ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/19 от 29.03.2019 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-336/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2019 года с. Вавож УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Торхова С.Н.

при секретаре судебного заседания Никитиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Вавожского района УР Осиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» о выделении денежных средств на установку системы видеонаблюдения и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Волипельгинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вавожского района УР обратился в суд с иском к Администрации МО «Вавожский район» о выделении денежных средств на установку системы видеонаблюдения спортивной площадки МОУ «Волипельгинская СОШ» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, к МОУ «Волипельгинская СОШ» о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения спортивной площадки, расположенной по адресу: *** (между детским садом и школой) в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Вавожского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций выявлены нарушения в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Волипельгинская средняя общеобразовательная школа». Установлено, что в МОУ «Волипельгинская СОШ» обучаются несовершеннолетние дети. Образовательный процесс с учащимися организован как в здании организации, так и на ее территории, в частности на спортивной площадке, расположенной по адресу: *** (между детским садом и школой).

Образовательная организация является потенциальным объектом террористических посягательств ввиду пребывания в ней большого количества несовершеннолетних и иных граждан. В связи с изложенным, образовательная организация обязана обеспечить безопасное пребывание в образовательном учреждении детей, чему, в том числе, способствует установка системы видеонаблюдения в местах проведения образовательного процесса.

Установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Образовательной организацией приняты частичные меры по оснащению входной группы здания системой видеонаблюдения. Вместе тем, сооружение в виде спортивной площадки, расположенной по адресу *** (между детским садом и школой), где проводятся занятия по предмету физической культуры, а также различные школьные спортивные мероприятия с массовым пребыванием учащихся системой видеонаблюдения не оснащено.

Негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних при занятии спортом, нарушение права на образование в условиях безопасности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Вавожского района УР Осипова А.В. заявленные требования поддержала, обосновывая их вышеуказанными доводами.

Представитель ответчика Администрации МО «Вавожский район» по доверенности Маринкина А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Вавожского района УР не признала. Представила суду письменные возражения, из которых следует, что расходы по оснащению системой видеонаблюдения образовательных учреждений в бюджете МО «Вавожский район» в 2019 и последующих 2020-2021г.г. не предусмотрены. Просила исковое заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Ответчик - представитель МОУ «Волипельгинская СОШ» в судебное заседание не явился. По его просьбе, адресованной суду в письменном заявлении, дело, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика - директор МОУ «Волипельгинская СОШ» Б.Ю.В. представила суду письменные возражения, из которых следует, что Управлением народного образования Администрации муниципального образования «Вавожский район» проведен анализ выполнения мероприятий по соблюдению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Вавожского района. Для оснащения системного видеонаблюдения и охранного телевидения МОУ «Волипельгинская СОШ» требуется от 200 000 тыс. рублей. В связи с принятием бюджетной сметы на 2019-2021 г.г. в смете не заложены деньги на мероприятие по соблюдению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности. В результате вышеизложенного считает, что установка системы видеонаблюдения в течение трех лет не возможна, просит требования прокурора оставить без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит требования прокурора Вавожского района УР подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а так же восстановление их прав в случаях нарушений.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.п. 1,7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п.п. «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а так же мест с массовым пребыванием людей.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Учитывая изложенное, суд находит необходимым применить положения п.6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10", предписывающего для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Из приложения "В" к Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения.

В соответствии с п.2 и п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Кроме того, в силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российский Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно Уставу МОУ «Волипельгинская СОШ» является общеобразовательным учреждением.

Прокуратурой Вавожского района УР в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций выявлены нарушения в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Волипельгинская средняя общеобразовательная школа». Установлено, что в МОУ «Волипельгинская СОШ» обучаются несовершеннолетние дети. Образовательный процесс с учащимися организован как в здании организации, так и на ее территории, в частности на спортивной площадке, расположенной по адресу: *** (между детским садом и школой).

Образовательной организацией приняты частичные меры по оснащению входной группы здания системой видеонаблюдения. Вместе тем, сооружение в виде спортивной площадки, расположенной по адресу *** (между детским садом и школой), где проводятся занятия по предмету физической культуры, а также различные школьные спортивные мероприятия с массовым пребыванием учащихся системой видеонаблюдения не оснащено, что не позволяет обеспечить контроль и предупреждение террористических актов, создает угрозу жизни и здоровью детей, работников и лиц, посещающих данное учреждение.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательной организации.

Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, поскольку отсутствие системы видеонаблюдения не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данной образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В связи с чем, невыполнение указанных выше требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе и главным образом для несовершеннолетних.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приходит к выводу о том, что установление системы видеонаблюдения на спортивной площадке, расположенной по адресу *** (между детским садом и школой), является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения Администрации МО «Вавожский район» от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Доказательств обратного в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

При таком положении, суд находит требования прокурора Вавожского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Вавожский район» о выделении денежных средств на установку системы видеонаблюдения спортивной площадки МОУ «Волипельгинская СОШ» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, к МОУ «Волипельгинская СОШ» о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения спортивной площадки, расположенной по адресу: *** (между детским садом и школой) в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вавожского района УР в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения спортивной площадки Муниципального образовательного учреждения «Волипельгинская средняя общеобразовательная школа», расположенной по адресу: *** (между детским садом и школой) в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волипельгинская средняя общеобразовательная школа» оборудовать системой видеонаблюдения спортивную площадку, расположенную по адресу: *** (между детским садом и школой) в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2019 года.

Судья С.Н. Торхов