ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/17 от 31.05.2017 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-336/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Плесецк 31 мая 2017 года.

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Косовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству образования и науки Архангельской области о взыскании сумм премий,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом уточненных требований к министерству образования и науки Архангельской области о взыскании сумм премий за качественное руководство учреждением в третьем квартале 2016 года и за качественное руководство учреждением в октябре и ноябре 2016 года, мотивируя свои доводы тем, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в государственном <данные изъяты>» в должности директора и была уволена в связи с истечением срока трудового договора. Распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л ей была установлена премия за качественное руководство учреждением в третьем квартале 2016 года. Размер премии пропорционально отработанному времени после удержания НДФЛ составил <данные изъяты>. Между тем, указанная премия ей выплачена не была со ссылкой на то обстоятельство, что у учреждения возникла задолженность перед работниками по заработной плате за декабрь 2016 года. Задолженность по заработной плате возникла не по ее вине, а в связи с увеличением минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и отсутствием соответствующего финансирования из министерства образования и науки Архангельской области. Также ей не была выплачена премия за работу в четвертом квартале 2016 года. Премия за 4 квартал 2016 года была установлена заместителю руководителя, которая приступила к исполнению обязанностей руководителя учреждения только с ДД.ММ.ГГГГ. Просила взыскать с работодателя в ее пользу премию за качественное руководство учреждением в третьем квартале 2016 года в размере <данные изъяты> и премию за качественное руководство учреждения в четвертом квартале 2016 года, а именно в октябре и ноябре 2016 года.

В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и министерством образования и науки Архангельской области, она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности директора <данные изъяты>». Распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л ей была установлена премия за качественное руководство учреждением в третьем квартале 2016 года в размере <данные изъяты>, которая должна начисляться в течение четвертого квартала 2016 года ежемесячно с учетом районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде. На основании указанного распоряжения ей была начислена премия в октябре, ноябре и декабре 2016 года, общий размер которой после удержания НДФЛ составил <данные изъяты>. В выданных ей расчетных листках имеет информация о начислении премии в указанном размере. Между тем, данная премия ей фактически выплачена не была. При ее увольнении ДД.ММ.ГГГГ ей пояснили, что премия ей не будет выплачена в связи с тем, что у учреждения возникла задолженность перед работниками по заработной плате за декабрь 2016 года. Задолженность по заработной плате возникла не по ее вине, так как с ДД.ММ.ГГГГ увеличился минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации, и ей пришлось начислять заработную плату работникам в соответствии с повышенным размером МРОТ, в то время как денежные средства на увеличение заработной платы из министерства образования и науки Архангельской области не поступали. Распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л была установлена премия за качественное руководство учреждением в четвертом квартале 2016 года в размере <данные изъяты> исполняющему обязанности директора <данные изъяты>» С.А.В. Начисление премии должно производиться в течение первого квартала 2017 года ежемесячно пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде. При этом, в четвертом квартале 2016 года директором <данные изъяты>» являлась она, а не С.А.В., которая приступила к исполнению обязанностей директора учреждения лишь с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что установленная распоряжением Министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГС.А.В. премия за качественное руководство учреждением в четвертом квартале 2016 года, а именно за октябрь и ноябрь 2016 года также должна быть начислена ей пропорционально фактически отработанному в четвертом квартале времени.

Представитель ответчика министерства образования и науки Архангельской области ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л лишь установлен размер премии ФИО1 за качественное руководство <данные изъяты>» в третьем квартале 2016 года, а ее выплата должна была бы производиться непосредственно учреждением при соблюдении условий, установленных п. 1.4 Порядка осуществления отдельных видов выплат стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству образования и науки Архангельской области, утвержденного распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ, и пункта 5.7 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 54 Отраслевого примерного положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, премии за качественное руководство государственным бюджетным учреждением начисляются на основании распоряжений министерства образования и науки Архангельской области пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде. Данные премии начисляются ежемесячно в размерах, которые определены исходя из количества баллов, полученных руководителем в расчетном периоде, которым является календарный квартал. Следовательно, по результатам деятельности руководителя за предшествующий квартал ему устанавливается конкретный размер премии, которая выплачивается в текущем квартале ежемесячно с учетом районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Соответственно, за качественное руководство государственным учреждением в третьем квартале 2016 года руководителю устанавливался размер премий, начисление которых должно производиться в течение четвертого квартала 2016 года, а за качественное руководство государственным учреждением в четвертом квартале 2016 года - в течение первого квартала 2017 года. Выплата данных премий должна производиться пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде в пределах фонда оплаты труда учреждения. Полагает, что расчетным периодом в данном случае является период, за работу в котором установлена премия, а премируемым периодом – период, в котором производится начисление и выплата премии. Поэтому премия за работу в третьем квартале 2016 года должна была бы начисляться ежемесячно пропорционально фактически отработанному времени в четвертом квартале 2016 года. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка осуществления отдельных видов выплат стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству образования и науки Архангельской области, утвержденного распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, стимулирующие выплаты руководителям государственных учреждений производятся только при условии платежеспособности соответствующего государственного учреждения в расчетах с третьими лицами и при отсутствии задолженности государственного учреждения перед работниками по заработной плате. Аналогичное условие было предусмотрено и пунктом 5.7 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что у <данные изъяты> возникла задолженность перед работниками по заработной плате за декабрь 2016 года, то есть в премируемом периоде, условия, установленные для осуществления стимулирующих выплат, соблюдены не были. Поэтому суммы премий за качественное руководство государственным учреждением, установленные распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ-л выплате при увольнении истцу не подлежали. По тем же основаниям не подлежит выплате ФИО1 и сумма премии за качественное руководство государственным учреждением в четвертом квартале 2016 года, которая установлена распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ-л исполняющему обязанности директора учреждения на первый квартал 2017 года. При этом, ФИО1 в первом квартале 2017 года фактически отработан 1 календарный день - ДД.ММ.ГГГГ, являвшийся также днем ее увольнения, поэтому оснований для начисления премии не имеется. Кроме того, считает, что министерство образования и науки Архангельской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку заработная плата, в том числе стимулирующие выплаты, начисляются и выплачиваются ФИО1 самим учреждением из фонда оплаты труда, поэтому надлежащим ответчиком является <данные изъяты>».

Представитель третьего лица ГБУ АО «<данные изъяты>» ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что на основании распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была установлена премия за качественное руководство учреждением в третьем квартале 2016 года в размере <данные изъяты>, которая начислялась ей в течение четвертого квартала 2016 года ежемесячно с учетом районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде, то есть в третьем квартале 2016 года. Так в октябре 2016 года ФИО1 была начислена указанная премия за июль 2016 года после удержания НДФЛ в размере <данные изъяты>, в ноябре 2016 года начислена премия за август 2016 года после удержания НДФЛ в размере <данные изъяты>, в декабре 2016 года начислена премия за сентябрь 2016 года также в размере <данные изъяты>. Общий размер начисленной премии за работу в третьем квартале 2016 года составил <данные изъяты>. Фактически эта премия не была выплачена ФИО1 ни в четвертом квартале 2016 года, ни при ее увольнении ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в связи с увеличением минимального размера оплаты труда и отсутствием финансирования учреждения возникла задолженность перед работниками по заработной плате. За работу в четвертом квартале 2016 года премия ФИО1 распоряжением министерства образования и науки Архангельской области не устанавливалась, поэтому и не была ей начислена.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между министерством образования и науки Архангельской области и ФИО1, истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ в должности директора <данные изъяты>.

Трудовым договором ФИО1 установлена заработная плата, которая состояла из должностного оклада в размере <данные изъяты> и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

К выплатам стимулирующего характера в силу п. 5.4. трудового договора относятся ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы, премия за выполнение государственного задания, премия за исполнение обязанностей Учреждения, дополнительная премия за организацию и руководство приносящей доход деятельности Учреждения и премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ.

Согласно распоряжению министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с истечением срока трудового договора.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Обеспечение права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

В силу ст. 4 Трудового Кодекса РФ принудительный труд запрещен. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В силу ст. 145 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

В соответствии со ст. 140 Трудового Кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В соответствии со ст. 142 Трудового Кодекса РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

На основании ст. 5 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные учреждения Архангельской области самостоятельно устанавливают системы оплаты труда работников: государственные бюджетные и автономные учреждения Архангельской области – в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и отраслевыми примерными положениями об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области.

Согласно п. 53 Отраслевого примерного положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп (далее – Отраслевое положение) к стимулирующим выплатам, устанавливаемым руководителям и заместителям руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений, относятся: 1) премия за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением; 2) премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ; 3) надбавка за стаж непрерывной работы; 4) премиальная выплата при награждении; 5) надбавка за почетное звание.

В силу п. 54 Отраслевого положения премия за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением устанавливается руководителям, заместителям руководителей государственных бюджетных или автономных учреждений с целью поощрения за общие результаты работы, направленной на надлежащее функционирование государственного бюджетного или автономного учреждения и организацию осуществления им уставных видов деятельности.

Основаниями для начисления премии за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением являются:

достижение показателей качества и объема государственных услуг, показателей качества и объема государственных работ, установленных в государственном задании государственного бюджетного или автономного учреждения;

достижение показателей и критериев эффективности деятельности государственного бюджетного или автономного учреждения, отражающих:

содержание в надлежащем состоянии находящегося у государственного бюджетного или автономного учреждения имущества, обеспечение его сохранности, недопущение ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом имущества в процессе эксплуатации), эффективное использование имущества и строго по целевому назначению;

своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и организаций;

рост средней заработной платы работников государственного бюджетного или автономного учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом (без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства Архангельской области);

своевременную и правильную оплату труда работников государственного бюджетного или автономного учреждения;

обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

своевременное принятие и изменение локальных нормативных актов государственного бюджетного или автономного учреждения, обеспечение их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам Архангельской области, соблюдение установленных требований к организации делопроизводства;

осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Архангельской области, в том числе предъявляемыми к закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного бюджетного или автономного учреждения, ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской отчетности;

выполнение требований пожарной безопасности;

своевременное и полное представление отчетов о результатах деятельности государственного бюджетного или автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества Архангельской области, иных отчетов, обязанность по предоставлению которых возложена на государственное бюджетное и автономное учреждение;

обеспечение достижения ежегодных значений показателей средней заработной платы отдельных категорий работников государственного бюджетного или автономного учреждения, установленных исполнительным органом государственной власти Архангельской области, который от имени Архангельской области осуществляет функции и полномочия учредителя;

направление средств от приносящей доход деятельности на финансирование основной деятельности и развитие (в том числе материально-технической базы) государственного бюджетного или автономного учреждения, на обеспечение достижения ежегодных значений показателей средней заработной платы отдельных категорий работников государственного бюджетного или автономного учреждения;

надлежащее исполнение иных обязанностей, возложенных на государственное бюджетное или автономное учреждение его уставом, а также федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами, иными нормативными правовыми актами Архангельской области.

Перечни показателей и критериев эффективности деятельности государственного бюджетного или автономного учреждения, предусмотренных абзацами четвертым - шестнадцатым настоящего пункта, в отношении руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений определяются распоряжениями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя подведомственных им государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении заместителей руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений - приказами руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений.

Показатели и критерии эффективности деятельности государственного бюджетного или автономного учреждения определяются в баллах за расчетный период. Расчетным периодом является календарный квартал. Эквивалент одного балла может определяться на период, превышающий расчетный период, но не более одного года. Период, за который определяется эквивалент одного балла, может устанавливаться распоряжениями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя подведомственных им государственных бюджетных и автономных учреждений.

Количество баллов за различные показатели и критерии эффективности деятельности государственного бюджетного или автономного учреждения определяется в отношении руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений распоряжениями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя подведомственных им государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении заместителей руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений - приказами руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений.

Премия за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением не начисляется: при нарушении требований к структуре фонда оплаты труда работников государственного бюджетного или автономного учреждения по итогам финансового года (в отношении руководителей государственных бюджетных или автономных учреждений); при применении к работнику дисциплинарного взыскания за дисциплинарные проступки, предусмотренные пунктами 6, 7, 7.1, 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; при прекращении трудового договора с работником по основаниям, предусмотренным пунктами 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Размеры премий за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением определяются на основании собственной информации и информации, поступившей в течение премируемого периода от государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, об основаниях для начисления премии за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением: распоряжениями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя, - в отношении руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений.

Премии за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением начисляются в абсолютных размерах пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде.

Премии за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением начисляются ежемесячно (ежемесячные премии за качественное руководство государственным бюджетным или автономным учреждением).

В соответствии с п. 1.2 Порядка осуществления отдельных видов выплат стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству образования и науки Архангельской области, утвержденного распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), к выплата стимулирующего характера (стимулирующим выплата), устанавливаемым руководителям государственных учреждений, относится, в том числе, премия за качественное руководство государственным учреждением.

Согласно п. 1.4 Порядка стимулирующие выплаты руководителям государственных учреждений производятся только при условии платежеспособности соответствующего государственного учреждения в расчетах с третьими лицами и при отсутствии задолженности государственного учреждения перед работниками по заработной плате.

Аналогичное условие предусмотрено и пунктом 5.7 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1

В силу п. 2.1 Порядка премии за качественное руководство государственным учреждением начисляются в абсолютных размерах. Размеры премий за качественное руководство государственным учреждением определяются распоряжениями министерства в отношении руководителей государственных учреждений.

Распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была установлена премия за качественное руководство государственным учреждением в третьем квартале 2016 года в размере <данные изъяты>, которая должна начисляться в течение четвертого квартала 2016 года ежемесячно с учетом районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, пропорционально фактически отработанному времени в премируемом периоде.

Как следует из материалов дела, в том числе расчетных листков, на основании данного распоряжения в октябре 2016 года ФИО1 была начислена указанная премия за июль 2016 года после удержания НДФЛ в размере <данные изъяты>, в ноябре 2016 года начислена премия за август 2016 года после удержания НДФЛ в размере <данные изъяты>, в декабре 2016 года начислена премия за сентябрь 2016 года также в размере <данные изъяты>. Общий размер начисленной премии за работу в третьем квартале 2016 года после удержания НДФЛ составил <данные изъяты>.

Фактически эта премия не была выплачена ФИО1 ни в четвертом квартале 2016 года, ни при ее увольнении ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списками на зачисление на счета «зарплатных» карт и не оспаривается ответчиком.

На момент издания распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л оснований, предусмотренных вышеуказанными Отраслевым положением и Порядком, для отказа в установлении ФИО1 премии за качественное руководство государственным учреждением в 3 квартале 2016 года выявлено не было.

Как следует из пояснений сторон, задолженность по заработной плате перед работниками возникла у <данные изъяты>» за декабрь 2016 года, то есть в четвертом квартале 2016 года.

К дисциплинарной ответственности в 3 квартале 2016 года ФИО1 не привлекалась.

Распоряжений об отмене распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л об установлении ФИО1 премии за качественное руководство учреждением в 3 квартале 2016 года не издавалось.

Премия за качественное руководство учреждением в 3 квартале 2016 года была начислена ФИО1, в связи с чем подлежит выплате ей в полном объеме, то есть в размере <данные изъяты>.

Доводы представителя ответчика о том, что премируемым периодом является период, в котором выплачивается премия, и поскольку в этом периоде возникла задолженность по заработной плате, то премия не подлежит выплате, свидетельствуют о неверном толковании норм трудового законодательства и Отраслевого положения.

Также являются несостоятельными и доводы представителя ответчика о том, что министерство образования и науки Архангельской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как работодателем ФИО1 является именно министерство образования и науки Архангельской области, и именно министерство издает распоряжения об установлении руководителю государственного учреждения премии.

Премия за качественное руководство учреждением в 4 квартале 2016 года ФИО1 не устанавливалась и не начислялась.

Распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-л премия за качественное руководство государственным учреждением в 4 квартале 2016 года установлена исполняющему обязанности директора <данные изъяты>» С.А.В.

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (ст. ст. 146, 147, 148, 149 Трудового кодекса РФ);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Исходя из буквального толкования указанных правовых норм в их взаимосвязи, в соответствии с действующим законодательством премии не являются обязательными, гарантированными и безусловными выплатами, носят стимулирующий характер. Выплата данных сумм работнику является правом работодателя, а не его обязанностью.

Распоряжения о выплате истцу премии за качественное руководство учреждением в 4 квартале 2016 года в порядке, установленном Отраслевым положением и Порядком осуществления отдельных видов выплат стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству образования и науки Архангельской области, работодателем издано не было. Между тем, именно в компетенцию работодателя входит оценка трудовой деятельности работника.

При этом, в четвертом квартале 2016 года возникла задолженность <данные изъяты>» перед работниками по выплате заработной плате, что является основанием для отказа в установлении руководителю учреждения премии за качественное руководство учреждением.

Поскольку выплата премий работникам является правом работодателя, соответствующего решения о выплате истцу указанной суммы принято не было, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании суммы премии за качественное руководство учреждением в 4 квартале 2016 года не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к министерству образования и науки Архангельской области о взыскании сумм премий удовлетворить частично.

Взыскать с министерства образования и науки Архангельской области в пользу ФИО1 задолженность по начисленной, но не выплаченной сумме денежной премии за качественное руководство учреждением в третьем квартале 2016 года в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству образования и науки Архангельской области о взыскании суммы премии за качественное руководство учреждением в четвертом квартале 2016 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 июня 2017 года.

Председательствующий Р.А. Куйкин.