ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/2016 от 12.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2-336/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 12 января 2016 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Макаровой Е.В.

при секретаре Буряк Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой ФИО4 и Маслова ФИО5 к администрации города Тамбова, Управлению строительства и инвестиций Тамбовской области о признании постановления в части незаконным, признании права и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Маслова Н.П. и Маслов Д.А. обратились в суд с иском к администрации города Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о признании постановления незаконным в части и возложении обязанности, указав в заявлении, что они признаны вынужденными переселенцами с ***., имеют соответствующие удостоверения. Ежегодно срок действия этого статуса Управление ФМС России по *** им продлевает в соответствии с положениями п.4 ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах». Являясь вынужденными переселенцами из Таджикистана и не имея жилья на территории России, решением администрации *** они, по заявлению были приняты на жилищный учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления, то есть с ***. В тот период они были зарегистрированы по месту пребывания на территории *** у знакомых, поэтому и подали заявление в администрацию ***,где и оставались зарегистрированными до ***. Из-за того, что собственник жилья, где они зарегистрировались, отказался продлевать регистрацию, и администрация *** отказала им в содействии зарегистрироваться, администрация *** зарегистрировала их по месту пребывания в маневренном фонде по адресу: ***-а, а проживают они на частной квартире.

Оставаясь не обустроенными, они обратились в жилищный комитет администрации гор. Тамбова о включении их семьи в список нуждающихся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».

Постановлением администрации г.Тамбова от ****** они приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, но их заявление о принятии на учёт по дате подачи первичного заявления, то есть с ***, отклонено.

Кроме того, на жилищный учет в составе семьи не принята ФИО1, *** года рождения, дочь истца- Маслова ФИО5, по причине отсутствия статуса вынужденного переселенца.

В связи с чем, истцы обратились с иском к Администрации г. Тамбова и Управлению инвестиций Тамбовской области об обязании администрации города Тамбова включить их семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления с ***; а также обязании администрацию города Тамбова включить в состав их семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнюю- ФИО1, *** года рождения.

Решением Ленинского районного суда гор. Тамбова от 31.03.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21.07.2014 г. решение Ленинского районного суда от 31.03.2014 г в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации г. Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности по включению семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления отменено и в этой части принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию г. Тамбова признать Маслову Н.П. с составом семьи два человека (она, сын – Маслов Д.А.) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет – 09 октября 2001 года. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением администрации города Тамбова от 26.11.2014 г. № 10245 Масловым отказано в изменении состава семьи и в постановке на очередь отдельной семьей по списку «Вынужденные переселенцы» Масловой Н.П. с составом семьи 1 человек и Маслова Д.А. с составом семьи три человека (он, дочь, ***.р., сын, *** г.р.) с *** поскольку по данному списку на очереди состоит Маслова Н.П. с составом семьи 2 человека (она и сын ФИО1) с ***

В связи с чем, истцы обратились с иском к Администрации г. Тамбова и Управлению инвестиций Тамбовской области о признании пункта 6 постановления *** от *** об отказе в выделении из состава семьи и возложении обязанности выделить из состава семьи Масловой Н.П. сына Маслова Д.Н. и сохранить за ним право состоять в списке «Вынужденные переселены», нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельной семьей из трех человек (он, дочь – ФИО1, сын – ФИО2,) с ***.

Решением Ленинского районного суда гор. Тамбова от 12.02.2015 г., вступившим в законную силу 15.04.2015 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением администрации города Тамбова от ****** о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» с ***, Масловой Н.П. отказано в выделении из состава семьи сына – Маслова Д.А. и сохранении за ним права состоять отдельной семьей их трех человек: он, дочь – ФИО1, *** сын ФИО2, *** г.р, с ***, так как разделение очереди не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. В данном постановлении также указано, что Маслова Н.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди « Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с 08.11.2013г. с составом семьи два человека ( она, сын Маслов Д.А.).

С данным постановлением истцы не согласны, указав в заявлении, что семья ФИО4 состоит из четырех человек (она, сын ФИО1 и его несовершеннолетние дети - ФИО1, *** г.р., и ФИО2, ***).

Масловы в исковом заявлении указали, что, учитывая порядок формирования по региону сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилищном обустройстве, в соответствии с нормами жилищного законодательства при распределении и выдаче ГЖС должна учитываться дата принятия семьи на жилищный учет, т.е. с 09.01.2001 г., независимо от места нахождения муниципального образования в пределах одного региона.

В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с п.17 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признаются следующие граждане:

б) в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Кроме того, истцы указали, что Минрегионразвития России в своём разъяснении от 07.12.2012г. № ВФ10/8-1565 поясняет, что « членами семьи гражданина-участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата».

Истцы просят с учетом уточнения от 15.12.2015 г. признать незаконным постановление администрации города Тамбова от 13.10.2015 года № 7671 о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» с 08.11.2013 года и признать нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» Маслову ФИО4, Маслова ФИО5 и несовершеннолетних ФИО1, *** года рождения, ФИО2, *** года рождения, а также включить их в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году, с 09.10.2001г. Обязать Управление инвестиций *** и администрацию *** включить ФИО4 и ФИО1 с несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2 в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2016 году с 09 октября 2001 года.

В судебном заседании истцы Маслова Н.П. и Маслов Д.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, и уточнили их в части возложения обязанности на Управление строительства и инвестиций Тамбовской области включить их и несовершеннолетних детей ФИО1, *** года рождения, ФИО2, *** года рождения, в сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Тамбовской области с 09 октября 2001 года

Представитель ответчика администрации г. Тамбова Шепеленко Е.В. в суде исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, и пояснила, что ***. администрацией города Тамбова в Управление строительства и инвестиций Тамбовской области был направлен список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году, в том числе был направлен список нуждающихся по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами», в котором под номером *** значится Маслова Н.П. с составом семьи 2 человека (она, сын) с 08.11.2013г, то есть с даты признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по данному списку. Так же в списке указано, что на основании решения Ленинского районного суда гор. Тамбова от 31.03.2014 Маслова Н.П. с составом семьи 2 человека (она, сын) признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с 09.10.2001 г.

Согласно решению Ленинского районного суда от 12.02.2015г., вступившему в законную силу, Маслов Д.А. в *** был несовершеннолетним и в соответствии с действующим законодательством не мог быть самостоятельно поставлен на данную очередь, а только совместно с законным представителем, в данном случае с матерью ФИО4 Его дети -ФИО1 и ФИО2 родились гораздо позже в ****** г.г. соответственно, следовательно, оснований для удовлетворения требования о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы», а также включении их в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году, с 09.10.2001г. не имеется, в связи с чем, просила в иске к администрации г. Тамбова отказать.

Представитель ответчика Управления строительства и инвестиций Тамбовской области Горбунов А.С. исковые требования не признал по тем же основаниям и пояснил, что сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Тамбовской области формировался на основании списков, представленных органами местного самоуправления области, и Маслова Н.П. включена в него под *** с датой постановки на жилищный учет 08.11.2013г., поскольку в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, включение в состав участников вышеуказанной подпрограммы, а также признание нуждающимися в улучшении жилищных условий входит в полномочия органов местного самоуправления по месту постоянного жительства заявителей. Из текстов ранее вынесенных судебных решений не представляется возможным установить, разрешался ли судом вопрос о постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией г. Тамбова в порядке статей 51-57 Жилищного кодекса РФ с 09 октября 2001г.

Представитель третьего лица УФМС России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

Согласно ч.1, 2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года» (с изменениями и дополнениями), функция обустройства вынужденных переселенцев передана органам местного самоуправления.

На основании списков, полученных из органов местного самоуправления, орган исполнительной власти – Управление инвестиций Тамбовской области формирует сводные списки граждан, изъявивших желание на получение государственных сертификатов на соответствующий год.

В рамках реализации права вынужденных переселенцев на получение государственных жилищных сертификатов, Управлением ведется «Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье)» по установленной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» (ранее действовала федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы) с 2006 г. установлена новая форма государственной поддержки вынужденным переселенцам в обустройстве в виде предоставления им субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

Иные формы государственной поддержки в обустройстве вынужденных переселенцев (предоставление жилья, безвозмездных субсидий, беспроцентных возвратных ссуд) не финансируется.

В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В силу подп. "б" п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Согласно разъяснению Минрегионразвития России N ВФ10/8-1565 от 7 декабря 2012 г. членами семьи гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.

В судебном заседании установлено, что истцы с 13.08.2001 года имеют статус вынужденных переселенцев. Данный статус подтверждается ежегодно.

Одним из оснований признания вынужденным переселенцем в соответствии с законом РФ «О вынужденных переселенцах» является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

На основании пп.4 п.1 ст.7 Закона РФ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» вынужденные переселенцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Как вышеприведенная норма Закона РФ «О вынужденных переселенцах», так и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 ( в редакции постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005г. № 865), а также Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153? к числу условий необходимых для получения вынужденным переселенцем социальной выплаты на приобретение жилья, относят нахождение вынужденного переселенца на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилых помещений.

Из письменных материалов дела следует, что Маслова Н.П. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации *** как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по истечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. по списку «Вынужденные переселенцы» с 09.10.2001 по 11.09.2013г.

Постановлением администрации *** от ****** Маслова Н.П. с составом семьи 2 человека (она, сын — Маслов Д.А.) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» по *** с 08.11.2013г.

Постановлением администрации ****** от *** Маслова Н.П. с составом семьи 2 человека (она, сын) признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.

Решением жилищной комиссии администрации *** от *** Масловой Н.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, признанные в установленном е вынужденными переселенцами» с ***.

Постановлением администрации *** от ****** Масловой Н.П. отказано в изменении состава семьи с 2 человек (она, сын) на 3 человека с включением в состав семьи внучки ФИО1, *** г.р.

После вынесения данных постановлений истцы обратились в суд с иском к администрации г. Тамбова и Управлению инвестиций Тамбовской области об обязании администрации города Тамбова включить их семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления в Моршанский район Тамбовской области с 09 октября 2001 года; а также обязании администрации г. Тамбова включить в состав их семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнюю внучку ФИО1

Решением Ленинского районного суда гор. Тамбова от 31.03.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21.07.2014 г. решение Ленинского районного суда от 31.03.2014 г в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации г. Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности по включению семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления отменено и в этой части принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию г. Тамбова признать Маслову Н.П. с составом семьи два человека (она, сын) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством (федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет - 09 октября 2001 года.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, как видно из представленного в суд администрацией г. Тамбова списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших получить сертификаты в 2016г. по городу Тамбову, утвержденного председателем жилищного комитета администрации ***, по категории граждан « Вынужденные переселенцы» *** Н.П. указана в очереди последней под ***, как поставленная на учет с 08.11.2013г. после граждан, поставленных на учет с 24.09.2001 по 20.08.2008 г. Согласно сводному списку граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание и имеющих право на получение ГЖС в 2016 году по Тамбовской области, утвержденному заместителем главы администрации Тамбовской области от августа 2015 года Маслова Н.П., как получатель сертификата, с составом семьи 2 человека указана в очереди последней под номером ***, как состоящая на учете с 08.11.2013г., что противоречит вышеуказанному решению суда, *** Н.П. с составом семьи два человека (она, сын) признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством (федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет - 09 октября 2001 года и постановлению администрации *** от ****** о признании Масловой Н.П. с составом семьи 2 человека (она, сын) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с 09.10.2001.

Кроме того, государственный жилищный сертификат семье вынужденного переселенца не может быть предоставлен без учета срока обращения с заявлением о нуждаемости в жилье. Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок принятия гражданина на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по собственному заявлению гражданина с учетом даты подачи такого заявления.

После издания Правительством РФ постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 « О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы « Жилище на 2002-2010 годы» в виде государственного жилищного сертификата», вопросы по жилищному обустройству вынужденных переселенцев переданы на разрешение органов местного самоуправления, которые в своей работе используют «Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» составленный Управлением ФМС России по Тамбовской области. Затем эти списки направляются в орган исполнительной власти - Управление инвестиций Тамбовской области, а Управление инвестиций региона формирует сводный список граждан, изъявивших желание быть участником подпрограммы « Жилище», на получение ГЖС на очередной год.

Как указано в апелляционном определение Тамбовского областного суда от 21.07.2014г. Масловы по сведениям регионального УФМС, которое ведёт по всей области учет всех вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по дате принятия их на жилищный учет с 09.10.2001г. по состоянию на 01.07.2013 года числились по списку очередников под номером *** а в обновленном списке на 2014 год переместились в очереди под номером ***

Финансирование на жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета. Эти средства поступают в регион, и Управление инвестиций Тамбовской области распределяет ГЖС среди вынужденных переселенцев, состоящих на учете в тамбовской области с учетом даты подачи заявления.

Учитывая порядок формирования по региону сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилищном обустройстве, в соответствии с нормами жилищного законодательства при распределении и выдаче ГЖС должна учитываться дата принятия семьи на жилищный учет, то есть с 09.10.2001г. независимо от места нахождения муниципального образования в пределах одного региона.

Более того, Закон Российской Федерации « О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1 не содержит положений, устанавливающих специальные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и требований к их имущественному положению, то есть достаточно быть признанным вынужденным переселенцем и не требуется признание малоимущим.

При таких обстоятельствах постановление администрации города Тамбова от 13.10.2015 года № 7671 в части включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» ФИО4 с составом семьи два человека (она, сын - Маслов ФИО5) с *** является незаконным, поскольку нарушает права истцов, фактически принятых на жилищный учет по данной категории с 09.10.2001г.

Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, а также позицию администрации города Тамбова, основанную на неправильном толковании закона, для восстановления нарушенных прав истцов, суд считает возможным в данном случае признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» Маслову ФИО4 с составом семьи два человека (она, сын - Маслов ФИО5) с даты первоначальной постановки на учет - 09 октября 2001 г. и обязать администрацию города Тамбова включить их в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку « Вынужденные переселенцы».

Кроме того, по тем же основаниям необходимо обязать администрацию г. Тамбова включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «Вынужденные переселенцы», изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году Маслову ФИО4 с составом семьи два человека (она, сын- Маслов ФИО5 с даты первоначальной постановки на учет – 09 октября 2001 года.

В соответствии с п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных з подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил (вынужденные переселенцы), сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Таким образом, для восстановления нарушенного права истцов необходимо обязать Управления строительства и инвестиций Тамбовской области включить Маслову ФИО4 с составом семьи два человека (она и сын – Маслов ФИО5) в сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Тамбовской области с 09 октября 2001 года.

Вместе с тем постановлением администрации города Тамбова от 26.11.2014 г. № 10245 Масловым отказано в изменении состава семьи и в постановке на очередь отдельной семьей по списку «Вынужденные переселенцы» Масловой Н.П. с составом семьи 1 человек и ФИО1 с составом семьи три человека (он, дочь, *** г.р., сын*** г.р.) с 09.10.2001.

Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 12.02.2015г., вступившим в законную силу 15.04.2015г., исковые требования Масловой Н.П. и Маслова Д.А. к администрации города Тамбова о признании пункта 6 постановления № 10245 от 26.11.2014 г. об отказе в выделении из состава семьи и возложении обязанности выделить из состава семьи Масловой Н.П. сына Маслова Д.Н. и сохранить за ним право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселены» отдельной семьей из трех человек (он, дочь - ФИО1, сын - ФИО2) с 09 октября 2001 года оставлены без удовлетворения.

Данным решением суда установлено, что Маслов Д.А. *** был несовершеннолетним и согласно действующему законодательству не мог быть самостоятельно поставлен на данную очередь, а только совместно с законным представителем, в данном случае с матерью. Его дети - ФИО1 и ФИО2 родились значительно позже, в *** и ***., следовательно, законных оснований для признании за ними права с 09.10.2001г. состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении их в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» и в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году, с 09.10.2001г. не имеется.

Более того, согласно п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 23.09.2015) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 № 1013).

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, исковые требования в части признания за детьми Маслова Д.А.– ФИО1, ***. рождения и ФИО2, *** г. рождения, права с 09.10.2001г. состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении их в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» и в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году, с 09.10.2001г. не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Масловой ФИО4 и Маслова ФИО5 удовлетворить частично.

Признать постановление администрации города Тамбова от 13.10.2015 года № 7671 в части включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» Масловой ФИО4 с составом семьи два человека ( она, сын - Маслов ФИО5) с 08.11.2013 года незаконным.

Признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» Маслову ФИО4 с составом семьи два человека (она, сын - Маслов ФИО5) с даты первоначальной постановки на учет - 09 октября 2001 г.

Обязать администрацию города Тамбова включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку « Вынужденные переселенцы» и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «Вынужденные переселенцы», изъявивших желание получить жилищные сертификаты в 2016 году Маслову ФИО4 с составом семьи два человека (она, сын- Маслов ФИО5) с даты первоначальной постановки на учет – 09 октября 2001 года.

Обязать Управление строительства и инвестиций Тамбовской области включить Маслову ФИО4 с составом семьи два человека (она и сын – Маслов ФИО5) в сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 году по Тамбовской области с 09 октября 2001 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Макарова

Решение изготовлено в окончательной форме 15 января 2016 года

Судья - Е.В.Макарова