ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/20 от 29.01.2020 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №*

73RS0№*-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2020 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой И.В.,

при секретаре Хабло А.Н.,

с участием старшего помощника прокурора г. Димитровграда Душковой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Димитровграда Ульяновской области об отмене распоряжения, взыскании не выплаченного ежемесячного денежного поощрения, денежной компенсации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что она работает в должности <данные изъяты>. Распоряжением администрации города от 07.11.2019 №562-р/лс ей снижен коэффициент кратности ежемесячного денежного поощрения с 0,77 до 0,1, а всего заработная плата снижена на <данные изъяты> руб. с 07.11.2019 на постоянный срок за неполное и некачественное выполнение своей должностной инструкции, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также в целях повышения заинтересованности и усиления ответственности должностного лица за выполнением своих должностных обязанностей.

Основанием послужила докладная записка и.о. заместителя Главы города ФИО3 от 25.10.2019 №13-11/527, согласно которой истец систематически не исполняет должностные обязанности, а также не приняла участие в совещаниях – встрече Главы города с депутатами Городской Думы г. Димитровграда 24.10.2019 в 17.30., при этом о необходимости участия в данном совещании ее не оповещали

Считает, что при издании данного распоряжения были грубо нарушены ее трудовые права.

Также ее ознакомили по факту с распоряжением о снижении ежемесячного денежного поощрения, дополнительного соглашения к трудовому договору она не подписывала, в нарушение требований ч.2 ст. 57, ст. 72 ТК РФ. Указанные изменения условий трудового договора не были согласованы с ней и не доведены до ее сведения за 2 месяца до предстоящих изменений, как того требует ст. 74 ТК РФ.

Также отметила, что оплата труда муниципальных служащих регулируется Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Димитровграда, утвержденным решением Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области от 31.10.2018 №4/31. Согласно данному Положению денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты), предусмотренных указанным Положением. К дополнительным выплатам относится, в том числе ежемесячное денежное поощрение, которое выплачивается каждый месяц.

В соответствии с дополнительным соглашением от 04.12.2017 №10/24к ей, как начальнику отдела муниципального контроля администрации города установлена оплата труда, включающая в себя: должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., надбавку за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты> от оклада, надбавку за особые условия муниципальной службы в размере <данные изъяты> от должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере <данные изъяты> должностного оклада, надбавку за классный чин в размере <данные изъяты> руб.

Позднее дополнительным соглашением от 29.03.2018 №11/24, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб.

Ее заработная плата с коэффициентом 0,77 в месяц составляла <данные изъяты> руб. Сейчас с учетом уменьшения до коэффициента 0,1 с 07.11.2019 ее заработная плата составляет <данные изъяты> руб., что на <данные изъяты> руб. меньше. Она воспитывает несовершеннолетних детей, указанная сумма для нее является существенной. Считает, что работодателем нарушены нормы Трудового кодекса РФ.

Также указала на то, что в соответствии с действующим Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Димитровграда размер денежного поощрения может меняться ежемесячно, и должно быть установлено на конкретный период – на месяц, т.е. в ее случае – на период с 07.11.2019 по 07.12.2019, при этом снижение в отношении нее ежемесячного денежного поощрения не носит разовый характер и подпадает под изменение существенных условий трудового договора.

Также нарушена форма документа – вместо представления, как того требует приложение к Положению, руководителем подготовлена докладная записка о снижении ей надбавки.

С распоряжением от 07.11.2019 она была ознакомлена лишь 08.11.2019, т.е. после фактического снижения денежного поощрения.

Факт нарушения установлен и подтвержден Государственной инспекцией труда Ульяновской области.

Просит отменить распоряжение администрации города Димитровграда от 07.11.2019 №562-р/лс «Об изменении размера ежемесячного денежного поощрения ФИО1», взыскать в ее пользу заработную плату, выплаченную не в полном объеме за период с 07.11.2019 по 20.12.2019 в размере <данные изъяты> руб., взыскать денежную компенсацию за период с 08.11.2019 по 20.12.2019 в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Димитровграда ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, указав, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Снижение размера ежемесячного денежного поощрения до 0,1% должностного оклада ФИО1 произведено за систематическое ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и поручений, непринятие участия в совещании – встрече Главы города с Депутатами Городской Думы города Димитровграда 24.10.2019. Учитывая все выявленные обстоятельства, по результатам заключений заседаний комиссий по проведению служебных проверок Глава города принял решение о снижении ежемесячного денежного поощрения истцу, обладая таким правом в соответствии с п.5 статьи 8 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Димитровграда. Доводы истца о несоблюдении администрацией г. Димитровграда срока в части изменения размера ежемесячного денежного поощрения основан на неверном толковании норм права. Нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.

В соответствии со 42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальной службой является деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя ( работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ ««О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии со ст.22 указанного Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 №163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных Законом Ульяновской области №163-ЗО.

В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона Ульяновской области №163-ЗО ежемесячное денежное поощрение относится к дополнительным выплатам. Размеры, условия назначения и порядок осуществления дополнительных выплат устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования, принимаемым по представлению главы местной администрации.

Решением Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области от 31.10.2018 №4/31 утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Димитровграда Ульяновской области.

В соответствии со ст. 1 Положения оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы.

Денежной содержание муниципального служащего состоит муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных Положением.

В соответствии с Положением ежемесячное денежное поощрение является дополнительной выплатой. Порядок установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим г. Димитровграда регулируется ст. 8 Положения.

Согласно ст. 8 Положения выплата ежемесячного денежного поощрения осуществляется в целях повышения заинтересованности муниципальных служащих в результатах профессиональной служебной деятельности, развития творческой инициативы для решения вопросов местного самоуправления, усиления ответственности должностных лиц м специалистов за выполнение своих должностных обязанностей.

Частью 2 статьи 8 Положения определяются показатели для выплаты ежемесячного денежного поощрения. В соответствии с частью 3 статьи 8 Положения ежемесячное денежное поощрение устанавливается с учетом коэффициента кратности должностного оклада муниципального служащего и ограничивается предельными размерами согласно приложению 5 к Положению.

Частью 5 статьи 8 Положения установлено, что размер ежемесячного денежного поощрения может быть изменен (снижен или повышен) муниципальному служащему по представлению непосредственного руководителя по форме согласно приложению 6 к Положению, за исключением муниципальных служащих, находящихся в непосредственном подчинении руководителя соответствующего органа местного самоуправления.

Изменение ежемесячного денежного поощрения производится муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления в пределах, установленных приложением к Положению по замещаемой должности муниципальной службы.

Судом установлено, что ФИО1 с 29.10.2015 назначена на должность муниципальной службы «<данные изъяты>, что подтверждается распоряжением Главы администрации г. Димитровграда Ульяновской области №433-р/лс от 29.10.2015.

Распоряжением Главы города Димитровграда от 07.11.2019 № 562-р/лс ФИО1 с 07.11.2019 понижен коэффициент кратности ежемесячного денежного поощрения с 0,77 до 0,1 должностного оклада в связи с неполным и некачественным выполнением своей должностной инструкции, а также ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, в целях повышения заинтересованности и усиления ответственности должностного лица за выполнением своих должностных обязанностей.

Основанием для указанного распоряжения явились докладная записка, представление и.о. Главы города ФИО3 от 25.10.2019, согласно которым за систематическое ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и поручений исполняющего обязанности заместителя Главы города, а также непринятие участия в совещании – встрече Главы города с депутатами Городской Думы города Димитровграда 24.10.2019 в 17 час. 30 мин., начальнику отдела муниципального контроля ФИО1 предложено снизить размер ежемесячного денежного поощрения до 0,1.

Необходимость участия ФИО1 в мероприятии в виде встречи Главы города с депутатами Городской Думы 24.10.2019 в 17 час. 30 мин. подтверждается соответствующими сведениями в п.42 Плана совещаний и общественно значимых мероприятий Администрации города Димитровграда в период с 21.10.2019 по 27.10.2019.

Систематическое ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и поручений исполняющего обязанности заместителя Главы города начальником отдела муниципального контроля администрации города ФИО1 подтверждается материалами служебных проверок.

Так, из представленной суду копии заключения от 20.09.2019 заседания комиссии по проведению служебной проверки следует, что по результатам рассмотрения докладной записки и.о. заместителя Главы города Димитровграда Ульяновской области ФИО3 от 04.09.2019 по факту систематического неисполнения поручений исполняющего обязанности заместителя Главы города постановлено решение о рекомендации Главе города Димитровграда ФИО4 привлечь <данные изъяты>ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Согласно копии заключения от 22.10.2019 заседания комиссии по проведению служебной проверки следует, что по результатам рассмотрения докладной записки и.о. заместителя Главы города Димитровграда Ульяновской области ФИО3 от 24.09.2019 по факту нарушения сроков и порядка утверждения плана проверок 2020г. постановлено решение рекомендовать снизить ежемесячное денежное поощрение <данные изъяты>ФИО1

В соответствии с представленной суду копией заключения от 20.09.2019 заседания комиссии по проведению служебной проверки следует, что по результатам рассмотрения докладной записки и.о. заместителя Главы города Димитровграда Ульяновской области ФИО3 от 30.08.2019 по факту размещения внутренних служебных документов в сети Интернет постановлено решение о рекомендации Главе города Димитровграда ФИО4 привлечь <данные изъяты>ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Результаты служебных проверок истцом не оспорены, соответствующих требований суду не заявлено.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

В соответствии с п.5 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного решением Городской Думы города Димитровграда 31.10.2018 №4/31, размер ежемесячного денежного поощрения может быть изменен (снижен или повышен) муниципальному служащему по представлению непосредственного руководителя по форме согласно приложению 6, за исключением муниципальных служащих, находящихся в непосредственном подчинении руководителя соответствующего органа местного самоуправления. Изменение ежемесячного денежного поощрения производится муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления или руководителя соответствующего органа местного самоуправления в пределах, установленных приложением 6 к настоящему Положению по замещаемой должности муниципальной службы.

Поскольку по результатам проведения служебных проверок в отношении <данные изъяты>ФИО1 выявлено систематическое ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и поручений исполняющего обязанности заместителя Главы города, чем нарушена ее должностная инструкция, Главой города ФИО4 принято обоснованное решение о понижении истцу коэффициента кратности ежемесячного денежного поощрения с 07.11.2019.

При этом суд учитывает, что руководитель вправе был изменить и снизить истцу размер ежемесячного денежного поощрения вследствие снижения им результатов служебной деятельности, подтвержденного заключением служебной проверок. Снижение произведено на усмотрение руководителя в пределах срока, на который установлена выплата ежемесячного денежного поощрения, а также в установленных пределах коэффициента.

Доводы истца о том, что нарушен порядок снижения ежемесячного денежного поощрения, т.к. размер денежного поощрения может меняться ежемесячно, и должен быть установлен на конкретный период – на месяц, а не на постоянно, суд считает несостоятельными, поскольку ст. 8 Положения, регламентирующая порядок установления размера указанного ежемесячного денежного поощрения, не предусматривает обязанности ежемесячного установления размера (снижения, повышения) указанной выплаты; целью выплаты ежемесячного денежного поощрения является повышение заинтересованности муниципальных служащих в результатах профессиональной служебной деятельности, развития творческой инициативы для решения вопросов местного самоуправления, усиления ответственности должностных лиц и специалистов за выполнение своих должностных обязанностей. С учетом изложенного, возможность изменения, в том числе в сторону повышения размера указанной выплаты в будущем не исключена.

Утверждение истца о нарушении формы документа, послужившего основанием решения вопроса о снижении ей размера ежемесячного денежного поощрения – вместо представления, как того требует приложение к Положению, руководителем подготовлена докладная записка о снижении надбавки, суд признает не состоятельным, поскольку в материалы дела имеется копия указанного документа в форме представления.

То обстоятельство, что по факту отказа ФИО1 от росписи, удостоверяющей ознакомление с оспариваемым распоряжением от 07.11.2019, сотрудниками отдела муниципальной службы и кадров администрации г. Димитровграда составлен акт от 08.11.2019, само по себе не позволяет сделать вывод о незаконности оспариваемого распоряжения.

Доводы истца о том, что не соблюден установленный ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации срок для уведомления о предстоящих изменениях условий трудового договора в части изменения размера ежемесячного денежного поощрения суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

При этом суд исходит из того, что оспариваемым распоряжением указанная выплата не отменена, а изменена ее кратность, что прямо предусмотрено как разделом 5 трудового договора, заключенного между сторонами, так и пунктом 5 статьи 8 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Димитровграда Ульяновской области. Указанные положения не предусматривают и необходимость подписания дополнительного соглашения к трудовому договору.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска о признании распоряжения администрации города от 07.11.2019 №562-р/лс «Об изменении размера ежемесячного денежного поощрения ФИО1» и о взыскании с ответчика в пользу истца указанного поощрения, денежной компенсации надлежит отказать.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку издание распоряжения признано судом законным, вины работодателя не имеется, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда, в связи с чем в удовлетворении данного требования истцу также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 к администрации г. Димитровграда Ульяновской области об отмене распоряжения, взыскании не выплаченного ежемесячного денежного поощрения, денежной компенсации, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, 05.02.2020.

Судья И.В. Евдокимова