№ 2-336/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Большеустьикинское 25 мая 2018 года
Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зиангировой Э.Д.
при секретаре Захарчук Ю.Н.,
с участием представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан к ФИО2 о возврате выделенных средств субсидии в связи с нарушением условий договора,
установил:
Администрация муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан (далее - администрация) обратилась в суд с иском к ФИО2 о возврате предоставленной субсидии.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО2 обратилась в администрацию с заявлением на получение из Федерального бюджета субсидии на начальной стадии становления бизнеса. Ознакомившись с условиями получения субсидии, ответчик направила также пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии. По результатам рассмотрения представленных документов, комиссией муниципального района Мечетлинский район РБ по отбору кандидатов на получение субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства было принято решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО2 субсидии на начальной стадии становления бизнеса в размере 299670 руб. 00 коп. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№). Условием предоставления субсидии являлось осуществление деятельности на территории района в течение 2 лет с момента получения финансовой помощи, создание 2 рабочих мест, сохранение 1 рабочего места, согласно поданного заявления на получение субсидии. ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и администрацией подписан договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № (далее - Договор). По условиям Договора администрация на основании Программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2013-2018 г.», утвержденной Постановлением Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, решения комиссии муниципального района Мечетлинский район РБ по отбору кандидатов на получение субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, принимает на себя обязательства по предоставлению субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО2 в размере 299670 руб. 00 коп. В свою очередь, ИП ФИО2 обязалась: согласно п. 2.3.3 Договора предоставлять в администрацию отчет об эффективности деятельности ежегодно до 10 числа последующего месяца после окончания года по данным бухгалтерской отчетности в течение 2 лет; согласно п. 2.2.4 Договора осуществлять деятельность на территории района в течение 2 лет с момента получения финансовой помощи, создать 2 рабочих места, сохранить 1 рабочее место; согласно п. 2.2.5 Договора письменно уведомлять администрацию о проведении реорганизации, ликвидации, а также введении процедур банкротства в отношении Получателя субсидии в течение 2 лет с момента заключения договора. Свои обязательства по перечислению субсидии в размере 299670 руб. 00 коп. администрация исполнила в установленном порядке. Ответчик не предоставила ни одного отчета об эффективности деятельности, ДД.ММ.ГГГГ прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уведомила администрацию о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В сентябре 2017 г. прокуратурой района проведена проверка в сфере противодействия коррупции и поддержки предпринимателей, в том числе ФИО2ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение №, в котором было указано осуществить возврат бюджетных средств. ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено повторное уведомление № о возврате бюджетных средств в течение 30 дней. В настоящее время средства бюджета ответчиком в добровольном порядке не возвращены. Просят взыскать с ФИО2 сумму предоставленной субсидии в размере 299670 руб. 00 коп.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила суду, что все предоставленные ей бюджетные средства были использованы по целевому назначению для приобретения игровой комнаты и инвентаря, а также аренды помещения, в период осуществления ею предпринимательской деятельности. В связи с тем, что осуществление предпринимательской деятельности не принесло ожидаемой прибыли, была вынуждена прекратить деятельность в 2017 г.
Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом пункт 1 статьи 11 Закона N 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
По правилам пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Федеральной налоговой службы России ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, и прекратила свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен Договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № на сумму 299670 руб. 00 коп.
Администрация принятые на себя обязательства исполнила надлежащим образом, перечислив на счет индивидуального предпринимателя ФИО2 299670 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 1.1, 1.2 вышеуказанного договора предметом настоящего договора является субсидирование администрацией получателя на начальной стадии становления бизнеса за счет средств федерального бюджета, осуществляется в соответствии со сметой расходов согласно приложению № к настоящему договору.
Получатель обязуется использовать выделенные субсидии в соответствии со сметой расходов, ежеквартально представлять отчет о фактическом использовании денежных средств, предоставлять в администрацию отчет об эффективности деятельности ежегодно до 10 числа последующего месяца после окончания года по данным бухгалтерской отчетности в течение 2 лет; осуществлять деятельность на территории района в течение 2 лет с момента получения финансовой помощи, создать 2 рабочих места, сохранить 1 рабочее место; письменно уведомлять администрацию о проведении реорганизации, ликвидации, а также введении процедур банкротства в отношении Получателя субсидии в течение 2 лет с момента заключения договора
Пунктами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2013-2018 годы», утвержденной постановлением главы администрации МР Мечетлинский район РБ ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрен порядок возврата субсидии в бюджет района в случае выявления факта ее нецелевого использования в нарушение условий ее предоставления, установленных Программой и заключенным договором, в порядке, указанном в пункте ДД.ММ.ГГГГ Программы.
Исходя из положений пункта 5.3 договора № о субсидировании начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ в случае использования получателем бюджетных средств не по целевому назначению, он обязан возвратить использованные не по целевому назначению средства в доход федерального бюджета. В рамках настоящего договора нецелевым использованием бюджетных средств считается получение субсидии по недостоверным (фальсифицированным) документам, предоставленным Получателем, и использование их не в соответствии со сметой расходов согласно приложению к настоящему договору.
Следовательно, единственным основанием для возврата предоставленных субсидий является нарушение условий, установленных при ее предоставлении - использование их не по назначению.
Из материалов дела следует, что ответчик ФИО2 использовала все денежные средства по целевому назначению в соответствии условиями договора № о субсидировании начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ, приобретя оборудование для игровой комнаты, что подтверждается договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ№, спецификацией, квитанций от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 311650 руб. 00 коп., товарной накладной на указанную сумму, квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16600 руб., товарной накладной на указанную сумму от ДД.ММ.ГГГГ Использование предоставленных ответчику бюджетных средств по целевому назначению администрацией не оспаривается.
Требование истца о возврате субсидии в связи с невыполнением ответчиком обязанности предоставлять в администрацию отчет об эффективности деятельности течение 2 лет; осуществлять деятельность на территории района в течение 2 лет с момента получения финансовой помощи, письменно уведомлять администрацию о проведении реорганизации, ликвидации, а также введении процедур банкротства в отношении Получателя субсидии в течение 2 лет с момента заключения договора суд считает несостоятельным, поскольку ни Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ни Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 511-3 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан", ни вышеуказанной Муниципальной программой, ни договором № о субсидировании начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ такой обязанности не предусмотрено.
Принимая во внимание, что единственным условием возврата предоставленных субсидий является ее использование не по назначению, ответчик использовал все денежные средства в соответствии с целевым назначением, то основания для удовлетворения исковых требований истца о возврате субсидии отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан к ФИО2 о возврате предоставленной субсидии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Белокатайский межрайонный суд РБ в течение одного месяца.
Судья Э.Д. Зиангирова