ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/2013 от 03.10.2013 Туруханского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Туруханский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре ФИО3, с участием:

заявителя ФИО1, её представителей ФИО6, ФИО7,

представителей <адрес> Совета депутатов – ФИО4, ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 как депутат <адрес> Совета депутатов обратилась в суд с заявлением об установлении факта не проведения в течение трех месяцев подряд правомочного заседания <адрес> Совета депутатов. Свое заявление мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ был сформирован очередной состав <адрес> Совета депутатов в количестве 21 депутата. В соответствии с <адрес> организационно-правовой формой работы Совета является сессия. Совет созывается на свои сессии не реже 1 раза в три месяца председателем Совета депутатов района, избираемым Советом депутатов из своего состава. Сессия Совета правомочна, если на ней присутствует не менее 50 процентов от установленного числа депутатов. Последняя правомочная сессия районного Совета депутатов состоялась ДД.ММ.ГГГГ. Одним из решений, принятых Советом депутатов на данной сессии, явилось назначение на должность главы администрации <адрес> ФИО5, также являвшегося на тот период депутатом <адрес> Совета депутатов. После этого назначенная на ДД.ММ.ГГГГ сессия Совета депутатов не состоялась по причине отсутствия необходимого кворума в 11 человек для принятия решений (прибыло для участия в сессии только 6 депутатов). <адрес> Совета депутатов, которое проводилось ДД.ММ.ГГГГ, по мнению заявителя, не может являться правомочным, поскольку на нем присутствовало только 10 действующих депутатов районного Совета. В работе этой сессии принимал участие и глава администрации <адрес> ФИО5, который сложил с себя полномочия депутата районного Совета еще ДД.ММ.ГГГГ согласно собственноручно написанного заявления. Действующая судебная практика, в том числе Верховного Суда РФ, свидетельствует о том, что полномочия депутата прекращаются досрочно со дня подачи им соответствующего заявления независимо от последующего принятия представительным органом решения о сложении полномочий этого депутата. Несмотря на это заседание <адрес> Совета депутатов в августе 2013 года было проведено со ссылкой возможности участия в нём ФИО5 как депутата, что противоречит нормам закона. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ не было проведено ни одного правомочного заседания <адрес> Совета депутатов, что нарушает права как заявителя, так и других граждан решать вопросы местного значения через органы местного самоуправления. Не проведение заседаний <адрес> Совета депутатов влечет невозможность принятия важных для нормального функционирования района решений, которые были запланированы по плану работы Совета депутатов.

Ссылаясь на ч.16 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 данного Федерального Закона, а также принимая во внимание, что в соответствии с ч.2.1 ст.73 того же Закона факт не проведения в течение трех месяцев подряд правомочного заседания представительного органа муниципального образования устанавливается судом и является основанием для инициирования вопроса о его роспуске, заявитель просит суд установить данный юридический факт.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы своего заявления поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представители заявителя ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании в дополнение к заявлению указали, что ФИО5 как депутат сложил с себя соответствующие полномочия с ДД.ММ.ГГГГ, о чем ясно и недвусмысленно написал в заявлении. Именно с этой даты он приступил к исполнению обязанностей главы администрации <адрес>, и не выполнял никакую работу как депутат <адрес> Совета депутатов. То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ – как утверждают представители Совета депутатов - ФИО5 якобы подал заявление об отзыве своего заявления о сложении полномочий, не может свидетельствовать о правомочности проведенного с его участием заседания Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ. Во-первых, ни ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни <адрес> или <адрес> Совета депутатов не предусмотрена возможность отзыва депутатом поданного заявления о сложении полномочий. Во-вторых, сам факт подачи ФИО5 такого заявления вызывает большие сомнения, поскольку несмотря на его регистрацию в <адрес>ном Совете депутатов ДД.ММ.ГГГГ года, невозможно установить действительную дату его подачи ввиду отсутствия в Совете депутатов журнала учета входящей корреспонденции на бумажном носителе. В этой связи считают, что свои полномочия как депутат ФИО5 прекратил с ДД.ММ.ГГГГ согласно поданного заявления, а потому проведение сессии районного Совета депутатов в августе 2013 года с его участием является неправомочным.

<адрес> Совета депутатов по доверенности ФИО4 и ФИО8 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что проведенная в августе 2013 года сессия <адрес> Совета депутатов являлась правомочной, поскольку в ней приняли участие 11 депутатов, что составляет более 50% от общего установленного для районного Совета числа депутатов (21 депутат). В работе этой сессии действительно принимал участие ФИО5, который в соответствии с решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № назначен на должность главы администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в аппарат районного Совета депутатов поступило письменное заявление от ФИО5 о добровольной отставке с ДД.ММ.ГГГГ г., однако ДД.ММ.ГГГГ от него же поступило письменное заявление об отзыве своего заявления от ДД.ММ.ГГГГ и принятии его отставки после завершения очередной сессии районного Совета депутатов. Таким образом, на момент проведения сессии в августе 2013 года ФИО5, отозвав ранее поданное им заявление от ДД.ММ.ГГГГ о сложении депутатских полномочий, фактически изменил своё волеизъявление, сохранил статус депутата, а значит его участие в заседании представительного органа являлось правомерным. Как установлено положениями ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уставом муниципального образования должны определяться порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Статьей <адрес> определено, что отставка депутата принимается большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета на ближайшей сессии. Заявление депутата районного Совета о сложении своих полномочий не может быть отозвано после принятия решения районным Советом депутатов. Исходя из анализа данной правовой нормы, следует, что до принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата этот депутат вправе отозвать свое заявление о сложении полномочий. На этот счет существует судебная практика Верховного Суда РФ, которая также свидетельствует о возможности отзыва депутатами своих заявлений об отставке по собственному желанию до принятия представительными органами муниципальных образований решения о досрочном прекращении полномочий такого депутата. В этой связи считают, что избранный в правомочном составе <адрес> Совет депутатов провел правомочные заседания ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривает и заявитель, и ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, правовые основания для установления факта не проведения <адрес> Советом депутатов в правомочном составе правомочных заседаний в течение трёх месяцев подряд отсутствуют.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в РФ, а также гарантии его осуществления, включая порядок формирования представительных органов муниципальных образований, закреплены в Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ)

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе, представительный орган муниципального образования.

Исходя из ч.3 ст.34 того же Закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

<адрес>, являющийся муниципальным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории <адрес> в интересах населения, принят районным Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.83-169).

В соответствии с положениями ст.31 Устава муниципального образования <адрес> Совет депутатов состоит из 21 депутата, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании сроком на 5 лет, который исчисляется со дня избрания не менее двух третей от общего установленного числа депутатов.

В судебном заседании установлено, что в результате выборов в представительный орган местного самоуправления, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> Совет депутатов избран 21 депутат: 14 по общетерриториальному избирательному округу и 7 по одномандатным избирательным округам (т.1 л.д.170-172).

Следовательно, ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совет депутатов избран в правомочном составе.

Статьей 40 Устава муниципального образования <адрес> установлено, что организационно-правовой формой работы Совета депутатов является сессия. Сессия Совета правомочна, если на ней присутствует не менее 50 процентов от установленного числа депутатов. Из изложенного следует, что заседания <адрес> Совета депутатов являются правомочными в случае присутствия на них не менее 11 депутатов.

Согласно объяснений сторон в судебном заседании – как заявителя, так и представителя <адрес> Совета депутатов, - ДД.ММ.ГГГГ состоялось правомочное заседание 24-ой сессии Совета, на которой присутствовало более половины депутатов от установленного числа. Это же подтверждается и выпиской из протокола заседания сессии (т.1 л.д.173-175).

На заседании этой сессии районным Советом было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации <адрес>», в соответствии с которым на данную должность был назначен депутат <адрес> Совета депутатов ФИО5 (т.1 л.д.218).

Подпунктом 2 пункта 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно, в частности, в случае отставки по собственному желанию.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 подал заявление о сложении с себя полномочий депутата <адрес> Совета депутатов с ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением на должность глав администрации <адрес>, и просил главу <адрес>, являющегося и председателем <адрес> Совета депутатов, рассмотреть этот вопрос на очередной сессии районного Совета депутатов (т.1 л.д.219).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 подал заявление об отзыве заявления от ДД.ММ.ГГГГ года, и просил сложить с него полномочия депутата <адрес> Совета депутатов со дня, следующего за днем проведения очередной сессии Совета депутатов.

В судебном заседании ФИО5 подтвердил факт добровольного изменения своего волеизъявления, объяснив это тем, что посчитал для себя необходимым участвовать в заседании <адрес> Совета депутатов, на котором будет решаться вопрос о прекращении его полномочий. Он являлся для участия в заседании сессии районного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, однако она не состоялась по причине отсутствия необходимого количества депутатов для её работы. В работе сессии ДД.ММ.ГГГГ он принял участие как депутат, по всем принимаемым на этой сессии вопросам голосовал как воздержавшийся, в том числе и по вопросу своей отставки, которая депутатами была принята. Не оспаривает, что с ДД.ММ.ГГГГ работает по муниципальной должности руководителя администрации <адрес>, в этой связи и писал заявления о досрочном прекращении своих полномочий как депутата.

Из регистрационного листа депутатов районного Совета, прибывших на очередную 25-ую сессию ДД.ММ.ГГГГ года, видно, что для участия в работе сессии прибыл и депутат ФИО5 в числе еще 7 депутатов. Этот же депутат принимал участие в работе сессии Совета депутатов, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом заседания сессии от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.176-217), и не оспаривается сторонами.

Оценивая доводы заявителя в части неправомочности участия ФИО5 как депутата в заседании <адрес> совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ г., и соответственно, неправомочности на эту дату самого состава представительного органа по количеству участвовавших в заседании депутатов, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования – не позднее чем через 3 месяца со дня появления такого основания.

Указанной норме корреспондирует закрепленное в статье 38 Устава муниципального образования <адрес> положение о том, что отставка депутата принимается большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета на ближайшей сессии. Заявление депутата районного Совета о сложении полномочий не может быть отозвано после принятия решения районным Советом депутатов. Досрочно утративший свои полномочия депутат может вновь обрести их лишь в случае нового избрания.

Анализ указанных нормативных положений позволяет суду сделать вывод о том, что независимо от мотивов принятия депутатом решения о досрочном прекращении своих полномочий его волеизъявление в добровольном порядке может быть изменено, в частности, до принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий такого депутата.

Применительно к настоящему делу это означает, что депутат районного Совета ФИО5, подав ДД.ММ.ГГГГ заявление о сложении с себя полномочий депутата, вправе был данное заявление отозвать до принятия решения Советом депутатов о досрочном прекращении его полномочий.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, полномочия ФИО5 как депутата были прекращены не с момента подачи им заявления о сложении полномочий, а с ДД.ММ.ГГГГ по решению <адрес> Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ г.

Указанный вывод подтверждается и вступившим в законную силу решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по заявлению ФИО9 об определении порядка назначения дополнительных выборов депутата <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №5, по которому и выбирался депутат ФИО5 В рамках данного дела судом было установлено, что полномочия депутата <адрес> Совета депутатов ФИО5 не прекращены, а его назначение на должность главы администрации <адрес> не является основанием считать его прекратившим полномочия депутата <адрес> Совета.

Ссылки заявителя на то, что депутату достаточно изъявить желание о досрочном прекращении депутатской деятельности и с этого момента его полномочия как депутата прекращаются, основаны на неправильном толковании закона, поскольку в силу приведенных выше нормативных положений при наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления прекращение этих полномочий происходит не безусловно в день возникновения таких обстоятельств, а лишь после принятия данным органом решения в порядке и сроки, предусмотренные законом и уставом.

Доводы заявителя о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 депутатскую деятельность не осуществлял, а активно работал по должности главы администрации <адрес>, суд не приемлет как основание для вывода о прекращении его полномочий как депутата с момента замещения им муниципальной должности. Действующее федеральное законодательство не содержит указаний на то, что подобное замещение является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. Напротив, законом предусмотрена возможность в случае такого совмещения полномочий расторжение трудового договора (контракта) по муниципальной должности. Кроме того, из содержания заявлений ФИО5, его объяснений в судебном заседании следует, что решение вопроса о прекращении своих полномочий как депутата он адресовал представительному органу, и до принятия такого решения он считал для себя необходимым принимать участие в работе сессий <адрес> Совета депутатов, что и делал. Изложенное опровергает доводы заявителя о прекращении полномочий депутата районного Совета ФИО5 с момента начала его работы по должности главы администрации <адрес>.

Что касается доводов заявителя о добровольном прекращении ФИО5 своей депутатской деятельности с момента назначения на должность главы администрации <адрес>, то они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно показаниями самого ФИО5, регистрационным листом прибывших для участия в заседании 25-ой очередной сессии <адрес> Совета депутатов, где ФИО5 был зарегистрирован как депутат, а не как глава администрации, протоколом заседания 25-ой сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года, участие в которой ФИО5 принимал также как депутат.

Суд считает необоснованными доводы заявителя о возможной подаче ФИО5 заявления от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве своего заявления от ДД.ММ.ГГГГ о сложении полномочий задним числом, и отсутствии такого заявления на момент проведения 25-ой сессии районного Совета депутатов. На данном заявлении стоит штамп его регистрации в <адрес>ном Совете депутатов ДД.ММ.ГГГГ г., а также сам ФИО5 в судебном заседании подтвердил факт его подачи именно ДД.ММ.ГГГГ. Оснований не доверять показаниям свидетеля, и ставить под сомнение дату регистрации его заявления в <адрес>ном Совете депутатов, в судебном заседании не установлено, и заявителем не приведено.

Таким образом, исходя из изложенных выше доказательств, суд находит участие ФИО5 в качестве депутата <адрес> Совета депутатов на заседании ДД.ММ.ГГГГ правомерным, а следовательно, заседание этой сессии правомочным, поскольку на нём присутствовало 11 депутатов районного Совета, что составляет более 50% от установленной численности.

В этой связи, учитывая проведение в период с 18 мая по ДД.ММ.ГГГГ (три месяца подряд) в правомочном составе правомочных заседаний <адрес> Совета депутатов, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об установлении факта не проведения <адрес> Советом депутатов в правомочном составе течение трех месяцев подряд начиная с ДД.ММ.ГГГГ правомочных заседаний – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.В.Вениченко