Дело № 2-336/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника Сковородинского транспортного прокурора Волковой Э.М.,
представителя ответчика ОАО «РЖД» - Вологдиной Е.В.,
представителя ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» - Бойко Г.И.,
при секретаре Нестеренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сковородинского транспортного прокурора в интересах Поповой <данные изъяты> к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» о признании действий, выразившихся в установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, расположенном в <адрес>, незаконными и возложении обязанности демонтировать общедомовые приборы учета электрической энергии,
УСТАНОВИЛ:
Сковородинский транспортный прокурор, действующий в интересах Поповой <данные изъяты>, обратился в суд к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» о признании действий, выразившихся в установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, расположенном в <адрес>, незаконными и возложении обязанности демонтировать общедомовые приборы учета электрической энергии.
В обоснование заявленных требований указал, что Сковородинской транспортной прокуратурой проведена проверка по фактам законности установки общедомовых приборов учета и начисления ОДН за электроэнергию в ветхих (аварийных) домах.
В ходе проверки установлено следующее: поставщиком электрической энергии для жителей многоквартирных домов, расположенных на территории Сковородинского района, является Сквородинское отделение филиала Амурэнергосбыт ОАО «ДЭК». Между ОАО «ДЭК» и ОАО «РЖД» ранее имелись отношения по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ№. С ДД.ММ.ГГГГ непосредственные договорные отношения на оказание услуг по передаче электрической энергии имеются с ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».
Между ОАО «ДЭК» и ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее по тексту ОАО «ДРСК») заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и покупке электроэнергии на компенсацию потерь № от ДД.ММ.ГГГГ.
В <адрес> по № по <адрес>, имеющем технологическое присоединение к сетям ОАО «РЖД», Забайкальской дирекцией по энергообеспечению «Трансэнерго» филиала ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ был установлен общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии в связи с чем, показания общедомового прибора учета потребленной электроэнергии учитываются при расчете размера платы на общедомовые нужды и подаются в филиал ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» для выставления счетов на оплату.
Комиссией ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты допуска приборов учета в эксплуатацию по многоквартирному дому № по <адрес>.
Согласно актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, границей балансовой принадлежности являются ВРУ многоквартирного дома, в связи с чем, приборы учета установлены на границе балансовой принадлежности сетей ОАО «РЖД» и многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До ДД.ММ.ГГГГ собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Сковородинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. В силу данного постановления, многоквартирный жилой <адрес>, признан ветхим (аварийным) и включен в реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, ОАО «РЖД» произведена установка коллективного (общедомовых) прибора учета электрической энергии в многоквартирном <адрес>. Указанный прибор установлен непосредственно в ВРУ жилого дома, на границе балансовой принадлежности сетей ОАО «РЖД», данные приборы находятся на балансе и в собственности ОАО «РЖД». Для определения объемов переданной электроэнергии показания данных приборов ежемесячно передаются в ОАО «ДЭК», в результате чего, поставщиком электрической энергии ОАО «ДЭК» в течение длительного времени с июля 2013 года осуществляется начисление за электроэнергию на общедомовые нужды жителям многоквартирного дома № № по <адрес>, в том числе, и Поповой Т.Ф. с учетом показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, учет потребляемой электроэнергии на общедомовые нужды и начисление платы за общедомовые нужды в многоквартирном <адрес>, признанным ветхим (аварийным), производится в нарушение действующего законодательства, чем нарушает права граждан- потребителей коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Сковородинского транспортного прокурора поступило обращение жителя <адрес>, Поповой Т.Ф. о защите ее нарушенных прав в части понуждения ОАО «РЖД» демонтировать общедомовые приборы учета, установленные в ее доме.
Попова Т.Ф. в силу возраста, нахождения на пенсии, сама не может обратиться в суд за защитой своих прав.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № № Попова Т.Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В связи с чем, просил суд суд признать действия ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, незаконными.
Обязать ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» демонтировать общедомовые приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник Сковородинского транспортного прокурора Волкова Э.М. исковые требования уточнила, просит суд признать действия ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с момента допуска прибора учета в эксплуатацию, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
Обязать ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» демонтировать общедомовые приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» - Вологдина Е.В. суду показала, что, по мнению ОАО «РЖД», заявленные требования не являются обоснованными, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами и не основаны на нормах права.
В обоснование своих требований прокурор указал на то что, установка общедомового прибора учета электроэнергии в аварийном доме нарушает требования законодательства, а именно ч.1 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении...» и нарушает права потребителей коммунальной услуги по энергоснабжению. В подтверждение своих доводов прокурор указал на то, что спорный многоквартирный дом признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Сковородинского района № (постановление в материалы дела не предоставлено); на то, что установка общедомового прибора учета электроэнергии в спорном доме осуществлена ДД.ММ.ГГГГ на основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ; на то, что ОАО «ДЭК» с июля 2013 года осуществляет начисления потребителю за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии (без подтверждающих указанный довод документов), а также, на имеющуюся судебную практику апелляционных инстанций Кемеровского областного суда, Тульского областного суда и ВС республики Бурятия.
Не подтвержден довод прокурора о признании дома аварийным ДД.ММ.ГГГГ. По закону единственным документом, подтверждающим признание в установленном порядке многоквартирного жилого дома аварийным, является акт с соответствующим выводом, составленный межведомственной комиссией. В соответствии с п.7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (далее - Положение №), решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании осуществленной межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях оценки и последования" многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.44, п.47 Положения №, по результатам работы комиссия принимает решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, решение принимается на основании акта обследования помещения и оформляется в виде заключения. Как следует из предоставленных истцом в материалы дела документов, межведомственная комиссия признала спорный дом аварийным ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению, указанному в акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Не соответствует фактическим обстоятельствам и предоставленным документам довод прокурора о том, что спорный прибор учета был установлен ДД.ММ.ГГГГ. «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. постановлением Правительства РФ от 04.05,2012 N 442 (далее - правила №) разграничивает понятия «установки прибора учета» и «допуск прибора учета в эксплуатацию», а также порядок осуществления этих действий. В соответствии с п.146 Правил № под установкой прибора учета для целей указанного документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. Согласно п.152 Правил №, под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска (актом допуска). Таким образом, процедура монтажа прибора учета и процедура допуска прибора учета в эксплуатацию являются самостоятельными процедурами, имеющими разное правовое регулирование, более того, указанные процедуры не совпадают по времени их проведения. Учитывая изложенное, акт допуска прибора учета в эксплуатацию подтверждает факт наличия прибора учета электроэнергии и соответствие его установленным нормативным и техническим требованиям, но при этом не является документом, подтверждающим дату установки (монтажа) прибора учета. Прибором учета электроэнергии типа СЭТ4-1/1М № спорный многоквартирный дом был оснащен впервые ДД.ММ.ГГГГ (акт от ДД.ММ.ГГГГ), впоследствии - в июле 2013 года, был заменен на прибор учета электроэнергии типа KNUM-2023 №, который введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. Законодатель разделяет понятия «установки прибора учета» и «замены прибора учета». В соответствии с п.146 Правил №, под установкой прибора учета для целей указанного документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке. Таким образом, прибор учета в отношении соответствующей точки поставки устанавливается (оснащается) один раз, в последующем производится замена прибора учета электроэнергии. Учитывая изложенное, требование прокурора по оспариванию установки всех приборов учета, когда-либо монтировавшихся в спорном доме, не имеют правового основания, указанное требование может быть заявлено только в отношении прибора учета, монтаж которого был осуществлен впервые в отношении спорного многоквартирного дома, а именно, в отношении прибора, учета электроэнергии типа СЭТ4-1/1М №. В настоящее время указанный прибор учета демонтирован, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
Необходимо отметить, что прибор учета установлен в спорном доме ДД.ММ.ГГГГ -значительно раньше (за 6 лет) до признания его аварийным (ДД.ММ.ГГГГ). ФЗ «Об энергосбережении...», на который ссылается истец, не содержит запрета на оснащение приборами учета многоквартирных жилых домов, не признанных аварийными.
Кроме того, ссылки прокурора на необходимость применения к спорным правоотношениям ч.1 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении...», запрещающей, по мнению истца, устанавливать общедомовые приборы учета электроэнергии основаны на не верном применении закона. Истец ссылается на допущенные ОАО «РЖД» нарушения требований к установке прибора учета, предусмотренные вышеуказанным законом, однако прокурором не учтено, что спорный общедомовой учет установлен еще до принятия и вступления в силу ФЗ «Об энергосбережении...» (ДД.ММ.ГГГГ принят федеральный закон №-фз). На основании ст.4 ГК РФ (действие гражданского законодательства во времени) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Поскольку ФЗ «Об энергосбережении...» не содержит указаний о применении его к отношениям, возникшим до ведения в его действие, ссылки прокурора на применение его норм в отношении прибора учета, установленного до принятий указанного закона, не правомерны.
В момент установки спорного общедомового прибора учета электроэнергии действовало Постановление Правительства РФ от 31.08.06г. №, которым были утверждены «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - правила №), пунктами 88 и 89 которых установлен порядок определения объемов поставленной электрической энергии в многоквартирный дом - на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Поскольку на основании п.159 правил № на сетевую организацию была возложена обязанность обеспечивать сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, в рамках реализации требований пунктов 88,89 Правил №, ОАО «РЖД» начало проводить мероприятия по оснащению многоквартирных домов, технологически присоединенных к электросетям ОАО «РЖД», общедомовыми приборами учета электроэнергии. Правила № не предусматривали сроков и процедуры установки и ввода прибора учета в эксплуатацию, соответственно, и составление акта допуска прибора учета в эксплуатацию не требовалось. Необходимо отметить, что обязательность составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию законодателем установлена только Правилами №, в то время как общедомовой прибор учета электроэнергии по спорному дому был установлен ОАО «РЖД» до вступления в силу правил №, в период действия правил № и применялся ОАО «РЖД» для расчетов с ОАО «ДРСК» за переданную в дом электроэнергию.
Что касается доводов истца о нарушении прав потребителей при начислении им ОАО «ДЭК» оплаты за коммунальную услугу поясняет следующее - ОАО «РЖД» и ОАО «ДЭК» являются самостоятельными и различными хозяйствующими субъектами, права, обязанности и ответственность которых также не являются общими, в связи с чем, ОАО «РЖД» не может нести ответственность за действия ОАО «ДЭК» по начислению оплаты за предоставленные коммунальные услуги, ОАО «РЖД» не является участником правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, не осуществляет начислений и расчетов оплаты за коммунальную услугу по энергоснабжению.
Учитывая изложенное, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – ПАО «ДЭК» филиал Амурэнергосбыт, Сковородинское отделение Бойко Г.И. суду показала, что ПАО «ДЭК» поддерживает исковые требования Сковородинского транспортного прокурора, действующего в интересах Поповой Т.Ф., на основании следующего:
С августа 2013 года ПАО «ДЭК», в качестве ресурсоснабжающей организации, напрямую осуществляет продажу коммунального ресурса - электроэнергии и производит начисления жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес> на основании данных организации, непосредственно осуществляющей поставку (транспортировку) электроэнергии по электрическим сетям до потребителя, а именно, ОАО «РЖД».
В платежных документах, направляемых потребителям для оплаты электроэнергии, отдельно выделены суммы к оплате за коммунальные услуги электроснабжения, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Расчет платы за электроэнергию, в том числе, предоставленную на общедомовые нужды, потребителям <адрес> в пгт.Уруша, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, производится Сковородинским отделением филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» в соответствии с требованиями ЖК РФ, Правил, утвержденных ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета и общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии (далее - ОДПУ) №, что подтверждается квитанциями для оплаты, направляемыми абонентам и ведомостями потребления в целом по МКД. В таких обстоятельствах, при наличии установленных и действующих ОДПУ, начисление платы за электроэнергию по нормативу противоречило бы вышеуказанным нормам ЖК РФ и Правил, утвержденных ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В июле 2013 года ОАО «РЖД» установило в данном многоквартирном жилом доме общедомовой (коллективный) прибор учёта №, своими силами и за счет собственных средств. Прибор учета был установлен в целях определения количества поставленной в данный МКД электроэнергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ОАО «РЖД» и внутридомовых электрических сетей. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, допуск в эксплуатацию приборов учета осуществлен представителем ОАО «РЖД» при участии представителя ПАО «ДЭК».
Между ОАО ««Амурэнерго» (правопреемник - ОАО «ДЭК», в настоящее время - ПАО «ДЭК») и ОАО «РЖД» заключен и действует в части условий о покупке электроэнергии на компенсацию потерь, Договор оказания услуг по передаче электрической энергии и покупки электроэнергии на компенсацию потерь от ДД.ММ.ГГГГ№. Руководствуясь условиями данного Договора, объем полезного отпуска на вводе в дом формирует ОАО «РЖД», данные о полезном отпуске ОАО «РЖД» предоставляет в Сковородинское отделение филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт».
Вместе с тем, отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из требований ч.1 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако, требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии; или максимальный объем потребления тепловой энергии которых, составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Тем не менее, в нарушение вышеуказанных требований закона, ОАО "РЖД" произведена установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу.
Руководство филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» предприняло меры по урегулированию данной ситуации с ОАО «РЖД», в ОАО «РЖД» (начальнику Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» ФИО7) было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением исключить из расчетной схемы общедомовые приборы учета, установленные в ветхих и аварийных МКД.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «РЖД» был получен официальный ответ № НТЭ10/327 о несогласии с предложением, необоснованности исключения из расчетной схемы по Договору № от 01.01.2007г. общедомовых приборов учета, установленных в МКД, относящихся к категории ветхого и аварийного жилья и о законности действий ОАО «РЖД» по установке общедомовых приборов учета на этих объектах.
Таким образом, факт того, что учет потребляемой электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес> признанном ветхим и аварийным, организован с использованием ОДПУ, не соответствует требованиям законодательства. Это обстоятельство влечет за собой нарушение прав граждан-потребителей коммунальных услуг, в том числе, Поповой Т.Ф., собственника <адрес> МКД № по <адрес>.
На основании изложенного, ПАО «ДЭК» в полном объеме поддерживает исковые требования Сковородинского транспортного прокурора, действующего в интересах Поповой Т.Ф. к ОАО «РЖД».
Третье лицо ОА «ДРСК», должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ОА «ДРСК».
Судом исследованы представленные документы:
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержания следует, что установлены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Забайкальской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» и потребителем электроэнергии, жилой дом по <адрес>
Из акта от 19 октября 2007 года следует, что произведена проверка состояния, замена, установка прибора учета электроэнергии, находящихся: ЭЧЭ-31, ЦРП, ТП-<адрес>, ф.<адрес>
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон следует, что на балансе ЭСО находится «<адрес>».
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произведена проверка состояния, замена, установка прибора учета электроэнергии, находящихся: ЭЧЭ-31, ЦРП, ТП-10<адрес>, ф.<адрес>.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, заключение: комиссия рекомендует заключить договор на производство технического обследования и оценки состояния многоквартирного дома специализированной организацией.
Из акта обследования жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рекомендовано провести обследование экспертной организацией состояния дома, эксплуатирующей организации установить маяки в местах разрывов кирпичной кладки, ежедневно осуществлять контроль данных мест с фиксированием результатов обследования в журнале наблюдения.
Из акта обследования жилого дома по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный жилой дом признан непригодным для проживания, аварийным.
Их акта допуска прибора учета в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме по адресу пгт.<адрес><адрес>, установлен прибор общедомового учета.
Из акта технической проверки учета электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведена проверка ОДПУ по <адрес>.
Из ответа филиала Амурэнергосбыт Сковородинского отделения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что гарантирующий поставщик ПАО «ДЭК» не имеет полномочий по принуждению кого-либо к исполнению требований прокурора, это прерогатива прокуратуры. При получении согласия от Забайкальской дирекции по энергоснабжению «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» либо решения суда о понуждении Дирекции исключить ОДПУ из расчетной схемы, гарантирующий поставщик ПАО «ДЭК» внесет изменения в расчетную схему с начислением ОДН без применения ОДПУ, а только по утвержденному нормативу.
Из обращения Поповой Т.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она обратилась к Сковородинскому транспортному прокурору с просьбой обратится в суд в ее интересах, по поводу начисления платы ОДН по общедомовому прибору учёта электроэнергии, т.к их дом официально признан аварийным в апреле 2011 года.
Из информации Администрации Сковородинского района следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, состоит в реестре аварийного жилищного фонда Сковородинского района на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении реестра аварийного жилищного фонда <адрес>».
Из заключения по техническому обследованию секции №-ти этажного жилого дома по <адрес> пгт.<адрес> следует, что основные несущие конструкции жилого дома (фундаменты, стены, плиты перекрытия) находятся в аварийном и предаварийном состояниях - техническое состояние здания оценивается как недопустимое, грозящее обрушением конструкций с угрозой жизни и здоровью людей и их имуществу.
Из информации ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» от ДД.ММ.ГГГГ, направленной начальнику Забайкальской дирекции по энергообнспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», следует, что ДЭК с целью недопущения формирования негативного имиджа их организаций перед бытовыми потребителями электрической энергии в результате вынесения отрицательных судебных решений по данному вопросу, считают целесообразным исключить из расчетной схемы общедомовые приборы учета в ветхих и аварийных многоквартирных домах, согласно перечню (Приложение №). В свою очередь формирование объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в жилой фонд рассматриваемой категории с ДД.ММ.ГГГГ предлагают осуществлять на основании данных об индивидуальном потреблении и утвержденных нормативов на ОДН. В данный перечень входит адрес: <адрес>
Из ответа Забайкальской дирекции по энергообнспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что они считают необоснованным исключение из расчетной схемы по Договору покупки электроэнергии на компенсацию потерь от ДД.ММ.ГГГГ№ общедомовых приборов учета по многоквартирным жилым домам согласно списку (жилой дом по <адрес> входит в перечень).
Из распоряжения Филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утверждено Положение о Забайкальской дирекции по энергообеспечению - структурном подразделении Трансэнерго – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги.
Из копии квитанций для оплаты за электроэнергию на имя Поповой Т.Ф. следует, что за август 2013 года ОДН был начислен в сумме <данные изъяты> копеек, за сентябрь 2015 года ОДН был начислен в сумме – <данные изъяты> копейки, за июль 2016 года ОДН был начислен в сумме <данные изъяты> копейки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основанием исковых требований Сковородинского транспортного прокурора явилось установление прибора учета ОДН в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, при наличии принятого Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении вышеуказаннного многоквартирного жилого дома в реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также ссылка Сковородинского транспортного прокурора на положения п.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, данное положение закона, освобождает собственников помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, от обязанности по установлению прибора учета ОДН, и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом, но не содержит запрета на совершение такого действия.
Президиум Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 от ДД.ММ.ГГГГ года», указал, что ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
В соответствии с ч.3 ст.169 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Сковородинского транспортного прокурора в интересах Поповой <данные изъяты> к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконной установку общедомовых приборов учета электрической энергии и возложении обязанности демонтировать общедомовые приборы учета, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сковородинского транспортного прокурора в интересах Поповой <данные изъяты> к ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» о признании действий, выразившихся в установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, расположенном в <адрес>, незаконными и возложении обязанности демонтировать общедомовые приборы учета электрической энергии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю. Сушко