ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/18 от 06.06.2018 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2-336/2018

г. Зима 06 июня 2018 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Шепшилей Н.Н., с участием истца Петровой Л.В., представителей ответчиков Россовой Е.Ю., Усольцевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Петровой Людмилы Владимировны к Министерству труда и занятости Иркутской области, ОГКУ Центр занятости населения г.Зимы о признании незаконным начисления пособия по безработице с применением районного коэффициента 1,2, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице,

установил:

Петрова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и занятости Иркутской области, ОГКУ Центр занятости населения г.Зимы о возложении обязанности при начислении пособия по безработице применять районный коэффициент 1,3. В результате уточнения исковых требований на рассмотрение суда представлены исковые требования Петровой Л.В. к Министерству труда и занятости Иркутской области, ОГКУ Центр занятости населения г.Зимы о признании незаконным начисления пособия по безработице с применением районного коэффициента 1,2, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице.

В обоснование иска указано, что с **.**.** Петрова Л.В. состоит на учете в ЦЗН Зиминского района в качестве безработного, получаемое ею пособие составляет 5880 рублей. При этом при начислении пособия применяется районный коэффициент 1,2. С учетом того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2017 г. №1423 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2018 год» установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей, а также исходя из районного коэффициента 1,2, выплачиваемое ей пособие составляет именно 5880 рублей. Она не согласна с размером выплачиваемого ей пособия и полагает, что при его расчете должен применяться районный коэффициент 1,3. Согласно постановлению главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», на основании п.13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области постановлено: 1. С 1 января 1993 г. установить, выравнив единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,6 - на территории г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов; 1,4 - на территории г.Братска, Братского района; 1,3 - на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации). 2. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов. В связи с вышеуказанным она обратилась с заявлением в Министерство труда и занятости Иркутской области за разъяснением относительно того, на каком оснований при начислении ей пособия применяется районный коэффициент 1,2, вместо установленного 1,3. На её заявление был направлен ответ от **.**.**, в котором было указано, что каких-либо нарушений при начислении ей пособия по безработице допущено не было. В ответе содержались ссылки на Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04 сентября 1964 г. №380/П-18 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 №421/26, согласно которым для г.Зимы утвержден районный коэффициент 1,2. Она с указанным категорически не согласна и считает, что при начислении ей пособия по безработице должен применяться районный коэффициент 1,3, согласно положениям Постановления от 28.01.1993 №9. Финансирование пособий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субвенций. Согласно ч.1 ст. 140 БК РФ, под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Согласно ст.22 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации", мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами РФ. Мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта РФ. Субъекты РФ вправе предусматривать в бюджетах субъектов РФ средства на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. Согласно ст.7.1-1 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения относятся: 1) принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения. Системный анализ указанных выше нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что при начислений ей пособия по безработице должен применяться районный коэффициент 1,3. С учетом уточнения исковых требований Петрова Л.В. просила признать незаконным начисление ей пособия по безработице с применением районного коэффициента 1,2, возложить на ОГКУ Центр занятости населения г.Зимы произвести перерасчет начисленного ей пособия по безработице за период с **.**.** по **.**.** с учетом районного коэффициента равного 1,3.

Истец Петрова Л.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, пояснив, что постановления от **.**.** и от **.**.**, на которые ссылаются ответчики, не применимы при начислении коэффициента к пособию по безработице, поскольку относятся к непроизводственной отрасли. При определении коэффициента необходимо руководствоваться Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ от **.**.** и ст.316 Трудового кодекса РФ о применении повышенного коэффициента.

Представитель ответчика Министерства труда и занятости Иркутской области Россова Е.Ю., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице относится к полномочию РФ, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, и финансируется за счет субвенций из федерального бюджета. В соответствии с пунктом 2 Методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и <адрес> на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. постановлением Правительства РФ от **.**.**, при определении нормативов затрат на выплату пособия по безработице применяется районный коэффициент к заработной плате, установленный нормативными правовыми актами РФ. Нормативными правовыми актами РФ, применяемыми при определении нормативов затрат на выплату пособия по безработице являются: 1) Постановление Госкомтруда СССР и ПВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»; 2) Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения». Постановлением № 380/П-18 районный коэффициент 1,3 установлен для следующих территорий Иркутской области: Катангский, Нижнеилимский, Казачинско-Ленский, Киренский, Братский, Мамско-Чуйский районы, города Братск, Бодайбо, Усть-Кут. Для иных городов и районов Иркутской области, включая город Зима, Постановлением № 421/26 предусмотрен районный коэффициент 1,2. Постановление главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», является нормативным правовым актом субъекта РФ, устанавливающим дополнительные гарантии рабочим и служащим на предприятиях Иркутской области, соответственно, его положения в части установления повышенных коэффициентов не могут применяться при определении размеров пособия по безработице, финансирование которых осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета. Учитывая изложенное, применение районного коэффициента в размере 1,2 при начислении пособия по безработице гражданам, состоящим на учете в Центре занятости, является правомерным, законные основания для применения районного коэффициента в ином размере у Центра занятости отсутствуют. Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика - директор ОГКУ Центра занятости населения г.Зимы Усольцева Т.В. в судебном заседании поддержала позицию представителя Министерства труда и занятости Иркутской области, в связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст.7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице относится к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, указанного в п.1 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (п.2 ст.7.1 Закона).

Пунктом 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 36, установлено, что субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Федеральной службе по труду и занятости на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе в виде пособия по безработице.

Перечисление субвенции осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов субъектов РФ.

Согласно п.2 указанных Правил, размер субвенций определяется в соответствии с Методикой определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1064.

В соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице гражданам начисляется во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2017 №1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 г.», минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная величина пособия - 4900 руб.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Петрова Л.В. зарегистрирована в качестве безработного в ОГКУ Центр занятости населения г.Зимы с **.**.**, ей начислено и выплачено пособие за период с **.**.** по **.**.** в размере 2940 руб., с **.**.** по **.**.** по 5880 рублей ежемесячно.

Истец ссылается на то, что при начислении пособия по безработице ей незаконно применяют районный коэффициент 1,2, поскольку на основании ст.316 Трудового кодекса РФ и Постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» для г.Зимы установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.

Однако доводы истца основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст.316 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Пунктом 2 указанной выше Методики предусмотрено, что при определении нормативов затрат на выплату пособия по безработице применяется районный коэффициент к заработной плате, установленный нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.01.1969 №421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», утвержден районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенный в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Таким образом, для организаций, финансируемых из федерального бюджета, в Иркутской области утвержден районный коэффициент в размере 1,2.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 №9 для городов и районов юга Иркутской области, включая г.Зима, установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате рабочих и служащих. Однако пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что затраты на выплату установленных районных коэффициентов предприятиям необходимо осуществлять за счет собственных средств, бюджетным организациям - за счет соответствующих бюджетов.

Таким образом, суд считает обоснованными доводы ответчиков о том, что данное Постановление является нормативным правовым актом субъекта РФ, устанавливающим дополнительные гарантии рабочим и служащим на предприятиях Иркутской области, соответственно, его положения в части установления повышенных коэффициентов не могут применяться при определении размеров пособия по безработице, финансирование которых осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета.

При этом суд также отвергает доводы истца о том, что при определении районного коэффициента необходимо руководствоваться Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ от 09.06.2003 №1199-16, поскольку оно содержит указание на размеры коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к которым г. Зима не относится.

При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам в совокупности, суд приходит к выводу о том, что применение районного коэффициента 1,2 при начислении Петровой Л.В. пособия по безработице является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении уточненных исковых требований Петровой Людмилы Владимировны к Министерству труда и занятости Иркутской области, ОГКУ Центр занятости населения г.Зимы о признании незаконным начисления пособия по безработице с применением районного коэффициента 1,2, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Гоголь

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 июня 2018 г.

Судья Ю.Н.Гоголь