Дело № 2-3369/2020
22RS0068-01-2020-004152-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Поповой Н.Н.,
при секретаре Гулидовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на получение страховой пенсии, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на получение страховой пенсии, назначении пенсии. В обоснование требований указала, что в связи с достижением пенсионного возраста, 07.10.2019 истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле, Алтайского края, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К заявлению приложила документы, подтверждающие условия назначения пенсии, а именно, трудовую книжку, справки о стаже и заработной плате, свидетельство о рождении ребёнка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выписки из актов освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, документы подтверждающие период ухода за ребёнком-инвалидом, постановление о назначении ФИО1 опекуном на возмездной основе над несовершеннолетней ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью № от ДД.ММ.ГГГГ, личное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из лицевого счета застрахованного лица. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в ....№.1.6 от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано. УПФР в .... не учтено, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ истцу был 51 год. В соответствии с Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» родителям (опекунам) инвалидов с детства предусмотрено льготное пенсионное обеспечение. Страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на один год за каждые полтора года опеки. В решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости как опекуну ребёнка-инвалида, ответчик указывает на отсутствие права на установление такой пенсии. Истец не согласна с такой позицией ответчика, поскольку право на установление страховой пенсии по старости распространяется не только на родителей, но и опекуна инвалида с детства, исходя из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 996-0. Истец является опекуном ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ Минтрудсоцзащитой АК истцу установлен статус «Многодетная семья», что подтверждается справкой многодетной семьи № от ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство открывает ещё одно основание для назначения истцу страховой пенсии по старости, так как многодетные матери получают право на досрочный выход на пенсию в зависимости от количества детей.
На основании изложенного, истец просит признать решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле, Алтайского края № 200.1.6. от 15.10.2019 и № 205.1.2 от 01.11.2018 об отказе в назначении пенсии недействительными, признать право на получение страховой пенсии по старости с 30.07.2018. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края назначить страховую пенсию досрочно, с даты первого обращения за ее назначением 30.07.2018.
В судебном заседании истец и ее представитель на удовлетворении иска настаивали, ссылаясь на доводы искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в иске отказать, ссылаясь на позицию, изложенную в письменном отзыве, который приобщен в дело.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в редакции от 27.12.2018).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичное положение содержалось в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года.
Как установлено судом, 30.07.2018 ФИО10 обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР от 01.11.2018 № 205.1.2 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия права.
При этом указано, что согласно представленным документам ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится под опекой с 16.01.2014. Продолжительность опеки от ее установления до обращения опекуном за установлением страховой пенсии по старости составила 4 года 6 месяцев 14 дней. Снижение возраста выхода ФИО10 на досрочную пенсию должно быть произведено на 3 года, то есть право на установление пенсии ФИО10 приобретет в 52 года.
07.10.2019 ФИО10 повторно обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР от 15.10.2019 № 200.1.6 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия права.
В решении указано, что согласно представленным документам ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится под опекой с 16.01.2014. Продолжительность опеки от ее установления до обращения опекуном за установлением страховой пенсии по старости составила 5 лет 8 месяцев 22 дня. Снижение возраста выхода ФИО10 на досрочную пенсию должно быть произведено на 3 года, то есть право на установление пенсии ФИО10 отсутствует. Продолжительность опеки 16.01.2020 от ее установления составит 6 лет. Снижение возраста выхода ФИО10 на досрочную страховую пенсию должно быть произведено на 4 года, то есть право на установление пенсии ФИО10 возникнет 16.01.2020.
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 03.11.2009 года N 1365-О-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке.
В отзыве на исковое заявление УПФР в .... указано, что согласно представленной справке МСЭ-2009 №ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имела статус ребенка-инвалида до ДД.ММ.ГГГГ. В то время как постановлением администрации ....№ФИО1 была назначена опекуном ФИО3 только ДД.ММ.ГГГГ. Из чего следует, что фактически ФИО1 не являлась опекуном ребенка-инвалида и соответственно права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по данному основанию не имеет.
Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признавалась ребенком-инвалидом в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При переосвидетельствовании категория "ребенок-инвалид" не установлена, что подтверждается самим истцом.
Согласно справке администрации .... выданной ФИО1 несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, передана на воспитание в приемную семью на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно справке УПФР в ....ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла уход за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ребенком-инвалидом, зарегистрированной по адресу .....
Постановлением администрации ....№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена опекуном на возмездной основе над несовершеннолетней ФИО2
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 г. N 288-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.А.А. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", несмотря на то что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации), опекуны и приемные родители инвалидов с детства обладают различным правовым статусом.
Следовательно, как указано в данном Определении, осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии опекунам и приемным родителям детей-инвалидов не может рассматриваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства и нарушающее права приемных родителей.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что касается опекунов инвалидов с детства, то правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. При этом право на досрочное назначение пенсии по старости имеют как опекуны инвалидов с детства, которые являются таковыми на момент обращения за пенсией, так и лица, которые ранее являлись опекунами инвалидов с детства, но на момент назначения пенсии таковыми не являются.
Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 г. N 2710-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Е.В.А. на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", где указано, что правовое значение для снижения опекунам инвалидов с детства общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О).
Из материалов дела следует, что опека над ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена с 16.01.2014, статус "ребенок-инвалид" ФИО11 имеет с 12.02.2008 по 01.03.2012, то есть, правовых оснований для обязания ответчика назначить истцу, ФИО10 обратившейся в пенсионные органы, досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона "О страховых пенсиях" не имеется.
Кроме того, из договора о передаче ребенка (детей) на воспитанию в приемную семью № 3 от 24.08.2007 не усматривается о назначении ФИО10 опекуном над несовершеннолетней. В договоре о приемной семье № 7 от 24.06.2013 в п. 2.1 имеется указание на то, что приемный родитель по отношению к приемным детям обладает правами и обязанностями опекуна, однако данный договор составлен после 01.03.2012.
В судебном заседании истец также ссылалась на наличие статуса многодетной семьи, в связи с чем истец как многодетная мать также имеет право на досрочный выход на пенсии.
В материалы дела представлена справка Управления социальной защиты населения по ....№ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлен статус «Многодетная семья», состав семьи ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Также в материалы дела на каждого ребенка представлены свидетельства о рождении детей, приказы об установлении опеки над детьми, свидетельства о регистрации по месту жительства ....Б.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 лет.
Из смысла приведенной правовой нормы следует, что специальным условием для досрочного установления страховой пенсии по старости женщине, родившей пять и более детей, является необходимость их воспитания до восьмилетнего возраста. В случае если многодетная мать не воспитала каждого из пятерых детей до восьми лет, она не приобретает право на досрочную страховую пенсию по старости.
Учитывая изложенное, юридически значимым обстоятельством является факт рождения и воспитания детей, однако в настоящем деле ФИО10 не подтвердила факт рождения детей.
В данном случае истец не относится к тому кругу лиц, которым может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как данная норма права распространяет свое действие только на женщин, родивших пять и более детей.
Наличие статуса "многодетная семья" не может служить основанием для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на получение страховой пенсии, назначении пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.
Председательствующий Н.Н. Попова
ВЕРНО
Судья_______________________Н.Н.Попова
Секретарь___________________А.ФИО12