Дело № 2-336/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Ланшаков С.В
при секретаре Есев К.Е
с участием истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 14 февраля 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Т Плюс»/ далее ПАО « Т Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «Т Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет за тепловую энергию за период с 01июля 2018 года по 31 июля 2019 года, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и плату за горячее водоснабжение, а также взыскать уплаченную пошлину при подаче иска. В судебном заседании истец на требованиях настаивал. Представитель ответчика с иском был не согласен. Третьи лица ООО « Сыктывкарская Управляющая компания» и Государственная жилищная инспекция по г Сыктывкару участия в судебном заседании не приняли, ранее ими направлены пояснения на иск.
Заслушав явившихся лиц, исследовав все материалы дела, суд пришел к выводу, что в иске следует отказать по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что кв ... д ... по ул ... принадлежит на праве собственности по 1/3 доле ФИО3, ФИО4 и ФИО1 на основании свидетельств о регистрации права собственности от 2013 года.
ООО «Сыктывкарская управляющая компания» с 01.05. 2018 года осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом (далее МКД) по адресу: ..., ранее дом обслуживал ООО УК « Жилсервис».
Многоквартирный жилой дом по адресу: ... оснащён общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) ВКТ -7 №..., срок поверки которого истек в мае 2018 года По сведениям ПАО « Т Плюс» прибор учета тепловой энергии с апреля 2018 года по июнь 2019 года выведен из эксплуатации по причине неисправного состояния. Срок поверки теплосчетчика истек 04.05. 2018 года.
Исполнителем коммунальной услуги по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирном доме, указанном в обращении, является ПАО «Т Плюс». Между ПАО «Т Плюс» и АО «Коми энергосбытовая компания» заключен агентский договор от ** ** **, по которому начисление и сбор денежных средств за теплоснабжение и горячее водоснабжение выполняет АО «Коми энергосбытовая компания». В связи с заключением агентского договора плата за коммунальную услугу отопления, предоставляемую ПАО «Т Плюс», включается в платежный документ АО «Коми энергосбытовая компания».
Представителями ПАО «Т Плюс» и ООО УК « Жилсервис» составлен акт о не допуске в эксплуатацию ОДПУ в МКД ...... связи с превышением допустимой погрешности с ** ** ** в соответствии с пп. «ж» п. 75 Правил 1034.
07.06. 2018 года ООО « Сыктывкарская Управляющая компания» направило в ПАО « ТПлюс» о предоставлении сведений по срокам эксплуатации общедомового прибора учета в доме ... по ул ... г Сыктывкара.
03.08. 2018 года был получен ответ, что срок поверки теплосчетчика истек 04. 05. 2018 года. В августе 2018 года ООО « Сыктывкарская Управляющая компания « передала счетчик на поверку в ФБУ « Коми ЦСМ» Свидетельство о поверке управляющая компания получила 12.10 2018 года. После поверки счетчик был установлен на место.
Только 19.10 2018 года в адрес ПАО « Т Люс» была направлена заявка о вводе в эксплуатацию теплосчетчика. Заявка, представленная управляющей компанией 19.10. 2018 не содержала в себе никаких требуемых законодательством РФ документов для ввода прибора учета в экплуатацию.
Согласно акта периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя теплосчетчик в доме ... по ул ... был допущен в эксплуатацию с ** ** **..
Таким образом, в период с апреля 2018 года по 1 июля 2019 года общедомовой прибор учета по МКД ... был выведен из эксплуатации.
В соответствии п 59/1/ Правил № 354 в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета расчет тепловой энергии на отопление определяется исходя из среднемесячного потребления за 3 расчетных периода, по истечении 3х расчетных периодов исходя из норматива потребления в силу 60/1 / Правил № 354.
В связи с выходом из эксплуатации общедомового прибора учета / ОДПУ/ МКД ..., ... с апреля 2018 года и отсутствием показаний ОДПУ начиная с апреля 2018 года, корректировка размера платы за отопление в первом квартале 2019 года за 2018 год была проведена в соответствии с Правилами №354, применены фактические показания ОДПУ за период с апреля по июнь 2018 года, с июля 2018 года норматив потребления. В соответствии с Правилами № 354 в первом квартале 2020 года истцу будет произведена корректировка размера платы за ОДПУ за 2019 год, применены показания ОДПУ с июля с июля 2019 года, с даты ввода ОДПУ в эксплуатацию.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности по перерасчету платы за отопление, поскольку расчет платы за отопление истцу производился в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее Правила № 1034).
В соответствии с п. 75 Правил № 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Согласно п. 31 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется расчетным путем, в том числе, в случае неисправности прибора учета, нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил № 354 в МКД, который оборудован ОДПУ и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии (далее - ИПУ), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, в случае в МКД, который оборудован ОДПУ тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3(1), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в 2018 году ОДПУ в МКД ... д ... был выведен из эксплуатации, показания ОДПУ ООО «Сыктывкарская управляющая компания» в адрес ПАО «Т Плюс» не передавались, тем самым, объем потребленной тепловой энергии на цели отопления правомерно предъявлен истцу исходя из норматива потребления, оснований для возложения на ПАО «Т Плюс» обязанности по перерасчету платы за отопление не имеется.
Согласно п. 64 Правил 354 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет, в том числе, свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Эти требования по предоставлению документов управляющей компанией соблюдены не были.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 261 – ФЗ), государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона № 261 - ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491, содержание многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. При этом решение об установке, замене в МКД приборов учета коммунальных ресурсов отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества. (часть 1 статьи 36, статьи 44 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 13 Закона № 261 - ФЗ, статьей 161 ЖК РФ, пункта 11 Правил № 491, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за снег средств, полученных от собственников помещении. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил № 491.
Из материалов дела следует, что ООО «Сыктывкарская управляющая компания», ответственное за содержание МКД и установку приборов учета используемых в МКД энергетических ресурсов, не обеспечило своевременное проведение мероприятий по поверке ОДПУ тепловой энергии МКД.
Между тем, истцом заявлены требования о перерасчете платы за спорный период, требований о возмещении убытков, причиненных бездействием управляющей компании истцом не заявлено.
Актом от 02.04. 2018 года установлено, что с апреля 2018 года в МКД ... д ... осуществляется разбор теплоносителя для нужд горячего водоснабжения по открытой схеме в связи с неисправностью теплообменника и с апреля 2018 года горячее водоснабжение в МКД осуществляется по открытой схеме.
Согласно п 5 Федерального закона от 27.07. 2010 года №190 – ФЗ « О теплоснабжении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения/ горячего водоснабжения/ устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно формулы 23 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении определяется следующим образом :
Pi=Viп*Tхв+Qip*Tт/э
Где
Viп - объем потребленной в жилом илди нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего /квартирного/ прибора учета в и жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется :
В жилом помещении – исходя из нормативов потребления горячей воды и количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении;
В нежилом помещении – из расчета объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
Tхв - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющегося составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду / горячее водоснабжение/;
Qip – объем/количество/ тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в и жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Viп, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Таким образом, горячее водоснабжение состоит из двух компонентов : теплоноситель и тепловая энергия.
В МКД ... с апреля 2018 года открытая система горячего водоснабжения и суд считает, что ПАО « Т Плюс» законно выставляет к оплате объем теплоносителя и и объем тепловой энергии.
Учитывая вышеизложенное, оснований для перерасчета заявителю горячего водоснабжения не имеется.
Так как в иске ФИО1 отказано, то не подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст 193-198 ГПК РФ суд,
решил:
В иске ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет за тепловую энергию и горячее водоснабжение, взыскании государственной пошлины, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2020 года.
Судья С.В Ланшаков.