Дело №2-93/2022
УИД 11RS0005-01-2021-006973-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
судьи Савинкиной Е.В.,
при секретаре Писаревой М.А.,
с участием представителя истца Нефедова А.В., представителей ответчиков Климушевой В.В., Стаценко Е.И., Домашкина С.А., третьего лица Корепанова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 17 января 2022 года гражданское дело №2-93/2022 по исковому заявлению прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании организовать централизованное водоснабжение,
установил:
Прокурор г. Ухты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МОГО «Ухты» об организации центрального водоснабжения улиц ........ водой питьевого качества, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей жителей в срок до <...> г. (с учетом уточнения).
В обоснование требований указал, что по результатам проверки доводов обращения инвалида второй группы Ю. установлено, что центральное водоснабжение на указанных улицах отсутствует, несмотря на обращение жителей по этому вопросу еще в <...> г.. <...> г. в адрес администрации МОГО «Ухта» внесено представление с требованием принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, получить в МУП «Ухтаводоканал» технические условия на подключение указанных улиц к центральному холодному водоснабжению и водоотведения, разработать проектно-сметную документацию. На строительство сетей ХВС и ВО, включить мероприятия по строительству сетей в инвестиционную программу МУП «Ухтаводоканал». В ответе администрация указала, что в бюджете МОГО «Ухта» средства на эти цели не предусмотрены.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Качан Ю.Г. и Корепанов Ю.А.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении уточненных требований.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения требований прокурора, указав, что решение данного вопроса является преждевременным, денежные средства в бюджете не заложены, срок недостаточный.
Третье лицо Корепанов Ю.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, сообщил, что готов финансировать часть затрат на строительство сетей.
МУП «Ухтаводоканал», Качан Ю.Г. в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (п. 3).
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого дома, под которой понимается наличие в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в частности, холодного водоснабжения, которое определено как круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Жилищный кодекс определяет, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке предусмотренными федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
Одной из предоставляемых гражданам коммунальных услуг является водоснабжение.
Согласно ст.2 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
В силу ст.7 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Статья 2 Градостроительного Кодекса РФ определяет, что градостроительная деятельность должна вестись на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п. 4), с соблюдением требований технических регламентов (п. 7).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно ст.38 Закона «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Вышеуказанные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, а также общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Судом установлено, что в индивидуальных жилых домах на улицах .... зарегистрированы .... человек.
Обеспечение холодным водоснабжением указанных жителей осуществляется только подвозом холодной воды в цистернах автотранспортом МУП «Ухтаводоканал».
Приказом №98/5 от 11.12.2013 года Службы Республики Коми по тарифам утверждена инвестиционная программа МУП «Ухтаводоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Ответом администрации МОГО «Ухта» от <...> г. на обращение К.. администрация сообщила, что для включения индивидуальных жилых домов по адресу .... в инвестиционную программу МУП «Ухтаводоканал» с целью подключения их к системе централизованного водоснабжения и водоотведения необходимо разработать проект квартальных сетей с возможными точками подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Водопроводные и канализационные сети на территории данного поселения отсутствуют. Жилищный фонд по адресу: .... в реестре муниципальной собственности не числится. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, средства из бюджета муниципального образования могут направляться на объекты, находящиеся в муниципальной казне, в противном случае данные действия противоречат бюджетному законодательству и расцениваются, как нецелевое использование бюджетных средств.
<...> г. прокурором г.Ухты внесено представление в адрес администрации МОГО «Ухта», где указано, что в генеральном плане МОГО «Ухта» отсутствуют данные о планировании централизованного водоснабжения на улицах ...., проект инженерного обеспечения указанных улиц, с <...> г. администрация в этом вопросе бездействует, централизованное водоснабжение не организовано.
В ответе на представление администрация МОГО «Ухта» от <...> г. сообщила, что средства на организацию централизованного водоснабжения в бюджете не предусмотрены, дано поручение МУ УКС о направлении запроса в МУП «Ухтаводоканал» на получение технических условий.
<...> г. МУ УКС в МУП «Ухтаводоканал» были получены технические условия на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения индивидуальных жилых домов на .... земельном участке по адресу строительства: ...., сроком действия до <...> г..
В отзыве на исковое заявление МУП «Ухтаводоканал» пояснило, что на основании выданных технических условий администрации МОГО «Ухта» необходимо разработать проектно-сметную документацию на строительство сетей и предоставить ее в МУП «Ухтаводоканал» на согласование. После получения положительного заключения экспертизы на проектно-сметную документацию и заявления администрации МОГО «Ухта» в адрес Комитета по тарифам возможно включение мероприятий по строительству сетей в инвестиционную программу МУП «Ухтаводоканал». В случае включения мероприятий в инвестиционную программу МУП «Ухтаводоканал» строительство квартальных сетей будет осуществляться за счет платы, внесенной за непосредственное подключение, а для подключения каждого дома к квартальной сети необходимо каждому собственнику дома обратиться в МУП «Ухтаводоканал» с заявлением о выдаче технических условий на подключение их домов.
В судебном заседании представитель МУП «Ухтаводоканал» суду сообщила, что организация централизованного водоснабжения возможна также и без участия администрации в инвестиционной программе, за счет денежных средств местного бюджета.
Факт отсутствия централизованного водоснабжения улиц .... установлен материалами дела и не оспаривался ответчиком. При этом, суд полагает, что получение технических условий на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения не может служить доказательством надлежащего исполнения своих обязанностей органом местного самоуправления по организации улиц .... централизованным водоснабжением.
Доказательств невозможности организации централизованного водоснабжения суду не предоставлено, поэтому обеспечение подвоза питьевой воды к домам по улицам .... является временной мерой и не может подменять обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоснабжения на указанных улицах.
Довод ответчика о том, что обращение прокурора в суд является преждевременным, суд признает несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что действенных мер по вопросу об организации централизованного водоснабжения администрацией МОГО «Ухта» не принимается с 2006 года, денежные средства в бюджет на эти цели не закладываются, не смотря на то, что Жилищный кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан (п. 2 ст. 2), а ст.86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования по вопросу принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Достаточным и разумным сроком исполнения решения суда суд полагает срок до 01.01.2024 года, поскольку каких-либо объективных причин, препятствующих ответчиком исполнить возложенные на них обязанности в данной области, либо доказательства принятия своевременных мер, - не представлено.
Кроме того, в силу ст. 434 ГПК Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Оценив исследованные доказательства с учетом приведенных норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Ухты исковых требований с установлением срока исполнения решения суда до <...> г..
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Ухты удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» в срок до <...> г. организовать централизованное водоснабжение улиц 1.... водой питьевого качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 24.01.2022 года
Судья - Е.В. Савинкина