ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/2014 от 14.07.2014 Щучанского районного суда (Курганская область)

 2-336/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Щучанский районный суд Курганской области

 в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

 при секретаре Пановой Ю.А.,

 с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Артемьевой Э.В.,

 третьего лица на стороне истца ФИО4,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 14 июля 2014 года

 гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО1, <адрес> рождения, ФИО2, Дата рождения, ФИО3, Дата рождения к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО1, Дата.р., ФИО2, Дата.р., ФИО3, Дата.р. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО5, ФИО6, ФИО7 о не предоставлении их детям ФИО1, ФИО2, ФИО3 места в дошкольном образовательном учреждении МКДОУ «ДС №», «ДС №», «ДС №» <адрес>. В ходе проверки установлено, что Дата ФИО5, в Дата ФИО6, в Дата. ФИО4 обратились с заявлением о постановке своих детей в очередь в МКДОУ детские сады (указанные выше) на предоставление мест в указанных детских учреждениях. В списке льготной очередности детей в детские сады несовершеннолетние дети состоят, ФИО1 с Дата, ФИО2 с Дата, ФИО3 с Дата. На момент прокурорских проверок, места в детских садах указанным детям не предоставлены. Бездействие администрации нарушают права детей на гарантированное Конституцией РФ право на образование. Просил суд признать бездействие Администрации <адрес> по не предоставлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 мест в детских дошкольных учреждениях незаконными и обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 места в детских дошкольных учреждениях <адрес> согласно месту их проживания.

 В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> дала пояснения согласно изложенным в иске доводам.

 Третье лицо ФИО4 заявленные прокурором требования поддерживала.

 Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия, в представленных суду письменных возражениях указывал, что администрация <адрес> заявленные прокурором исковые требования не признает по обстоятельствам, что предоставление мест в детских садах <адрес> в нарушение очереди сформированной АИС «Электронный детский сад», нарушит права и законные интересы детей, которые согласно очередности должны получить места в ДОУ ранее тех детей, которые указаны прокурором.

 Третьи лица ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело без их участия, заявленные прокурором требования поддерживали.

 Представитель третьего лица на стороне ответчика отдела народного образования Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия.

 Суд, выслушав доводы прокурора, мнение третьего лица ФИО4 исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подп. 2 п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, среди прочего, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

 Аналогичное положение содержится в п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.12.2012г. (вступил в силу с 01.09.2013г.) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Положением об отделе народного образования <адрес> (РОНО) утвержденным решением <данные изъяты> Думой от Дата №, полномочия по организации дошкольного образования на территории <адрес> отнесены к компетенции отдела народного образования администрации <адрес> (РОНО).

 В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, представляемых в электронном виде, Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011г. № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме», Письмом Минобрнауки России от 08.08.2013г. № 8-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010г. № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия», - с Дата формируется АИС (автоматическая информационная система) «Электронный детский сад», которая включает в себя сведения о воспитанниках всех образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования и детях, нуждающихся в представлении месс в ДОУ. Представление места в детском саду осуществляется только с учетом очереди в АИС «Электронный детский сад».

 Судом установлено, что согласно списку детей, имеющих право на первоочередное предоставление места в детском саду на Дата администрации <адрес>, на очереди на предоставление места в детском дошкольном образовательном учреждении состояло <данные изъяты> ребенка, по состоянию на Дата состоит <данные изъяты> детей.

 Малолетний ФИО1 стоит в льготной очереди на получение места в детском саду. На момент обращения с заявлением от Дата о постановке его на учет, в льготной очереди он значился по №, по состоянию на Дата – под №, на Дата – под №. Основание для постановки в льготной очередь: ребенок воспитывается в многодетной неполной семье, мать – одиночка. Малолетний ФИО2 стоит на льготной очереди на получение места в детском саду с момента подачи заявления от Дата На момент комплектования ДОУ воспитанниками в Дата ФИО2 стоял в льготной очереди под №, на Дата – под №. Основание для постановки в льготную очередь: ребенок воспитывается в семье военнослужащего. Малолетний ФИО3 стоит в льготной очереди на получение места в детском саду с момента подачи заявления от Дата. На момент комплектования ДОУ воспитанниками в Дата, ФИО3 стояла в льготной очереди под №, на Дата – под №. Основание для постановки в льготную очередь: ребенок воспитывается в многодетной семье.

 Согласно позиции Пленума Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

 Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих МКДОУ на территории <адрес> не достаточно для обеспечения всех нуждающихся.

 Малолетние дети ФИО1, ФИО2, ФИО3 в установленном законом порядке поставлены на льготную очередь на направления в детский сад.

 Как видно из представленных выше документов, при наличии (появлении) свободных мест осуществляется доукомплектование ДОУ в течение всего учебного года в соответствии с очередностью и требованиями о преимущественном праве зачислению детей отдельных категорий граждан. Преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителем на основании документа, подтверждающего наличие такого права.

 Гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Реализация истцом конституционных прав на получение детьми ФИО1, ФИО2, ФИО3 дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее этих детей, и имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

 Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей.

 Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ <адрес> требует значительных денежных вложений, поскольку в местном и региональном бюджетах отсутствуют необходимые средства, требуется изыскание, в том числе, иных способов решения проблемы, в настоящее время ответчиком активно предпринимаются меры по разрешению проблемы в более короткий срок, суд не усматривает виновного бездействия со стороны администрации <адрес>.

 При таких обстоятельствах требования прокурора признаются судом не подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО1, Дата рождения, ФИО2, Дата рождения, ФИО3, Дата рождения к Администрации <адрес> о признании бездействий Администрации <адрес> по не предоставлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 мест в детских дошкольных учреждениях незаконными и понуждении Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 места в детских дошкольных учреждениях <адрес> согласно месту их проживания, - отказать за необоснованностью.

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.

 Судья: подпись Ю.М. Симонов