Дело № 2-37/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года город Шарыпово
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Давыденко Д.В.,
при секретаре судебного заседания Литвиненко А.Е.,
с участием процессуального истца помощника Шарыповского межрайонного прокурора Шаркия Е.Ю. по поручению прокурора,
представителя ответчика администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района ФИО1, действующей на основании доверенности,
ответчика ФИО2,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» к администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, ФИО2 о признании сделки купли – продажи муниципального имущества – трактора, недействительной, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец Шарыповский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» обратился в суд с иском к администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, ФИО2 о признании сделки купли – продажи муниципального имущества – трактора, недействительной, применении последствий недействительности сделки.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что до 16 мая 2017 года трактор К-700А, 1994 года выпуска, заводской № с двигателем №, являлся муниципальной собственностью муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края». 19 августа 2016 года независимым оценщиком была проведена оценка спорного трактора, которой установлено, что по состоянию на 19 августа 2016 года его рыночная стоимость составляет 997000 рублей. 06 февраля 2017 года администрацией Холмогорского сельсовета на официальном сайте торгов размещено информационное сообщение о продаже спорного трактора путем проведения аукциона, который позднее в связи с отсутствием заявок признан несостоявшимся. 09 марта 2017 года сельсоветом размещено информационное сообщение о продаже спорного трактора путем публичного предложения, которое также признано несостоявшемся. 07 апреля 2017 года и.о. главы администрации Холмогорского сельсовета принято постановление №87-п «О продаже муниципального имущества без объявления цены», согласно которому приятно решение о продаже спорного трактора без объявления цены, утвержден состав комиссии, информационное сообщение размещено на официальном сайте торгов в сети Интернет в этот же день со сроком подачи предложений до 04 мая 2017 года. От ответчика ФИО2 04 мая 2017 года в администрацию Холмогорского сельсовета поступила заявка на участие в продаже спорного трактора с предложением купить его по цене 300000 рублей. Согласно итоговому протоколу заседания комиссии о результатах продажи имущества без объявления цены от 10 мая 2017 года, принято решение признать ФИО2 покупателем спорного трактора. 16 мая 2017 года между муниципальным образованием «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» и ФИО2 заключен договор купли - продажи спорного трактора по цене 300000 рублей, подписан акт приема – передачи, сумма по договору оплачена 18 мая 2017 года, что подтверждается платежным поручением № 42, трактор зарегистрирован на имя покупателя в Гостехнадзоре 26 мая 2017 года. Ссылаясь на нормы гражданского законодательства, процессуальный истец полагает, что незаконные и необоснованные действия должностных лиц администрации Холмогорского сельсовета, входящих в состав комиссии по распределению предложений, и не воспользовавшихся правом отклонения предложения ФИО2 по мотиву неприемлемой цены, повлекли за собой выбытие из казны муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» дорогостоящего движимого имущества и причинение бюджету муниципального образования имущественного вреда в виде поступления в бюджет от продажи спорного трактора средств в значительно меньшем размере (меньше на 697000 рублей от рыночной стоимости имущества), что привело к нарушению имущественных прав и интересов муниципального образования.
При таких обстоятельствах, прокурор просит признать сделку от 16 мая 2017 года между ФИО2 и администрацией Холмогорского сельсовета по купле – продаже муниципального имущества – трактора К-700А, 1994 года выпуска, заводской № с двигателем №, недействительной, и применить последствия недействительности сделки в виде возложения обязанности на ФИО2 возвратить спорный трактор в муниципальную собственность муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» и возложении на администрацию муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» возвратить ФИО2 денежные средства в сумме 300000 рублей.
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Шаркий К.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д. 55), возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные в отзывах.
Из отзыва представителя ответчика администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района ФИО1 на исковое заявление следует, что администрацией Холмогорского сельсовета для муниципальных нужд в июне 2013 года приобретен трактор марки Т – 700А, 1994 года выпуска, за 500000 рублей, трактор был поставлен на баланс сельсовета. В связи с отпавшей необходимостью использования данного вида спецтехники, отсутствием должного финансирования на его содержание, обслуживание и принятие на работу на нем водителя, главой сельсовета Х.В.И. было принято решение о его продаже путем проведения аукциона. Для установления стоимости указанного имущества 19 августа 2016 года проведена независимая оценка, согласно которой рыночная стоимость данного трактора составила 997000 рублей. 06 февраля 2017 года администрацией Холмогорского сельсовета размещено сообщение на официальном сайте торгов о продаже трактора путем проведения аукциона, который в дальнейшем был признан несостоявшимся ввиду отсутствия поступивших заявок. 09 марта 2017 года администрацией Холмогорского сельсовета размещено сообщение на официальном сайте торгов о продаже трактора путем проведения аукциона, который в дальнейшем был признан несостоявшимся ввиду отсутствия поступивших заявок. 07 апреля 2017 года и.о. главы Холмогорского сельсовета было принято решение о продаже указанного трактора без объявления цены, утвержден состав комиссии, информационное сообщение размещено на официальном сайте торгов со сроком подачи предложений до 04 мая 2017 года. В соответствии с нормами ст. 24 Федерального закона № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, в п. 8 Порядка организации приема заявок и предложений о цене приобретения имущества указаны основания для отказа в приеме заявки, перечень является исчерпывающим. Было подано 2 заявки на приобретение указанного трактора, а именно: заявился П.П.В. , который предложил цену 277500 рублей, и ФИО2, который предложил цену 300000 рублей, заявления были поданы в соответствии с действующим законодательством и приняты к рассмотрению. Ссылаясь на п. 12 Порядка, указывает, что поскольку ФИО2 предложил более высокую цену за трактор, то комиссией было принято решение о продаже именно ему указанного имущества, согласно действующему законодательству. Указывает, что в приведенных нормах не имеется четкого указания на то, что продавец имущества, в том числе государственного или муниципального, обязан отказываться от продажи такого имущества в связи с предложенной низкой ценой по причине ее неприемлемости. Комиссией по продаже имущества без объявления цены администрации Холмогорского сельсовета цена 300000 рублей за продаваемый трактор марки Т – 700А, 1994 года выпуска, признана достаточно приемлемой и соответствующей состоянию самого имущества с учетом его износа. Сельсовет приобретал данный трактор в 2013 года не новым, а бывшим в эксплуатации с 1994 года. За все время владения ремонту трактор не подвергался, техническое обслуживание не проходил, требовал значительных финансовых затрат на произведение ремонта, приобретение запчастей, что негативно повлияет на бюджет сельсовета. Пополнение бюджета в сумме 300000 рублей в связи с продажей данного имущества, а также снятие его с баланса сельсовета с ликвидацией затрат на его ремонт и содержание было самым приемлемым решением для администрации Холмогорского сельсовета. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме (л.д. 56-58).
В дополнительном отзыве представителем ответчика Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района ФИО1 указано, что после проведения администрацией Холмогорского сельсовета двух аукционов о продаже спорного трактора (06 февраля 2017 года, 09 марта 2017 года), которые признаны несостоявшимся ввиду отсутствия поступивших заявок, принято решение о продаже указанного имущества без объявления цены, что не противоречит действующему законодательству. Проводить повторные аукционы по продаже спорного трактора администрация Холмогорского сельсовета не стала ввиду финансовой нецелесообразности их проведения, т.к. в ходе проведенных аукционов каких – либо заявок на участие не поступило. Финансовая нецелесообразность выражается в несении сельсоветом затрат на указанное имущество необходимых для дорогостоящего ремонта, в связи с тем, что на момент его продажи он находился в нерабочем состоянии и требовал ремонта. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, согласно которому Продавец имеет право отказать претенденту в приеме заявки и перечень оснований для такого отказа исчерпывающий, которое является примерным. В соответствии с Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования Холмогорский сельсовет, утвержденного Решением Совета депутатов от 02 марта 2016 года № 04-14 (не противоречащим Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549), для признания торгов состоявшимися комиссия по продаже муниципального имущества должна принять к рассмотрению не только заявку, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. В нормах действующего законодательства отсутствуют обязанность конкурсной комиссии при проведении торгов без объявления цены, отказывать в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества в связи с заявленной низкой ценой либо по мотивам неприемлемости цены, такого понятия не содержится в законодательстве. Цена при проведении таких торгов вообще не регламентируется. Ссылаясь на положения ст. 209 ГК РФ, указывает, что конкурная комиссия, представляющая интересы продавца, имеет право принимать к рассмотрению любые предложения о цене приобретения имущества, так как иное не содержится в законе. После объявления проведения аукциона без объявления цены на спорное имущество, в администрацию сельсовета подано 2 заявки на приобретение трактора: П.П.В. , который предложил цену 277500 рублей и ФИО2, который предложил цену 300000 рублей. Заявки были поданы в соответствии с действующим законодательством и приняты к рассмотрению. Принимая во внимание, что в двух поданных заявках указана цена, гораздо ниже определенной в отчете оценщика, это объективно отражает реальную стоимость объекта с учетом его фактического состояния. Предложения о цене за имущество, поступившие от заявителей поданы исходя из фактического состояния продаваемого имущества, комиссией из двух предложений выбрано предложение с наибольшей ценой – 300000 рублей. С учетом процента износа трактора Т–700А стоимость объекта оценки, указанная в приведенном отчете, вызывает сомнения в ее достоверности. Данный трактор требовал на момент продажи дорогостоящего ремонта, так как был в не рабочем состоянии (не на ходу), исходя из фактического состояния объекта (в виду большой степени изношенности и приведения в негодность), на что требуются большие финансовые затраты, которых в бюджете сельсовета нет. Бюджет сельсовета носит целевой характер и средств на данные нужды в бюджет не предусмотрены. Во избежание финансовых потерь из бюджета муниципального образования и виду экономической нецелесообразности осуществления каких – либо финансовых вложений в данное имущество, администрацией Холмогорского сельсовета было принято решение о продаже его за наибольшую цену, предложенную в ходе проведения аукциона без объявления цены, а именно за 300000 рублей. Таким образом, сельсовет избежал финансовых затрат, которые могли причинить ущерб его бюджету и пополнил бюджет за счет продажи имущества в указанном размере. Какого-либо ущерба от данной сделки муниципальному образованию не причинено, напротив бюджет сельсовета был пополнен на сумму 300000 рублей, от продажи принадлежащего ему имущества. Требования прокурора о признании сделки недействительной являются необоснованными и несоответствующими действующему законодательству. Сделка не нарушает требований закона или иного правового акта, так как проведена в соответствии с действующим законодательством, что в свою очередь не оспаривается заявителем, не посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в связи с чем, отсутствуют основания применения норм, содержащихся в ст. 168 ГК РФ. Просит отказать заявителю в удовлетворении его требований в полном объеме (л.д. 91-94).
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что нарушений при проведении торгов допущено не было, трактор К-700А был приобретен им по разумной цене, на момент приобретения трактор находился в нерабочем состоянии, им понесены расходы по ремонту трактора. В связи с техническим состоянием трактора на момент приобретения, ремонт трактора производился его работниками на территории Холмогорского сельсовета. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. ), просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Из отзыва Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края на исковое заявление следует, что им не известны обстоятельства заключения сделки о реализации спорного трактора. В настоящее время трактор К-700А, 1994 года выпуска, заводской №, двигатель №, зарегистрирован за ФИО2 (л.д. 95).
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к следующему:
На основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту – Закон № 178-ФЗ) под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося, в том числе, в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Законом.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статьей 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
На основании п.п. 1-2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу положений статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
На основании п.п. 2, 3 ст. 447 ГК РФ в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
В силу п. 4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
В силу п.п. 1-3 ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Из содержания данной нормы следует, что законом определено единственное основание для признания торгов недействительными – нарушение процедуры их проведения. При этом применительно к статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации под правилами проведения торгов следует понимать те процедурные нарушения, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всех заинтересованных лиц принять участие в торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя.
В силу п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
В соответствии с п.п. 2, 7, 8 ст. 13 Закона № 178-ФЗ к способам приватизации государственного и муниципального имущества относятся: продажа государственного и муниципального имущества на аукционе (торги), продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения, продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.
В силу ст. 12 Закона № 178-ФЗ начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.
На основании п. 1 ст. 15 Закона № 178-ФЗ под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
В силу п. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет».
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети «Интернет» в течение десяти дней со дня принятия этого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на аукционе продается государственного или муниципальное имущество в случае, если покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном ст. 15 Закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 15 Закона, за исключением начальной цены. Претенденты направляют свои предложения о цене муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. Предложения о приобретении муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателями признается лицо, предложившее за муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
На основании п. 5 ст. 24 Закона № 178-ФЗ подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
По смыслу п.п. 12-18 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены», покупателем имущества при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества признается претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.
Протокол об итогах продажи имущества должен содержать: а) сведения об имуществе; б) общее количество зарегистрированных заявок; в) сведения об отказах в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов и причин отказов; г) сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов; д) сведения о покупателе имущества; е) цену приобретения имущества, предложенную покупателем; ж) иные необходимые сведения.
Решением Холмогорского сельского совета депутатов Шарыповского района Красноярского края № 04-14 от 02 марта 2016 года утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования Холмогорский сельсовет, согласно п. 10 которого основными целями приватизации являются совершенствование управления муниципальной собственностью, обеспечение доходной части бюджета Холмогорского сельсовета, привлечении инвестиций.
На основании п. 52 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования Холмогорский сельсовет, нарушение порядка проведения продажи муниципального имущества, включая неправомерный отказ в признании претендента участником торгов, влечет за собой признание сделки, заключенной по результатам продажи такого имущества, недействительной.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 25 июня 2013 года между Муниципальным образованием Холмогорский сельсовет Шарыповского района и Д.А.А. был заключен муниципальный контракт № о приобретении муниципальным образованием транспортного средства (К-700), 1994 года выпуска, за 500000 рублей (л.д. 65-67).
Из Акта приема-передачи имущества от 25 июня 2013 года следует, что Продавец (Д.А.А. ) передал Покупателю (Муниципальному образованию Холмогорский сельсовет Шарыповского района), а Покупатель принял транспортное средство трактор колесный, К-700А, 1994 года выпуска, № двигателя №, кузов №, желтого цвета, паспорт транспортного средства серия ВА № от 08 апреля 2002 года, свидетельство о регистрации транспортного средства серии ВН № от 12 декабря 2011 года (л.д. 65).
Из справки Администрации Холмогорского сельсовета № 03-43 от 06 июня 2018 года следует, что 20 марта 2007 года у Трактора К-700А, 1994 года выпуска, была замена двигателя № № на № № (л.д. 118), о чем имеется также отметка в паспорте самоходной машины и других видов техники (л.д. 18,19).
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов № № от 27 ноября 2017 года балансовая (восстановительная) стоимость трактора К-700А, по состоянию на 25 июня 2013 года составляла 500000 рублей (л.д. 69).
Из паспорта самоходной машины и других видов техники ВА №, свидетельства о регистрации машины № от 18 октября 2013 года следует, что владельцем трактора К-700А, 1994 года выпуска, желтого цвета, государственный регистрационной знак №№, заводской номер машины №, двигатель №, коробка передач №, являлась Администрация Холмогорского сельсовета (л.д. 18-19, 20).
Согласно отчету № 109/16 от 19 августа 2016 года итоговая рыночная стоимость трактора К700А, 1994 года выпуска, желтого цвета, № двигателя №, коробка передач №, № рамы №, изготовитель Кировский завод, регистрационный №№, паспорт самоходной машины ВА №, свидетельство о регистрации машины №, принадлежащего на праве собственности Администрации Холмогорского сельсовета, составляет 997000 рублей (л.д.119-171).
Постановлением Холмогорского сельского совета депутатов Шарыповского района Красноярского края № 11-44-Р от 26 января 2017 года утвержден прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества Холмогорского сельсовета на 2017 года. В приложении к постановлению указан трактор К-700А, 1994 года выпуска, № двигателя №, желтого цвета, объем двигателя № куб.см, изготовитель Кировский завод г. Санкт-Петербург, рыночная стоимость 997000 рублей. (л.д. 172-173).
Постановлением Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края № 30-П от 06 февраля 2017 года «О проведении аукциона» постановлено провести аукцион, открытый по составу участников и закрытый по форме подачи предложений о цене, по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности: Трактора К-700А, 1994 года выпуска, № двигателя №, желтого цвета, изготовитель Кировский завод г. Санкт-Петербург, начальная цена 997000 рублей, размер задатка 199400 рублей, утвержден состав комиссии по приватизации муниципального имущества (л.д.174).
На основании постановления администрации Холмогорского сельсовета № 30-П от 06 февраля 2017 года «О проведении аукциона» в Холмогорском вестнике от 06 февраля 2017 года № 05, на сайте torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение о проведении 10 марта 2017 аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене, по продаже муниципального имущества: Трактора К-700А, 1994 года выпуска, желтого цвета, начальная цена 997000 рублей, прием заявок на участие в аукционе с 07 февраля 2017 года по 03 марта 2017 года, дата определения участников аукциона 07 марта 2017 года (л.д.177-180, 181-183).
Из протокола № 1 заседания комиссии по приватизации муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Холмогорского сельсовета (аукциона по продаже муниципального имущества, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене) от 07 марта 2017 года следует, что аукцион по продаже муниципального имущества: Трактора К-700А, 1994 года выпуска, признан несостоявшимся в связи отсутствием заявок (л.д. 184).
Постановлением Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района № 61-П от 09 марта 2017 года «О продаже муниципального имущества посредством публичного предложения» постановлено провести продажу посредством публичного предложения имущества, находящегося в муниципальной собственности: трактора К-700А, 1994 года выпуска, начальная цена 997000 рублей, размер задатка 199400 рублей, величина снижения цены «шаг понижения» 99700 рублей, величина повышения цены «шаг аукциона» 49850 рублей, минимальная цена предложения «цена отсечения» 498500 рублей, утвержден состав комиссии по приватизации муниципального имущества (л.д. 185-187).
На основании постановления Администрации Холмогорского сельсовета № 61-П от 09 марта 2017 года «О продаже муниципального имущества посредством публичного предложения» в Холмогорском вестнике от 09 марта 2017 года № 07, на сайте torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение о проведении 10 апреля 2017 года продажи посредством публичного предложения имущества, находящегося в муниципальной собственности Холмогорского сельсовета: трактора К-700А, 1994 года выпуска, начальная цена 997000 рублей, размер задатка 199400 рублей, величина снижения цены «шаг понижения» 99700 рублей, величина повышения цены «шаг аукциона» 49850 рублей, минимальная цена предложения «цена отсечения» 498500 рублей. Прием заявок с 10 марта 2017 года по 04 апреля 2017 года, дата определения участников продажи посредством публичного предложения 06 апреля 2017 года, продажа посредством публичного предложения подводится 10 апреля 2017 года (л.д. 188-191, 192-194).
Из протокола заседания аукционной комиссии о результатах продажи муниципального имущества посредством публичного предложения от 06 апреля 2017 года следует, что продажа спорного муниципального имущества посредством публичного предложения признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок (л.д. 195).
07 апреля 2017 года Администрацией Холмогорского сельсовета Шарыповского района принято решение о проведении продажи без объявления цены имущества, находящегося в муниципальной собственности: трактора К-700А, 1994 года выпуска, утвержден состав комиссии по приватизации муниципального имущества, что следует из Постановления № 87-П от 07 апреля 2017 года «О продаже муниципального имущества без объявления цены» (л.д. 196-198).
На основании постановления Администрации Холмогорского сельсовета № 87-П от 07 апреля 2017 года «О продаже муниципального имущества без объявления цены» в Холмогорском вестнике от 07 апреля 2017 года № 09, на сайте torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение о проведении 10 мая 2017 года продажи имущества без объявления цены Трактора К-700А, 1994 года выпуска, желтого цвета, прием заявок с 10 апреля 2017 года по 04 мая 2017 года, дата определения участников продажи имущества без объявления цены 05 мая 2017 года, договор купли-продажи имуществ заключается в течении 5 рабочих дней со дня подведения итогов продажи (л.д. 203-206, 199-202).
05 мая 2017 года участниками продажи муниципального имущества Трактора К-700А, 1994 года выпуска, без объявления цены признаны П.П.В. и ФИО2, что следует из протокола № 1 определения участников продажи имущества без объявления цены от 05 мая 2017 года (л.д. 35, 216).
10 мая 2017 года решением комиссии при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества покупателем имущества признан претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество ФИО2, предложивший 300000 рублей (П.П.В. предложена цена 277500 рублей) (л.д. 217, 207-211, 212-215).
16 мая 2017 года между Муниципальным образованием Холмогорский сельсовет Шарыповского района в лице главы Холмогорского сельсовета Х.В.И. и ФИО2 на основании итогового протокола заседания комиссии о результатах продажи имущества без объявления цены от 10 мая 2017 года заключен договор купли-продажи муниципального имущества: Трактора К-700А, 1994 года выпуска, желтого цвета, предприятие изготовитель Кировский завод г. Санкт-Петербург, № рамы №, №двигателя №, свидетельство о регистрации машины № от 18 октября 2013 года (л.д. 61-62).
Согласно п. 2.1 Договора купли-продажи муниципального имущества от 16 мая 2017 года цена муниципального имущества установлена в размере 300000 рублей в соответствии с итоговым протоколом заседания комиссии о результатах продажи имущества без объявления цены от 10 мая 2017 года.
Из акта приема-передачи от 16 мая 2017 года следует, что муниципальное имущество Трактор К-700А, 1994 года выпуска, передано ФИО2 (л.д. 63), ФИО2 оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № от 18 мая 2017 года на сумму 300000 рублей (л.д. 40).
26 мая 2017 года за ФИО2 зарегистрировано право собственности на спорный трактор (л.д. 42).
В силу требований ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление Шарыповского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Истцом процедура проведения торгов по реализации ФИО2 трактора К-700А, 1994 года, в установленном п. 1 ст. 449 ГК РФ порядке не оспаривается, однако, без оспаривания самих торгов заключенный по их результатам договор купли-продажи не может быть признан недействительным, как это следует из положений ст. 449 ГК РФ.
При этом, каких-либо нарушений порядка проведения торгов в процессе разбирательства по делу судом установлено не было.
Единственным основанием для признания сделки недействительной, указанным истцом, является неприемлемая цена (ниже рыночной стоимости), за которое было реализовано имущество путем продажи имущества без объявления цены.
Между тем, представителем ответчика Администрации Холмогорского сельсовета ФИО1 в судебных заседаниях неоднократно указывалась на то, что приобретенный Администрацией Холмогорского сельсовета в 2013 году за 500000 рублей не в новом состоянии трактор К-700А, 1994 года, был продан ФИО2 в нерабочем состоянии и требовал значительных затрат для его восстановления, при этом в бюджет Администрации Холмогорского сельсовета денежные средства на ремонт указанного трактора заложены не были.
Ответчик ФИО2 пояснил, что трактор им приобретен в нерабочем состоянии, после покупки трактора он понес расходы на его ремонт, при этом, без проведения первичного ремонта забрать трактор с территории сельсовета не представлялось возможным.
В судебном заседании свидетели Т.В.А. и Н.С.И. пояснили, что в 2017 году ФИО2 был приобретен трактор К-700А, ими производились ремонтные работы указанного трактора, в том числе двигателя, тяги, на территории <адрес>, поскольку трактор был в нерабочем состоянии, не на ходу.
В обоснование доводов ответчиком ФИО2 о несении расходов по ремонту спорного трактора предоставлены товарный чек ИП М.Т.В. № от 15 июня 2017 года о приобретении запасных частей на сумму 279207 рублей, накладную ОАО «Назаровская Сельхозтехника» № от 13 марта 2018 года, подтверждающего проведении капитального ремонта КПП трактора К-700-А с заменой крышки в размере 97000 рублей, расходную накладную ООО ТД «Галактика»№ от 26 апреля 2017 года о приобретении ИП ФИО2 запасных частей на сумму 59983 рубля (л.д. 218-220). Таким образом, общая сумма расходов ФИО2 по ремонту спорного трактора составила 436190 рублей, доказательств обратного истцом не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанная ФИО2 в заявке цена спорного трактора в сумме 300000 рублей с учетом технического состояния трактора и необходимости проведения его ремонта, является экономически целесообразной, объективной и приемлемой, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 421 ГК РФ комиссией обоснованно было принято предложение ФИО2 о продаже трактора за указанную им сумму.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом в силу статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств нарушения Администрацией Холмогорского сельсовета порядка проведения торгов, которые могут являться основанием для признания торгов недействительными, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании сделки от 16 мая 2017 года между ФИО2 и муниципальным образованием Холмогорский сельсовет по купле – продаже муниципального имущества – трактора К-700А, 1994 года выпуска, недействительной.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований прокурора о признании сделки недействительной, то требование о применении последствий недействительности сделки также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края» к администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, ФИО2 о признании сделки купли – продажи муниципального имущества – трактора, недействительной, применении последствий недействительности сделки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 10 июня 2018 года.
Председательствующий: Д.В. Давыденко