УИД: 59RS0004-01-2021-004782-54
Дело № 2-3369/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Алиевой Н.И.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Кондрашина Д.Л., действующего на основании удостоверения,
представителя ответчиков администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Мышкиной А.А., действующей на основании доверенностей,
представителя ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Иньковой С.С., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации Мотовилихинского района г. Перми Балаша Р.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении обязанностей,
установил:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении обязанности в порядке, установленном п. 3 ст. 225 ГК РФ, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйных сетей теплоснабжения по участкамтрубопроводов, расположенных на территории города Перми: сеть теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 35 метров; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 25 метров; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1, ориентировочной протяженностью 37 метров; возложении обязанности на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети теплоснабжения.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, ранее в отношении указанный сетей теплоснабжения администрацией Мотовилихинского района г. Перми в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми направлялась документация о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность. Вместе с тем до настоящего времени данные сети теплоснабжения в муниципальную собственность не приняты. Из ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми следует, что указанные сети теплоснабжения не приняты в муниципальную собственность в связи с тем, что данные сети работают только на административные здания и сооружения, жилищный фонд не обслуживают. При этом в ответе указано о целесообразности принятия в муниципальную собственность сеть теплоснабжения до стены здания №39 по ул. Восстания г. Перми (корпус ГБУЗ ПК «Пермская краевая инфекционная больница), которое является административным зданием. Бездействие департамента жилищно-коммунального хозяйства, являющегося функциональным органом администрации г. Перми по определению специализированных организаций, которые будут содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозные сети теплоснабжения, а также указание на нецелесообразность приобретения бесхозяйных сетей теплоснабжения в муниципальную собственность г. Перми приведет к ненадлежащей подготовке тепловых сетей к отопительному периоду 2021-2022, с учетом неудовлетворительного состояния указанных сетей. С учетом того, что здания № 50 по ул. Восстания (Мотовилихинский районный суд г. Перми), № 5 по ул. 1905 года (Мотовилихинский районный суд г. Перми), № 4а по ул. Висимская (религиозная организация «Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь Пермской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат)») г. Перми посещают неопределенный круг лиц. Кроме того приостановка деятельности Мотовилихинского районного суда г. Перми, религиозной организации в связи с ненадлежащим состоянием тепловых сетей, отсутствия закрепленной эксплуатирующей организации может привести в сбою работы государственных органов, повышению социальной напряженности при ограничении посещения религиозной организации.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что отказ администрации г. Перми мотивирован тем, что теплосети обслуживают нежилые помещения. Федеральный закон «О теплоснабжении» не связывает действия администрации г. Перми в зависимости от собственника земельного участка, где расположены бесхозяйные объекты коммунальных сетей. На данных сетях теплоснабжения неоднократно происходили аварийные ситуации, вследствие которых Мотовилихинский районный суд г. Перми и монастырь оставались без теплоснабжения. Земельные участки, на которых располагаются спорные теплосети, переданы в пользование, собственником является администрация г. Перми. Считает, что позиция департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми не соответствует требованиям закона.
Представители ответчиковв судебном заседании возражали против исковых требований, поскольку полагают, что данные теплосети не являются бесхозяйными, принадлежат собственникам зданий. Управление судебного департамента в Пермском крае обязано эксплуатировать инженерные коммуникации, относящиеся к зданию Мотовилихинского районного суда г. Перми. Земельный участок, по которому проходят теплосети принадлежит религиозной организации, в связи с чем данная сеть не является бесхозной.
Представитель третьего лица администрации Мотовилихинского района г. Перми в судебном заседании решение по заявленным исковым требованиям оставила на усмотрение суда.
Третье лицо ООО «ПСК» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
От представителя третьего лица департамент имущественных отношений администрации г. Перми Дацун Е.В. поступило заявление, из которого следует, что представитель третьего лица поддерживает позицию ответчиков; просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований.
Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п. 27 ст. 2 Федерального закона от от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п.3.2.6.9 Типового положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, администрация района проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми (далее - бесхозяйный объект) и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.
В соответствии с п. 2.2 Регламента результатом взаимодействия функциональных и территориальных органов является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - уполномоченный орган), и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.
Кроме того, Регламентом предусмотрено, что Территориальный орган администрации г. Перми (п. 3.2.2)в течение 3 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа от права собственности физического или юридического лица на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а в случае если объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, относится к объектам газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерно-технического обеспечения), дополнительно - в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с объектом инженерно-технического обеспечения (далее - специализированная организация).
Совместное обследование объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.
По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект (наименование, местоположение, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии). Для объектов инженерно-технического обеспечения дополнительно:
в акте осмотра технического состояния объекта устанавливается организация, сети которой непосредственно соединены с объектами инженерно-технического обеспечения;
составляется схема объекта в масштабе не менее 1:1000.
Акт осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется и подписывается всеми участниками осмотра в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра.
Пунктом 3.2.3 Регламента установлено, что в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:
документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрировано;
документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества;
документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.
Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.
После поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган документы для получения заключения предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 Регламента, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию) (п. 3.2.4 Регламента).
В течение 90 дней с даты получения положительного заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него (п. 3.2.5 Регламента).
Функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта в течение 7 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и департамент заключение о (об): обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект (п. 3.3.1 Регламента).
Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 Регламента:
в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, направляет для подписания гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ), подписанный передаточный акт на эксплуатацию указанных объектов до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно положениямп. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента об определении теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 3.4.2 Регламента).
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.
В соответствии с п. 1.1 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - Департамент) является функциональным органом администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.1.15 Положения, департамент обеспечивает содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.
В судебном заседании установлено, чтосети теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Висимская, 4а до К-564-8-3-1 в чьей-либо собственности не находятся.
Распоряжением главы г. Перми № 2000 судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации предоставлен земельный участок площадью 3401,76 кв.м. под здания суда, служебные гаражи и здания гражданской коллегии по ул. 1905 года, д. 5 в Мотовилихинском районе за счет ранее предоставленных земель.
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 18.02.2000 № 331-р за государственным учреждением «Управление судебного департамента в Пермской области» закреплено имущество, являющееся государственной собственностью Российской Федерации согласно перечню и балансу по состоянию на 01.10.1999 на праве оперативного управления.
Распоряжением главы г. Перми от 25.07.2000 № 2164-р управлению судебного департамента при Верховном суде российской Федерации в Пермской области предоставлено земельный участок площадью 3372,73 кв.м. под здания по ул. 1905 года, д. 5 и по ул. Восстания, д. 50 в Мотовилихинском районе за счет ранее предоставленных городских земель.
Из письма Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 12.07.2021 № 059-22-01-20/3-2472 следует, что по ул. Висимская, д. 4а, выданы следующие разрешения: от 03.11.1998 № 250/98 – реконструкция здания церкви Святой Троицы; от 14.09.1999 № 250/98 – реконструкция здания церкви Святой Троицы, прокладка водопровода; от 27.08.2002 № 250/1998 – реконструкция здания церкви Святой Троицы, прокладка водопровода.
Собственником земельного участка, общей площадью 9654,31 кв.м. по адресу: г. Пермь, ул. Висимская, д. 4а, кадастровый номер 59:01:4211245:0008 является религиозная организация «Свято-Троице Стефанов Мужской монастырь» Пермской Епархии Русской Православной церкви», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.10.2006, сведениями из ЕГРП.
Из письма ООО «ПСК» от 20.07.2021 № 510191-04-03514 следует, что технические условия и акты об исполнении технических условий на подключение к системе теплоснабжения, объектов «Административные здания», расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Восстания. Д. 50, ул. Висимская, д. 4а, ул. 1905 года. Д. 5 ООО «ПСК» не выдавались.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.01.2020 сведения об объектах недвижимости: сеть теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 35 метров; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 25 метров; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1 отсутствуют (л.д. 9-11).
Из акта осмотра объекта инженерно-технического обеспечения от 09.09.2020 следует, что текущее техническое состояние сети теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, д. 5 до К-564-8-7 неудовлетворительное (л.д. 14-15).
Из акта осмотра объекта инженерно-технического обеспечения от 09.09.2020 следует, что текущее техническое состояние сети теплоснабжения от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7 неудовлетворительное (л.д. 16-17).
Из акта осмотра объекта инженерно-технического обеспечения от 09.09.2020 следует, что текущее техническое состояние сети теплоснабжения от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1 неудовлетворительное (л.д. 12-13).
17.09.2020 администрация Мотовилихинского района г. Перми обращалась в адрес департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми с просьбой подготовить заключение о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, в том числе: сеть теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1 (л.д. 7-8).
Из письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 20.02.2020 следует, что сведения, в том числе о сетях теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Висимская, 4а до К-564-8-3-1 по состоянию на 19.02.2020 в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствуют (л.д. 19-20).
Из письма по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 03.03.2020 следует, что сети теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Висимская, 4а до К-564-8-3-1 по состоянию на 19.02.2020 в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются (л.д. 21-22).
Из письма ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» следует, что сети теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Висимская, 4а до К-564-8-3-1 в хозяйственной ведении ПМУП «ГКТХ» не числятся, на балансе не состоят (л.д. 23-25).
Из писем ООО «ПСК» следует, что сети теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Висимская, 4адо К-564-8-3-1 на балансе не числятся (л.д. 26, 29-30).
Из писем департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 21.07.2021, от 03.02.2020 следует, что сети теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, от стены здания по ул. Висимская, 4а до К-564-8-3-1 в реестре государственной собственности не числится (л.д. 27-28).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорные участки сетей теплоснабжения являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственники не установлены, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН сведений о правообладателях не имеются; сведений о том, что данные объекты значатся в реестре муниципальной собственности суду также не представлено. Отсутствие собственников сетей, а также обслуживающей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности сетей, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, утечкам содержимого сетей, что может повлечь неблагоприятные последствия для граждан. Кроме того, отсутствие титульного собственника спорных объектов и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанных объектов недвижимости может повлечь несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, возникновению споров между хозяйствующими субъектами относительно полномочий по эксплуатации этого имущества.
Таким образом, принимая во внимание, что орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него обязанность и не принимает необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет, суд считает требования прокурора Мотовилихинского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что спорные сети являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих в нежилые помещения соответствующий ресурс, а также являются единым недвижимым комплексом, основаны на неверном толковании действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Факт того, что спорные участки сети являются бесхозяйным, не опровергнут, а факт использования сети поставщиком соответствующего ресурса не является достаточным основанием для признания сети принадлежащим ему либо лицам, для обслуживания которых данный участок сети служит.
Согласно п. 127 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 основанием для внесения записи в Единый Государственный реестр прав при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, являются реквизиты заявления органа местного самоуправления, а если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - реквизиты заявления уполномоченного государственного органа соответствующего города федерального значения о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Обращение в регистрирующий орган входит в компетенцию администрации города Перми, которой в нарушение требований законодательства не приняты меры по принятию на учет спорных участков тепловой сети в качестве бесхозяйной.
Также прокурором заявлены исковые требования о возложении на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми обязанности определить специализированную организацию, которая может содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети теплоснабжения, по участкам трубопроводов, расположенных на территории города Перми: сеть теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 35 метров; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 25 метров; сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1, ориентировочной протяженностью 37 метров.
Решением Пермской городской Думы №138 от 26.06.2012 утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.
Согласно пункту 1.1 Положения, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.1.15 Положения, департамент обеспечивает содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в отношении вышеуказанных бесхозяйных транзитных сетей специализированная организация, которая будет их содержать и обслуживать (эксплуатировать), не определена.
Принимая во внимание нормы Регламента и Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, суд считает, что обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные транзитные сети, следует возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, как уполномоченный функциональный орган администрации г. Перми.
Довод представителя ответчиков о том, что в случае удовлетворения исковых требований должен быть установлен срок исполнения, суд находит несостоятельным.
Решение исполняется по правилам ст. 210 ГПК РФ, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию города Перми обязанность в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйных сетей теплоснабжения по участкам трубопроводов, расположенных на территории города Перми:
- сеть теплоснабжения от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 35 метров;
- сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 25 метров;
- сеть теплоснабжения от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1, ориентировочной протяженностью 37 метров.
Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети теплоснабжения: от стены здания по ул. 1905 года, 5 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 35 метров; от стены здания по ул. Восстания, 50 до К-564-8-7, ориентировочной протяженностью 25 метров; от стены здания по ул. Висимской, 4а до К-564-8-3-1, ориентировочной протяженностью 37 метров.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2021
Подлинное определение вшито в материалы гражданского дела № 2-3369/2021
Ленинского районного суда г. Перми