированного учета на момент назначения пенсии не могут лишать истца права на включение спорного периода в ее специальный стаж.

При этом, доводы истца о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии с 52 лет 8 месяцев, поскольку, начиная с 2016 года, истец неоднократно обращалась в УПФР с заявлениями, не могут быть приняты судом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). До ДД.ММ.ГГГГ действовала редакция названной нормы, согласно которой право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Как указано в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного ч. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: 1) страховая пенсия по старости (со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы; 2) страховая пенсия по инвалидности (со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока (на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Согласно положениям п. 3, 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн) граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с пунктами 9 и 12 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее – в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

По смыслу вышеприведенных норм закона следует вывод о том, что гражданин имеет право на назначение пенсии со дня возникновения права на назначение пенсии (наличие необходимого стажа) при наличии обращения за ее обращением.

Из представленных в материалы дела документов, в том числе материалов пенсионного дела, следует, что с письменным заявлением именно о назначении пенсии, истец впервые обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Иные обращения истца в УПФР, в том числе за получениями выписок из лицевого счета, не подтверждают, что истец обращалась ранее именно за назначением пенсии.

Доказательств отказа в принятии ответчиком заявления истца о назначении страховой пенсии материалы дела не содержат.

Учитывая, что истец не обращалась с заявлением о назначении пенсии ранее ДД.ММ.ГГГГ, а пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, устанавливает обязательное обращение гражданина с письменным заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, который только при наличии такого заявления обязан начать процедуру назначения пенсии, то в удовлетворении требований о назначении страховой пенсии с 52 лет 8 месяцев, следует отказать.

В отношении требований к ответчику ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, суд учитывает следующее

Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования, а также своевременное назначение (перерасчет) трудовых пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе, на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда граждан, проживающих в Мотовилихинском районе г.Перми, осуществляется ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми. Решение о назначении пенсии принимается территориальным органом ПФР по месту жительства лица, обратившегося за ее назначением.

Поскольку истец зарегистрирована и проживает на территории Мотовилихинского района г.Перми, пенсионным органом, принимающим решение о назначении ему пенсии, является ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований к Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю следует отказать, поскольку указанное лицо не является субъектом спорных отношений, при этом доказательств незаконности действий данного ответчика, повлекших нарушение прав истца, последней не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Филипповой Ирины Юрьевны удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми включить в трудовой стаж Филипповой Ирины Юрьевны периоды нахождения на учете в Центре занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми включить в трудовой стаж Филипповой Ирины Юрьевны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «КИФЦ» как работы с особыми территориальными условиями, то есть с наличием кода «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера).

В удовлетворении остальной части требований, - отказать.

В удовлетворении требований к Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья (подпись) И.С. Пепеляева

Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: