ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/2021 от 08.04.2021 Лесозаводского районного суда (Приморский край)

№ хх

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Лесозаводск 8 апреля 2021 г.

Лесозаводский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Галаюда С.С.,

при секретаре Архиповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению НРМ к Акционерному обществу «Почта России» о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Истец (НРМ обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Почта России» о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя.

В обоснование иска указал, что 24.09. 2020 между ним и ответчиком, в его личных целях, был заключён Договор оказания услуг почтовой связи - через Отделение почтовой связи АО «Почта России», расположенное по адресу: ххххххх, им было отправлено письмо с юридически значимыми документами с объявленной ценностью 300 рублей (почтовый идентификатор № хх) в адрес: хххххххххххххх,

ххххххх, получателю (адресату): юридическая компания индивидуального предпринимателя НИЮ., за что им было уплачено по квитанции 234 рубля. ххххххх в ххххххх обслуживается Отделением почтовой связи с индексом 690003, который и был указан им при отправлении Письма. Судя по Отчёту об отслеживании отправления на официальном сайте АО «Почта России», его ценное письмо с почтовым идентификатором № хх вместо почтового отделения с индексом 690003, было отправлено исполнителем услуги хх.хх.хххх на почтовое отделение с индексом 690090, которое не обслуживает ххххххх в ххххххх. Его письмо пролежало без вручения адресату более месяца в отделении 690090, после чего было возвращено в

ххххххх, где была предпринята попытка вернуть письмо отправителю. При этом до него не доводилась информация о том, что исполнитель услуги пытался вручить его письмо адресату из почтового отделения с индексом 690090. Более того, при оформлении его ценного письма (заключении Договора от 24.09. 2020) в почтовом отделении с индексом 692036, специалист ответчика в бланке Описи вложения не заполнила графу: «номер почтового идентификатора», в оттиске почтового штемпеля указан - 2015. При получении от него Претензии от хх.хх.хххх на отрывном талоне почты в оттиске почтового штемпеля указан - 2010. Из чего следует либо небрежность со стороны специалистов ответчика при оформлении почтовых отправлений, либо их непрофессионализм, что в любом случае указывает на ненадлежащие исполнение заключённого Договора услуг почтовой связи между сторонами. От предложения отделения почтовой связи с индексом 692036 получить письмо обратно - он отказался. Поскольку посчитал, что ответчик не исполнил заключённый между ними Договор оказания услуг почтовой связи надлежащим образом. Он отказался получать не вручённое адресату Письмо и хх.хх.хххх подал письменную претензию по месту заключения договора (отделение почтовой связи с индексом 692036), в которой потребовал безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги: исполнить договорные обязательство между ним и АО «Почта России» и доставить ценное письмо с почтовым идентификатором № хх адресату в ххххххх. Исполнитель услуг после получения от него претензии от хх.хх.хххх его письмо направил в ххххххх края, где оно и находится на временном хранении в почтовом отделении с индексом 692106 до настоящего времени.

По рассматриваемому Договору за уплаченные им деньги исполнитель услуги (ответчик) обязан через почтовое отделение с индексом 690003 доставить его ценное письмо с описью вложения адресату в ххххххх,

ххххххх, ИП НИЮ. Однако ответчик свои обязательства по Договору не выполнил. Из чего следует, что АО «Почта России» нарушило заключённый хх.хх.хххх Договор оказания услуг почтовой связи и до настоящего времени (без объяснения причин) не вручило письмо адресату.

Из указанных незаконных действий ответчика, нарушающих его права потребителя, следует его обязанность - компенсировать причинённый ему моральный вред: нравственные страдания от чувства досады, униженности, беспомощности и обиды, переживаний за срыв намеченных важных планов,

от того, что ответчик, грубо игнорируя его права потребителя, лишил его возможности получить за уплаченные деньги качественную услугу почтовой связи, представляя его в неблагоприятном виде перед близкими и знакомыми.

Причинённый моральный вред он оценил в 300 000 рублей и предложил исполнителю услуг почтовой связи АО «Почта России» в досудебном порядке решить вопрос о компенсации морального вреда путём перечисления указанной суммы на его банковский счёт. Ответ - отрицательный, как следует из писем ответчика от хх.хх.хххх и от хх.хх.хххх.

Просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей за нарушение прав потребителя, штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом истцу за несоблюдение в досудебном (добровольном) порядке удовлетворения требования потребителя о компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец (НРМ.) настоял на удовлетворении исковых требований. Дополнил, что хх.хх.хххх отправил ценное письмо через почтовое отделение № хх. Ему нужно было расторгнуть договор с юридической компанией, и документы решил направить ценным письмом. Узнал, что в течение 2-3 дней письмо будет доставлено адресату. хх.хх.хххх зашел в почтовое отделение, оператор сообщил, что письмо доставлено в

ххххххх. Позвонил юристу в юридическую компанию, на имя которой было направлено письмо, сообщил им о том, что отправил им письмо, ему сообщили, что они раз в неделю забирают почту. Через неделю вновь им перезвонил, ответили, что письмо его не получили. Он решил, что они хитрят, не хотят расторгать с ним договор. После опять к ним обратился, ответ был таков, что письмо им так и не пришло. Он упустил срок по расторжению договора с юридической компанией. Позже обратился в своё почтовое отделение и спросил, как вернуть письмо адресату, но ему ответили, что это

невозможно уже сделать, так как вышли все сроки. Предложили письмо забрать и по новой направить. Он отказался, сказал, что он всё сделал как положено. Новым письмом он бы нарушил все сроки расторжения договора с юридической компанией. На конверте ценного письма стоял только один штамп, подтверждающий, что письмо было отправлено из ххххххх и больше никаких отметок на конверте не было, как будто оно не ходило в ххххххх вовсе. Копия конверта у него имеется. Он желал расторгнуть договор с юридической фирмой, и в данном письме были именно эти документы. Моральный вред он оценил в 300 000 рублей в связи с нравственными страданиями. Он обратился ко всем, но никто не захотел ему помочь, работникам почтового отделения было всё безразлично.

Представитель истца ПВВ также настоял на удовлетворении иска.

Дополнил, что его доверитель хотел, чтобы Пенсионный фонд в ххххххх при расчете пенсии учел время обучения в ВУЗе и он нанял юридическую фирму в ххххххх, чтобы они занялись данным вопросом с Пенсионным фондом. Истец посчитал, что фирма солидная, заключил с ними договор и заплатил им 15 000 рублей. По возвращению домой в ххххххх выяснил, что данная фирма не имеет отношения к юридическим делам, и решил срочно расторгнуть с ними договор, хотел вернуть свои деньги. В письменном виде истец с компанией заключался договор и решил расторгнуть договор в письменном виде, в связи с чем и направил документы ценным письмом.

Когда истец обратился к нему, то он понял, что истец в отношении почты проделал большую работу, звонил, ходил к ним, серьезно нервничал, был растерян, унижен, деньги им были заплачены, договор был нарушен, и это не единственное нарушение со стороны ответчика. Сотрудники почты выдали ему квитанцию об оплате за отправку ценного письма, она не читаема, кто-то ему из работников ручкой дописал идентификационный номер, зато деньги за свою работу берут. Истец к работникам почтового отделения дважды обратился решить вопрос в досудебном порядке о возврате компенсации морального вреда, они отказали ему дважды в приеме данного обращения. Истец от таких действий испытывает шок и сильнейшее волнение. Это издевательство над человеком со стороны работников почтового отделения. Письмо месяц пролежало в почтовом отделении ххххххх, которое не обслуживает указанный истцом адресат, поэтому адресат и не мог прийти в данное отделение для получения ценного письма, так как в их адрес из почтового отделения не поступало уведомление о письме. Все это они уточнили через поисковик «Почта России». Ответчик, когда получил претензию, в которой было предложено исполнить договор, письмо предложил отправить адресату повторно, затем они направили письмо истца в ххххххх на хранение и оно до сих пор там и находится и предлагают истцу забыть про письмо и направить ему новое, но это нарушение закона о правах потребителя. За такие вещи лицо, нарушившее права потребителя, несет ответственность и они обратились в суд. Иск обоснован, законен и подлежит удовлетворению.

Несмотря на многочисленные контакты истца с почтой в ххххххх, ему ни разу не было сказано, что почта в ххххххх уведомила адресат о получении письма. Когда почта предпринимает попытки вручить ценное письмо, они делают отметки на письме, но письмо истца лежало месяц на почте и на нём нет ни одной отметки о попытке вручения. Согласно действующих Правил оказания услуг почтовой связи при попытке вручения почтой адресату почтовое отправление данный факт жестко фиксирует п.32, 44. В случае, если адресат отказывается от получения, он сам имеет право сделать пометку, если он это не делает, отметку ставит почтальон на конверте или на уведомлении о вручении. Они приложили к заявлению реальные документы о вручении почтой России заказного письма, направленного в адрес истца судом, письмо было получено не с первой попытки, на конверте видно, что рукой работника почты сделана отметка, и в распечатке из поисковика почты России прямо указано, кто отправитель, кто получатель, что была неудачная попытка вручения письма.

Представитель ответчика ЧСВ действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что в отзыве, предоставленном суду, имеются обоснование их позиции по заявленному иску. Дополнила, что извещение отправляется один раз, о ценном письме вторичное отправление уведомления не предусмотрено. С 01.06. 2018 на почтовых отправлениях не ставят дату направления извещения, до 2018 ставились данные печати, а сейчас не ставят. В данном случае был такой же порядок, только отметка о неудачной попытке вручения ставится в программе, а не на письме отмечается.

Письмо истцом было обозначено ценным, такие письма в доставку почтальоном не берутся. Вторичное извещение никак не могло поступить, оно не выписывается вторично. На письме на лицевой стороне стоит дата хх.хх.хххх, это дата приема этого письма в отделение № 90, на конверте имеется подпись оператора, что письмо поступило в почтовое отделение.

Представитель третьего лица ЧЖГ с иском не согласна. Считает, что если адресат не захотел получать письмо, они не могут за это нести ответственность.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 151 ГК РФ устанавливает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Перечень нематериальных благ закреплен в статье 150 ГК РФ, в соответствии с которой к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Таким образом, обязанность компенсации морального вреда возлагается на его причинителя при наличии в его действиях состава гражданского правонарушения, включающего в себя противоправное деяние, наступление вреда, причинно-следственную связь между деянием и наступившими последствиями и вину.

Статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки её пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии с пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Согласно пункту 31 Правил оказания услуг почтовой связи при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).

В соответствии с приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» пунктом 5.3.10 установлено, что при оказании дополнительных услуг почтовый работник оформляет квитанцию формы № 47, в которой указываются:

- Ф.И.О. пользователя услугами почтовой связи или наименование организации;

- наименование дополнительной услуги (например, «за проверку соответствия вложения почтового отправления описи вложения»);

- общая сумма платы за дополнительные услуги (рубли прописью, копейки цифрами);

- расшифровка суммы платы за дополнительные услуги;

- итоговая сумма платы (рубли прописью, копейки цифрами);

- дата приема;

- должность, Ф.И.О., подпись работника, производившего прием.

Оригинал квитанции формы № 47 отделяется от корешка квитанционной книжки, на оборотной стороне квитанции ставится оттиск КПШ и после получения платы за дополнительные услуги выдается отправителю.Где КПШ (календарный почтовый штемпель) предназначается для гашения почтовых марок и оформления ПО и документов, обозначения на почтово-телеграфных отправлениях, квитанциях и документах места и даты, в некоторых случаях еще и часа приема, отправки, получения или выдачи ПО. Оттиск КПШ, содержит в себе информацию о дате проведения какой-либо операции, произведенной с почтовым отправлением, о наименовании объекта почтовой связи, включая его почтовый индекс, КПШ наносится на оболочку или адресный ярлык, в специально отведенном месте, на бланке уведомления о вручении ф. 119, на квитанции и на все документы, которые составляются в объектах почтовой связи. На КПШ имеются цифры: первая пара цифр обозначает число, вторая – месяц, третья – последние цифры года, четвертая – время.

Таким образом, довод истца, что на оттиске почтового штемпеля указаны год 2015 и 2010, не соответствует действительности, поскольку последние цифры на оттиске печати обозначают время.

Статьей 34 Федерального закона «О почтовой связи» установлена ответственность операторов почтовой связи, согласно которой за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах: в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность; в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи; в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления); в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы; в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы; в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

За утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, хх.хх.хххх отправителем НРМ. направлено письмо с объявленной ценностью 300 рублей, получателем указана Юридическая компания ИП НИЮ.. хх.хх.хххх письмо прибыло в сортировочный центр

ххххххх, хх.хх.хххх прибыло в место вручения - 690090 ххххххх; хх.хх.хххх возврат отправителю по иным обстоятельствам; хх.хх.хххх прибыло в сортировочный центр - ххххххх; хх.хх.хххх прибыло в место вручения - ххххххх; хх.хх.хххх направлено для передачи на временное хранение; хх.хх.хххх временное хранение - ххххххх.

Согласно обращения в 2015 в рамках реализации услуги «Центр выдачи и приема посылок» отделение почтовой связи (далее ОПС) 690090 было выбрано для внедрения данной услуги, в связи, с чем из других ОПС услуга по обработке и вручению РПО была частично или полностью выведена, что позволило уменьшить загруженность операционных окон, увеличить клиентопоток потребителей услуг почтовой связи, а также улучшить основные показатели качества оказываемых услуг (исх. № 01.2.1-06/233 от хх.хх.хххх)

Так как РПО № хх представляет из себя письмо с объявленной ценностью и описью вложения, оно было направлено в ближайший для получателя Центр приема и выдачи посылок, которым является ОПС 690090 ххххххххх.хх.хххх в связи с чем досыл до ОПС 690003 был невозможен.

В соответствии с п.13 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи хх.хх.хххх, под ценным почтовым письмом понимается письмо, вложение в которое оценивается отправителем.

Письма с объявленной ценностью выдаются непосредственно на предприятии связи. Адресатам доставляются извещения с приглашением получить почтовое отправление на предприятии связи (п.92 Почтовых правил).

При наличии у предприятия связи возможности и согласия получателей оплачивать доставку перечисленные в п.92 почтовые отправления могут доставляться на дом (п.93).

Представляется, что данное положение Почтовых правил распространяется и на доставку ценных писем в офисы организаций.

Таким образом, для доставки ценного письма непосредственно в офис организации необходимо наличие у предприятия связи возможности, а у получателя - намерения осуществлять доставку в офис в форме письменной заявки и финансовых средств для оплаты данной услуги.

Истцом не представлено доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом, за которую операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска НРМ к Акционерному обществу «Почта России» о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021 г..

Судья С.С. Галаюда